БРИКС+. Теперь это 42% населения мира и 24% мирового валового продукта
© globallookpress.com
Саммит БРИКС проходил в режиме видеосвязи.

БРИКС+. Теперь это 42% населения мира и 24% мирового валового продукта

Аргентина и Иран заявили о присоединении к БРИКС, куда входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР. И ожидаемо, и неожиданно. Новый многополярный мир обретает контуры
Реклама
БРИКС+. Теперь это 42% населения мира и 24% мирового валового продукта
© globallookpress.com
Саммит БРИКС проходил в режиме видеосвязи.
Читайте нас на: 

Новость о присоединении Аргентины и Ирана к БРИКС сообщила официальный представитель МИД России Мария Захарова. «Пока в Белом доме думали, что бы ещё в мире отключить, запретить и испортить, Аргентина и Иран подали заявки на вступление в БРИКС», - написала она в своём Telegram-канале.

Эта новость стала логическим продолжением состоявшегося за несколько дней до этого саммита БРИКС, проведённого в формате видеосвязи. Напомню, что в своём выступлении на открытии Делового форума БРИКС президент России Владимир Путин указал, что Запад пренебрегает базовыми принципами рыночной экономики и свободной торговли. Поэтому Россия переориентирует свою внешнеэкономическую политику «на надёжных международных партнёров, в первую очередь на страны БРИКС».

И уже на самом саммите «пятёрки» Путин заявил, что страны БРИКС углубляют взаимодействие по глобальной и региональной повестке дня, а авторитет объединения на международной арене год от года растёт.

Собственно, в этом и есть короткий ответ на вопрос, почему Аргентина и Иран намерены присоединиться к БРИКС. Но дело, конечно, значительно глубже. Никто из стран-кандидатов на вступление в БРИКС не говорит об этом прямо, однако совершенно очевидно, что рост интереса к БРИКС со стороны других стран и повышение авторитета организации являются прямым следствием того, что Россия меняет мир, начав 24 февраля свою военную спецоперацию на Украине. Мы являемся свидетелями рождения нового, многополярного мира. И решение Аргентины и Ирана является одним из уже многочисленных свидетельств глобальной трансформации мировых отношений. США теряют рычаги управления миром. Страны, не принимающие диктата США и их всепоглощающего стремления к гегемонии, ищут другие центры притяжения, где партнёры уважают интересы и идеалы друг друга и где, по словам Путина, «на смену экономике мнимых сущностей неизбежно приходит экономика реальных ценностей и активов».

Почему в БРИКС стремится вступить Аргентина? Президент Альберто Фернандес объяснил решение своей страны просто и понятно: так как эта коалиция «представляет 42% населения мира и 24% мирового валового продукта». Аргентина многие годы подряд переживает хронический финансово-экономический кризис, а переговоры с МВФ о погашении неподъёмного внешнего долга стали нескончаемым ночным кошмаром для аргентинского правительства. В этих условиях присоединение к блоку, где страны-участники работают в общих интересах и их общие усилия дают синергетический эффект, является для Аргентины, вероятно, светом в конце тоннеля, искрой надежды.

Кроме того, это явная демонстрация Аргентины её геополитических предпочтений, это движение в сторону, противоположную от курса США в Латинской Америке. Это очередной репутационный удар по Вашингтону. Первый такой удар США получили от Аргентины и других стран региона на состоявшемся недавно Саммите Америк в Лос-Анджелесе. При этом Аргентина идёт в БРИКС не с пустыми руками. «Мы стремимся стать полноправными членами этой группы стран. Мы - безопасный и ответственный поставщик продуктов питания и признанный игрок в области биотехнологий и прикладной логистики», - заявил Альберто Фернандес.

Геополитические предпочтения своей страны чётко высказал президент Аргентины.
© РИА Новости
Геополитические предпочтения своей страны чётко высказал президент Аргентины.

Что касается Ирана, то эта страна тоже не скрывает, что её прежде всего интересует взаимодействие с теми блоками, которые являются альтернативой коллективному Западу. Тем более что никаких серьёзных интеграционных процессов, основанных на взаимной экономической выгоде, на «западном направлении» не происходит. Наоборот, мы видим де-факто дезинтеграционные процессы в ЕС, который погружается в социально-экономический кризис по вине собственной антирусской санкционной политики. Иран всегда был частью антизападного мира, всегда испытывал серьёзные трудности от соприкосновения с Западом.

Взять хотя бы проблему ядерной сделки, которая держит Иран в подвешенном состоянии. А если учесть, что в сентябре 2021 года Иран вступил в ШОС, то в присоединении этой страны к БРИКС видится уже активное стремление Тегерана вложить личную «лепту» в построение многополярного мира в пику стремящемуся сохранить свою гегемонию Вашингтону. Иран, как и Аргентина, не ищет исключительно выгод для себя. Он идёт в БРИКС как один из крупнейших в мире поставщиков энергоресурсов.

Итак, налицо конкретное, а не иллюзорное формирование нового полюса притяжения и влияния. БРИКС ещё пару лет назад рассматривался экспертами как некое необязательное объединение, и даже формальное. Особенно такие тенденции в определении сути объединения возобладали после победы в Бразилии четыре года назад правого консерватора Жаира Болсонару. Он был полной противоположностью лидеру левой «Партии прогресса» Инасиу Луле да Силва, который в роли президента Бразилии стоял у истоков БРИКС. Болсонару по-прежнему у власти, но Бразилия в числе тех стран, которые отнюдь не смотрят на США как на признанного политического лидера мира. Более того, президент Аргентины Фернандес - открытый политический противник Болсонару, который в своё время желал Фернандесу поражения на президентских выборах в Аргентине. И тем не менее, и Аргентину, и Бразилию объединяет то, что они предпочитают строить своё будущее вне зоны влияния Вашингтона. То же самое относится к членам БРИКС Индии и Китаю, двусторонние отношения которых весьма прохладны. Однако в системе БРИКС обе страны видят себя вполне органично. Это ещё раз подчёркивает мысль, высказанную выше, - страны БРИКС уважают интересы друг друга и не пытаются друг друга подмять, как то мы видим в отношениях США с их «союзниками» в Европе, Азии и Латинской Америке.

Инасиу Лула да Силва стоял у истоков создания БРИКС.
© РИА Новости
Инасиу Лула да Силва стоял у истоков создания БРИКС.

Поэтому совершенно неудивительно, что желание вступить в БРИКС ранее демонстрировали Индонезия, Турция, Саудовская Аравия и Египет. В этом году в саммите БРИКС, кроме постоянных членов организации, участвовали также ещё 13 стран. Среди них - Алжир, Египет, Индонезия, Казахстан, Камбоджа, Малайзия, Сенегал, Таиланд, Узбекистан, Фиджи, Эфиопия и, конечно, Аргентина и Иран. Президент Путин говорил о серьёзных перспективах сотрудничества БРИКС с Евразийским экономическим союзом, подчеркнул необходимость расширения взаимодействия с Африканским союзом, Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Ассоциацией регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана, Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива, Сообществом стран Латинской Америки и Карибского бассейна.

В Москве положительно смотрят на перспективы расширения БРИКС. По словам помощника президента России Юрия Ушакова, «в формат БРИКС+ будет вливаться всё больше единомышленников». Совершенно понятно, что при сохранении уже наметившейся тенденции на расширение БРИКС в контексте глобальной трансформации, эта организация весьма скоро перерастёт рамки исключительно экономического сотрудничества и приобретёт политический характер. 

Без всякого преувеличения БРИКС превращается в глобальный полюс силы и влияния, противоположный Соединённым Штатам и их сателлитам. И ещё один момент, требующий внимания: ни для кого не секрет, что при всём уважении ко всем членам БРИКС, весь мир смотрит на эту организацию прежде всего из-за того, что её участником и мотором является Россия, вместе со своим лидером открыто и смело бросившая вызов Соединённым Штатам, которые навязывают всему миру свои извращённые либеральные «ценности».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама