Биби с триумфом взошёл на треснувшую пополам вершину власти
Биби и апостолы ненависти
Рекордсмен по пребыванию в кресле премьер-министра (он руководил правительством в течение 15 лет, в том числе 12 лет бессменно - с 1996 по 1999 год и с 2009 до 2021 год) при минимуме в 61 голос, дающий право формировать кабинет министров, получил на выборах в 120-местный парламент (кнессет) поддержку аж 64 парламентариев. Произошло это, главным образом, за счёт поддержки со стороны радикальных националистических и религиозных партий и блоков. Речь идёт о блоке «Религиозный сионизм» (РС) и партиях ШАС и «Ягуд-а-Тора» (Объединённый иудаизм Торы»). Сопредседателями первого являются «гордый гомофоб», как любит себя называть Бецалель Смотрич, а также Итамар Бен-Гвир, возглавляющий вошедшую в РС партию «Оцма Иегудит» («Еврейская сила»).
Нежданный перебор с полученными голосами, с одной стороны, вроде бы добавляет стабильности сколочённой усилиями Нетаньяху коалиции, на основе которой формируется правительство. Многие аналитики уже сделали вывод о том, что новому кабинету министров уготована долгая и относительно стабильная жизнь. С другой стороны, «Биби» (таково принятое в Израиле прозвище Нетаньяху) со своим «Ликудом» придётся работать в условиях паритета с конгломератом входящих в правительственную коалицию ультранационалистов и ортодоксов. Те и другие получили по 32 депутатских мандата.
Это значит, что Нетаньяху возглавит самое правое в истории страны, самое жёсткое по отношению к палестинцам правительство. Это также значит, что на него будут оказывать сильнейшее давление партнёры по коалиции, зачастую вынуждая его идти на крайне непопулярные шаги. Бен-Гвир и Смотрич уже заявили о желании получить портфели министров общественной безопасности и обороны соответственно.
Даже среди резко поправевшего за последние годы израильского населения, такие ребята выглядят откровенными экстремистами, вызывающими серьёзные опасения среди друзей Израиля. Бен-Гвир был членом еврейской боевой группировки «Ках», которая числится в списках израильских и американских террористических организаций. В 2007 году этот парень был осуждён израильским судом за подстрекательство к расизму и поддержку террористов. Дом Бен-Гвира до недавнего времени украшал портрет такого же фашиста Баруха Гольдштейна, гордившегося тем, что он убил 29 палестинцев.
Не лучше выглядит и «послужной список» Смотрича. Юрист и политик, он «прославился» своими судебными преследованиями арабов, которые без разрешений властей ведут строительство домов на своих же арабских землях, оккупированных израильтянами. Он также призывает не продавать палестинцам недвижимость, предлагает вернуть смертную казнь для террористов и хоронить их в свиной шкуре. Биби пока старается уйти от обещаний назначить Смотрича министром обороны, ссылаясь на то, что тот служил в армии всего 14 месяцев и не очень в курсе оборонных дел. Ранее религиозные партии обычно ограничивались претензиями на министерства образования или здравоохранения. Теперь планы Смотрича поддерживают раввины, на днях устроившие демарш в его поддержку. Об этом же и сам политик договаривается с рядом отставных израильских генералов.
О нежелательности присутствия этих и подобных им деятелей в будущем правительстве говорят очень многие как в самом Израиле, так и за его пределами. Так, Абдулла бен Заид, глава МИД ОАЭ, который нормализовал пару лет назад отношения с Израилем, говорит, что включение Смотрича в кабинет министров может привести к разрыву связей с Эмиратами. Сенатор-демократ от штата Нью-Йорк Боб Менендес считает, что присутствие таких экстремистов может нанести ощутимый ущерб американо-израильским отношениям. Правда, здесь трудно сказать, что беспокоит американца больше - ненависть Смотрича к арабам, или его нелюбовь к ЛГБТ.
Конечно, Нетаньяху понимает, какую потенциальную опасность для него могут представлять такие союзники. Не случайно ещё до окончательного подведения итогов выборов, стараясь не привлекать особого внимания, от Биби поспешил гонец к бывшему министру финансов в уходящем правительстве Лапида и лидеру правой партии «Израиль - наш дом» Авигдору Либерману. Ему предложили присоединиться к победившей коалиции. Пока не ясно, кому ещё поступало подобное предложение, зато известен ответ Либермана: «Ничего не имею против "Ликуда", но работать с Нетаньяху не буду».
«За Биби» и «Только не Биби»
Еврейское население Израиля раскололось почти пополам - на тех, кто шёл на выборы под лозунгом «За Биби» и тех, кого воодушевлял другой лозунг: «Только не Биби». А ведь он сделал для своей страны много хорошего, в том, разумеется, смысле, как это понимает он сам и его сторонники. Вот, что говорит о заслугах отца его сын Яир: «Спасибо, папа, за превращение Израиля в политическую и технологическую державу, за порядок на дорогах и в поездах, строительство забора на границе с Египтом, который остановил проникновение нелегалов из Африки, успешную вакцинацию против коронавируса, четыре мирных соглашения с арабскими странами - ОАЭ, Бахрейном, Марокко и Суданом».
Здесь нет ни капли преувеличения, которое мог бы допустить любой любящий сын. А ведь он ещё не упомянул о том, что, благодаря усилиям его отца, удалось добиться признания Соединёнными Штатами столицей Израиля всего Иерусалима, суверенитета над оккупированными Голанскими высотами. Получилось и с легитимацией израильских поселений на оккупированном Западном берегу. Правда, такое якобы узаконивание носило абсолютно незаконный характер. Кроме США его мало кто признаёт, в том числе и Европа. Тем не менее около половины Израиля испытывает к Биби что-то вроде сильной изжоги, а то и откровенной ненависти. В чём же дело, за что многие стали не любить Нетаньяху?
Разумеется, не из-за того, что при его премьерстве Израиль заметно поправел, стал бесчеловечнее относиться к палестинцам. Сегодня левых, к примеру, из партии «Мерец», которая даже не смогла на последних выборах набрать достаточно голосов для того, чтобы пройти в кнессет, в Израиле почти не осталось. Раньше отличие между левыми и правыми определяли по тому, как политики относятся к палестинцам, считали ли они возможным и нужным договариваться с арабами, идти им на уступки, или нет. Сегодня искать разницу между центристами и правыми, точнее между правоцентристами и ультраправыми, по выражению премьер-министра Палестинской автономии Мухаммеда Штайе, «то же самое, что пытаться понять, чем отличается «Кока-кола» от «Пепси».
Многие говорили, что время Биби кончилось, что от него устали, он надоел своим менторским тоном, стал раздражать поведением, в котором угадывались диктаторские замашки, особенно когда, не стесняясь, давал понять всем вокруг, что он самый умный, самым хитрый, изворотливый, опытный. Это только усиливало к нему злость и обычную человеческую зависть.
Хорошо известно, что на правду люди обижаются куда больше, чем на ложь, Кроме того, набралось немало желающих самим порулить страной, даже несмотря на нехватку опыта и способностей. Как это было, например, с Яиром Лапидом, который в силу своей политической сиволапости умудрился загнать Израиль в тупик сразу на нескольких внешнеполитических направлениях, в том числе испортив отношения с Москвой.
Однако избавиться от Нетаньяху было не так-то просто. Тогда в ход пошли интриги, стали заводить уголовные дела - то ли по обоснованным обвинениям в коррупции и злоупотреблениях, то ли по сфабрикованным. Под грузом внутренних противоречий, а иногда в силу своего рода заговоров против Биби разваливались правительства коалиции и назначались новые выборы. Однако верх в них брал Нетаньяху, именно ему поручали формировать новые коалиции. В условиях, казалось бы, бесконечной чехарды ему это удавалось. Но летом 2021 года, несмотря на все усилия, он так и не сумел привлечь на свою сторону достаточно депутатов из других партий, чтобы сколотить новую коалицию, и был вынужден уйти в отставку. В тот раз правительство формировали лидер правой партии «Ямина» Нафтали Беннет и шеф партии «Еш Атид» Яир Лапид. Они договорились исполнять обязанности премьер-министра поочерёдно по два года. Однако уже через 18 месяцев их кабмин развалился. На вершину власти с триумфом вернулся Биби. Лозунг «Только не Биби» был хорош для того, чтобы свалить Нетаньяху, но не для достижения победы своих партий.
Что ждать от Израиля на главных внешнеполитических направлениях?
На американском треке
После совсем неубедительной победы республиканцев на промежуточных выборах в Конгресс и фактически нулевого счёта в Сенате Нетаньяху придётся столкнуться с определённым охлаждением отношений с Вашингтоном. По всей видимости, обострятся противоречия по вопросу о реанимации ядерной сделки с Ираном, особенно рухнувших надежд израильтян на возвращение в Белый дом после 2024 года самого лояльного в отношении еврейского государства президента США Дональда Трампа, который вышел из ядерной сделки и, по сути, её похоронил. Не исключено, что на следующих президентских выборах кандидатом от республиканцев будет баллотироваться не Трамп, а губернатор Флориды Рон Десантис.
Вашингтон, вероятно, также будет требовать от Тель-Авива смягчения его зверской политики в отношении палестинцев и продолжит гнусавить свои псалмы о том, что нельзя обижать ЛГБТ-сообщество, если в правительстве окажутся гомофобы.
Впрочем, такие «тёрки» на фоне стратегического союза между США и Израилем будут выглядеть чем-то вроде невинного кокетства двух подростков и вряд ли приведут к серьёзной ссоре или разрыву отношений.
На арабском треке
Тель-Авив при Нетаньяху, безусловно, будет стремиться к развитию связей с арабским миром. Правда, такие страны как Марокко, ОАЭ, Бахрейн и Судан, которые около двух лет назад подписали так называемые Авраамические соглашения, далеко не всегда довольны израильским подходом к их выполнению. Израиль в первую очередь стремится выполнять свои обязательства по тем позициям, которые сулят ему быструю и хорошую прибыль, приносят выгоду. В результате растёт товарооборот, увеличивается объём торговли, заключаются выгодные сделки в области, технологий, медицины, инвестиций туризма, безопасности. В качестве примеров можно сказать, что объём торговли с ОАЭ и Марокко вырос в два-три раза, Израиль получил доступ к алюминию Бахрейна и начал его импорт, а также договорился с Манамой о перегрузе товаров, прибывающих в Бахрейн морским путём, на самолёты, улетающие в Израиль.
В то же время эти арабские страны разочарованы тем, что израильтяне не выполняют своих обещаний приостановить аннексию оккупированных территорий. Тель-Авив также не собирается возобновлять прерванные ещё в 2014 году мирные переговоры с палестинцами, смягчать репрессии против них, способствовать улучшению условий их жизни. По словам бывшего начальника саудовской разведки принца Турки аль-Фейсала, нападения и убийства палестинцев происходят практически каждый день.
Теперь о палестинцах. Они уверены в том, что столкнутся с ещё большим насилием со стороны израильтян-евреев. Единственное, на что они могут рассчитывать, это активизация их дипломатической активности, направленной на осуждение сионистской практики. Президент Палестинской автономии (ПА) Махмуд Аббас попросил президента Байдена снова открыть консульство США в Восточном Иерусалиме, восстановить посольство ПА в Вашингтоне, исключить Организацию освобождения Палестины (ООП) из террористических списков, а также помочь привлечь к ответственности виновных в убийстве палестинской журналистки с американским гражданством Ширин Абу Акле, застреленной израильскими солдатами. По этому поводу, кстати, обострение между США и Израилем уже началось. Тель-Авив в грубой форме отказался сотрудничать с американцами, которых обвинил во вмешательстве во внутренние дела.
На ирано-сирийском треке
Практически все израильские политики выступали и выступают против ядерной сделки с Тегераном, подписанной в 2015 году и разрушенной спустя три года Дональдом Трампом. Между тем Байден не потерял надежды её восстановить, полагая, что это самый лучший способ сдержать иранцев от создания собственного ядерного оружия. Правда, времени для этого у Байдена почти не осталось, так как после 3 января Палата представителей в обновлённом составе может в пику демократам торпедировать усилия Байдена. Ещё в конце лета многим казалось, что США и Иран находятся в двух шагах от подписания сделки, по которой удалось договориться на 90-95%. Однако в последний момент сделка сорвалась. По мнению обозревателей влиятельной New York Times Майкла Шира и Дэвида Сантера, Тегеран сегодня слишком занят домашними протестами, вспыхнувшими после гибели в полицейском участке девушки, неправильно носившей мусульманской головной платок. К тому же в иранском руководстве немало людей, выступающих против сделки с «сатаной» и предпочитающих идти к созданию собственной атомной бомбы.
В этих условиях Нетаньяху, скорее всего, будет ждать удобного момента для нанесения удара по ядерным объектам Ирана, устранения иранских учёных-ядерщиков, ракетчиков, высокопоставленных чиновников, или для того чтобы заварить большую военную кашу против Ирана с участием и других арабских стран.
Скорее всего, Нетаньяху продолжит наносить авиаудары по территории Сирии. С военной и с политической точек зрения, в этом нет особой необходимости. Эти удары нацелены, главным образом, на уничтожение скоплений боевиков «Ликуд», мест производства и хранения иранских баллистических ракет, которые могут использоваться против Израиля, систем их управления, других иранских военных объектов, а также против сирийской ПВО. Кроме того, ударам подвергаются пункты доставки, морские, воздушные и сухопутные пути транспортировки оружия из Ирана. В последнее время в Тель-Авиве серьёзно обеспокоены тем, что Тегеран в обмен на поставки дронов Москве сможет убедить её отказаться от механизма деконфликтации с Израилем. Это грозит прекращением авиаударов. Данное обстоятельство стало одной из причин резкой критики, которую обрушил Биби на предыдущее правительство Лапида, сделавшего ставку только на США, что привело к обострению отношений с Россией.
На российско-украинском треке
Тель-Авив кровно заинтересован в том, чтобы Москва всячески сдерживала Иран вместе с его экспансионистскими планами, неприятием Израиля, ядерными амбициями и ракетной программой. Самому правому в истории страны правительству хотелось, чтобы Москва умерила свою критику в связи с бесчеловечной и несправедливой политикой по отношению к палестинцам. Чтобы Москва закрыла глаза на фактически ежедневные убийства и нападения на палестинцев, на унижения и издевательства над ними, на присвоение палестинских земель. Израильтянам также хотелось бы избежать неожиданных неприятностей, подобных скандалу с Сохнут, который содействует выезду евреев в Израиль.
Разумеется, Нетаньяху будет работать над ошибками, допущенными его предшественниками. Он достаточно умный и опытный, изворотливый и гибкий политик, чтобы понимать, что в интересах Израиля соблюдать баланс интересов между Москвой и Вашингтоном. Правда, сделать это будет непросто, учитывая захлестнувшую Израиль мутную волну русофобии, резкий крен общественного мнения в сторону киевского неонацистского режима.
Как бы ни старался Биби и ряд других политиков доказать, что израильтяне одинаково переживают и за Россию, и за Украину, стремятся выдержать курс на нейтралитет в российско-украинском конфликте, из Москвы всё выглядит по-другому. По опросу влиятельной Jerusalem Post, 50% израильтян считают Россию противником, 42% стоят на позиции «и не друг, и не враг». Только 6% опрошенных видят в России друга.
Израильтяне говорят, что они не поставляют оружие Киеву и не присоединились к санкциям против Москвы, представляя это чуть ли не как свой жертвенный подвиг. Между тем, по открытым источникам, Израиль вместо оружия снабжает Киев разведывательной информацией, что для нас ничуть не лучше. В Израиле также не очень скрывают, что причиной отказа от поставок укронацистам оружия стали опасения, что в ответ Москва перебросит своим союзникам в Иран и Сирию такое оружие, что израильтянам лучше будет туда не соваться.
А тем временем
На протяжении последних месяцев правительство Израиля потратило миллионы долларов из своего бюджета, чтобы поддержать Украину в войне против России. Об этом сообщает издание Haaretz. Израиль разрешил странам НАТО поставлять Украине системы вооружений, содержащие израильские компоненты, а также согласился профинансировать «стратегические материалы» на несколько миллионов долларов, которые, по некоторым источникам, уже перевёл одному государству-члену НАТО, которое поставляет военную технику на Украину. При этом источники не называют конкретные «стратегические материалы», которые Киев получит в рамках военной помощи от Израиля.
Как полагают военные эксперты, Украина сможет получить, например, и израильские противотанковые ракетные комплексы Spike NLOS. И, наконец, в понедельник 21 ноября телеканал «Кан-11» сообщил, что Тель-Авив пригрозил Москве начать поставки высокоточных ракет киевскому режиму в связи с возможным использованием иранских беспилотников в ходе СВО на Украине.
Ещё одним свидетельством «тёплых» чувств к России стало участие израильских наёмников в боевых действиях на Украине на стороне Киева. Некоторые СМИ сообщают примерно о 200 таких наёмников-израильтян, прошедших службу в своей армии.
Как долго еврейскому государству удастся соблюдать объявленный «нейтралитет», во многом будет зависеть от силы давления на Биби радикальных националистических и религиозных партий и блоков, составивших ему победившую на выборах коалицию. Даст слабину - и от него может ничего не остаться.