Ядерная сделка с Ираном лучше конфронтации
© eeas.europa.eu
В Вене с апреля 2021 года ведутся переговоры по восстановлению ядерного соглашения с Тегераном в его первоначальном виде.

Ядерная сделка с Ираном лучше конфронтации

Ядерная сделка с Ираном, даже не являясь прочной гарантией для сторон, на сегодняшний день куда более приемлема, чем непредсказуемая конфронтация. Выход Вашингтона из ядерной сделки с Ираном по сути оказался для него непродуктивным, тупиковым шагом
10 ноября 2021, 13:00
Реклама
Ядерная сделка с Ираном лучше конфронтации
© eeas.europa.eu
В Вене с апреля 2021 года ведутся переговоры по восстановлению ядерного соглашения с Тегераном в его первоначальном виде.
Читайте нас на: 

После пятимесячного перерыва 29 ноября возобновятся переговоры о возвращении к соглашению 2015 года, наложившего ограничения на ядерную программу Тегерана.

В Вене с апреля 2021 года ведутся переговоры между Ираном и международной «пятеркой» (Россия, Великобритания, Германия, Китай и Франция) по восстановлению ядерного соглашения в его первоначальном виде. Стороны обсуждают вопросы снятия американских санкций с ИРИ, выполнения взятых ею на себя обязательств в ядерной сфере и возвращения Штатов к договорённостям. При этом США и Иран общаются не напрямую, а через посредников. Представители государств-участников соглашения проводят и специальные консультации с американской стороной без участия Ирана. Первоначально делегации рассчитывали завершить работу в конце мая, затем - в первых числах июня.

И вот седьмой раунд этих переговоров вновь пройдёт в Вене. Главный переговорщик от Ирана по ядерной программе заместитель министра иностранных дел этой страны Али Багери Кани сказал, что дата была согласована после телефонного разговора с Энрике Мора, посланником Европейского союза, который являлся посредником в переговорах. Вскоре после этого ЕС и США подтвердили дату в отдельных заявлениях.

Участники продолжат обсуждение «перспективы возможного возвращения США» к соглашению «и того, как обеспечить его полное и эффективное выполнение всеми сторонами», говорится в заявлении ЕС.

Седьмой раунд переговоров по ядерной программе Ирана пройдёт в Вене.
© eeas.europa.eu
Седьмой раунд переговоров по ядерной программе Ирана пройдёт в Вене.

«Это окно возможностей не будет открыто вечно, - сказал журналистам представитель Госдепартамента США Нед Прайс. - Мы, конечно, надеемся, что, когда иранская делегация вернётся в Вену в конце этого месяца, она будет готова к переговорам, причём к быстрым и добросовестным переговорам».

В начале ноября замглавы МИД РФ Сергей Рябков и замглавы МИД КНР Ма Чжаосюй обсудили по телефону ядерную проблему Ирана и договорились о сотрудничестве в этом вопросе, чтобы достичь урегулирования политическими и дипломатическими методами. Обе стороны пришли к решению продолжать укреплять стратегическое сотрудничество и совместно продвигать урегулирование иранской ядерной проблемы политическим и дипломатическим путём. Рябков и Чжаосюй полагают, что необходимо приложить все возможные усилия для возврата к реализации Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). В МИД КНР добавили, что стороны должны занимать гибкую и прагматичную позицию, учитывать и уважать обеспокоенности друг друга.

Ранее министр иностранных дел Сергей Лавров РФ заявил, что Россия поддерживает возвращение к Совместному всеобъемлющему плану действий по иранской ядерной программе. Он отметил: возвращение к ядерной сделке возможно только в её изначальном виде. Любые добавления и изъятия неприемлемы для иранской стороны.

В 2015 году Великобритания, Германия, Китай, Россия, США, Франция и Иран заключили СВПД.
© state.gov
В 2015 году Великобритания, Германия, Китай, Россия, США, Франция и Иран заключили СВПД.

В 2015 году Великобритания, Германия, Китай, Россия, США, Франция и Иран заключили СВПД. Сделка предполагала снятие санкций с Ирана в обмен на ограничение его ядерной программы. В мае 2018 года в то время президент США Дональд Трамп принял решение об одностороннем выходе из сделки и восстановлении жёстких санкций против Тегерана. В ответ Иран заявил о поэтапном сокращении своих обязательств в рамках соглашения, отказавшись от ограничений в ядерных исследованиях, центрифугах и уровне обогащения урана.

С 2018 года США ввели целый ряд санкций, направленных на подрыв экономики Ирана, в то время как Иран стал решительно продвигать свои возможности по обогащению урана, отказывая инспекторам в доступе к своим ядерным объектам.

После того, как Трамп вышел из соглашения и ввёл санкции, экспорт нефти из Ирана сократился, но в последние месяцы объём продаж снова вырос, по некоторым оценкам, примерно до миллиона баррелей в день, причём большая часть продаж приходится на Китай. Тегеран недавно заявил, что может восстановить добычу нефти до уровня, существовавшего до введения американских санкций, в течение нескольких месяцев и, вероятно, найдёт рынок сбыта, поставляя нефть в страны, оправляющиеся от пандемии, и восполняя дефицит топлива в Европе.

Тегеран в течение нескольких месяцев найдёт рынок сбыта, поставляя нефть в страны, оправляющиеся от пандемии, и восполняя дефицит топлива в Европе.
© wikimedia.org
Тегеран в течение нескольких месяцев найдёт рынок сбыта, поставляя нефть в страны, оправляющиеся от пандемии, и восполняя дефицит топлива в Европе.

Надо понимать, что напрямую и официально страны Евросоюза не присоединились к США с выходом из СВПД, хотя в американских санкциях по отношению к Ирану приняли участие некоторые европейские компании. Германия, Франция и Великобритания 31 января 2019 года дали официальный старт работе взаиморасчётов с Ираном, призванной сохранить торгово-экономические отношения с этой страной и не допустить попадания европейских компаний под антииранские санкции США; механизм обхода американских санкций получил название «Инструмент поддержки в торговых операциях». Случившееся же в апреле 2021 года утверждение санкций Евросоюза против Ирана «из-за нарушений прав человека» в этой стране формально не было связано с идущими в Вене переговорами по восстановлению Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию иранской ядерной программы.

Кстати, в скором времени Иран после цикла формальных процедур в Тегеране официально станет девятым постоянным членом ШОС вместе с Индией, Казахстаном, Киргизией, Китаем, Пакистаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном, что позволит ИРИ наращивать многосторонние связи с этими странами.

Хотя американские чиновники заявили, что в первых шести раундах переговоров о возобновлении соглашения после вступления в должность президента Джо Байдена был достигнут существенный прогресс, существует принципиальная проблема: Иран хочет, чтобы администрация Байдена предложила некую форму гарантии того, что кто-то из следующих президентов США не откажется от соглашения, как это сделал Трамп. Американские переговорщики говорят о недостижимости такой гарантии.

Иран хочет, чтобы администрация Байдена предложила некую форму гарантии того, что кто-то из следующих президентов США не откажется от соглашения по ядерной сделке, как это сделал Трамп.
© whitehouse.gov
Иран хочет, чтобы администрация Байдена предложила некую форму гарантии того, что кто-то из следующих президентов США не откажется от соглашения по ядерной сделке, как это сделал Трамп.

Неспособность решить эту задачу, а также затянувшиеся споры о том, какие санкции следует отменить и что именно Иран должен сделать, чтобы свернуть прогресс в своей ядерной программе, породили сомнения в том, что сделка вообще может состояться.

Между тем возвращение к ядерной сделке с Ираном, даже если оно будет зыбким и недостаточно надёжным, определенно лучше, чем непрестанное давление США на ИРИ, а СВПД как инструмент относительного сдерживания от наращивания Тегераном обогащения ураном способствовал бы некоторому уменьшению вероятности большой войны на Ближнем Востоке. Даже в Израиле, поддержавшем односторонний выход США в 2018 году из ядерной сделки, теперь есть силы, трезво смотрящие на СВПД. Так, бывший начальник Управления военной разведки Израиля Аарон Зеэви-Фаркаш в недавнем интервью The Jerusalem Post утверждал: новая ядерная сделка, которую намереваются заключить в ближайшие месяцы Иран и мировые державы, «скорее всего, будет хуже», чем сделка 2015 года, однако даже такое соглашение лучше, чем ничего - оно позволит отдалить угрозу большой войны на десять лет. Зеэви-Фаркаш считает, что основной американский просчёт выхода из сделки 2015 года заключался в том, что он освободил Иран от постоянных проверок МАГАТЭ на ядерных объектах.

Важно подчеркнуть: как показало время, выход Вашингтона из ядерной сделки с Ираном по сути оказался для него непродуктивным, тупиковым шагом, и это не может не понимать нынешнее американское руководство.

Так что самые разные участники процесса всё больше склоняются к необходимости возобновления диалога по Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) по иранской ядерной программе. Ибо такого рода сделка, даже пусть и не являясь прочной гарантией для сторон, куда более приемлема, чем непредсказуемая конфронтация. Это на данном этапе очевидно для всех без исключения стран-участниц переговоров в Вене, а, главное, как для Ирана, так и для США.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама