В других СМИ
Загрузка...
Моральное и физическое устаревание E-3 Sentry как основного звена управления действиями боевой авиации принудило Пентагон объявить «эру невмешательства».

«Летающие радары»

Как связана провозглашённая «эра невмешательства» США с авиационным комплексом радиообнаружения и наведения E-3 Sentry
23 марта 2022, 11:00
Реклама
«Летающие радары»
© dvidshub.net
Моральное и физическое устаревание E-3 Sentry как основного звена управления действиями боевой авиации принудило Пентагон объявить «эру невмешательства».
Читайте нас на: 

Когда президент Джо Байден на пару с госсекретарём Энтони Блинкеном в 2021 году громогласно объявили об «эре невмешательства», что буквально означало полный отказ от масштабных военных интервенций, в это самое время командование ВВС США активно искало замену безнадёжно устаревшему самолёту дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) E-3 Sentry.

Каждый взлёт - как чудо

Появление этой машины в воздушном пространстве суверенного государства с начала 80-х годов прошлого века рассматривалось как индикатор очередного силового «привития» американской демократии посредством смещения неугодных Вашингтону режимов. Ирак и Афганистан, Панама и Ливан - лишь часть масштабных военных операций, развязанных Соединёнными Штатами, в которых активное участие принимали «летающие радары», известные как AWACS (Airborne Early Warning and Control System). На них зиждилась основная роль управления действиями боевой авиации, подразумевающая в том числе и вывод групп стратегических, тактических, а также палубных самолётов в районы нанесения ударов по наземным целям.

Но что всегда отличало «светоч свободы» от остального мира, так это частота «привития» той самой пресловутой «демократии», сопровождаемой нанесением массированных ракетно-авиационных ударов. Из-за чего самолёты ДРЛОиУ страдали больше всего: они были обречены на почти непрерывное оперативное использование на разных театрах военных действий (ТВД). И характер такого использования авиации, чей средний возраст перевалил за 43 года, обернулся для командования Военно-воздушных сил США, как и Пентагону в целом, убыстрением процесса и без того давно начавшегося физического старения E-3 Sentry.

О критически низком состоянии этого самолёта говорят объективные данные боеготовности парка AWACS в модификациях «G» и «B». Их показатели в период с 2020 по 2021 год снизились на 10 процентных пунктов, достигнув отметок в 60,7% и 55,8%.  Это - вместо оптимально заданных 80%. В боевых условиях готовность техники и вовсе должна приближаться к 100%.

Посадка первого из восемнадцати самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО) НАТО E-3A на авиабазе НАТО Гайленкирхен.
© awacs.nato.int
Посадка первого из восемнадцати самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО) НАТО E-3A на авиабазе НАТО Гайленкирхен.

Между тем у E-3 Sentry, совершившим около 845 вылетов во время операции «Буря в пустыне», наблюдались и наблюдаются сбои в бортовых цепях электропитания. Данный факт подтверждается соответствующей номенклатурой закупок запчастей, в частности, для бесперебойной работы бортовой РЛС кругового обзора AN/APY-2, расположенной в поворотном куполе над хвостовой частью планера.  

РЛС AN/APY-2 обеспечивает дальнее обнаружение как надводных (до 400 км), так и воздушных целей - бомбардировщиков на удалении до 650 км.  Истребители и крылатые ракеты противника фиксируются на дальности 400 км и 250 км, соответственно. Возможности бортовой ЭВМ позволяют обрабатывать данные о 1500 обнаруженных целях с одновременным сопровождением 100 из них.

При этом указанные характеристики нивелируются, когда «каждый взлёт - как чудо». Эти слова принадлежат генералу ВВС США Марку Келли. Именно моральное и физическое устаревание E-3 Sentry как основного звена управления действиями боевой авиации принудило Пентагон объявить «эру невмешательства». Теперь на очереди правопреемник AWACS, согласно открытым источникам, им станет авиационный комплекс E-7A Wedgetail.

AUKUS-унификация или …?

Удивительное совпадение в свете последних событий, когда на вооружении и всех стран-участниц недавно созданного военного блока AUKUS в качестве самолёта ДРЛОиУ может стать E-7A Wedgetail. Он моложе E-3 Sentry, а также обладает куда лучшими лётными характеристиками: взятый за основу самолёт для E-7 Boeing 737 технически совершенней построенного на базе Boeing 707 E-3.

Австралийский E-7A Wedgetail.
© dvidshub.net
Австралийский E-7A Wedgetail.

При этом никакой унификации, лишь ярко выраженная деградация ВВС США. Ведь командование не удосужилось найти ничего нового после 2007 года, когда был закрыт проект самолёта E-10 MC2A, специально разрабатывавшегося для замены E-3 Sentry. Таким образом, США в лице страны-производителя при заключении контракта на покупку E-7A Wedgetail обещают стать последними, кто начнёт эксплуатацию этого самолёта. Сравните сами: в 2010 году Австралия официально приняла E-7 на вооружение, затем в 2019 году Великобритания объявила о закупке самолётов ДРЛОиУ и только теперь со стороны США финансирование подобного рода инициативы может появиться в следующем, в 2023 году. Спустя 19 лет после первого полёта модели E-7A Wedgetail!

Теперь остаётся только наблюдать, как Пентагон «изобретёт» новый ТВД во славу насаждения своей «демократии», где, вероятнее всего, скорректирует тактику применения ДРЛОиУ в силу особенностей нового «летающего радара».

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама