Мы наш, мы новый мир построим: место России в новом мироустройстве
Научно-практическая конференция «Новое мироустройство. Роль и место России» прошла под девизом «Аналитика для целей развития и безопасности России» в Институте научной информации по общественным наукам РАН. Форум проводился при поддержке аппарата Совета Безопасности РФ, Министерства иностранных дел, Комитета по международным делам Совета Федерации РФ, Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению.
Среди участников были специалисты из аналитических структур органов государственного управления, образовательных и научных учреждений, интегрированных бизнес-компаний, молодёжных интеллектуальных некоммерческих организаций, члены Евразийского информационно-аналитического консорциума.
В принятых итоговых документах Конференции дана оценка происходящим в мире процессам, сегодняшнему состоянию России, сформулированы прогнозы на ближайшее и отдалённое будущее.
Российский проект мирового развития
Современный геоэкономический и геополитический кризис закономерен и является следствием наложения друг на друга нескольких циклов: экономического (циклы Кондратьева), политического (циклы мирового лидерства), технологического (смена укладов).
Формально современный кризис похож на аналогичный глобальный кризис первой половины ХХ века, когда предыдущий период колониальной экспансии Запада и быстрого технологического развития завершился двумя мировыми войнами и образованием двух мировых социально-экономических систем. Однако есть принципиальное отличие. Если кризис начала ХХ века был следствием бурного экономического и демографического роста индустриального общества, то нынешний знаменует окончание этой эпохи. Период лидерства западной цивилизации, основанного на техногенно-материальной либерально-рыночной, колониальной по сути экспансии, заканчивается. Стремительно наступает совершенно новая фаза исторического развития. Началась борьба проектов нового мироустройства.
В складывающейся глобальной ситуации чрезвычайно важен российский проект мирового развития. Именно Россия способна предложить в сложившихся условиях благоприятный для развития человечества путь развития, основанный на принципах сотрудничества.
Однако проблема заключается в том, что Россия сама ещё не восстановилась от собственного кризиса, продолжавшегося почти 40 лет и усугублённого курсом 1990-х годов на вхождение в западное цивилизационное пространство любой ценой. Необходимое и наиболее важное условие будущего развития России - быстрейшее восстановление своей цивилизационной субъектности. От того, насколько быстро удастся восстановить субъектность, зависит само существование России и её роль в будущем мироустройстве.
Переход к новому мироустройству будет длительным и болезненным, охватит в лучшем случае период до 2030 года, но более реалистичным представляется эпоха вплоть до 2060 года.
Переход последовательно пройдёт ряд этапов:
- ожесточённые попытки Запада (прежде всего США) сохранить своё доминирование, теперь уже в форме гибридной войны, направленные на силовую стабилизацию миропорядка в своих интересах;
- крах прежнего миропорядка с предшествующей ему и уже интенсивно идущей хаотизацией международных отношений с разрушением ранее действовавших институтов (договоров);
- регионализация, образование нескольких крупных региональных и цивилизационных блоков и формирование новой системы взаимодействий между ними. Процесс может развиваться в направлении усиления как соперничества, так и сотрудничества;
- формирование нового миропорядка на основе того мирового проекта, который окажется наиболее успешным на этапе регионализации.
События каждого этапа будут происходить одновременно, но с разной интенсивностью в ближайшие десятилетия. При этом 2020-е годы станут периодом наиболее интенсивного проявления попыток удержать мироустройство на началах доминирования Запада и нарастающей хаотизации.
На каждом этапе глобальной трансформации России предстоит решать специфичный круг задач. Это всестороннее противодействие давлению коллективного Запада и его попыткам сохранить доминирование путём ограбления остального мира, провоцирования конфликтов и установления новых, цифровых форм господства; недопущение хаоса в международных отношениях, оказание содействия развитию дружественных стран и гарантирование их безопасности; цивилизационная самоидентификация на основе опыта исторического развития России и дружественных ей народов и цивилизаций, формирование образа общего будущего на основе цивилизационного синтеза; реализация стратегии партнёрства цивилизаций в форматах БРИКС, ЕАЭС, ШОС и др. и формирование институтов нового мироустройства на принципе единства в многообразии.
Одним из ключевых условий для формирования российского проекта мироустройства должны стать кардинальные изменения в идеологической сфере, определяющей приоритеты стратегического целеполагания, демографической, социально-экономической, культурной и внешней политики. Необходим решительный переход на цивилизационный тип мышления с акцентом на партнёрство цивилизаций, а не истощающее ресурсы планеты соперничество.
Россия имеет наибольший потенциал среди других стран и цивилизаций для формирования привлекательного для народов мира облика мироустройства, соответствующего наступающей новой исторической эпохе. От научно-экспертного, аналитического сообщества требуется последовательное проектирование «будущего из будущего» на основе понимания и учёта особенностей конкретного этапа глобальной трансформации и его взаимосвязи с другими этапами.
Незападный мир в новом мироустройстве
Сделаны основные выводы по итогам двух аналитических сессий «Незападный мир в новом мироустройстве: разнообразие и единство?», посвящённых Китаю, Индии, Турции, Ирану, странам Арабского мира и Африки южнее Сахары.
Страны «коллективного Запада» стали испытывать системные трудности в экономике и социальной сфере ещё на рубеже 1960-1970-х годов. Однако за прошедшие полвека это не только не привело к краху «западной модели» развития, но и позволило в 1990-2000-е годы создать (пусть и неустойчивую) систему однополярного мироустройства во главе с США.
Есть несколько тому объяснений, включая гибкость внутриполитических систем развитых государств, особенно членов ЕС и США, способных адаптироваться к вызовам времени. Однако в области экономики нельзя игнорировать обстоятельство де-факто неоколониальной политики по изъятию раз в 10-15 лет колоссальных средств (более триллиона долларов) из хозяйственных комплексов стран, ввергнутых в крупные макрорегиональные катаклизмы.
На рубеже 1980-1990-х годов таким примером стали государства Восточной Европы (прежде всего балканские) и республики бывшего СССР. Самоликвидация «противовеса» в лице Советского Союза имела следствием увеличение ёмкости мирового рынка для стран - лидеров глобализации. Можно вспомнить и масштабы нелегального бегства капитала на Запад в годы приватизации. Всё это временно стабилизировало социальную ситуацию и систему политических институтов на Западе.
На рубеже 2000-2010-х годов история повторилась на Ближнем Востоке и в Северной Африке в ходе так называемой «арабской весны». В 2020-е годы есть угроза использования данного сценария США и их союзниками по отношению к Украине (в действии), России, Казахстану, возможно, Китаю, Ирану и другим странам Большой Евразии.
За последние полвека сильно поменялись крупнейшие страны развивающегося мира. Китай осуществил мощный рывок по всем направлениям - в экономике, подъёме уровня жизни своих граждан, научно-технологической, военно-политической, внешнеэкономической экспансии. Индия становится конфликтнее, достаточно успешно развивается и в целом меняет свою внешнюю политику на более независимую, одновременно более конструктивно воспринимая диалог с Китаем.
Изменился экономический вес ключевых стран глобального Юга, выросли их глобальные амбиции. Однако в большинстве государств понимают, что переход к новому мироустройству - длительный процесс, причём наиболее затратный для тех стран, которые бросают открытый вызов США и другим лидерам «старого» миропорядка.
России предстоит серьёзно лавировать, принимая во внимание в целом нейтральное отношение государств глобального Юга к нынешнему конфликту стран Севера - России и коллективного Запада. Для того, чтобы Россия воспринималась не столько как страна глобального Севера, «поссорившаяся» с США, а как лидер незападного мира, выступающий за интересы глобального Юга, надо продемонстрировать развивающимся странам (при всей условности данного термина) яркие новые идеи - подобно концепции СССР по крушению колониальной системы ведущих западноевропейских держав, США и Японии в XX веке.
Память о советской помощи освободившимся развивающимся странам до сих пор удерживает многие африканские государства от осуждения России даже под жёстким давлением США. Арабские страны занимают в основном нейтральную и выжидательную позицию, поскольку также пока ещё ждут от России проекта нового мироустройства, который увлечёт за собой основную часть человечества, а не только «золотой миллиард».
Очевидно, что идея «русского мира» - лишь продукт для внутреннего употребления. Глобальному Югу важнее усилия России по слому всей американоцентричной пирамиды текущего мироустройства. В сложившихся условиях более перспективен и выгоден, с точки зрения создания возможностей для расширения связей на незападном направлении, возврат к прямой риторике и пропаганде противостояния империализму Запада.
Для реального разворота необходимо открытое признание того, что в 1990-е годы Россия не просто «ушла с Востока», но в результате выбранного пути социально-экономических преобразований оказалась на периферии мировой экономики. В итоге Россия с 1991 г. подпала под сильное влияние коллективного Запада, особенно его англосаксонской оси, и так же как и другие незападные страны через фактическую уплату «дани» содержит коллективный Запад.
Иными словами, присвоение части вновь создаваемого вне «золотого миллиарда» богатства обеспечивает ему условия для превосходства и благосостояния. Без пресечения такого положения никакое успешное развитие России состояться не может. Лозунг Запада о «сдерживании России» имеет только одно реальное значение - сдерживание развития России. Необходим выход России из статуса экспортно-ориентированной экономики - сырьевого придатка на уровень технологически развитой мировой державы и подлинно социального государства во внутренней политике. Ведь как на Востоке, так и на Западе есть представители различных социальных групп и интеллектуальной среды, которые позитивно относятся к России.
Россия и глобальный Юг
Основной конкурент России в странах глобального Юга - Китай. Анализ показывает, что Китай хотел размежеваться с США лишь к середине 2030-х годов, но поведение России резко изменило ситуацию. Китаю приходится сближаться с Россией ради совместной борьбы против давления США, развязавших двухконтурную холодную войну - и с КНР, и с Россией.
Следует понимать, что США не дадут Китаю решить тайваньский вопрос «изящно», по модели интеграции Гонконга. Есть у КНР и существенные проблемы в экономике, особенно в части укрепления глобальных позиций (например, в сфере продвижения юаня). Поскольку Китай всегда работает «на себя», Россия должна за счёт расширения перечня приоритетных партнёров в Азии - Индии, Малайзии и др. - не допустить установления его монополии на дружбу с собой.
Нельзя говорить и о полноценной интеграции России в азиатский мир с учётом того, что российские Сибирь и Дальний Восток и через 10 лет останутся малонаселёнными территориями страны. Индия становится одним из главных бенефициаров от конфликта на Украине (наряду с Китаем). При этом индийские элиты возвращаются к евразийской ориентации, отказываясь от безоговорочной ориентации на «коллективный Запад».
Тем не менее надо помнить, что Индия - государство-цивилизация со специфичной внешней политикой, для которой украинские события являются преимущественно европейским региональным конфликтом. Поэтому России предстоит сложная работа на индийском направлении, включая активизацию культурной дипломатии и рекламы Востока как экономического вектора экспансии в самой России.
В деликатном вопросе пакистанско-индийского противостояния России следует выстраивать дружеские отношения с обоими соседями. Отношения России с Индией (не только политические, но и внешнеэкономические) могут стать «модельными» при выстраивании наших связей с глобальным Югом, который рассматривает «крупнейшую демократию мира» как своеобразную геополитическую антитезу «избыточной» внешнеполитической активности Китая.
Активная деятельность на данном направлении убедит глобальный Юг в том, что Россия не является «младшим партнёром» Поднебесной, о чём неустанно напоминает развивающимся странам западная пропаганда. В отношениях с развивающимися странами чрезвычайно важна и внешнеэкономическая составляющая, что предполагает использование советского опыта, в частности, выгодных для нас клиринговых расчётов.
Движение неприсоединения можно представить в качестве одного из возможных вариантов действий России. При этом речь должна идти не о буквальном «развороте на Восток», а о повышении конкурентоспособности России в странах Азии, Африки и Латинской Америки. По меньшей мере во второй половине 2020-х годов России придётся восстанавливать часть разорванных контактов с европейскими странами.
Рассматривая позицию Турции, со всей очевидностью становится понятно, что более справедливое полицентричное мироустройство будет, однако, и более конфликтным. Для России основными проблемами на турецком направлении являются амбиции Турции на постсоветском пространстве, ставка на религиозный фактор, а также стремление ради «справедливого мира» сократить влияние на глобальные процессы не только со стороны США, но и со стороны Российской Федерации.
Иран традиционно руководствуется своими национальными интересами в рамках конфликта между Россией и «коллективным Западом». Поскольку Иран менее активен в Центральной Азии и Закавказье, нежели Турция, являясь к тому же конкурентом последней, а также, поскольку Иран пытается выстраивать самостоятельные отношения с Китаем, это государство на ближайшие годы может рассматриваться как ситуационный партнёр России.
Однако надо учитывать, что Иран интересуется ШОС и БРИКС с сугубо прагматическими интересами - для обеспечения себе приемлемого уровня безопасности, доступа к технологиям и рынкам сбыта. Восстановление Совместного всеобъемлющего плана действий (ядерной сделки) и, соответственно, снятие с Ирана санкций (это ныне чрезвычайно важно для Тегерана) выведет Иран из экономической изоляции, что повлечёт за собой интенсификацию его экономических связей с коллективным Западом в ущерб отношениям с Россией.
Как и в случае активизации контактов с Африкой, и для развития международного транспортного коридора «Север-Юг» (Россия-Иран-Индия), и для экономических контактов российских и азиатских компаний не хватает главного - политической воли руководства России обеспечить финансирование подготовки специалистов по экономике стран Востока, содействовать соответствующим прикладным исследованиям (в том числе за счёт средств подконтрольных государству компаний).
Требуется также снимать бюрократические барьеры со стороны России по расширению гуманитарных контактов отечественных организаций с партнёрами в государствах глобального Юга. Но одно лишь наличие квалифицированных кадров само по себе не решает проблемы. Аналитики нужны только тогда и там, когда их деятельность реально и практически востребована, когда в рамках реализации общих стратегических и тактических целей определены чёткие задачи и целеустремлённо реализуется конкретная работа на осознанно подготовленных участках.
Подготовленные специалисты необходимы для достижения этих заранее определённых целей для того, чтобы работать на вполне определённых конкретных предприятиях и в структурах, занятых реальным извлечением преимуществ, прибыли, созданием продукта, обеспечением российских интересов на «незападном» направлении. Это означает, что следует на государственном уровне во взаимодействии с представителями академической науки, ведущих вузов и крупных компаний чётко определить средне- и долгосрочные потребности страны в кадрах соответствующей специализации в соответствии с целями Российской Федерации в мире.
У России осталось мало времени на завоевание авторитета лидера нового мироустройства среди государств глобального Юга. Сейчас надо срочно навёрстывать упущенное в последние два-три десятилетия.