Референдум ДНР: по военной дороге шёл в борьбе и тревоге
Сомнения были, референдум состоялся
Донбасс, объявивший о своей независимости вслед за Крымом, шёл к этому долгих 8 лет. Таким же долгим был и путь Херсона и Запорожья, которые, как и Донецк и Луганск принимали участие в событиях Русской весны, но до недавнего времени были вынуждены оставаться в составе Украины.
Не все прошли этот нелёгкий путь, не все дожили. Предательски были убиты первый глава ДНР Александр Захарченко, легендарные комбаты ополчения Алексей Мозговой, Арсен Павлов «Моторола», Михаил Толстых «Гиви», геройски погибли командиры Народной милиции Владимир Жога «Воха», Ольга Качура «Корса»… Не дожил до этого светлого дня мой собственный брат, так его ждавший… Список, увы, долог, и ещё пополнится новыми именами. Схватка в самом разгаре и до полной Победы ещё далеко. «Праздник со слезами на глазах» - это теперь и об этой дате.
О необходимости проведения референдумов, о вхождении освобождённых территорий Украины в состав России говорили с самого начала спецоперации. Речь шла об осени этого года, но конкретики не было. В первых числах сентября я связывалась с пресс-службой ВГА Херсона по вопросу приезда к ним съёмочной группы французского телевидения, и на мой вопрос, планируется ли в ближайшее время референдум, ответ был: «Референдумы не комментируем». Что послужило толчком к тому, что референдумы состоялись именно сейчас?
Было ли это наше поражение под Изюмом или особо жестокий обстрел площади Бакинских Комиссаров в центре Донецка в понедельник 19 сентября, когда по уточнённым данным погибло 14 мирных жителей столицы ДНР? А может всё произошло в соответствии с заранее намеченным планом? Сейчас можно только догадываться.
Как бы там ни было, уже вечером понедельника Общественные палаты ДНР и ЛНР обратились к главам обеих республик с просьбой провести референдумы об их вхождении в состав России. И предварительно была названа дата 4 ноября этого года. Но уже на следующий день утром главы всех четырёх вышеназванных территорий официально заявили, что референдумы состоятся буквально через три дня: с 23 по 27 сентября. В связи с угрозой обстрелов со стороны Украины и для обеспечения безопасности населения референдумы пройдут в течение пяти дней: первые четыре дня выездные избирательные комиссии проведут голосование по месту жительства граждан, а 27 сентября желающие смогут проголосовать на избирательных участках.
Оставалось получить одобрение на проведение референдумов от президента России Владимира Путина. Его обращение к народу России ожидали вечером 20 сентября. И когда сообщили, что оно переносится на утро следующего дня, несмотря на то, что слова поддержки референдумов уже прозвучали от министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова и председателя Государственной Думы Вячеслава Володина, многих охватило некоторое беспокойство.
Возможно, не все об этом помнят, но накануне референдумов в Донецке и Луганске, в мае 2014 г., Путин обратился к народным республикам с просьбой повременить и отложить референдум. Но на этот раз ничего подобного, к счастью, не случилось, Путин референдум поддержал. Процесс был запущен. Худшие опасения по поводу провокаций со стороны киевского режима подтвердились, но людей уже было не остановить и не запугать.
«Мы сделали это - свой выбор»
В те дни я много ездила, говорила с жителями Донецка, Мариуполя, Докучаевска и их окрестностей. И вот, что они мне сказали. Я верю в их искренность и в их веру в то, что армия России сможет защитить свой народ от фашизма, как это было в 1941-1945-м.
Наталья Шаннани, председатель избиркома, участок 06005, г. Донецк: «Это народное волеизъявление»
- Это народное волеизъявление. И мы сделаем это. У нас очень высокая мотивация, чтобы пренебречь какими-то рисками. Я родилась во Владимире - Золотом Кольце России. Сюда меня привезли в двухлетнем возрасте: родители приехали на комсомольскую стройку шахт. Работаю в школе 20 лет. Для меня это как возвращение домой. Кроме того, я вижу в этом единственный способ прекратить геноцид моих земляков. Народ Донбасса - особая общность, это отдельная «нация», решительная. Этим они мне и дороги. Это событие кажется мне переломом, как битва под Москвой, Сталинградская и Курская битвы были переломными моментами в истории Великой Отечественной войны.
Тарас Веновед, член избиркома, участок 02, г. Докучаевск: «Даст Бог, хоть это нас защитит»
- Нам люди сами звонят, предупреждают: «Я сегодня на работе, приду на участок 27, проголосую обязательно. Я и в 2014 г. проводил референдум, очереди были до самого горизонта. Но тогда ситуация была спокойной. А сегодня люди боятся. Вчера был обстрел Донецка по Крытому рынку. товарища моего ранило. А так люди говорят: «Давно пора. Даст Бог, хоть это нас защитит». Многие голосуют со слезами на глазах. Восемь лет люди жили в сомнениях: а вдруг отдадут на растерзание Украине? Теперь появилась уверенность. Народ «за» на 100%.
Алексей и Валентина, г. Докучаевск: «Хотим мира, порядка и тишины»
- Для нас это значимый день. Мы за то, чтоб войти в состав России. Хотим мира, порядка и тишины. Мы очень рады и благодарны Владимиру Путину. Разговора быть не может, чтобы вернуться в состав Украины, даже под пытками. Наелись досыта. Я довольна, что приходят домой, так как пойти на участок я не в состоянии.
В Мариуполе были предприняты повышенные меры предосторожности. Пресса получила указания не снимать лица членов избирательных комиссий. Председатель комиссии Приморского района рассказала не на камеру, что в их адрес уже сыпались угрозы. Угрозы получила даже многодетная семья, только за то, что одной из первых получившая новую квартиру в одном из домов, которые здесь возводит город Санкт-Петербург на месте тех, которые были разбиты украинскими боевиками.
Татьяна, г. Мариуполь: «Я сегодня словно заново родилась»
- К нам во двор машина приехала, и я проголосовала. Я сегодня словно заново родилась. Я давно ждала возвращения в Россию. Хватит над нами издеваться. Нет слов, что мы здесь пережили, но теперь будем надеяться на лучшее. Выживем. Дай Бог, чтоб моим детям было хорошо и всему нашему народу.
Анатолий, г. Мариуполь: «Рядом на Амурской возводят новые дома, очень красивые... Мы хотим быть в России»
- Мы жили ещё при Советском Союзе и помним, как там было хорошо. Дай Бог, чтоб всё было, как тогда, только современно. И мне хочется, чтобы мы стали общностью, как раньше. Я Украину тоже люблю. Я родился в Харькове, родители и украинцы и русские. Все мы славяне, и то, что произошло, очень болезненно. Сейчас всё меняется. Рядом на Амурской возводят новые дома, очень красивые. Людям будет, где зимовать. В нашем доме сгорела крыша, и для нас это - большая проблема. Но, может, и нам что-то сделают, мы надеемся на лучшее.
Мы хотим быть в России. Славный город Мариуполь должен принадлежать России. В Мариуполе бандеровцами было много домов разбито, сам Зеленский сказал: «Мариуполь нужно уничтожить». А за три месяца после освобождения сделали настоящее чудо. Столько домов построили и продолжают строить. За 30 лет существования Украины такого не было. Мы в Украину обратно не хотим.
Кровь на асфальте и пятна красные флажков
В субботу 24 сентября снаряды вновь рвались в самом центре Донецка. Когда мы прибыли на место происшествия, посреди проезжей части алело огромное пятно крови, продавец Наталья обходила продуктовый магазинчик с крестом в руках, читая молитву. На крыльце ещё был какой-то мужчина, вероятно покупатель… Что произошло? - спросила я Наталью:
Наталья: «Этих сволочей давить надо!»
- Когда был прилёт, меня волной откинуло, я сильно испугалась. В магазине всё побило, мальчику-покупателю глаз совсем вырвало, скорая его увезла. Это всё из-за референдума, они не хотят, чтоб мы голосовали. Этих сволочей давить надо! Что они не дают нам спокойно жить? Но сорвать референдум они не смогут, люди наоборот пойдут голосовать. Мы не боимся ничего. Сколько детей за последние только дни погибло! Что они от нас хотят? Мы хотим в Россию, на русском языке разговаривать, ходить в наши православные церкви.
Мой дед воевал, дошёл до Берлина. Второй - в прифронтовой газете работал, он очень плохо видел. Как мы можем предать их память? Они нам жизнь дали. Мы не можем с фашистами жить. Дед Зеленского тоже воевал, а он предал его память. Но мы с этим мириться не будем и будем насмерть стоять.
Лидия Чинчикова, г. Донецк: «Я жду мира»
- Я жду мира, хочу, чтоб не было войны. Я сама украинка из Полтавы, но живу здесь уже 60 лет и поэтому - русская. Мы хотим домой. Мне 75 лет, но я всё равно пришла на участок. Я еле хожу, меня муж не пускал. Но у меня есть желание, значит проголосую. А ту Украину я больше знать не хочу.
Борис Тимофеевич, г. Донецк: «Я пешком пойду в Россию»
- Великая Отечественная война началась, когда мне было 6 лет, я всё хорошо помню. Фашистов, эсэсовцев настоящих. Эта война хуже, но та - страшнее. Сейчас стреляют и пугают нас, а тогда эсесовцы шли - хлеб жгли и всё забирали. И мы голодные и холодные у матери маленькие, отца дома нет.
Сам я шахтёр, 37 лет и 7 месяцев стажа. Сегодняшний день, я его так ждал… С того момента, как те преступники развалили Союз. И я сказал: «Я пешком пойду в Россию». А сегодня сам пришёл голосовать. То, что стреляют, не страшно. Я каждый день на огород под обстрелами езжу, на садовый участок. Восемь лет на рыбалке не был.
Референдумы завершились. Их результаты были ожидаемы. Явка превысила даже самые смелые прогнозы и составила в ЛНР - 92,6%, в ДНР - 97,51%, в Запорожской области - 85,4%, в Херсонской области - 76,86%. В пользу вхождения в состав Российской Федерации на правах субъекта в ДНР по результатам обработки 100% бюллетеней за интеграцию с Россией проголосовали 99,23% граждан, в ЛНР - 98,42% избирателей. В Херсонской области изменения поддержали 87,05%, а в Запорожской области - 93,11%.
Римма Чернина, председатель избиркома , участок 17014, г. Донецк: «Пожилые люди, инвалиды, молодёжь с детьми - все выходили голосовать, многие плакали»
- Голосование проходит очень хорошо, явка очень высокая. Четыре дня было придомовое голосование, невзирая на дождь, на холодную ненастную погоду, люди ждали нас во дворах. Пожилые люди, инвалиды, молодёжь с детьми - все выходили голосовать, многие плакали. Все мы долго ждали этого момента… Извините… Для нас это очень значимое событие. И сегодня, несмотря на то, что мы уже отработали практически всё, что можно, сегодня избиратели пришли без двадцати восемь, за 20 минут до открытия участка собралась очередь. Люди благодарят. Мы очень надеемся, что после референдума у нас всё, наконец, изменится, мы обретём мир и вернёмся на Родину. Люди верят, хотят и ждут, когда к нам придёт Россия.
Большой и важный шаг сделан. Что дальше? Слово за Россией
Нам повезло - на соседней улице, на месте прилёта двух снарядов натовского калибра 155 мм мы встретили международных наблюдателей от Госдумы Российской Федерации. Российские законодатели обещают своим гражданам надёжную защиту и прекращение огня.
Александр Хинштейн, депутат Госдумы: «Россия своих не бросает и не бросит»
- Я могу только выразить восхищение героизмом и мужеством дончан, которые в таких нечеловеческих условиях живут на протяжении последних восьми лет. Несмотря на непрекращающиеся обстрелы - по официальным данным вчера по городу их было 46, сегодня с утра они возобновились… И даже в этих условиях люди идут голосовать и хотят проявить свою волю. И мне кажется, чем активнее обстрелы, тем выше решимость у жителей города проголосовать за воссоединение с Россией. Потому что в России они видят для себя защиту и спасение. С кем бы мы ни говорили, все говорят в один голос: «Заберите нас в Россию, защитите, не бросайте нас». Россия своих не бросает и не бросит. Мы здесь третий день и пробудем до окончания референдума в качестве международных наблюдателей.
Алексей Синицин, сенатор Российской Федерации: «Мы видим огромное желание соединиться с большой Россией»
- Мы видим, как люди идут на голосование, как на праздник, потому что для них это действительно праздник. Мы видим огромное желание соединиться с большой Россией, получить защиту, получить мирные профессии и достойную заработную плату. Сейчас они фактически живут на линии фронта, и слёзы наворачиваются, когда понимаешь, что тяжёлая артиллерия стреляет прицельно по жилым кварталам. Какими надо быть извергами, чтобы так поступать?
Россия, говорят, не допустит. Защитит, покончит с супостатом и установит мир на нашей земле. Можно верить?..