Макрон: первый парень на Европе
Ход «конём»
Справедливости ради надо уточнить, что до первого тура Эмманюэль Макрон тоже выступал в качестве некоего «троянского коня», только засланного из Европы в Кремль - непосредственно к Владимиру Путину. Хотя не исключено, что на самом деле никто Макрона никуда не посылал, а это он сам напросился, чтобы набраться «европейской значимости», а заодно и поднять свой авторитет накануне голосования. Для этого и ездил в Москву (помните переговоры за длиннющим столом?), и трезвонил безостановочно по правительственной вертушке.
Как теперь понятно, расчёт был прост. Если бы специальная военная операция на Украине по какой-то причине вдруг остановилась, Макрон ходил бы в тоге первого парня на деревне - то есть с репутацией политика европейского масштаба, способного останавливать войны.
Но даже отрицательный результат всё равно результат - потому что другие европейские лидеры даже не попытались повлиять на ситуацию, с энтузиазмом «молчащих ягнят» следуя в кильватере США.
Это к тому, что даже президентские выборы во Франции проходят под российским влиянием. А по вертикали «Россия - Украина - Северный поток-2», как по замерочной шкале, проходит проверка европейских политиков на государственную вменяемость и где-то даже на профпригодность. Или - на способность реально мыслить, способность к адекватному подходу как в отношении внешних проблем, так и внутренних.
И уже сейчас можно смело утверждать, что один крупный чиновник международного масштаба такую проверку не прошёл. Речь о генеральном секретаре НАТО Йенсе Столтенберге, заявления которого по причине их полной неадекватности российский МИД в принципе отказался комментировать. Потому что, как заявили на Старой площади, есть бред, есть полный бред, а ещё есть «слова Столтенберга»…
Политическому безумию натовского руководителя Эммануэль Макрон, как опытный шахматист (это исключительно по собственному мнению), предпочёл игру сразу на трёх политических досках - европейской, французской и русско-украинской, видимо, полагая, что способен стать эффективным посредником в конфликте между Москвой и Киевом. Вышло, мягко говоря, не очень, хотя в европейских средствах массовой информации о вояже Макрона в Кремль были и хвалебные публикации. Дескать, «инициировал процесс деэскалации», «добился определённых шагов»... А в качестве «достижения» приводился вывод российских войск с территории Белоруссии после совместных учений «Союзная решимость-2022», будто бы это было не логичное завершение планового мероприятия, а большой успех «непоколебимой позиции европейских политиков в отношении российской агрессии», который состоялся исключительно благодаря Макрону.
Но так, по-видимому, считали только коллеги Макрона по европейскому политикуму. Простые французы поездку своего президента в Москву прокомментировали совсем иначе: «Стажёр пришёл на встречу с боссом».
Африканский конфуз
А тут ещё Африка… И хотя колониальная система давно рухнула, фантомная тоска по тем чудесным временам в душах европейцев, похоже, ещё угасла не совсем. Поэтому поспешный вывод французского «миротворческого» контингента из Республики Мали, бывшей французской колонии, авторитета в рядах электората Эмманюэлю Макрону, конечно же, не добавил. А причину «позорного бегства» министр обороны Франции Флоранс Парли объяснила тем, что Франция, дескать, в дальнейшем не готова нести военные, экономические и политические потери...
Проясним ситуацию. Миротворческую миссию в регионе Сахель, который считается вотчиной радикальных формирований, французы осуществляли с 2013 года. И вот результат их плодотворной деятельности: радикальных исламистов, которые прибыли в Мали из Ливии с несметным количеством боевой техники и оружия из разграбленных военных складов Муаммара Каддафи, стало ещё больше.
И поскольку французский контингент оказался совершенно бесполезным, правительство Мали в борьбе с бандитами сделало ставку на собственную армию и на инструкторов из России, которых на Западе называют «музыкантами» и позиционируют с ЧВК «Вагнер».
И как Макрону и тут не затаить обиду? Опять эти русские влезли не в своё дело, подпортив реноме не только Франции, но и ему… Что примечательно: аккурат перед первым туром.
Единство противоположностей
Напомним, что политическая картина накануне голосования была достаточно пёстрой. На высший государственный пост Франции претендовали аж двенадцать кандидатов, но никто даже не сомневался, что основными претендентами на выход в финал станут Эмманюэль Макрон и его соперница по прошлым выборам Марин Ле Пен.
Говорить об административном ресурсе действующего президента нет смысла, это главный актив любого политика в любой из стран. Но Марин Ле Пен повела себя гораздо мудрее, чем в предыдущую президентскую кампанию, учтя прошлые промахи и текущую ситуацию - сделала акцент в основном на внутренних проблемах страны.
В частности, на повышении стоимости жизни, что очень важно как для левого, так и для правого электората. И, что примечательно, уже не так сильно акцентировала внимание избирателей на проблемах, связанных с мигрантами. Более того, на фоне событий на Украине Ле Пен предусмотрительно не стала развивать и свою козырную в прошлом идею насчёт выхода Франции из НАТО. Теперь она предлагает увеличить расходы на армию до 55 млрд евро и оснастить её самым современным оружием.
И хотя Эмманюэль Макрон убедил себя в том, что он политик международного масштаба, способный, по его же мнению, решать важнейшие вопросы современности, накануне второго тура его политическая платформа не так чтобы очень радикально отличается от позиции Марин Ле Пен. Оба считают правильным принятие очередного пакета санкций против России, так же, как и Ле Пен, Макрон не собирается выходить из НАТО (хотя и констатировал смерть «мозга» у альянса) и больше даже не заикается о создании «европейской армии». Оба, практически в унисон, твердят о том, что неплохо бы реформировать Европейский союз, что отношение к России, несмотря ни на что, должно быть «взвешенным и сбалансированным», а российское сырьё должно быть выведено из-под санкций, то есть эмбарго на углеводороды вводить солидарно не хотят.
Всем понятно, что за холод в квартирах спасибо французы не скажут. А тут ещё второй тур…
Незваный гость
Никто, собственно говоря, и не сомневался, что место в Елисейском дворце разыграют Макрон и Ле Пен. Конкуренцию им мог составить разве что семидесятилетний Жан-Люк Меланшон, но - и, видимо, не без оснований - во Франции говорят о кризисе левого движения. Остальные соискатели утратили всяческие надежды ещё накануне первого тура.
Речь прежде всего о Валери Пекресс и Эрике Земмуре. Последнего, как считается, подвело искреннее восхищение Владимиром Путиным, которое он не скрывал. И Марин Ле Пен сделала соответствующие выводы...
Дальше начинается игра под названием «перетягивание электората». Интересно было узнать, что, например, Меланшон призвал своих сторонников не отдавать голоса за Ле Пен, а Эрик Земмур, которого называют французским Трампом, напротив, призвал свой электорат поддержать даму. И это притом, что около половины сторонников Меланшона не собираются голосовать во втором туре вообще.
Если верить статистике, процент воздержавшихся от голосования в первом туре был достаточно велик. А 24 апреля, как ожидается, он будет ещё выше. Тем не менее «ответный матч», как окрестила второй тур французская пресса, ожидается напряжённым. Претенденты будут соревноваться за голоса восьми миллионов избирателей. И если верить французским политологам и аналитикам, то Макрон должен победить во втором туре, набрав 51% голосов.
Однако, нельзя не заметить, что Ле Пен за эту кампанию сделала для себя серьёзные выводы, и достаточно близко подтянулась к обладателю административного ресурса. На второй тур она идёт под лозунгом «Для всех французов!». Возможно, для нашего уха лозунг - не блеск, но французам почему-то понравился…
Впрочем, нам обольщаться точно не стоит. Ни в отношении Ле Пен, которая заявила, что нельзя допустить, чтобы Россия «кинулась в объятия Китая» (какое, спрашивается, её дело?). Ни тем более в отношении Макрона, который отправил на Украину своих жандармов, расследовать «военные преступления» России.
В результатах этой миссии, на которую Франция, по некоторым сведениям, сама и напросилась, сомневаться не приходится. Тем не менее, если верить информации из Елисейского дворца, Эмманюэль Макрон после «недружественного» визита австрийского канцлера Карла Нехаммера в который раз засобирался в Кремль.
Остаётся уточнить, чего ради: чтобы поднабрать ещё очков перед вторым туром или всё-таки для того, чтобы наконец добиться славы «первого парня на Европе», способного влиять на политику Москвы? Вот только напрасно всё это, потому что, как подтвердил Владимир Путин на космодроме Восточный, цели специальной военной операции не изменились - Украина будет демилитаризирована и денацифицирована.