Выборы в бундестаг: третьим будешь?
Сейчас, буквально за пару дней до намеченных на 26 сентября выборов в бундестаг, ни один серьёзный политнаблюдатель не возьмётся с гарантией предсказать, кто победит - консерваторы или социал-демократы. По опросам пока лидирует СДПГ, за которую готовы отдать голоса 25% бундесбюргеров. Блок ХДС/ХСС отстаёт всего на 3%. Причём за последнюю неделю социал-демократы слегка потеряли (1,5%), а христианские демократы добавили (2%).
Главная интрига в том, что даже если сложить их рейтинги и представить возможное продолжение «большой коалиции», то выходит, что сообща они смогут набрать в лучшем случае что-то около 47-48%. А этого недостаточно, чтобы сформировать правительство. Выходит, что нужно искать третьего...
У ХДС есть потенциальный и традиционный союзник в лице либералов - им симпатизируют около 12% избирателей. У СДПГ возможный и идеологически близкий партнёр - «зелёные» (15%). Есть ещё слева - Левая партия (6%) и справа - «Альтернатива для Германии» (АдГ) (11%), с которой категорически не желает иметь дело ни одна из парламентских партий.
При этом кандидат от СДПГ Олаф Шольц с рейтингом в 40% в два раза популярнее каждого из основных конкурентов - представителя партии «Союз 90»/«зелёные» Анналены Бербок и Армина Лашета (ХДС).
Вот такой пасьянс. И пока не время говорить о возможных вариантах правительственной коалиции, а их немало. Осталось совсем немножко подождать.
Пока формально шансы социал-демократов действительно выглядят предпочтительнее, но, как говорится, ещё не вечер. У немецких избирателей есть примечательная особенность. Если речь идёт, предположим, о выборах в Европарламент, то они могут поддержать кого-угодно - хоть представителя ЛГБТ, хоть борца за бережное отношение к домашним животным. Страсбург, где заседает Европарламент, как говорится, далеко... А вот когда речь заходит о федеральных выборах, то они, как правило, голосуют за реальных политиков и… ХДС/ХСС.
Посмотрим, как будет на этот раз.
Почему теряет популярность партия Меркель?
«Мамочка» (Mutti), как действующего канцлера Ангелу Меркель называют в Германии, целых 16 лет одновременно руководила и страной, и ХДС. Много раз, будучи реальным политиком, она жертвовала партийными интересами ради общенациональных. Она легко поддерживала разумные инициативы политических конкурентов, что неминуемо привело к размыванию строгих партийных установок. На выборах 2017 г. её партия получила 32,9% голосов избирателей (для сравнения: у СДПГ было 20,5%). Сейчас же (по опросам) - на целых 10% меньше. Так нередко бывает, когда уходит яркий лидер, не сумевший заблаговременно подготовить достойную замену.
Как проходят выборы в бундестаг
Принять участие в голосовании имеют право более 60 млн граждан Германии. Каждый получит по два бюллетеня. В первом отмечается понравившийся кандидат по конкретному избирательному округу. Во втором галочку надо ставить за одну из партий, допущенных к выборам. Этот бюллетень ценнее первого, так как именно с его помощью определяется расклад сил в бундестаге.
Справка
Нижняя палата избирается на четыре года путём всеобщих, прямых и тайных выборов по смешанной системе, сочетающей принципы мажоритарной и пропорциональной схем. Количество депутатов непостоянно, но не менее 598. Места сначала получают кандидаты, избранные напрямую. А затем те, кто прошёл по партийным спискам. Для попадания партии в парламент необходимо преодолеть 5-процентный барьер. Если же распределение мест не пропорционально результатам второго голосования (должно быть поровну), то выдаются дополнительные мандаты для исправления диспропорции. Поэтому их в бундестаге всегда больше 598. Например, в 2017 были избраны 709 депутатов. Содержание дополнительных 111 народных избранников обошлось казне в 333 млн евро. Ожидается, что по итогам предстоящего голосования их будет ещё больше. Парламентская реформа, с помощью которой, как ожидается, будет установлен новый порядок, исключающий скачки численности, запланирована лишь на 2024 год.
К нынешним выборам допущены 38 партий. Чтобы облегчить избирателям поиск подходящего политического объединения, в Германии применяется специальная программа «вал-о-мат». На прошлых выборах ею воспользовались более четверти имеющих право голоса - 15,7 млн человек.
Справка
«Вал-о-мат» (нем. Wahl-O-Mat) - электронная система подготовки многопартийных выборов в органы власти, осуществляющая помощь пользователю в принятии решения. Стала применяться в Германии с 2002 года. За её функционирование отвечает Федеральное управление политического устройства Германии. Пользователю системы предлагается список ключевых вопросов (обычно 30-40), по которым позиции партий различаются. На каждый вопрос можно ответить «согласен», «не согласен» или «нейтрален». Вопрос можно также оставить без ответа. После прохождения система выдаёт процент соответствия позиции пользователя с позициями партий, участвующих в выборах. Процедуру опроса можно повторять, изменяя ответы. Так избиратели могут прояснить позиции партий и сделать сознательный выбор.
За кого будут голосовать «русские немцы»?
По данным немецких источников, всего правом голоса обладают около 7,4 млн совершеннолетних граждан Германии иностранного происхождения. Это около 12% всех избирателей. В основном в эту группу входят выходцы из бывшего СССР (не только «русские немцы», но и евреи, украинцы и проч., разными путями выехавшие на ПМЖ в ФРГ), а также этнические турки.
Точных данных о численности русскоязычных граждан Германии нет, но их насчитывают от 3 до 6 миллионов. При оценке электората политтехнологи исходят из числа в 5 миллионов. При канцлере Гельмуте Коле «русские немцы» из чувства благодарности за возвращение на историческую родину почти поголовно голосовали за блок ХДС/ХСС (турки, кстати, традиционно отдавали предпочтение социал-демократам). В 2013 консерваторов поддержали только 55% русскоязычных избирателей. Затем этот показатель продолжил снижение. В последние годы многие выходцы из СССР стали симпатизировать правопопулистской АдГ, которая целенаправленно старалась привлечь эту группу избирателей и распространяла листовки на русском языке.
Пресловутая «рука Москвы»
Никак нельзя обойти вниманием и пресловутую тему российского вмешательства в любые выборы на просторах Запада и, в частности, в бундестаг. Куда же без этого? По данному поводу за три недели до голосования выступила представитель МИД ФРГ Андреа Зассе, которая поведала, что «участились хакерские атаки - вероятно, инициированные из России». «У правительства ФРГ есть надёжные сведения, на основании которых можно сделать вывод, что за деятельностью Ghostwriter может стоять российское государство, а точнее, ГРУ», - заявила она. Речь идёт о случаях рассылки фишинговых электронным писем ряду политиков в Германии, что делалось якобы для кражи личных данных. Генпрокуратура ФРГ даже начала расследование кибератак группы хакеров Ghostwriter. По мнению внешнеполитического ведомства, которое представляет фрау Зассе, эти акции в преддверии выборов могут быть «подготовительными действиями к проведению масштабных операций - таких, как кампании по дезинформации».
Что же мы имеем? До голосования осталось несколько дней, однако никаких «атак», которых опасались немецкие власти, так и не последовало.
Неувязочка вышла
Здравый смысл подсказывает, что у России даже повода нет для того, чтобы портить жизнь добропорядочным немецким избирателям и политикам. Обоих кандидатов от ведущих партий (ХДС и СДПГ), которые идут ноздря в ноздрю в борьбе за кресло канцлера, никак нельзя причислить к врагам нашей страны. Правда, и к записным друзьям - тоже. Однако это не помешает им, как и было при «Мамочке», выстраивать прагматичные, деловые отношения с Москвой, исходя из национальных интересов Германии. Тем более, что Шольц (СДПГ) был вице-канцлером и министром финансов в правительстве Меркель, а Лашет стал её преемником на посту председателя консервативной партии.
Кого ещё «атаковать»? «Зелёную» Бербок, у которой более критичное отношение к России? Так она сама (без «помощи» извне) начудила столько, что её партия переместилась из майского лидера гонки на третье место. И кого поддерживать? АдГ, лидеры которой хотят выхода ФРГ из НАТО и ЕС, которые были частыми гостями как в Москве, так и в регионах (например, в Крыму)? Но тут нужно признать: на внутриполитическом уровне им не сможет, к сожалению, помочь ни один хакер. К членам этой партии все основные политические игроки относятся как к прокажённым, заранее объявив, что не рассматривают даже теоретически её представительство ни в одном из многочисленных вариантов правительственной коалиции.
Так что, мин херц, очередная неувязочка вышла. А что касается результатов выборов в Германии, то с интересом и нетерпением ждём-с. Хорошо бы к Новому году с формированием правительства управились. А то будет, как в прошлый раз: сложные коалиционные переговоры, и это при всех способностях и авторитете Меркель, длились почитай полгода. Как бы в этом случае именно ей ни пришлось бы выступать с новогодним обращением к гражданам от имени действующей власти. Ведь пока коалицию не сформируют - на заслуженный отдых не отпустят.