Мухаммед бен Сальман: принц крови и большой нефти
© РИА Новости
Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман аль Сауд (справа) на встрече лидеров стран-участниц АТЭС.

Мухаммед бен Сальман: принц крови и большой нефти

Мир меняется. На Ближнем Востоке появился молодой лидер, который уже не смотрит Америке в рот по любому поводу
03 января 2023, 09:15
Реклама
Мухаммед бен Сальман: принц крови и большой нефти
© РИА Новости
Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман аль Сауд (справа) на встрече лидеров стран-участниц АТЭС.
Читайте нас на: 

После «нефтедобывающего» визита президента США Джо Байдена в Эр-Рияд телеканал «Аль-Джазира» сообщил, а потом Wall Street Journal подтвердила, будто бы наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман Аль Сауд заявил: «Чтобы этой мрази на нашей земле больше не было».

Пожалуй, ещё никто из правителей мира не отзывался о каком-либо американском лидере столько предметно. Но тут особый случай. Дело в том, что Байден повёл себя, будучи гостем, как хозяин колониального типа. Не как проситель (в данном случае углеводородов), а как политический шантажист, полагая, видимо, что все, кроме англосаксов, люди второго сорта, особенно арабы, что обращаться с этим контингентом можно без дипломатического политеса. И получил: по распоряжению кронпринца, который не де-юре, но де-факто правит королевством, Байдену дорога в Саудовскую Аравию отныне заказана.

«А вот здесь выход, мистер президент».
© globallookpress.com
«А вот здесь выход, мистер президент».

Никто прежде с хозяином Белого дома, по крайней мере из ближневосточных лидеров, так не разговаривал. Но вот произошло... А это значит, что мир меняется, и не в пользу Америки.

Да здравствует кронпринц!

Считается, что политическая карьера Мухаммеда бен Сальмана Аль Сауда (МБС - как его называют для краткости) началась в 2009 году, когда отец взял его к себе помощником, а потом и советником в губернаторский офис. К тому времени молодой человек уже успел поработать предпринимателем, разработчиком экономических инициатив, консультантом бюро экспертов при совете министров. Но это были в основном «технические» должности, не предполагавшие принятие самостоятельных решений, но дававшие возможность ориентироваться в политическом пространстве королевства.

Настоящее восхождение к вершинам власти началось для Мухаммеда в 2011 году. После кончины наследного принца Султана, занимавшего пост министра обороны, главой военного ведомства назначают отца МБС Сальмана бен Абдель Азиза, влияние которого в стране резко возрастает (в соответствии с саудовской табелью о рангах, министр обороны - это второй после короля человек в государстве). Ещё через год умирает наследный принц Наиф, после чего Сальмана включают в линию наследования и назначают наследным принцем. Это значит, что следующим монархом должен стать Сальман бен Абдель Азиз.

Произошло это главным образом в силу его личных качеств: дипломатичности, умения договариваться с различными людьми, склонности к достижению консенсуса. Неслучайно в течение многих лет Сальман возглавлял Семейный совет, предназначенный для решения спорных вопросов среди членов королевской семьи. Наконец, после того как в 2015 году в 90-летнем возрасте от пневмонии умирает король Абдалла, главой государства становится Сальман бен Абдель Азиз.

Вместе с отцом, ступень за ступенью поднимается к вершине власти и его сын Мухаммед. Разумеется, не без деятельной помощи своего родителя. Сначала его назначают шефом того, что у нас принято называть секретариатом или канцелярией министра обороны, присваивают ранг министра, делают главой всевозможных экономических комитетов и комиссий, министром по вопросам экономического развития, советником ряда саудовских ведомств, главой королевского суда, помощником Служителя Двух Святынь (то есть короля, который обязан заботиться о святых для мусульман городах Мекка и Медина), а после интронизации Сальмана Мухаммед становится министром обороны, председателем генеральной комиссии по развитию военной промышленности, заместителем премьер-министра и пр. пр.

Король Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд говорит.
© globallookpress.com
Король Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд говорит.

К тридцати годам МБС - признанный тяжеловес среди саудовских политиков. А ещё через пару лет теперь уже король Сальман меняет порядок престолонаследия и делает своего сына Мухаммеда наследным принцем, отодвигая других потенциальных кандидатов в сторону. В 2022 году МБС назначают премьер-министром, освобождая от должности министра обороны.

Далеко не всем нравится стремительный карьерный рост отца и сына. В королевской семье появляются те, кто старается убедить других в том, будто Сальман бен Абдель Азиз страдает деменцией и не может исполнять королевские обязанности. Однако, несмотря на сопротивление некоторых членов королевской семьи, Сальман и Мухаммед захватили ключевые позиции в стране, и все попытки помешать им оказываются тщетными.

Методом проб и ошибок

Стремительное и во многом неожиданное возвышение МБС по времени совпало с переходом саудовцев к более агрессивной политике в области безопасности. Это выразилось в усиливающейся поддержке со стороны Эр-Рияда наиболее радикальных группировок в арабском мире, ведущих борьбу против Башара Асада, что, кстати, и предопределило решение российского руководства ввести военный контингент в Сирию. И очень своевременно, поскольку королевство в этот период делало ставку на вмешательство во внутренние дела других государств, в том числе Йемена, Ливана и Катара, с использованием вооружённых сил.

Горячий и недостаточно опытный в международных делах МБС, похоже, видел себя почти таким же триумфатором, как Наполеон или Александр Македонский, поэтому с его лёгкой руки королевство оказалось втянутым в такие авантюры военного и политического характера, которые выкачивали из него огромные финансовые и материальные ресурсы, и загоняли Эр-Рияд в тупик, из которого потом не просто было выбраться, не потеряв лицо. Чего только стоит война в Йемене, которую саудовцы, обладающие самым совершенным оружием и боевой техникой, безуспешно ведут против «босоногой» армии повстанцев-хуситов.

Мало того, что МБС сам не имел никакого военного опыта, так он ещё и скрывал от саудовских военных профессионалов, и даже от своего отца Сальмана, подготовку к войне (собственно говоря, никакой подготовки и не было). Просто дождался, когда один из принцев, командующий национальной гвардией, окажется с визитом за границей, и нанёс удар по Йемену. И в этом, наряду с целеустремлённостью, энергичностью, напором и железной волей, проявились и такие личные качества кронпринца, как завышенная самооценка, чрезмерные амбиции, вспыльчивость, нежелание считаться с мнением других.

Министр обороны Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман в оперативном центре вооружённых сил во время нанесения удара по хуситам в Йемене, 2015 г.
© globallookpress.com
Министр обороны Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман в оперативном центре вооружённых сил во время нанесения удара по хуситам в Йемене, 2015 г.

Ровно такие же корни и у дипломатического кризиса с Катаром, эмир которого Тамим бен Хамад Аль Тани осмелился пойти против воли Эр-Рияда. МБС охватило тогда непреодолимое желание во что бы то ни стало стереть катарского правителя, что называется, в пыль. В результате кронпринц «выкатил» Катару заведомо невыполнимые требования, что затянуло кризис в тугой узел, к которому присоединились ОАЭ, Египет и Бахрейн.

Безжалостен МБС и к тем, кто не выполняет его указания. Например, ливанский премьер-министр, кстати, саудовский подданный, Саада Харири был взят под стражу лишь потому, что «не справился» с «Хезболлой», которую поддерживает Иран, и не сумел исключить радикальную, но в то же время парламентскую, шиитскую партию из политической жизни Ливана. Освобождение Харири из-под домашнего ареста проходило тогда с большим скандалом и при вмешательстве Парижа.

Время духовных перемен

Долгое время Саудовская Аравия славилась, во-первых, огромными запасами нефти, придавшими стране большой геостратегический вес и превратившими королевскую семью в богатейшую династию мира. Во-вторых, королевство считается родиной ислама, хотя последние три столетия живёт по законам ваххабизма, основы которого были заложены Мухаммедом ибн Абдель Ваххабом (1703-1791 гг.), утверждавшем, будто он выступает за возврат к «чистому, неискажённому» исламу. На самом деле именно Ваххаб и исказил ислам, превратив его в ультраконсервативный и крайне нетерпимый вариант вероучения, вплетённого в бытие Саудовского королевства.

Напомним, что ваххабизм учит верующих остерегаться немусульманских «неверных», жестоко наказывать мусульман за малейшие нарушения норм ислама, например, вплоть до обезглавливания в общественных местах наркоторговцев и убийц. Вот почему в стране действовали и продолжают действовать драконовские законы, свирепствует так называемая религиозная полиция, которая следит за тем, чтобы мусульмане вовремя совершали молитвы и чуть ли не силой загоняют их в мечети.

В Саудовской Аравии находятся основные святыни мусульман всего мира.
© globallookpress.com
В Саудовской Аравии находятся основные святыни мусульман всего мира.

Саудовские лидеры, конечно же, знали о довольно мрачной репутации своего королевства, которая всё больше мешала развитию страны и препятствовала притоку инвестиций. В королевстве назревали перемены, провести которые судьба распорядилась МБС, едва перешагнувшему за тридцатилетний возраст. При этом кронпринц, разумеется, чувствовал поддержку со стороны отца, короля Сальмана, части саудовской элиты и прогрессивного населения страны, но в первую очередь молодёжи.

Чудо-город

Главным проектом по преображению страны стала амбициозная программа долгосрочных экономических реформ, рассчитанных до 2030 года. Впервые она была представлена МБС широкой публике - как внутри страны, так и за её пределами - в 2016 году. План предусматривает структурную перестройку экономики, постепенное снижение зависимости страны от нефти за счёт изменения источников доходов, а также принципов расходования колоссальных ресурсов. При этом некоторые недоброжелатели уверены в том, что масштабные реформы были задуманы специально под МБС, чтобы облегчить отстранение от трона главного противника Мухаммеда бен Сальмана - кронпринца Мухаммеда бин Наифа, якобы неспособного к выполнению сложных задач. Но тут сама судьба распорядилась...

Многое из запланированного в «Видении-2030» за пять с небольшим лет уже выполнено. В стране открылись стендап-клубы, кинотеатры, в которых «крутят», в том числе и созданные саудовцами, мультики (что бы сказал Аллах!), заработали концертные площадки, тематические рестораны. Прошёл даже карнавал в бразильском стиле. А совсем недавно команда Саудовской Аравии одержала победу на всемирной олимпиаде роботов.

Серьёзно улучшилось положение женщин. Теперь им разрешили посещать спортивные мероприятия, заниматься боевыми искусствами, получать водительские права и даже водить автомобили. Причём процент саудовских женщин, работающих в сфере высоких технологий, оказался выше, чем в Европе. И всё это с лёгкой руки МБС. Между тем злые языки утверждают, будто борец за права женщин в королевстве далеко не всегда может воздержаться от насилия в отношении собственной жены - принцессы Сары бинт Машур бен Абдель Азиз Аль Сауд. МБС женился на ней в 2008 году, и вместе они воспитывают четверых детей, двух принцев - Сальмана и Фахда и двух принцесс - Машхур и Нуру.

Болельщицы сборной Саудовской Аравии во время недавнего Чемпионата мира по футболу в Катаре.
© globallookpress.com
Болельщицы сборной Саудовской Аравии во время недавнего Чемпионата мира по футболу в Катаре.

Частью плана «Видение-2030» является строительство футуристического города Неом, который возводится по кромке побережья Акабского залива и Красного моря - практически напротив египетского курорта Шарм эш-Шейх. Общая стоимость строительства составляет примерно 500 миллиардов долларов. При этом Неом будет «питаться» солнечной и ветряной энергией. Ожидается, что уже в 2024 году город примет первых туристов. Кроме Неома, саудовцы рассчитывают построить ещё несколько туристических и технологических кластеров, которые также должны содействовать вхождению страны в десятку наиболее развитых экономик мира.

Но самые серьёзные изменения ожидают Саудовскую Аравию в духовной сфере. МБС предлагает возвратиться к истокам ислама времён пророка Мухаммеда, отбросив в прошлое учение Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба. МБС откровенно сожалеет о памятниках раннего ислама, разрушенных прежними саудовскими правителями под влиянием ваххабизма. Также он призывает пересмотреть отношение к халисам, то есть к преданиям о словах и делах пророка Мухаммеда, и руководствоваться только теми из них, которые невозможно было сфальсифицировать. По сути, МБС впервые в мире осмелился бросить вызов безнадёжно устаревшей государственной религии на самом высоком уровне.

По-настоящему на борьбу с ваххабизмом МБС вдохновил, конечно же, его отец, нынешний король Сальман, который давно пришёл к выводу о том, что ваххабиты наносят непоправимый ущерб имиджу королевства. Пересмотр политики в отношении ваххабизма начался в Саудовской Аравии вскоре после начала тысячелетия. Однако настоящая борьба против террористических и экстремистских организаций ваххабитов началась после интронизации короля Сальмана и возвышения МБС. Именно при нём был положен конец государственному финансированию ваххабитских организаций, а местные силы безопасности всерьёз занялись контртеррористической борьбой.

Американский дипломат Джоэл К. Розенберг, находившийся в королевстве во время террористических атак на башни-близнецы 11 сентября 2001 года, потом писал, что неприязнь МБС к ваххабитам могла быть связана с чувством ужаса, которое испытал тогдашний шестнадцатилетний юноша от того, что теперь мир может возненавидеть ислам и Саудовскую Аравию, приютившую у себя ваххабитов.

И уважать себя заставил

Но не всё так гладко идёт у принца крови, по сути дела уже сейчас примеряющего на себя королевскую мантию. Среди серьёзных просчётов, допущенных МБС, следует назвать убийство оппозиционного саудовского журналиста Джамаля Хашогги, совершённого по приказу кронпринца осенью 2018 года в Стамбуле. В дальнейшем это преступление стало причиной охлаждения американо-саудовских отношений, особенно после прихода к власти в США Демократической партии во главе с Джозефом Байденом. Белый дом неоднократно обрушивался на Эр-Рияд и лично на МБС с критикой, угрожал сократить военную помощь, прекратить поставки оружия и, как принято у американцев, начинал учить саудовцев «правильно» жить.

Группа турецких и саудовских следователей обыскивают консульство Саудовской Аравии в Стамбуле, где пропал без вести журналист Джамаль Хашогги.
© globallookpress.com
Группа турецких и саудовских следователей обыскивают консульство Саудовской Аравии в Стамбуле, где пропал без вести журналист Джамаль Хашогги.

В свою очередь, арабы остались крайне недовольны пренебрежительным отношением к ним со стороны Вашингтона. Всё это вылилось во взаимное недовольство и нежелание идти навстречу друг другу. Как уже отмечалось, наиболее рельефно это проявилось осенью текущего года, когда МБС фактически проигнорировал «слёзную» просьбу Байдена увеличить добычу нефти и соответственно понизить цены, скакнувшие вверх после отказа Запада от российских энергоносителей.

Кроме того, Саудовская Аравия недовольна стремлением Байдена возродить разорванную Дональдом Трампом в 2018 году ядерную сделку с Ираном. Но особенно возмущает саудовцев неспособность разрекламированных «Пэтриотов», за которые Эр-Рияд выложил немалую сумму, надёжно прикрыть саудовскую территорию и её нефтяные объекты от ракетных обстрелов со стороны хуситов. Даже на Ближнем Востоке считают, что военно-техническое сотрудничество - это не восточный базар, на котором можно обманывать.

В настоящее время саудиты, с одной стороны, шантажируют Вашингтон возможным сближением с Россией и с Китаем. С другой стороны, Эр-Рияд, несмотря на взаимную неприязнь и растущее недоверие, оставляет за собой пространство для политического маневрирования, чтобы окончательно не побить все горшки с американцами. В Эр-Рияде, конечно же, понимают, что сейчас ни Москва, ни Пекин не являются полноценной альтернативой Вашингтону, который контролирует морские и сухопутные торговые коридоры, имеет полный контроль над стратегическими портами, располагает огромным количеством военных баз в противовес пока ещё не очень многочисленным китайским базам.

Так что политика Эр-Рияда, которую сегодня олицетворяет молодой и амбициозный кронпринц Мухаммед бен Сальман Аль Сауд, вовсе не зациклена - не надо иллюзий! - на сближении с Москвой и Пекином и на полный и окончательный разрыв с Вашингтоном. В любом случае, у МБС есть все шансы пережить Байдена, а для другого хозяина Белого дома, не исключено, найдутся совсем другие слова...

Россия всегда открыта к сближению с Саудовской Аравией.
© globallookpress.com
Россия всегда открыта к сближению с Саудовской Аравией.

Кроме того, надо иметь в виду, что принц крови, как и другие саудиты, отнюдь не травоядный. Например, сразу же после дезинтеграции СССР Эр-Рияд решительно взял курс на расширение своего влияния в Центральной Азии, инвестируя в проекты Казахстана, Таджикистана и Туркмении - якобы для вытеснения из того региона Ирана. Но это ведь ещё и постсоветское пространство!

Джо Байден уже прочувствовал, кто такой Мухаммед бен Сальман Аль Сауд. Это к тому, что отношения Москвы и Эр-Рияда не обещают быть простыми, и не надо забывать, что на востоке уважают силу и уважают тех, кто их уважает.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама