«Кронштадский» взлёт. Беспилотный, но управляемый
© kronshtadt.ru
«Орион» - и наводчик, и разведчик, и бомбардировщик.

«Кронштадский» взлёт. Беспилотный, но управляемый

Истребитель пятого поколения Су-57 запущен в серийное производство на фактически возрождённых из руин советских предприятиях. На них же модернизируется парк создававшихся в советское время истребителей и бомбардировщиков, которые сегодня оснащаются суперсовременными и пока недосягаемыми для НАТО гиперзвуковыми ракетами. Чем-то это напоминает время, предшествовавшее первым дням Великой Отечественной. Вот и в наше время внуки тех, кто защищал страну, в рекордные сроки поставили на серийное производство отечественные БПЛА на первом построенном в постсоветской России авиационном заводе
07 февраля 2022, 13:00
Реклама
«Кронштадский» взлёт. Беспилотный, но управляемый
© kronshtadt.ru
«Орион» - и наводчик, и разведчик, и бомбардировщик.
Читайте нас на: 

«Кронштадский» взлёт. Беспилотный, но управляемый

Истребитель пятого поколения Су-57 запущен в серийное производство на фактически возрождённых из руин советских предприятиях. На них же модернизируется парк создававшихся в советское время истребителей и бомбардировщиков, которые сегодня оснащаются суперсовременными и пока недосягаемыми для НАТО гиперзвуковыми ракетами. Чем-то это напоминает время, предшествовавшее первым дням Великой Отечественной. Вот и в наше время внуки тех, кто защищал страну, в рекордные строки поставили на серийное производство отечественные БПЛА на первом построенном в постсоветской России авиационном заводе.

Их не видно и не слышно… Они могут летать на минимальной высоте и подниматься в стратосферу. Но теперь они не только наблюдают за театром военных действий в качестве разведчиков, но и наносят удары. В мире бум развития беспилотной авиации. Беспилотники делают или пытаются делать практически все развитые и полуразвитые страны. Это кажущийся бесчеловечным прообраз авиации будущего - авиации следующего поколения. Во-первых, дрон дешевле, чем полноразмерный самолёт. Во-вторых, сама технология изготовления проще, а конструкция кроме того, что при использовании углеволокна становится легче, она ещё и, как ни парадоксально, может принимать на себя более серьёзные нагрузки. Ну и самое главное - беспилотные летательные аппараты позволяют сохранить человеческую жизнь.

Потерять беспилотник не страшно. Потерять лётчика, который может быть сбит в воздушном бою, - трагедия. Ещё страшнее - трагедия мирного населения, до которого искусственному интеллекту и западным «ассам» дела нет. В России создание беспилотных летательных аппаратов неразрывно связано с защитой населения как своей страны, так и иноземья.

B 1998-м в небо поднимается первый беспилотник военного назначения RQ-4 Global Hawk.
© af.mil
B 1998-м в небо поднимается первый беспилотник военного назначения RQ-4 Global Hawk.

На грани фантастики

Фантастика, но первое появление беспилотников напрямую связано с игровым кино. В 1993 году выходит на экраны фильм Remote, «Дистанционное управление», который, кроме обычных зрителей смотрели, по случайному совпадению, и авиационные конструкторы… И уже в 1998-м в небо поднимается первый беспилотник военного назначения «Глобал Хоук». Дальше - больше. Вслед за «Хоуком» появляются и другие машины. Затем опять кино. Используемые кинооператорами на съёмках квадрокоптеры пробуют применить в качестве носителей оружия. Получается!..

И начинает развиваться целая индустрия - сначала управляемых дронов, затем - беспилотных, использующих системы искусственного интеллекта - базу памяти объектов, по которым нужно нанести удар. А дальше - беспилотники-разведчики, беспилотники - постановщики помех, дроны-камикадзе…

Главная особенность сегодняшних беспилотных летательных аппаратов - их практически не видят радиолокационные станции. Погрешность обнаружения таких радиопрозрачных машин составляет 0-1,5%. И на этом фоне беспилотники становятся мощнейшим оружием…

«Народная» стройка на частные средства

В начале Отечественной советский народ ушёл не только на фронт войны, но и на фронт тыла. И на этом втором фронте оборонки совершил казалось бы невозможное - обеспечил боевые части военной техникой и военным вооружением так, что мы дошли до Берлина и взяли Берлин, а потом смогли обеспечить пусть и холодный, но мир во всём мире. Это было общим народно-государственным делом.

Часто трудно сравнивать прошлое и настоящее. Но событие, прошедшее на днях, напоминает о героическом прошлом.

«В кратчайшие сроки в подмосковной Дубне завершено строительство первого в России завода по выпуску ударных беспилотников самолётного и вертолётного типа. И теперь предприятие приступило к серийному выпуску ударных беспилотников: ударных беспилотников «Орион», «Сириус» и двух типов ударных вертолётных беспилотников».

Речь идёт о предприятии, построенном за собственные средства компании АО «Кронштадт». И в этом, возможно, разница с теми далёкими уже от нас историческими временами. Завод построен на частные, а не на государственные или народные средства... Заводу пока ещё не дали имя, хотя оно уже, вероятно, есть, но мы о нём не знаем. Важно другое, новый завод построен в рекордно короткие сроки.

Hовый завод построен в рекордно короткие сроки.
© kronshtadt.ru
Hовый завод построен в рекордно короткие сроки.

- Представьте, - рассказывает генеральный директор АО «Кронштадт» Сергей Богатиков, - там, где мы сейчас с вами находимся, в марте прошлого года было болото. Мы за 9-10 месяцев произвели такую работу, которая, к сожалению, у других наших коллег занимает не меньше 3-5 лет. Строительство длилось с апреля по декабрь 2021 года. А уже в декабре стало известно о том, что строительство завода по серийному производству крупноразмерных БПЛА завершено. На предприятии площадью около 45 000 кв. м создано три цеха: участок изготовления деталей и оснастки из композитных материалов и малярное отделение, цех агрегатной сборки и цех окончательной сборки. Помимо новой производственной зоны реконструированы и модернизированы мощности «Дубнинского машиностроительного завода». Производство создаёт более полутора тысяч рабочих мест, а общая площадь территории составляет более 50 гектаров.

Но главное заключается в том, что этот первый в России завод беспилотных летательных аппаратов - производство замкнутого цикла. Всё, из чего делаются тяжёлые беспилотники и что на них устанавливается, за исключением вооружения, производится здесь же, в соседних цехах.

Сорок пять тысяч квадратных метров производственных площадей, своя система энергоснабжения и, что самое удивительное - все эти тысячи квадратных метров бетонного пола завода выведены под ноль - без идеально ровной поверхности невозможно настроить аппаратуру беспилотника и сделать точную выкройку ткани, из которой он формуется.

В цехах завода в Дубне выполняются все технологические этапы создания беспилотников: от обработки и нарезки ткани из углеволокна для создания деталей до окончательной сборки.

Министр оценил

Интерес российского военного ведомства к боевым беспилотникам тяжёлого самолётного типа понятен. Региональные вооружённые конфликты последних лет доказали высокую боевую эффективность таких ударных средств, которые, по мнению многих военных аналитиков, в условиях безъядерного конфликта могут оказаться высокоэффективным средством поражения личного состава и технических средств противника. По мощности и результативности их атаки эксперты сравнивают с применением современных высокоточных ракетных комплексов.

Первый в России серийный завод в Дубне, производящий (причём на высоком технологическом уровне) БПЛА, пожаловала высокая инспекция. Министр обороны генерал армии Сергей Шойгу, его замы, руководители заинтересованных министерств и ведомств, главы областей и районов Московской области познакомились с первым, построенным с нуля, российским авиационным заводом беспилотных летательных аппаратов.

Завод компании «Кронштадт» в Дубне посетили федеральные министры - Сергей Шойгу и Денис Мантуров и губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв.
© mil.ru
Завод компании «Кронштадт» в Дубне посетили федеральные министры - Сергей Шойгу и Денис Мантуров и губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв.

В рамках перспективных программ компании министра обороны ознакомили с уже законтрактованными военным ведомством комплексами БПЛА «Сириус» (ОКР «Иноходец-РУ»), а также БПЛА радиолокационного дозора «Гелиос-РЛД» и скоростным ударным БПЛА «Гром».

В конструкции беспилотников, производимых предприятием, до 90% применяются детали из отечественных полимерно-композиционных материалов. А в целом, практически всё производство основано на российских мозгах и материалах. Так, в цехе полимерно-композиционных материалов Сергей Богатиков доложил министру обороны, что до 90% деталей дронов изготовлены из современных российских композитов. Полимеры, в частности, широко используются при производстве разведывательно-ударных беспилотников «Орион».

«Орион» - и наводчик, и разведчик, и бомбардировщик

В цехе окончательной сборки БПЛА главе ведомства представили в разной степени готовности поставляемые в войска разведывательно-ударные дроны «Орион». Чтобы не быть голословным, генеральный директор «Кронштадта» Сергей Богатиков доложил министру обороны Сергею Шойгу о создании будущих лётных образцов беспилотника «Орион» со спутниковой связью и показал первый лётный образец такого дрона с антенной спутниковой связи. Выяснилось, что наличие блока подобной аппаратуры позволяет существенно увеличить дальность применения аппарата - он может действовать вне зоны прямой радиовидимости наземного пункта управления.

Пять лет назад тяжёлый беспилотник «Орион» впервые оторвался от взлётно-посадочной полосы.
© kronshtadt.ru
Пять лет назад тяжёлый беспилотник «Орион» впервые оторвался от взлётно-посадочной полосы.

Пять лет назад тяжёлый беспилотник «Орион» впервые оторвался от взлётно-посадочной полосы. Затем цикл сложнейших испытаний, в том числе и в реальных боевых условиях в Сирии, где боевая версия «Ориона» «Иноходец» послужил и наводчиком, и разведчиком, и бомбардировщиком, при этом не была потеряна ни одна машина.

Сегодня «Орион» производят уже серийно. Россия опять сделала невозможное - подняла в воздух машину, не имеющую себе равных - 30 часов полёта без посадок и дозаправок, диапазон рабочих высот от 10 метров до 7 500, коэффициент заметности в рамках статистической погрешности близкий к нулю.

Но одним «Орионом» «сыт не будешь». Шойгу рассказали, что с 2023 года компания «Кронштадт» начнёт серийно поставлять в войска уже законтрактованный минобороны новый ударный беспилотник «Сириус». Он является дальнейшим развитием «Ориона», имеет два двигателя, увеличенную взлётную массу и дальность действия 3 тысячи километров.

С 2023 года компания «Кронштадт» начнёт серийно поставлять в войска новый ударный беспилотник «Сириус».
© РИА Новости
С 2023 года компания «Кронштадт» начнёт серийно поставлять в войска новый ударный беспилотник «Сириус».

А на подходе - дрон радиолокационного дозора «Гелиос-РЛД» и скоростной ударный беспилотник «Гром». «Это концепция верного ведомого, он обеспечивает прорыв в первую очередь воздушной эшелонированной обороны. Мы готовы выполнить по нему работы в 2024 году», - пояснил министру Богатиков.

Серийные поставки новых ударных дронов «Сириус» начнутся в 2023 году, заверил Сергей Богатиков министра обороны, а первый полёт «Сириус» выполнит в мае этого года. «Полностью завершён выпуск РКД. Сейчас ведётся изготовление лётных образцов. Первый полёт совершаем в мае этого года. Заканчиваем лётные испытания в конце этого года», - сказал он, добавив, что параллельно с изготовлением опытных образцов на опытном производстве уже идёт подготовка серийного производства.

«Ларёк» открывается не просто

На самом деле производство самых современных беспилотных летательных аппаратов, буквально со входа на завод, напоминает, скорее, швейное ателье - начинается всё с «утюга и раскроя ткани»…

После раскройного цеха - цех вакуумной инфузии. Слова заумные - метод простейший. Для сравнения возьмём вакуумный мешок для одежды. Воздух вытягивается пылесосом, одежда спрессовывается - экономится место. Здесь точно так же. Это термомешок, это своеобразный промышленный пылесос. Углеволоконная ткань, отформованная на мастер-модели, пропитывается связующим веществом - смолой, затем в специальном термопластиковом пакете создаётся абсолютный вакуум, после чего деталь идёт в печь.

И вот здесь для обычного человека начинается путаница. Оператора беспилотного летательного аппарата все воспринимают как лётчика, управляющего машиной на расстоянии. Но на самом деле оператор - это тот человек, который в режиме реального времени лишь контролирует полёт БПЛА. Машина из точки «А» в точку «Б» летит сама, задача оператора - скорректировать полёт, если на маршруте, вдруг, появится дополнительная цель.

Цифровой пульт управления полётом беспилотника располагается в обычном стандартном контейнере.
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Цифровой пульт управления полётом беспилотника располагается в обычном стандартном контейнере.

Сам цифровой пульт управления полётом беспилотника располагается в обычном стандартном контейнере, который можно перевозить на трейлере. Здесь, на заводе, главный конструктор «Орионов», «Иноходцев» и «Сириусов» Николай Долженков эти контейнеры долгое время называл «ларьками». Смеялись все. Ларёк не ларёк, но продукты он предоставляет исключительно качественные - все беспилотники «Кронштадта» обладают элементами искусственного интеллекта. И вот производство беспилотных летательных аппаратов в нашей стране уже поставлено на поток.

«Орион», «Сириус», «Гром», как и другие БПЛА мира… Их ещё называют шестым поколением авиации, в котором лётчиков заменит искусственный интеллект. Спасение ради спасения самих лётчиков. А что касается гражданского населения, инфраструктуры его жизнедеятельности, то никакому ИИ (также и западным «ассам») до них дела нет и не будет. ИИ нужен, а наши лётчики нужнее, никаким ИИ их не заменить.

Прямая речь

«Должны быть специалисты довольно высокого класса. Здесь гальваника, двигатели, сервисное обслуживание, контракты жизненного цикла. <...> Дальше у нас следующий шаг - это вертолётные беспилотники, палубные беспилотники. Дальше идёт разработка вооружения для беспилотников».

Министр обороны генерал армии Сергей Шойгу. Посещение первого в России специализированного завода компании «Кронштадт» в Дубне 27 января 2022 г.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама