В других СМИ
Загрузка...
Zа Vертолёты: демилитаризация Украины по-камовски
© РИА Новости
Высадка десантно-штурмового батальона на аэродроме Гостомель в 40 км от Киева.

Zа Vертолёты: демилитаризация Украины по-камовски

Министерство обороны России 5 марта впервые показало короткое видео о применении Ка-52 «Аллигатор» в специальной военной операции на Украине: «Экипажи вертолётов Ка-52, действуя в составе пары, уничтожили бронетехнику украинских националистов противотанковыми управляемыми ракетами», - сообщили в военном ведомстве
15 марта 2022, 13:00
Реклама
Zа Vертолёты: демилитаризация Украины по-камовски
© РИА Новости
Высадка десантно-штурмового батальона на аэродроме Гостомель в 40 км от Киева.
Читайте нас на: 

С первого дня операции «Аллигаторы» прикрывают с воздуха колонны российских войск, уничтожают противотанковыми ракетами бронированную технику ВСУ и нацгвардии, разрушают объекты военной инфраструктуры в любое время суток и в любую погоду благодаря прицельно-пилотажно-навигационному комплексу «Аргумент-2000», а также современному бортовому радиоэлектронному оборудованию, разработанному в АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Двухдиапазонный когерентно-импульсный радиолокационный комплекс «Арбалет», разработанный в корпорации «Фазотрон-НИИР» (входит в контур управления КРЭТ), может обнаружить цель «танк» на дальности до 12 км, а цель «мост» - до 25 км.

Атакующую ракету типа «Стингер» (Stinger), которую Киев выпрашивает у Запада для защиты от русских вертолётов, «Арбалет» обнаруживает на дистанции до 5 км. При этом время реагирования на неё составляет половину секунды, а сопровождать на проходе он может до 20 целей одновременно.

Есть у вертолёта и защита от воздушного противника. В первую очередь, речь о бортовом комплексе обороны «Витебск», которым оснащены не только военные летательные аппараты, но и самолёты специального лётного отряда «Россия», включая борт №1. «Витебск» предупредит экипаж о радиолокационном и лазерном облучении, атакующих ракетах и уведёт от вертолёта в сторону до двух ракет в одном залпе, а в бортовом компьютере останется запись с «расшифровкой» средств лазерного наведения и на какой дальности их применил противник. Так что все заявления «свидомых» о сбитых российских вертолётах рассчитаны разве что на пациентов самой большой в Восточной Европе Киевской городской психиатрической больницы №1 имени Ивана Павлова.

Неуловимый воздушный хищник

Настоящим триумфом вертолётчиков стала высадка десантно-штурмового батальона на аэродроме Гостомель в 40 км от Киева. В операции были задействованы около 200 машин, в числе которых и Ка-52. Несколько десятков вертолётов прошли над киевским водохранилищем, свернули в сторону правого берега и произвели высадку на аэродроме.

Сложность операции была ещё и в том, что окрестности посёлка Гостомель буквально кишели частями ВСУ и национальной гвардии Украины (НГУ). В Гостомеле дислоцировалась элитная 4-я бригада оперативного назначения (также известна как «силы быстрого реагирования») НГУ имени Героя Украины сержанта Сергея Михальчука, в составе которой были два механизированных батальона, танковый батальон и артиллерийский дивизион. Южнее, в соседнем городе Ирпень, и 12 км восточнее, в селе Новые Петровцы, дислоцировалась 1-я президентская бригада оперативного назначения имени гетмана Петра Дорошенко, в её составе три батальона на БТР-3Е, артиллерийский и зенитно-ракетный дивизионы.

Российский батальон, несмотря на упорное сопротивление 4-й бригады НГУ, захватил плацдарм и тем самым обеспечил развёртывание наступающих подразделений.

При подходе к берегу наши вертолёты были обстреляны из переносных зенитных ракетных комплексов зенитчиками 1-й бригады НГУ, дислоцировавшейся в селе Новые Петровцы. Известно, что один из «Аллигаторов» получил повреждение и совершил вынужденную посадку. Все остальные сообщения о якобы сбитых российских вертолётах (а их было, согласно убеждениям фейкомётчиков, около двух сотен) - плод больного воображения украинских военачальников.

Высадка десантно-штурмового батальона на аэродроме Гостомель в 40 км от Киева.
© РИА Новости
Высадка десантно-штурмового батальона на аэродроме Гостомель в 40 км от Киева.

Как и во время боёв в Сирии, «Аллигаторы» показывают в украинском небе отличные лётные и боевые качества, за что их и ценят западные специалисты и просто любители авиации. В американской социальной сети обмена знаниями Quora некий пользователь из Канады под ником Коннор Далтон, имеющий более 6 млн читателей, пишет, что русский «Аллигатор» бросил вызов новейшему американскому ударному вертолёту «Вайпер» (Bell AH-1Z Viper). «С точки зрения вооружения Ка-52 обладает большей огневой мощью. Он способен нести больше ракет класса "воздух-земля", имеет более мощную пушку. Насколько я могу судить, Ка-52 также лучше защищён, чем "Гадюка", бронёй и большим набором контрмер», - уточняет канадец.

Бывший передовой наблюдатель (есть такая военно-учётная специальность у артиллеристов сухопутных войск США - 13F) Атила Флам (Atila Flam) написал об «Аллигаторе»: «Я знаю, что это чрезвычайно манёвренный, вероятно, самый манёвренный вертолёт на данный момент». По мнению Атилы, Ка-52 входит в тройку лучших вертолётов в мире, в числе которых ещё один российский ударный вертолёт Ми-28Н «Ночной охотник» и американский «Апач» (AH-64 Apache).

А вот мнение уже профессионального военного высокого ранга. Поставляемые в Египет российские вертолёты Ка-52 не уступают зарубежным аналогам. Об этом заявил ТАСС глава департамента по вооружениям вооружённых сил Египта генерал Тарек Саад Заглюль в кулуарах международной выставки оборонной и военной промышленности EDEX-2018, проходившей в Каире.

Прикрытие вертолётом Ка-52 ВКС РФ высадки тактического десанта подразделений воздушно-десантных войск РФ и взятие под контроль аэродрома Антонов в Гостомеле.
© РИА Новости
Прикрытие вертолётом Ка-52 ВКС РФ высадки тактического десанта подразделений воздушно-десантных войск РФ и взятие под контроль аэродрома Антонов в Гостомеле.

«Этот вертолёт находится на уровне высочайшего качества, не уступая американскому "Апач". Это отличная машина, которая является хорошим подспорьем нашим военно-воздушным силам», - приводит ТАСС слова египетского генерала.

Награда за сбитый «Аллигатор»

Не случайно госконцерн «Укроборонпром» готов заплатить премию в миллион долларов США за угнанный или трофейный российский самолёт, или полмиллиона - за захваченный вертолёт в рабочем состоянии. Об этом написал на своей странице в Facebook глава фракции «Слуга народа» и член наблюдательного совета госконцерна «Укроборонпром» Давид Арахамия.

Возникает вопрос: зачем бандеровцам такие расходы? Ответ прозаичен: российская техника, в частности Ка-52, очень интересует американских генералов. До сих пор Запад был знаком с ним только по опыту применения «Аллигаторов» против террористов в Сирии. Но это совершенно другой уровень противостояния и другой противник - более слабый в техническом отношении. Иное дело - украинская ПВО и в целом украинская армия, неплохо вооружённая, благодаря всё тому же «сердобольному» Западу. Киев на протяжении восьми лет хвастался тем, что его армия «самая боеспособная в Европе». И теперь мир видит, как российская авиация планомерно уничтожает военный потенциал и инфраструктуру «самой боеспособной» армии. На этом фоне «Аллигаторы» выглядят достойно.

По всей видимости, украинцы решили подзаработать на войне. Однако они просчитались даже в цене: полмиллиона долларов за целенький вертолёт - сущие копейки, если принять во внимание его реальную рыночную стоимость в десятки миллионов долларов.

Глава фракции «Слуга народа» и член наблюдательного совета госконцерна «Укроборонпром» Давид Арахамия на своей странице в Facebook написал, что госконцерн «Укроборонпром» готов заплатить премию в миллион долларов США за угнанный или трофейный самолёт РФ.
© facebook.com/ukroboronprom
Глава фракции «Слуга народа» и член наблюдательного совета госконцерна «Укроборонпром» Давид Арахамия на своей странице в Facebook написал, что госконцерн «Укроборонпром» готов заплатить премию в миллион долларов США за угнанный или трофейный самолёт РФ.

Что и почём

Ни одна страна в мире не строит такие вертолёты, как «камовские», то есть с соосной схемой. Проще говоря - это когда пара параллельных винтов вращается в противоположных направлениях вокруг общей геометрической оси. В США неоднократно предпринимались попытки создать подобный вертолёт, но построенные по соосной схеме вертолёты «сикорского» отличаются от «камовских» наличием реактивных двигателей либо винтов: толкающего в хвосте или тянущих на крыльях. Строго говоря, это уже не вертолёты, а совершенно другой тип летательных аппаратов - винтокрылы.

Почему американцы отказались от соосной схемы, а русские продолжают её применять? Самое простое объяснение: таким путём шло развитие двух школ в вертолётостроении - русской и американской (основанной российским конструктором Игорем Сикорским), а третьей просто не существует. Ещё одно простое объяснение: американцы шли по пути массовости и удешевления производства. В результате они получили самый массовый в мире вертолёт «Апач» (Apache). За 45 лет их сделали более 1600 штук.

В России за 12 лет построены примерно 170 машин «Аллигатор», не считая его предшественницу - «Чёрную акулу». На первый взгляд, это кажется мизером, но вместе с «милевскими» машинами сегодняшние потребности Российской армии в вертолётах полностью закрыты.

Стоимость каждого «Апач» колеблется от 52 до 61 млн долларов США в зависимости от модификации. Сравнение со стоимостью «Аллигатора» показывает, что дешевизна в США и в России - понятия относительные. Так, Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Н.И. Сазыкина в 2011 году получила от Минобороны РФ заказ на 140 вертолётов К-52 по 857 млн рублей каждый. Средний курс ЦБ в то время находился в районе 30 рублей за один доллар. Получилось примерно 28,5 млн долларов США за боевую единицу.

Стоимость модернизированного вертолёта в долларовом эквиваленте - и того меньше. По информации, распространённой российскими СМИ в октябре 2021 года со ссылкой на Минобороны, каждый Ка-52М обходится военному ведомству в сумму чуть больше миллиарда рублей или примерно 15 млн долларов США по прошлогоднему курсу ЦБ. Для сравнения, европейские «Тигры» (Tiger) на внутреннем рынке стоят от 27 до 35 млн евро (29-38 млн долл.).

Как говорится, почувствуйте разницу. Так «свидомые» и загорелись идеей заработать на разнице цен, вот только шанс получить хотя бы один «Аллигатор» у них равен нулю.

Быстрее, ниже, сильнее

История «камовских» вертолётов «Аллигатором» не заканчивается. В этом году планируется завершить испытания упомянутого выше Ка-52М. Решение о модернизации было принято после изучения опыта его боевого применения в Сирии. Модернизированный вертолёт получит улучшенную оптико-электронную систему с увеличенной дистанцией обнаружения целей в ночное время, новую радиолокационную станцию с активной фазированной решёткой для полётов на низкой высоте в сложных метеоусловиях, а также для обнаружения наземного и воздушного противника. Опыт применения Ка-52 в военной специальной операции на Украине, очевидно, тоже пригодится для дальнейшего усовершенствования легендарной машины. Однако запас модернизации не безграничен.

Ка-52М отличается от своего предшественника системой управления огнём и новым ракетным вооружением.
© vpk.name
Ка-52М отличается от своего предшественника системой управления огнём и новым ракетным вооружением.

Дальнейшее развитие винтокрылых машин пойдёт по пути увеличения скоростей. И в России, и в США конструкторы разрабатывают малозаметные, манёвренные, высокоскоростные, хорошо вооружённые вертолёты, способные проникать в сильно защищённое воздушное пространство противника на малой высоте. В таких условиях скорость для вертолётчиков становится тактическим приёмом - можно навязать бой, а можно по своему желанию выйти из боя, в зависимости от обстановки.

В начале прошлого года консорциум компаний Boeing и Sykorsky представил совместный проект скоростного вертолёта под названием Defiant X с двухвинтовой соосной несущей системой и толкающим винтом в хвосте. Представители обеих фирм заявляют, что их машина будет самой быстрой, самой манёвренной и самой живучей в истории авиации. В январе 2022 года партнёры объявили, что их вертолёт выполнил свой первый испытательный полёт, во время которого развил скорость 437 км/ч.

В начале прошлого года консорциум компаний Boeing и Sykorsky представил совместный проект скоростного вертолёта под названием Defiant X с двухвинтовой соосной несущей системой и толкающим винтом в хвосте.
© boeing.com
В начале прошлого года консорциум компаний Boeing и Sykorsky представил совместный проект скоростного вертолёта под названием Defiant X с двухвинтовой соосной несущей системой и толкающим винтом в хвосте.

Двумя годами ранее российский вертолёт Ми-171А2 на ограниченной дистанции 1,6 км развил скорость 268 км/ч на минимально допустимой высоте 20 метров.

В портфеле генерального конструктора

В портфеле генерального конструктора российской фирмы «Камов» Героя России Сергея Михеева, с чьим именем неразрывно связано создание «Ночного охотника» и «Аллигатора» и который продолжает сейчас трудиться генеральным конструктором в Национальном центре вертолётостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова (в составе АО «Вертолёты России»), есть проекты новых скоростных вертолётов, которые должны летать со скоростью не менее 500 км/ч. И даже это ещё не предел, уверен Михеев. «Мы вышли на такие рубежи скорости полёта, которые никому не снились. Моё желание ещё при жизни увидеть вертолёт, способный развить скорость 700 км/ч», - говорит Сергей Викторович.

В Национальном центре вертолётостроения не сомневаются, что мечта генерального конструктора вертолётов очень скоро может стать реальностью.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама