Кто победит: товарищ Си или мистер Байден?
© globallookpress.com
А пойдём-ка мы верной дорогой. К товарищам.

Кто победит: товарищ Си или мистер Байден?

Немецкий канцлер Шольц в ходе своего визита в Поднебесную попытается открыть запретную «китайскую шкатулку»
03 ноября 2022, 13:00
Реклама
Кто победит: товарищ Си или мистер Байден?
© globallookpress.com
А пойдём-ка мы верной дорогой. К товарищам.
Читайте нас на: 

Немецкий канцлер Олаф Шольц во время визита в Пекин (3-4 ноября) встретится с китайским лидером Си Цзиньпином и проведёт переговоры с премьером Ли Кэцяном. С ним приедет представительная делегация деловых кругов. В неё войдут генеральные директора таких фирм, как Adidas, Deutsche Bank, Siemens, BioNTech и Volkswagen.

Справка

С января по сентябрь 2022 года Китай отправил на внешние рынки в общей сложности 2,11 млн автомобилей (рост в годовом выражении на 55,5%). Германия за тот же период поставила всего 1,91 млн авто. Причём китайцы активно торгуют своей продукцией не только на премиальном американском рынке, но и на внутреннем немецком.

Китайский автопром претендует на ведущее место в мире.
© РИА Новости
Китайский автопром претендует на ведущее место в мире.

Консультации будут охватывать весь спектр двусторонних отношений, а также вопросы международной повестки дня: украинский кризис, напряжённость в регионах Восточной Азии, усилия в борьбе с изменением климата.

Примечательно, что глава берлинского кабинета станет первым обер-представителем «большой семёрки», который наведается в Поднебесную не только после недавно закончившегося ХХ съезда китайской Компартии, но и с начала пандемии COVID-19. То есть, по сути, восстановит отношения мировой элиты с этой страной. «Это сыграет на руку пропагандистскому успеху китайского лидера. Ни один предшественник Шольца на посту канцлера не поступил бы так», - заявил глава немецкой оппозиции, председатель ХДС Фридрих Мерц.

Между Парижем и Берлином пробежала кошка

Вокруг этой поездки в политических кругах единой (как выясняется, только на словах) Европы и ФРГ возникла нешуточная шумиха. А за океаном вообще оценивают её как антиамериканский выпад.

Президент Франции Эмманюэль Макрон весть о предстоящем вояже Шольца воспринял с нескрываемым раздражением. В последнее время между ним и Олафом вообще пробежала кошка (чёрная!). Хозяин Елисейского дворца полагает, что в Поднебесную следовало бы ехать на пару (как-никак, Берлин и Париж - «локомотивы ЕС»), и чуть позже, а не сразу после съезда, чтобы не сложилось впечатление, что влиятельные европейские гости «примчались на поклон к Си». Он, кстати, тоже, коль немецкий «друг» его прокатил, решил наведаться в КНР, предположительно - в первой декаде ноября. После Шольца, но не в последних рядах...

В Пекине действительно наблюдается международный парад-алле: вслед за канцлером сюда должны прибыть друг за другом генсек ЦК Компартии Вьетнама, премьер-министр Пакистана и президент Танзании. Так что лист ожидания пока заполнен.

Машинисты «локомотива ЕС» один за другим мчатся в Пекин.
© globallookpress.com
Машинисты «локомотива ЕС» один за другим мчатся в Пекин.

Тот же Мерц назвал ошибкой отсутствие у Шольца планов встретиться с бывшим генсеком КПК, 79-летним Ху Цзиньтао. Он почему-то считает его главным китайским оппозиционером: престарелого политика, по его мнению, вывели под руки из зала коммунистического форума не по причине плохого самочувствия, а, дескать, из-за несогласия с курсом переизбранного руководителя партии.

«Зелёные» и свободные демократы требуют от главы правительства сделать главной темой предстоящих переговоров не экономический тренд, а нарушение в КНР прав человека, повлиять на позицию Пекина в отношении России. «Надежда убрать Китай с российского поля - иллюзия», - считает председатель Мюнхенской конференции по безопасности Кристоф Хойсген.

Своя рубашка ближе к телу

На самом деле у Шольца совсем другой расчёт. Стремление США с помощью налоговых послаблений и льгот в сфере энергообеспечения переманить на свою территорию немецкие фирмы никак его не устраивает. Главу правительства интересует возможность перенаправить этот поток в Китай. Причём он собирается спасать немецкую экономику, погружающуюся в кризис, без оглядки на аналогичные беды Евросоюза и невзирая на то, что это может не понравиться Штатам. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

И всё же «опытный аппаратчик» Шольц подстраховался и решил не выпячивать основополагающий «китайский вектор». Он объявил, что в его планах - осуществить «азиатское турне»: после Поднебесной посетить Вьетнам и Сингапур с большой бизнес-делегацией (ориентировочно 12-14 ноября), а затем отправиться на Бали (Индонезия), где 15-16 ноября пройдёт саммит лидеров двадцати ведущих экономик мира.

Справка

Германия больше не является мировым лидером в сфере экспорта продукции машиностроения. В 2020 году Китай впервые обогнал крупнейшую европейскую экономику по этому показателю. Его доля в международных поставках машин и промышленного оборудования достигла 15,8%, в то время как ФРГ - 15,5%. Поднебесная является крупнейшим торговым партнёром Берлина последние шесть лет, в 2021-м товарооборот между странами достиг 246 млрд долларов.

Китай обогнал Германию в сфере экспорта продукции машиностроения.
© РИА Новости
Китай обогнал Германию в сфере экспорта продукции машиностроения.

«Я решительно говорю, что мы должны продолжать вести дела с Китаем. Но мы также должны убедиться, что мы торгуем с остальным миром, посмотрите на остальную Азию, Африку, Южную Америку - это возможность», - заявил Шольц пару дней назад на бизнес-конференции в Берлине.

Канцлеру не повезло с партнёрами

На самом деле социал-демократу Шольцу приходится несладко в правительственной коалиции с «зелёными» и свободными демократами. Они безапелляционно стремятся торпедировать многие его начинания, которые не вписываются в их представления. В частности, по тому же китайскому вопросу. «Зелёные» - вице-канцлер, министр экономики Роберта Хабек и глава МИД Анналена Бербок, - например, убеждены, что «лучше мёртвый, чем красный». Это как раз про Китай.

Кстати

Эта фраза, но наоборот, стала во времена холодной войны мемом в ООН. История случилась во время одной из Генассамблей этой организации. Известный советский дипломат Олег Трояновский «на полях» провёл консультации с американским коллегой. Когда они выходили из переговорной комнаты, китайские антиправительственные активисты плеснули им в лица красной краской. Тогда Трояновский сказал: «Better red than dead» (с англ. «Лучше быть красным, чем мёртвым»). Её ооновцы, как утверждает Сергей Лавров, в шутку и всерьёз цитируют до сих пор.

Так вот, осенью прошлого года китайская госкомпания Cosco подписала с немецкой HHLA (контрольный пакет принадлежит властям Гамбурга) соглашение о приобретении 35-процентной доли одного из трёх принадлежащих ей терминалов гамбургского порта, крупнейшего в ФРГ. Через него, между прочим, осуществляются поставки до 30% китайских грузов, предназначенных для Европы.

Вице-канцлер Роберт Хабек категорически против китайских инвестиций в критически важную инфраструктуру Германии.
© globallookpress.com
Вице-канцлер Роберт Хабек категорически против китайских инвестиций в критически важную инфраструктуру Германии.

Справка

China Ocean Shipping (Group) Company (COSCO) - мировой лидер в секторе навалочных грузов, входит в число 10 крупнейших мировых контейнерных операторов и ежегодно перевозит порядка 180 млн тонн груза. Была основана в 1961 году как первый международный судоходный курьер в Китае, в 1993-м превратилась в корпорацию с капиталом в 17 млрд долларов.

Сделка прошла «обрезание»

Сделка, которую следовало одобрить федеральному правительству, вызвала не то что споры, а истерику. Правая рука канцлера, министр Хабек заявил, что «нельзя допускать китайские инвестиции в критически важную инфраструктуру Германии». В МИД вторили, что сделка «непропорционально расширяет стратегическое влияние КНР на германскую и европейскую транспортную инфраструктуру, а также зависимость ФРГ от Китая». К сваре подключилась и Еврокомиссия, которая напомнила, что ещё весной предупредила берлинские власти о нежелательности продажи акций терминала, так как Поднебесная «может получить доступ к конфиденциальной информация о портовом бизнесе».

В итоге перед своей поездкой в восточном направлении Шольц всё же продавил сделку: 26 октября правительство разрешило китайцам приобрести акции. Правда, с существенным «обрезанием» - пакет всего в 24,9%. Уменьшение количества ценных бумаг существенно ограничило возможности инвестора. Ему не будет предоставлено право вето при принятии стратегических деловых и кадровых решений, он не сможет участвовать в назначении членов руководства.

Cosco пока не прокомментировала новый вариант, но, как пишут немецкие СМИ, она, скорее всего, даст согласие. Уж слишком высок у неё интерес к ганзейскому порту. В HHLA также пока не дали комментариев. Вот такая петрушка вышла.

Чуть меньше четверти Гамбургского порта теперь принадлежит китайской компании COSCO.
© globallookpress.com
Чуть меньше четверти Гамбургского порта теперь принадлежит китайской компании COSCO.

…В Китае решение канцлера приехать, несмотря на оголтелую критику этого шага как в Европе, так и за океаном, воспринимают как признак того, что некоторые европейские лидеры всё же сохраняют рациональную, прагматичную позицию.

Цитата

«В этом году исполняется 50 лет с момента установления дипломатических отношений между Китаем и ФРГ. Я верю, что этот визит создаст новые стимулы для развития китайско-германских отношений всеобъемлющего стратегического партнёрства и позволит внести вклад в поддержание мира, стабильности, а также (экономического) роста на всей планете».

Чжао Лицзянь, официальный представитель МИД Китая.

Как представляется, Шольц будет стремиться в Пекине к конкретным результатам. В противном случае зачем было проходить через все сложности и мучения в схватке с оппонентами? Но для того, чтобы вояж оказался успешным, он должен сосредоточиться, в первую очередь, на экономическом сотрудничестве. И не учить китайских лидеров жить. С этой проблемой они и сами успешно справятся.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама