НАТО: курс на ещё большую агрессивность
15-16 июня в Брюсселе состоялось заседание министров обороны стран-членов НАТО, ставшее традиционным перед проведением саммитов альянса. Очередной из них запланирован на конец текущего месяца в испанской столице. Проведённое мероприятие подтвердило главную направленность трансатлантического альянса: он был и остаётся агрессивным военным союзом, имеющим стабильные глобальные интересы наступательного характера и ориентированным на осуществление вооружённого вмешательства во внутренние дела других государств. Всё это подрывает стратегическую стабильность в мире, инициирует повышение военных расходов у всех входящих в НАТО стран, а также приводит к наращиванию избыточных вооружений наступательного характера на многих региональных направлениях.
НАТО готовит «специфические силы»
Главным военно-политическим итогом проведённой брюссельской встречи стало окончательное подтверждение в принципиальном плане списка заключительных документов и основополагающих решений встречи в верхах НАТО в Мадриде.
В частности, министры обороны 30 государств, входящих в настоящее время в этот военный блок, подтвердили его готовность повысить военные расходы стран-участниц, выделить больше военных сил и средств в распоряжение союза «трансатлантической солидарности», усилив и без того его значительное комбинированное военное присутствие на европейском континенте и, в частности, в его восточной части.
Министры договорились расширить силы сдерживания альянса, в которые, начиная с мая 2012 года, то есть с чикагского саммита НАТО, входят ракетно-ядерные, противоракетные и обычные виды вооружений, сведённые в единый механизм. По словам генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, «министры начнут важное обсуждение конкретных мер по усилению нашей безопасности на долгосрочную перспективу во всех сферах». При этом особое внимание будет уделено их развёртыванию в районах передового базирования - имеется в виду относительно России и Беларуси. Произойдёт наращивание боевых потенциалов этого военного блока в четырёх сферах - на суше и море, а также в воздушной среде и киберпространстве. Будут развёрнуты военные базы «предварительного складирования» и дополнительные склады вооружений в Европе, которых и без того там немало.
Была выражена признательность ФРГ за готовность усилить своё участие в деятельности боевой группы альянса в Литве, которой руководит германская сторона. Сообщено, что Франция возглавит аналогичную боевую группу НАТО в Румынии.
Генеральный секретарь упомянул о целесообразности создания «модели новых сил» НАТО, в которые должны войти больше сил и средств повышенной боеготовности, а также «специфические силы, заранее предоставленные для обеспечения обороны специфических союзников». Эти силы будут находиться на своей национальной территории в режиме «ожидания», а затем переброшены в другую страну при возникновении чрезвычайной ситуации. Такой заход никаких ассоциаций с Украиной не вызывает? Похоже, что вызывает. Причём самые прямые ассоциации и параллели.
Какие-то подробности этой «модели» и состав названных «специфических сил» на проведённом 15-16 июня мероприятии раскрыты не были. Вполне возможно, что на мадридском саммите некие детали озвученного замысла всё же будут изложены. В любом случае, к таким новациям следует присмотреться с особым вниманием и реагировать на них адекватно.
Цель - «война чужими руками»
Примечательно, что формулировки по проблематике контроля над вооружениями, процесс которого буквально застыл на месте по инициативе США и НАТО в целом, отсутствовали. О потенциальных гарантиях безопасности на европейском континенте также ничего не было сказано.
Ситуация на Украине была рассмотрена не с точки зрения поиска путей её взаимоприемлемого политического урегулирования, а с позиции дальнейшего закрепления геополитических интересов Североатлантического союза в этой части Европы, а также с ориентацией на продолжение третьей по счёту агрессии преступного киевского режима против граждан ДНР и ЛНР. Руками украинских вооружённых сил и националистических вооружённых формирований. То есть путём, как это звучит на английском: «proxy war», что в данном контексте имеет один вариант перевода - «война чужими руками». Но не как: «война по доверенности» или «прокси-война».
Видно, что министры обороны НАТО не приняли во внимание твёрдое убеждение граждан Донбасса, не желающих жить в составе ультранационалистического и несостоятельного государства, которое добровольно и под давлением своих патронов извне по существу утратило государственную самостоятельность, независимость и суверенитет, а также основательно разрушило свою экономику и радикально подорвало уровень жизни своего населения.
В рамках мероприятия в Брюсселе был заслушан доклад украинского министра обороны, который требовал дополнительных вооружений. Ответственного за третью агрессию против Донбасса - президента Зеленского - будут рады видеть в Мадриде. Об этом было объявлено.
На полях министерской встречи в Брюсселе состоялось заседание руководимой Соединёнными Штатами «Контактной группы по оказанию помощи Украине», которая рекомендовала расширить поставки вооружений и военной техники этому государству-агрессору. В состоявшейся дискуссии приняли участие около 40 государств - как члены НАТО, так и «государства-партнёры». Они приветствовали выделение Киеву на военные цели дополнительно ещё одного миллиарда долларов, недавно предоставленных Вашингтоном, который является главным идейным вдохновителем и пособником украинской агрессии и проведения политики геноцида против жителей Донбасса.
Как заявил на пресс-конференции генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, в ответ на военную акцию России против Украины трансатлантический альянс, который уже имеет под своим непосредственным командованием свыше 40 тысяч человек в Европе в составе сил быстрого развёртывания, увеличит количество своих боевых групп с четырёх до восьми. Уточнена «зона их ответственности» - она будет простираться от Балтийского до Чёрного морей. Значит, будет охватывать и Украину.
Руководитель альянса признал, что Североатлантический союз уже многие годы оказывал военную помощь Украине. Он сообщил, что участники июньской встречи в Брюсселе «взяли обязательство продолжать предоставление военной техники, в которой особо нуждается Украина, включая тяжёлые виды вооружений большой дальности». Он также выразил надежду на то, что на мадридской встрече в верхах союзники по НАТО согласятся с предоставлением Киеву всеобъемлющего пакета помощи, который позволит Украине в долгосрочном плане перейти от использования военной техники советского производства к современным видам военной техники альянса, а также «улучшить оперативную совместимость» в рамках трансатлантического союза. Йенс Столтенберг не скрывал, что системы вооружений, поставляемые натовскими странами киевскому режиму, будут иметь «смертоносный» характер.
С учётом изложенных двух факторов получается, что, не становясь полноправным участником этого военного блока с политико-правовой точки зрения в нынешней обстановке, Украина фактически приобретает статус его непосредственного военного участника.
Это - неприемлемое развитие ситуации с точки зрения национальных интересов Российской Федерации. Оно приведёт к дальнейшему фактическому расширению членского состава НАТО в восточном направлении с украинским участием под ширмой «партнёра с особым статусом», который в своё время придумал бывший руководитель НАТО Яап де Хооп Схеффер. Это однозначно создаст дополнительные военные угрозы нашей стране. Но, как известно, у нас такие угрозы без внимания не остаются.
На встрече в Брюсселе была поддержана заявка на вхождение Швеции и Финляндии в НАТО в качестве его полноправных членов, а их потенциальное вступление в альянс названо «историческим». Но отвечая на вопрос украинского журналиста, а не настало ли время принять Украину в ряды альянса, Йенс Столтенберг ушёл от конкретного ответа. Хорошо, если бы в штаб-квартире альянса раз и навсегда поняли, что Москва не потерпит никакого участия Киева в этом военном блоке, причём в любом качестве и в любом камуфляже.
Не забегать вперёд натовского паровоза
Итоги заседания глав оборонных ведомств стран, входящих в НАТО, которое состоялось приблизительно за полмесяца до открытия саммита альянса в Мадриде, показывают, что он станет самым агрессивным в истории этого крупнейшего военного блока. На нём будет принята его новая Стратегическая концепция, которая заменит предыдущую, принятую двенадцать лет назад, не отличавшуюся миролюбием.
В обновлённой стратегии впервые в качестве потенциального противника альянса помимо России будет назван Китай. Будут также заложены основы более опасного этапа холодной войны, которая, вопреки широко утвердившемуся во многих государствах мнению, под военным напором коллективного Запада никогда не прекращалась. Слишком многие факторы свидетельствуют о том, что господствующие в НАТО опасные милитаристские тенденции, которые проявлялись в его прежних концептуально-стратегических установках и практических военных приготовлениях в ходе многих десятилетий и во всех районах мира, к сожалению, сохранятся.
В этих условиях звучащие сегодня, в том числе и в России, предложения о целесообразности начала в нынешней тревожной военно-политической обстановке каких-то официальных переговоров с Вашингтоном по проблематике укрепления стратегической стабильности, ограничения или сокращения российских вооружений, создаваемых на основе передовых технологий, с точки зрения интересов безопасности Российской Федерации, а также аналогичных интересов её союзников и друзей, представляются преждевременными и даже опасными.
В последнее время у нас стали раздаваться голоса о разработке подходов к дальнейшему сокращению стратегических наступательных вооружений, имея в виду ядерных СНВ. А мы не слишком торопимся, зная, что Договор СНВ-3 продлён до февраля 2026 года? Не слишком ли забегаем вперёд, ещё не проанализировав итоговые документы мадридского саммита НАТО, которые обещают быть самыми радикальными и жёсткими в отношении России. Ведь может случиться и так, что решения, которые будут приняты в Мадриде, окажутся такими, что мы будем вынуждены вообще отказаться от продления Договора СНВ-3 ещё на последующие пять лет или от попытки заключить новый договорный акт - Договор СНВ-4. Ведь в НАТО уже проработан вопрос о продолжении силового противостояния в Донбассе ещё на несколько лет, да ещё с его полным присоединением к Украине, с изгнанием оттуда всех, кто не согласен жить под её варварско-враждебным управлением.
Уверен, что разработанные у нас перспективные виды вооружений и военной техники нам ещё пригодятся. При этом надо не только не забывать горькие восьмилетние уроки Донбасса, но и учитывать с самой глубокой серьёзностью, что Вашингтон по-прежнему негативно относится к тринадцати двусторонним и многосторонним соглашениям в сфере контроля над вооружениями и руководствуется пятью ключевыми военными стратегиями наступательного характера, наиболее опасное острие которых направлено против Российской Федерации.