Колумбия: отречение Петро от США
В Колумбии случилась сенсация, которая, тем не менее, была запрограммирована. Страны Латинской Америки, одна за другой, в течение последних четырёх лет на президентских выборах отдают предпочтение политикам левых взглядов. Пришёл черёд Колумбии, где впервые в ходе президентских выборов победил представитель коалиции левых сил. Это не «электоральные качели», которые, как можно подумать, вошли в очередной левый цикл. Западное полушарие встроилось в глобальное переформатирование, в результате которого рождается новый многополярный мир, а США теряют титул гегемона.
Традиционные ценности - ценнее
В ходе второго тура президентских выборов в Колумбии победил кандидат от левой коалиции «Исторический пакт» Густаво Петро. Он набрал 50,44 процента голосов избирателей, опередив ставленника местного проамериканского истеблишмента Родольфо Эрнандеса, который получил чуть более 47% голосов.
В чём сенсация? Во-первых, впервые за полвека высший государственный пост в Колумбии займёт левый политик. Во-вторых, никогда ещё так много избирателей не принимало участия в выборах - 22,65 млн из 39 млн зарегистрированных избирателей, то есть 58%. Ранее любые выборы характеризовались апатией населения. Эксперты отмечают, что колумбийцы сломали эту традицию. Это означает, что прежде они не доверяли политикам, которые рвались к власти, и не рассчитывали ни на какие перемены. Теперь всё наоборот. И, в-третьих, Петро - не просто сторонник левых взглядов, каковы очень популярны во всех странах Латинской Америки. Он - один из бывших лидеров левой партизанской организации «Движение 19 апреля» (Movimiento 19 de Abril, М-19), которая с 1970 года вела вооружённую борьбу против местных властей.
Скажем пару слов о его сопернике Родольфо Эрнандесе - лидере предвыборного объединения «Лига антикоррупционных правителей» (Liga de Gobernantes Anticorrupción). Несмотря на громкое название, это объединение числится традиционно либеральной силой, представляющей интересы нынешней власти и намеревающейся продолжить курс нынешнего президента Ивана Дуке, главным стержнем политики которого было слепое следование указаниям США. Внимание обращает на себя ультралиберальная повестка Эрнандеса, в точности повторяющая «реперные точки» повестки американского истеблишмента. Эрнандес заявлял, что выступает за однополые браки, усыновление детей однополыми парами, легализацию медицинской и рекреационной марихуаны, за эвтаназию и за право женщин на аборт. У него была классическая программа глобалистов. Эта либеральная повестка оказалось не по вкусу католической Колумбии, где абсолютное большинство населения придерживается традиционных семейных ценностей.
Из партизан в президенты
Чтобы понять всю остроту сенсации, надо обратиться к партизанскому прошлому Колумбии и самого нового президента. М-19 стоит в центре одного из главных эпизодов 50-летней гражданской войны в Колумбии - штурма и захвата Дворца правосудия в столице страны Боготе в июне 1985 года. Тогда повстанцы из М-19 захватили здание дворца с требованием отмены властями решения об экстрадиции в США политических заключённых и членов Медельинского наркокартеля. В результате штурма Дворца правосудия погибло много военных и гражданских лиц. Захваченные властями оставшиеся в живых партизаны были подвергнуты пыткам и убиты без суда.
М-19 стала второй по численности партизанской группировкой в Колумбии после «Революционных вооружённых сил Колумбии (Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia - FARC), которая начала свою вооружённую «революционную борьбу» в 1964 году с правительством «за построение Новой Колумбии, общества социальной справедливости и социального равенства». Похожие лозунги использовала и М-19. Обе группировки возникли на волне, как говорят, «кубинского социализма», в чём просматривается явный намёк на некую причастность колумбийского партизанского движения к Кубе. Вероятно, на первом этапе так оно и было.
Однако левые партизаны довольно быстро скомпрометировали себя связями с наркоторговцами и захватом заложников, в связи с чем получили от властей название «наркопартизан». Кубинское руководство в лице Фиделя Кастро публично осудило «методы борьбы» колумбийцев, а сам Фидель способствовал мирным переговорам властей Колумбии и FARC, предоставив в 2012 году Гавану как место проведения этого диалога.
Американская CBC пишет: «Аналитики описывают Кастро как крестного отца колумбийских революционеров, который, однако, никогда не играл доминирующей роли в их восстании. Отчасти это связано с тем, что повстанцы Колумбии сами себя финансировали, зарабатывая миллионы долларов на вымогательстве, похищениях людей и торговле наркотиками. Таким образом, их выживание не зависело от Кубы или от кого-то ещё. И потом, некоторые колумбийские повстанческие группировки появились ещё до Кастро. FARC, например, начиналась как группа крестьян-фермеров, которые взяли в руки оружие в 1950-х годах, чтобы защитить себя от вспышки политического насилия. Позже они превратились в коммунистическую повстанческую группировку в начале 1960-х годов. Лидеры FARC восхищались Кастро, но часто отвергали его советы».
Иными словами, ещё десять лет назад в Колумбии присутствовал такой военно-политический винегрет, что трудно было разобраться, кто за что воюет, кто прав, а кто виноват. К 1990-м левые повстанцы контролировали почти половину колумбийской территории. И за полвека вооружённых стычек «наркопартизан» с армией погибло около 220 тысяч колумбийцев. В такой обстановке будущий президент страны Густаво Петро в 1990 году принял личное участие в налаживании мирных переговоров с правительством и помог властям в прекращении деятельности М-19. Был амнистирован и участвовал в формировании политической партии «Демократический альянс M-19» (AD/M-19). Однако гражданская война в Колумбии на этом не прекратилась. Только в сентябре 2016 года мирное соглашение с правительством Колумбии подписало FARC, переформатировавшись чуть позже в политическую партию.
Латинская Америка поворачивается к США задом
Вот такой водоворот событий за плечами нового президента Колумбии. К моменту избрания он стал респектабельным политиком с левыми взглядами, которого исторический процесс вынес на волну избирательной кампании во главе коалиции левых сил. И этого бы не случилось в Колумбии, на протяжении многих десятилетий выполнявшей роль главного союзника США в Латинской Америке, если бы не начавшийся четыре года назад крутой разворот всего континента влево.
Результаты выборов в Колумбии - лишь очередное звено тенденции прихода к власти левых сил. Всё началось с победой левых на президентских выборах в Мексике и Аргентине.
Сначала, в 2018-м в Мексике президентом был избран Андрес Мануэль Лопес Обрадор, который поставил своей целью изменение политической структуры страны в сторону социальной справедливости. Затем настал черёд Аргентины, где в 2019-м пришёл к власти представитель левых Альберто Фернандес, также полностью перевернувший внутреннюю политику страны - от обслуживания интересов крупного иностранного капитала в пользу искоренения бедности и голода. Лопес Обрадор и Фернандес в 2021-м стали инициаторами создания «антилиберальной оси Латинской Америки», что подразумевает создание неформального блока государств региона, выступающих с позиций социальной справедливости, против гегемонии крупного американского капитала. По сути, это блок противления Доктрине Монро, которая реализуется Соединёнными Штатами уже почти два века и которая называет Западное полушарие зоной «жизненных интересов» США.
Затем была Боливия, где после инспирированного Вашингтоном госпереворота в 2019-м из страны бежал президент Эво Моралес - первый боливийский президент-индеец. Он вошёл в историю тем, что инициировал принятие закона о передаче всех недр страны в собственность народа. За это и поплатился. Однако год спустя представитель партии Моралеса, Луис Арсе, уверенно победил в ходе повторных президентских выборов.
После Боливии в очередь на перемены выстроилась Чили - витрина «химически чистого капитализма» в Латинской Америке, созданная ещё в эпоху режима Пиночета по рецептам Чикагской школы экономики. В 2019 году там произошла левая революция «снизу» - народный бунт. Люди требовали изменить социально-политическую систему страны, при которой четверть национальных богатств принадлежит лишь одному проценту чилийцев, а вся социальная сфера отдана в частные руки. В результате власти согласились на референдум об изменении действовавшей до сих пор пиночетовской конституции. Как следствие изменения социального климата на президентских выборах в Чили в этом году победил молодой политик левого толка Габриэль Борич.
В 2021 году сенсация прилетела из Перу. Там на президентских выборах победил сельский учитель, выходец из народа Педро Кастильо, который победил выдвиженку местного истеблишмента Кейко Фухимори.
И, наконец, подтверждение левого разворота Латинской Америки все ждут из Бразилии, где в октябре этого года пройдут президентские выборы. Главным претендентом на президентское кресло является экс-президент страны Луис Инасио Лула да Силва - лидер левой «Партии трудящихся» и самый харизматичный политик Бразилии за последние несколько десятилетий. Его противником будет действующий президент, правый консерватор Жаир Болсонару. Но по всем опросам, победителем будет Лула.
Конечно, мы не забыли, что весь этот социально-политический контекст дополняют главные «возмутители спокойствия» в Латинской Америке - Куба, Никарагуа и Венесуэла, которые являются открытыми противниками США в регионе и союзниками России. Они-то и являются ориентиром для левых в Латинской Америке.
Трудно быть «главным вассалом»
Результаты президентских выборов в Колумбии сильно озадачили США. Причём больше, чем все другие выборы в регионе. Дело в том, что Колумбия до сего момента была главным союзником США в Латинской Америке. В 2018-м страна стала первым «глобальным партнёром» НАТО в регионе. Включение Североатлантическим альянсом Колумбии в сферу своих «партнёров», по сути, на правах члена представляло собой формальную подготовку США к вероятному вооружённому вторжению в Венесуэлу для свержения неугодного Штатам правительства Николаса Мадуро. Теперь США теряют Колумбию как своего союзника и как основной плацдарм давления на Каракас.
Густаво Петро уже заявил, что намерен восстановить дипломатические отношения с Венесуэлой и убрать военную напряжённость на границе с ней. Он подверг сомнению эффективность действующей политики страны по борьбе с наркоторговлей, которая проводилась при активном сотрудничестве с Соединёнными Штатами.
Вашингтон вложил в эту борьбу миллиарды долларов, но результатов нет. Контрабанда кокаина в США происходит до сих пор. Правда, возникает вопрос: как это может продолжаться при известных финансовых и военных возможностях США? Вопрос почти риторический, с известным ответом… Штаты крайне обеспокоены переменами в Колумбии. Президент США поспешил позвонить Густаво Петро, чтобы понять, как далеко намерен зайти новый президент. Из пресс-релиза Белого дома следует, что Байден обсудил с Петро «сотрудничество в области безопасности и борьбы с наркотиками». Читай так: американцам надо знать, попросят ли их из Колумбии и на самом ли деле Петро будет бороться с производством кокаина, который так нужен американской элите для «рекреации».
Вашингтон: по или против течения
Латинская Америка отворачивается от США. Это явно продемонстрировал состоявшийся полмесяца назад в Лос-Анджелесе Саммит Америк: приглашение от имени президента США Байдена на встречу в верхах проигнорировали восемь президентов региона. Вместо запланированного триумфа саммит стал «дипломатическим кошмаром Вашингтона».
Как отмечают западные политические наблюдатели, Колумбия по итогам этих президентских выборов оказалась «трагически расколотой». Но, с другой стороны, какая страна в Латинской Америке не расколота после выборов? Все вышеупомянутые государства разделены на сторонников левой идеи и на консерваторов. Вопрос заключается в том, насколько обострено это разделение и какова опасность скатывания от социального мира к насилию. Сами колумбийцы утверждают, что они не умеют договариваться, и что главная задача нового главы государства уже сейчас, не дожидаясь вступления в должность, - продемонстрировать, что он будет президентом всех колумбийцев.
Однако предсказанная политическая нестабильность в связи с избранием политика левых взглядов может стать реальностью, поскольку США не смогут смириться с таким серьёзным своим поражением. Нельзя исключать, что Вашингтон воспользуется ситуацией, чтобы сместить Густаво Петро в обозримой перспективе. Уж слишком много США потеряли. Однако в этом случае американские стратеги должны учитывать объективную историческую реальность: они будут грести против сильного встречного течения. Западное полушарие включилось в глобальное переформатирование, которое началось 24 февраля и в результате которого рождается новый многополярный мир.