Крылатая и ядерная
© northropgrumman.com
В качестве носителя новой ядерной крылатой ракеты предполагается использовать перспективный самолёт В-21.

Крылатая и ядерная

Зачем Пентагону новая ядерная крылатая ракета без принципиальных изменений и улучшений базовых ТТХ?
14 февраля 2022, 11:00
Реклама
Крылатая и ядерная
© northropgrumman.com
В качестве носителя новой ядерной крылатой ракеты предполагается использовать перспективный самолёт В-21.
Читайте нас на: 

Наступивший год для американского Министерства обороны лёгким не ожидается. Смотрите сами. Инициированная ещё Трампом программа модернизации вооружённых сил находится только в процессе развёртывания, и до конкретных форм очень далеко. Со стратегическими вооружениями вообще принципиальная неясность, в частности, военные и политики вошли в глубокий клинч относительно необходимости сохранения МБР как класса оружия. До кучи, Пентагону приходится растаскивать по углам двух больших генералов из ВВС и Армии, т.е. - Сухопутных войск, соответственно, которые намертво сцепились «рогами», как те два барана, и расходиться явно не собираются. Виной всему, конечно, деньги, точнее, кому больше достанется от многомиллиардных вливаний в концепцию «Мгновенного глобального удара», с помощью которого американцы собираются доминировать в военной сфере.

Пока лидируют лётчики, тем более, на текущий год уже утверждена программа разработки перспективной ядерной крылатой ракеты воздушного базирования.

Ядерное сдерживание большой дальности

Начавшийся с 1 октября 2021 года новый 2022 финансовый год принесёт американской программе LRSO, т.е. крылатой ракете ядерного сдерживания большой дальности, 609 млн долл., которые головная корпорация Raytheon Technologies должна потратить на разработку в полном объёме этой ракеты с тем, чтобы в 2027 году приступить уже к серийному производству. Общая сумма контракта составляет порядка 2 млрд долл. В качестве носителя предполагается использовать бомбардировщики В-52 и перспективный самолёт В-21.

Ракета LRSO предназначена для поражения высокозащищённых целей в глубине обороны противника.
© raytheonmissilesanddefense.com
Ракета LRSO предназначена для поражения высокозащищённых целей в глубине обороны противника.

Ракета LRSO предназначена (как и её предшественница крылатая ракета АLCM - AGM-86B) для поражения высокозащищённых целей в глубине обороны противника. Согласно открытым источникам, дальность полёта LRSO составит порядка 2 500 км, т.е. будет соответствовать дальности полёта ракеты АLCM.

По всей видимости, ВВС, заказывая разработку новой ракеты, исходили из задач обеспечить глобальный удар воздушными средствами в условиях развёрнутой интегрированной ПРО. Последнее обстоятельство является принципиально новым по сравнению с серединой 1970-х годов, когда разрабатывалась ракета AGM-86B, стоящая на вооружении ВВС в настоящее время.

Работы по LRSO продолжаются уже почти 10 лет, но основная техническая информация пока не раскрывалась. Известны некоторые требования и планы заказчика, а также их изменения по мере продолжения работ. Известно, что ВВС желают получить крылатую ракету, способную преодолевать современную развитую ПРО. Эти задачи могут решаться при помощи стелс-технологий в конструкции и особых профилей полёта. По дальности LRSO не должна уступать старой AGM-86B.

Изначально планировалось создать две модификации новой ракеты - с ядерной и обычной боевыми частями. Впоследствии от конвенциональной боеголовки отказались. Нынешний вариант проекта предусматривает применение боезаряда типа W80-4 регулируемой мощности от 5 до 150 кт. LRSO должна использоваться несколькими типами самолётов-носителей. Она поступит, как уже говорилось, на вооружение стратегических бомбардировщиков B-52H и B-21.

LRSO поступит на вооружение стратегических бомбардировщиков B-52H и B-21.
© boeing.com
LRSO поступит на вооружение стратегических бомбардировщиков B-52H и B-21.

Ввиду высоких требований проект сталкивается с определёнными трудностями, а его дороговизна вызывает критику со стороны экономных конгрессменов. Тем не менее работы не останавливаются, а их график расписан на несколько лет вперёд.

Контракты на конкурсную разработку LRSO планировалось заключить в 2015 г., но этого не произошло. На тот момент в Конгрессе и Пентагоне шли активные споры о путях дальнейшего развития ядерных сил. Дошло до того, что несколько сенаторов обратились к президенту с требованием остановить программу LRSO. В качестве аргументов приводились излишняя стоимость программы, наличие альтернативных проектов ядерного оружия и его носителей, а также потенциальное негативное влияние крылатых ракет на международную обстановку.

По итогам обсуждений было решено продолжить проект LRSO, однако следующую его стадию запустили с опозданием. Только в августе 2017 года. ВВС в рамках конкурса заключили соответствующие контракты, по 900 млн долл., с корпорациями Raytheon и Lockheed Martin. Согласно планам, конкурсная часть программы должна была продолжаться до 2022 года. Тем не менее головной фирмой по разработке LRSO стала Raytheon Technologies.

Новая-старая ракета

Если внимательно вчитаться даже в то малое, что приводится в открытых источниках относительно LRSO, то становится ясно - новая ракета нова, по всей видимости, лишь в плане миниатюризации бортовых электронных систем, улучшенных с годами композиционных материалов, термозащиты и т.д. Нет смысла менять и компоновочную схему, так как последняя, согласно всем оценкам, является идеальной. Принцип работы системы наведения изменить не удастся по определению. Само собой, качество бортовой электроники и возможности спутниковых систем, задействованных при разработке и эксплуатации предыдущей ракеты, не сравнимы с днём сегодняшним.

Иными словами, что-то принципиально новое в ядерной крылатой ракете для ВВС ХХI века мы вряд ли увидим. Дальность полёта осталась прежней при скорости порядка 900 км/ч. Чуть снижен тротиловый эквивалент боевой части. Маловероятно, что ощутимо снизится и так ранее сведённое к минимуму КВО.

У ВВС на вооружении остаётся крылатая ядерная ракета АLCM - AGM-86B разработки конца 1970-х.
© af.mil
У ВВС на вооружении остаётся крылатая ядерная ракета АLCM - AGM-86B разработки конца 1970-х.

Пока же у ВВС на вооружении остаётся крылатая ядерная ракета АLCM - AGM-86B разработки конца 1970-х годов, которая, наряду со своими «братьями» - ракетами «Томагавк», до сих пор не вызывала нареканий со стороны военных. Кстати, AGM-86B могло не быть вовсе, а всю крылатую американскую нишу заполнили всё те же «Томагавки».

В середине 70-х годов для оснащения стратегического бомбардировщика В-52 и перспективного в то время - В-1В рассматривались две конкурирующие крылатые ракеты: АLCM фирмы Boeing и TALCM фирмы General Dynamics. После сравнительных испытаний в 1980 году была выбрана ракета АLCM. Министерство ВВС заявило, что потребные затраты на АLCM и TALCM почти одинаковы, поэтому выбор был обусловлен тактико-техническими преимуществами ракеты АLCM, которая с самого начала проектировалась в расчёте на воздушное базирование, в то время как ракета TALCM представляла собой модифицированную ракету морского базирования «Томагавк».

После отказа использовать ракету TALCM в качестве стратегической её решили использовать в качестве тактической для ВВС и ВМС. Она получила обозначение MRASM. Однако в 1983 году по указанию Конгресса работы были прекращены, так как в них отказались принимать участи ВМС.

Характеристика АLCM

Дальность полёта ракеты АLCM равна приблизительно 2 500 км. Согласно открытым источникам, её КВО, возможно, не превышает 10 м. Тротиловый эквивалент боевой части W80 - 200 кт. Скорость полёта соответствует М=0,7-0,85. Минимальная высота полёта над малопересечённой местностью - 10 м, над пересечённой - 50 м, над горами - 100 м. Стартовая масса - 1 360 кг, длина - 6,3 м, ширина корпуса - 0,63 м, размах крыла - 3,65 м.

На ракете установлен двухконтурный турбовентиляторный двигатель F-107-WR-100 фирмы Williams Research. Масса двигателя - 59 кг, длина - 80 см, диаметр - 30,5 см, тяга - 272 кг.

На ракете установлен двухконтурный турбовентиляторный двигатель F-107-WR-100 фирмы Williams Research.
© af.mil
На ракете установлен двухконтурный турбовентиляторный двигатель F-107-WR-100 фирмы Williams Research.

Ракета использует инерциальную систему наведения ASW-90 в сочетании с навигационной системой TERCOM (обеспечение соответствия с рельефом местности). Основополагающим принципом работы последней является уникальность всякого участка суши, который можно опознать по рельефу. Для измерения рельефа служит радиолокационный высотомер, а для измерения высоты полёта - барометрический высотомер.

Лётно-конструкторские испытания

Сегодня США располагают достаточно точными картами, на основе которых вырабатываются программы для бортовых компьютеров системы TERCOM. При соответствующей ёмкости памяти она способна содержать информацию о любом числе целей и траекториях подхода к ним. Рельеф типичных коридоров можно получить с помощью точных РЛ-высотомеров на разведывательных спутниках, обращающихся по низким орбитам, при условии, что параметры орбиты известны с высокой точностью.

Для успешного функционирования системы необходимо правильно выбрать оптимальные размеры элемента изображения, а также оптимальное число элементов, на которые разбивается участок местности. Чем больше число элементов, тем точнее определяется профиль местности, но при увеличении числа элементов возрастают требования к ёмкости бортовой вычислительной техники и времени, необходимого для обработки информации.

Система TERCOM может дополняться системой самонаведения на конечном участке полёта. В своё время Центр бортового электронного оборудования в городе Индианаполис (штат Индиана) разработал такие системы, получившие обозначения SMAG и DSMAG (коррелятор для сличения с ландшафтом). Согласно проведённым испытаниям, точность наведения ракеты, оснащённой системой DSMAG, на порядок выше точности наведения ракеты, оснащённой только системой TERCOM.

В декабре 1982 года начались лётно-конструкторские испытания ракет АLCM.
© af.mil
В декабре 1982 года начались лётно-конструкторские испытания ракет АLCM.

Лётно-конструкторские испытания (ЛКИ) начались в июне 1980 года. Было произведено 20 запусков: 14 были успешными, три частично успешными и три неудачными. В декабре 1982 года начались лётно-конструкторские испытания ракет АLCM. В отличие от запусков в рамках ЛКИ, которые проводятся специально подготовленными специалистами, контрольно-испытательные запуски осуществляют штатные боевые расчёты в условиях, максимально приближенных к боевым.

Канада предоставила для данных испытаний трассу протяжённостью примерно 2 600 км при ширине воздушного коридора 150 км. Рельеф и метеорологическая обстановка в районе трассы соответствуют ожидаемым в боевой обстановке.

При полёте ракет по этой трассе удалось проверить возможность точной выставки инерциально-измерительного блока системы наведения при запуске с самолёта в высоких широтах и эффективность РЛ-высотомера при полёте ракеты над покрытой снегом пересечённой местностью, замёрзшими озёрами и лесом. Трасса простиралась от побережья моря Бофорта по малонаселённым районам северо-западных территорий параллельно Скалистым горам. Близ Досон-Крик трасса поворачивала на восток к району озера Колд-Лейк, где расположен канадский полигон для испытаний авиационного вооружения. Над полигоном ракета совершала заход на цель, а затем набирала высоту и опускалась на парашюте на лёд озера Примроз. Канадские истребители имитировали перехват ракеты.

Шило на мыло?

Первая серийная ракета АLCM была изготовлена в ноябре 1981 года. К сентябрю следующего года корпорация Boeing достигла полной расчётной производительности: два образца каждый рабочий день - 40 ракет в месяц и 480 ракет в год.

И всё же в 1982 году командование ВВС приняло решение о запуске программы модернизации с целью разработки усовершенствованной модели ракеты - Advanced ALCM. В 1986 году Boeing приступил к модернизации части ракет AGM-86B к стандарту AGM-86C. Основным преобразованием является замена термоядерной боевой части на девятисоткилограммовую осколочно-фугасную. Данная программа получила обозначение CALCM - ракета ALCM с обычной боевой частью. Работы выполнялись подразделением Defence and Space Group на заводе в Окридже (штат Теннесси).

Модификации CALCM (AGM-86C).
© nuke.fas.org
Модификации CALCM (AGM-86C).

Кроме того, модификацию CALCM (AGM-86C) оснастили одноканальным приёмником системы спутниковой навигации GPS. Ракеты AGM-86C успешно применялись при обстрелах Ирака в ходе войны в Персидском заливе и в Югославии.

Базовый вариант ракеты AGM-86C имеет обозначение CALCM Block 0. Впоследствии у ракеты CALCM была доработана система наведения. Первый испытательный полёт с использованием только спутниковой навигации GPS был произведён в декабре 1997 года. Модифицированная CALCM (Block I и II) производилась подразделением Integrated Defense Systems на заводе в городе Сент-Чарльз (штат Миссури).

И всё-таки. Зачем Пентагону новая ядерная крылатая ракета без принципиальных изменений и улучшений базовых ТТХ? Получается - это просто дань времени и амбициям больших чинов.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама