Выборы в бундестаг: нового канцлера коронуют «зелёные» трансгендеры и либералы
© bundestagswahl-2021.de
Что ожидает Германию после ставших сюрпризом для многих предварительных результатов парламентских выборов?

Выборы в бундестаг: нового канцлера коронуют «зелёные» трансгендеры и либералы

Кандидаты от СДПГ и ХДС/ХСС пришли к финишу почти вровень и дружно заявили о готовности возглавить правительственную коалицию. Кого поддержат «малые» партии?
28 сентября 2021, 11:33
Реклама
Выборы в бундестаг: нового канцлера коронуют «зелёные» трансгендеры и либералы
© bundestagswahl-2021.de
Что ожидает Германию после ставших сюрпризом для многих предварительных результатов парламентских выборов?
Читайте нас на: 

Выборы в бундестаг-2021 установили сразу несколько антирекордов. Партия Меркель, как пока называют ХДС, показала худший результат в своей истории. Из-за нюанса с Левой партией численность депутатского корпуса (в нормальных условиях - 598 мест) пришлось увеличить до 735. Хватит ли стульев в зале заседаний? Как выяснилось, победившие социал-демократы и проигравшие консерваторы оказались, по сути, у разбитого корыта: судьбу их кандидатов в канцлеры будут решать не однопартийцы, а представители «малых» парламентских партий - «зелёные» и либералы. И, наконец, выборы не выявили явного фаворита: каждый из основных претендентов - Олаф Шольц (СДПГ) и Армин Лашет (ХДС) - по-прежнему сохраняют шансы оказаться у руля немецкой политики.

Цитата

«Обе главные партии проиграли. Блок ХДС/ХСС потерпел поражение на этот раз, а СДПГ - ещё восемь лет назад. С 1949 года, когда была образована ФРГ, каждую из этих политических сил поддерживали по 40% избирателей, а теперь их рейтинг скатился до 25%. СДПГ и ХДС растеряли свой электорат и статус народных партий, так как не соответствуют духу времени. Германия идёт в совсем другие политические времена, где правительство нужно будет создавать с тремя, а потом, возможно, и с четырьмя партиями».

Александр Рар, немецкий политолог, научный директор Германо-российского форума.

Поучительная и занимательная арифметика

Явка на выборах составила около 76% и осталась практически на том же уровне, что и в 2017 году. То есть из более чем 60 млн, имеющих право голоса, выполнили свой гражданский долг 46,4 млн сознательных бундесбюргеров! В Берлине, например, у избирательных участков стояли очереди, так как из-за организационного сбоя на места не были своевременно доставлены бюллетени. И никто, кроме наблюдателей и журналистов, не роптал. Для сравнения: итоговая явка на недавних выборах в Госдуму составила 51,72%, что было признано хорошим результатом.

По результатам (пока не окончательным) выборов в бундестаг за СДПГ было отдано наибольшее число голосов - 25,7%. Консерваторов поддержали 24,1%.

Далее предпочтения распределились так: партия «Союз 90»/«Зелёные» - внушительные 14,8% (лидер - Анналена Бербок), Свободная демократическая партия (СвДП) - весьма достойные 11,5% (лидер - Кристиан Линднер), «Альтернатива для Германии» (АдГ) - 10,3% (лидеры - Алиса Вайдель и Тино Хрупалла) и Левая партия - 4,9% (лидеры - Жанин Висслер и Дитмар Барч).

По предварительным результатам выборов в бундестаг за СДПГ было отдано наибольшее число голосов - 25,7%. Консерваторов поддержали 24,1%.
© bundestagswahl-2021.de
По предварительным результатам выборов в бундестаг за СДПГ было отдано наибольшее число голосов - 25,7%. Консерваторов поддержали 24,1%.

«Левые» не преодолели обязательный барьер в 5%, но спасительным образом прошли в парламент, так как получили три прямых мандата в избирательных округах - Грегор Гизи и Гезине Летч в Берлине и Серен Пельманн - в Лейпциге. По немецкому закону о выборах, если побеждают три «одномандатника», то партия получает представительство в бундестаге, пропорциональное набранным при голосовании процентам. В данном случае - это 4,9% от общего числа мест. Чтобы сохранить нужную пропорцию и была существенно увеличена численность депутатского корпуса. 

Теперь о количестве завоёванных депутатских портфелей:

СДПГ - 206 депутатов (плюс 53 мандата по сравнению с выборами-2017);
ХДС/ХСС - 196 депутатов (минус 50 мандатов);
«Зелёные» - 118 депутатов (плюс 51 мандат);
СвДП - 92 депутата (плюс 12 мандатов);
«Альтернатива для Германии» - 83 депутата (минус 11 мандатов);
Левая партия - 39 депутатов (минус 30 мандатов).

Всего выходит 735 мест. А это значит, что правительственную коалицию должны поддержать 368 депутатов.

Распределение мест в бундестаге.
© bundestagswahl-2021.de
Распределение мест в бундестаге.

И один викинг в поле воин

Партия датского меньшинства «Союз избирателей Южного Шлезвига», представляющая также интересы фризов, впервые провела своего кандидата в бундестаг. Голосовать за неё можно было только в федеральной земле Шлезвиг-Гольштейн. Представлять партию будет Штефан Зайдлер из Фленсбурга.

Что лучше - «Ямайка» или «Кения»?

Безотлагательно начались предварительные переговоры различных партий о формировании правительства. Кто будет участвовать в правящей коалиции, пока не ясно. Известно, что право «первого выбора» президент ФРГ Франц-Вальтер Штайнмайер обязан предоставить представителю победившей СДПГ Олафу Шольцу. Однако параллельно консультироваться друг с другом будут и остальные финалисты предвыборной гонки.

На самом деле возможны всего пять альянсов, в которых суммарное количество мандатов превышает 368, что, напомним, больше половины численного состава избранного депутатского корпуса.

Именно в кандидате от СДПГ Олафе Шольце, которого уже окрестили «Шольцоматом», а не в его главных конкурентах часть избирателей увидела приемлемую замену уходящей на покой Ангеле Меркель.
© spd.de
Именно в кандидате от СДПГ Олафе Шольце, которого уже окрестили «Шольцоматом», а не в его главных конкурентах часть избирателей увидела приемлемую замену уходящей на покой Ангеле Меркель.

Какого цвета в Германии власть

Каждой партии соответствует определённый цвет: ХДС/ХСС - чёрный, СвДП - жёлтый, СДПГ - красный, «левым» - красный с малиновым оттенком, «зелёным» (угадывается влёт!) - зелёный и АдГ - синий.

Начнём с самых очевидных и перспективных возможных альянсов. Во-первых, так называемая коалиция «Светофор» (по партийным окрасам, соответствующим загорающимся элементам устройства, регулирующего движение) в составе СДПГ-«зелёные»-СвДП (вместе 520 мандатов). Во-вторых, «Ямайка» (по цветам флага этого государства) в составе ХДС/ХСС-«зелёные»-СвДП  (406 мандатов). У этих форматов есть одна большая проблема: «зелёные» и либералы на дух друг друга не переносят, слишком уж разные у них программы и подходы. При этом сторонники здоровой экологии тяготеют к СДПГ, а свободные демократы - к консервативному блоку. Однако обе «малые» партии явно засиделись в оппозиции и готовы на многое, чтобы вернуться в правительство. Напомним, что подобная ситуация возникла в 2017 году при формировании правительства в земле Шлезвиг-Гольштейн. Тогда судьба региона также зависела от позиций «зелёных» и СвДП, которые, к слову, предпочли союз с христианскими демократами, а не с СДПГ. «Ямайка», кстати, единственный вариант, при котором канцлером может стать Армин Лашет (ХДС).

Армин Лашет выступает после объявления предварительных результатов выборов.
© instagram.com/p/CUTaXrPI8nF
Армин Лашет выступает после объявления предварительных результатов выборов.

Подобный случай был в 1969 году, когда Вилли Брандт, занявший на выборах второе место, стал канцлером и возглавил коалиционное правительство СДПГ и СвДП (правительство Брандта-Шееля).

Ещё два теоретических варианта коалиций, впрочем, менее вероятных, чем первая пара. «Кения» (по цветам флага) - СДПГ-ХДС/ХСС-«зелёные» (520 мандатов) и «Германия» (тоже по цветам флага) - СДПГ-ХДС/ХСС-СвДП (494 мандата).

И, наконец, остаётся вариант продолжения «Большой коалиции» в составе СДПГ и ХДС/ХСС. Однако представители обеих партий неоднократно заявляли, что устали друг от друга и не рассматривают продолжение дальнейшее сотрудничество в таком формате. Впрочем, как крайний вариант эта опция сохраняется.

Возможные коалиции после выборов.
© bundestagswahl-2021.de
Возможные коалиции после выборов.

В любом случае переговоры лёгкими не будут. Напомним, что в 2017 году формирование коалиции заняло 172 дня, причём тогда всё было попроще. Лидеры СДПГ и ХДС выразили надежду, что кабинет будет сформирован до католического Рождества, то есть до 25 декабря. Однако в это верится с трудом.  

В случае, если консультации зайдут в тупик, могут быть назначены перевыборы. Но подобных примеров в истории ФРГ ещё не было.

В целом же досрочные перевыборы бундестага в истории ФРГ уже случались, однако ещё ни разу не происходили сразу после первых выборов. Например, в 2005 году канцлер Герхард Шрёдер (СДПГ) попросил парламент вынести ему вотум недоверия и провести новые парламентские выборы на год раньше положенного срока.

«По горячим следам» в сухом остатке

Пока сложно дать основательный анализ прошедшим выборам в бундестаг, но несколько очевидных тенденций отметить вполне можно.

Во-первых, немецкий избиратель, славившийся ранее консервативными взглядами, откровенно полевел. Это связано не только с успехами СДПГ и «зелёных» на федеральном уровне. Практически одновременно выборы прошли в двух землях. Большинство в Сенате Берлина получили всё те же социал-демократы, причём правящим бургомистром в столице впервые станет женщина - Франциска Гифай, уволенная ранее из земельного правительства за плагиат. А 4 сентября на выборах в земле Мекленбург -Передняя Померания, откуда, кстати, родом Меркель, победил социал-демократ Эрвин Зеллеринг, партия которого получила 30,5% голосов. В целом же СДПГ удалось привлечь избирателей чёткой социальной повесткой.

Во-вторых, успех «зелёных» показал, что граждан ФРГ весьма волнуют проблемы климата, «зелёной» энергетики, а не поддержка крупного бизнеса, чем занимались Меркель и ХДС. Сейчас у экологической партии прекрасные шансы войти в качестве второго по силе партнёра в любую из реальных коалиций. А это значит, что её лидер Анналена Бербок, вероятно, станет вице-канцлером и министром иностранных дел. Кстати, «зелёные» считаются самой антироссийской из партий, представленных в бундестаге. Бербок в предвыборных выступлениях заявляла, что необходимо разработать новую, более жёсткую восточную политику, говорить с Москвой с позиции силы, закрыть «Северный поток-2». 

Анналена Бербок, вероятно, станет вице-канцлером и министром иностранных дел.
© flickr.com/boellstiftung
Анналена Бербок, вероятно, станет вице-канцлером и министром иностранных дел.

В-третьих, фактический провал Левой партии свидетельствует, что в Германии интерес к «прокоммунистической», социалистической риторике постепенно угасает.

И, наконец, любая партия, лидер которой одновременно является главой исполнительной власти, размывает свои идеалы и установки. После Меркель ХДС показала катастрофический результат, так и не найдя в своих рядах достойную замену «Мамочке».

Трансгендер капля хмеля в традиционалбюргерской бочке пива

… А на «сладкое» - поразительный факт, который в корне меняет общую благостную картину бундестага. Впервые в немецкий парламент по одномандатному округу в Баварии (!) прошла женщина-трансгендер, 44-летняя Тесса Гансерер (ранее её звали Маркус), являющаяся представительницей (или представителем) «зелёных». По словам новоиспеченного депутата, это «превосходный результат, признак открытого и терпимого общества». Что ж, лиха беда начало.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама