Шпацирен на Луну
Ахтунг! Поехали!
Впервые в новейшей истории 29 августа должна была стартовать в рамках миссии американцев на Луну первая тяжёлая ракета SLS с лунным кораблём «Орион» по комплексной программе Artemis. Не получилось. Решили не рисковать и перенесли запуск на 2 сентября, несмотря на то, что проблему с датчиковой аппаратурой системы заправки компонентами топлива ракеты-носителя удалось решить.
Ещё две миссии запланированы на 2024 и 2025 годы. На сей раз насовцы летят в автоматическом режиме. Космический корабль «Орион» в непилотируемом режиме направится к Луне, на орбите которой он пробудет несколько недель. Затем вернётся на Землю и приводнится в Атлантике. В 2024 году планируется осуществить миссию Artemis 2, в рамках которой к Луне отправится экипаж в составе четырёх астронавтов. Этот корабль облетит вокруг естественного спутника Земли. В рамках миссии Artemis 3 американские астронавты собираются высадиться на поверхность Луны.
Вот, собственно, далеко не экзотическая американская лунная программа сегодняшнего дня. Правда, прорывных планов ожидать в космонавтике - дело неблагодарное. В отличие, скажем, от космической техники. Теперь и начинается самое интересное.
В 1969 году американцы первыми ступили на лунную поверхность. Удалось это сделать исключительно благодаря таланту и пробивным способностям штурмбанфюрера СС Вернера фон Брауна, который разработал действительно уникальную сверхтяжёлую ракету-носитель «Сатурн-5». О самом Брауне - чуть позже. Пока же факт остаётся фактом. Американцы в те годы летали на наш естественный спутник исключительно на нацистской технике. А сегодня?
Сегодня, прямо скажем, мало что изменилось. Если не считать того, что по основным ТТХ «новая» американская ракета слегка отстаёт от своей родительницы. Сравним.
Сатурн-5:
Стартовая масса - 2965 т
Полезная нагрузка на низкую околоземную орбиту - 140 т (4,7% от стартовой массы).SLS:
Стартовая масса - 2608 т
Полезная нагрузка - 95 т (3,6% от стартовой массы).
Как видим, SLS даже уступает Сатурну по выводимой нагрузке, как в абсолютных значениях, так и относительно стартовой массы. Кроме того, внешний вид ракет не оставляет сомнений в полной преемственности «поколений», если не считать боковых твёрдотопливных ускорителей, унаследованных от программы «Спейс Шаттл». Между прочим, и данная программа была инициирована всё тем же автором и исполнена благодаря прежним наработкам фон Брауна.
Иными словами, американцы с удовольствием использовали бы сегодня именно «Сатурн-5». Однако несмотря на то, что по ракете «Сатурн» сохранилась проектная документация, её нельзя просто собрать заново. За эти годы многие производства исчезли, а на оставшихся обновилось оборудование, изменились свойства материалов. Это значит, что нельзя просто взять и по готовым чертежам изготавливать детали. В любом случае необходимо разрабатывать ракету под современное состояние промышленности. С другой стороны, на момент начала разработки SLS ещё летали корабли «Спейс Шаттл». Это и определило то, что SLS основана на технологиях «Шаттла», а именно на его водородных двигателях и твёрдотопливных ускорителях.
Штурмбанфюрер американских высот
...2 мая 1945 года группа из семи человек под руководством фон Брауна - основных разработчиков ракетного оружия Третьего рейха, - перейдя Баварские Альпы, сдалась американцам на территории Австрии. Надо сказать, что союзники только в общих чертах представляли, кто попал к ним в руки. В последний военный год правительство США утвердило секретную программу «Оверкаст» (с марта 1946 года - программа «Скрепка»), цель которой состояла в том, чтобы вывезти на территорию Соединённых Штатов максимальное число немецких военных специалистов.
Правда, американская разведка знала об «оружии возмездия» - ракете ФАУ-2, разработанной целиком фон Брауном. Знала и то, что в последние месяцы перед немецкой капитуляцией персонал ракетного полигона в Пенемюнде (северная Германия) был эвакуирован в южную Германию, в альпийское предгорье, в местечко с красивым названием Обераммергау. По-хозяйски обшарили офицеры военной разведки и каждый уголок захваченного американскими танкистами в середине апреля подземный завод по производству ракет ФАУ «Миттельверк» в центральной Германии. Одного не знало, вернее, не понимало военно-политическое руководство США. Значения и роли ракетного оружия в будущих войнах. Причём «озарение» придёт к ним довольно не скоро. Прежде всего, американских военных в то время интересовали атомный проект, который, по многочисленным разведдонесениям, успешно осуществлялся немцами, а также новые образцы авиационной техники, средств связи и т.д. Ракетная составляющая в этом перечне занимала далеко не первое место. Посмотрим, чем же занимались немецкие специалисты - ракетчики в своём «новом отечестве»
- Считаете ли вы, что сможете стать гражданином Соединённых Штатов?
- Я попытаюсь... (из допроса Вернера фон Брауна американцами в мае 1945 года).
В конце лета 1945 года фон Браун, доктор философии по физике, выпускник Швейцарской высшей технической школы и Берлинского технологического университета и шесть его спутников, с таким же образовательным цензом, прибыли на американскую землю. К ним прикрепили в качестве куратора... одного военнослужащего с неоконченным техническим образованием, 26-летнего майора Хэммила, который представлял Управление артиллерийского и технического снабжения Сухопутных войск (Армия США). Майору командование даже задачу поставило: подумать (!), как могут помочь немцы в деле сборки и последующих испытаний вывезенных из Германии ракет ФАУ, а главное, разобраться с 14 тоннами ракетной документации по ФАУ, доставленной из «Миттельверка».
Надо сказать, что в отличие от своего командования, которое, как мы видим, сильно перенапряглось, выдумывая задачи для немцев, самому Хэммилу удача явно улыбнулась. Ведь он «командовал» цветом немецкой ракетной мысли. Кроме фон Брауна, в «великолепную семёрку» входили пионеры ракетостроения Вальтер Ридель и Артур Рудольф - начальник производства на заводе «Миттельверк». Главным разработчиком системы наведения, в частности, гироскопов для ФАУ - ключевых узлов ракеты - занимался в группе родной брат фон Брауна - Магнус. Если уж кто в мире и мог помочь американцам создать собственное ракетостроение, так только эта команда.
Работа закипела. В начале октября 1945 года группу привезли и расположили в пустынной местности близ городка Эль-Пасо в штате Техас. Стартовую площадку для будущих запусков решили развернуть в 80 км на старом артиллерийском полигоне Уайт Сэндз в штате Нью-Мексико. Сформулировали американцы к тому времени и более конкретную задачу. Немцы должны были информировать военное командование, крупный бизнес и научное сообщество о технологии производства баллистических ракет, а также осуществить испытательные запуски трофейных ФАУ - около 100 штук.
Между тем американское командование весьма прохладно относилось к перспективному ракетному оружию, скорее всего, по причине его новизны, неясной поражающей способности, трудностей в развёртывании. Этим объясняется, по-видимому, тот карт-бланш, который выдали американцы команде фон Брауна в работе над компонентами немецких ракет.
15 марта 1946 года состоялся первый запуск собранной в Америке ракеты ФАУ - неудачный. Аварийным радиосигналом ракету подорвали через 19 секунд после старта. Первый успех пришёл 10 мая того же года, когда ракета достигла высоты 170 км и пролетела свыше 48 км. К середине 1946 года в боевых возможностях немецкого баллистического оружия сомнений уже не оставалось. Кроме того, группа фон Брауна сумела разобрать и оформить тонны документации, а также составила и разослала по инстанциям (через Хэммила, естественно) массу информационного материала по ракетостроению.
К тому времени, почувствовав успех ракетного предприятия, американцы дали добро на въезд в США 118 немецких специалистов, отобранных фон Брауном, а также членов их семей. Кстати, нельзя не упомянуть один прелюбопытнейший эпизод, который, кроме всего прочего, демонстрирует, как, мягко говоря, несерьёзно в то время американцы относились к ракетному оружию и его главному создателю.
14 февраля 1947 года Вернер фон Браун в сопровождении одного (!) американского офицера отправляется... в Германию! Причина простая: он истосковался по своей невесте - восемнадцатилетней баронессе, красавице Марии-Луизе фон Квисторп. Американцы, не моргнув, отпустили будущего своего ракетного триумфатора за океан. Свадебная церемония состоялась 1 марта в лютеранской церкви баварского городка Ландсхут, а в конце марта 1946 г., пробыв в Германии более месяца, фон Браун с молодой женой и своими родителями благополучно вернулся в Техас.
(Куда смотрела наша резидентура - ума не приложу. Ведь сумели же технично «отжать» у американцев в апреле 45-го уже практически бесполезного с военной точки зрения генерала Андрея Власова, а будущего создателя «Атласов», «Юпитеров», «Сатурнов» и «Першингов» проигнорировали...)
В апреле 1950 года группа фон Брауна, которая теперь насчитывает, кроме немецких специалистов, 500 американских военнослужащих, 120 гражданских госслужащих и несколько сот работников корпорации «Дженерал Электрик» - главного ракетного подрядчика Армии, перебираются в Хантсвилл (штат Алабама) во вновь созданный Центр управляемых снарядов артиллерийско-технической службы. После начала в июне 1950 г. Корейской войны группа получила задание разработать баллистическую ракету класса «земля-земля» с дальностью стрельбы 800 км.
Новая ракета, которую сначала окрестили ФАУ-2, затем «Урса Мэйджор» (Большая Медведица), а в конечном итоге - «Редстоун» (Красный камень) успешно стартовала в рамках лётно-конструкторских испытаний с мыса Канаверал 20 августа 1953 года, и стала первой американской оперативно-тактической ракетой с ядерной боевой частью. В середине 60-х годов на основе «Редстоуна» фон Браун разрабатывает линейку оперативно-тактических ракет «Першинг» - «Першинг-1» и «Першинг-1А». А в 1975 г., уже смертельно больной, он готовит задел для знаменитой БРСД «Першинг-2», которую американцы разметили в Европе в начале 80-х годов. Между прочим, именно наличие этой ракеты во многом предопределило успешное заключение в 1987 году ныне похороненного Договора о ракетах малой и средней дальности.
Летом 1955 года группа фон Брауна выступает с проектом создания полномасштабной БРСД с дальностью стрельбы 2400 км и забрасываемой массой 1 т. Созданная немцами трёхступенчатая ракета, названная «Юпитер-Си», при испытаниях показала дальность 3200 км. Причем боевое управление ракетой предусматривалось как с наземного позиционного района, так и борта надводных кораблей. Принятый в конце 50-х годов на вооружение «Юпитер» был в 1961 году на короткое время размещён на базах ВВС США в южной Италии и Турции.
«Я предполагаю, что, когда мы, наконец, доберёмся до Луны, нам придётся пройти через русскую таможню».
(Вернер фон Браун)
Конец 1955 года и начало следующего стали очень счастливым временем для фон Брауна. В сентябре 1955 года он стал полноправным гражданином Соединённых Штатов, а в феврале 1956-го - назначен на престижную должность директора отдела конструкторских работ в наконец-то созданном Управлении баллистических ракет Сухопутных войск. Однако дальше фортуна изменила свою траекторию.
Давно известна манера американцев исповедовать принцип «и вашим и нашим», когда не хочется принимать определённого решения. Нечто подобное мы наблюдаем в ракетно-космической программе тех лет, теснейшим образом связанной с группой фон Брауна.
Ещё в начале 1947 года, находясь в Эль-Пасо, бывший штурмбанфюрер СС открыто заявил, что у него существуют программы разработки космической техники и межпланетных экспедиций. Вот что, в частности, предлагал фон Браун. Космический корабль на базе модернизированной ФАУ-2, трёхступенчатую жидкостную ракету для вывода в космос спутника (сделает и носитель «Юнона» на базе «Юпитера», и легендарный лунный «Сатурн»); возвращаемую крылатую ракету с самолётной посадкой (в начале 70-х США в кратчайшие сроки безаварийно разработали и построили многоразовый космический корабль «Спейс Шаттл»).
Но официальная Америка не прореагировала... Более того, с самого начала работы немцев в США, власти «кокетничали» как с первым, обещая свободу действий, так и с многочисленными противниками «немецкого следа» в отечественной космонавтике. Мало того, Министерство обороны, всячески потакая работе фон Брауна, представлявшего интересы Армии, всё время оглядывалось на командования ВВС И ВМС, которые видели в немцах (и совершенно справедливо) своих прямых конкурентов в деле создания ракетного оружия и носителей для орбитальной полезной нагрузки.
И вот в начале 1957 года, после удачи с ракетой «Юпитер» и передачи её для развёртывания в ВВС, тогдашний министр обороны Чарльз Уилсон всё-таки сделал выбор - ограничил Армию оперативно-тактическими ракетами, а разработку МБР и БРСД, а также ракет-носителей отдал в ведение «лётчиков и моряков». Тогда же Сухопутные войска и сам Вернер фон Браун был официально отстранёны от космических исследований.
Результат всемирно известен. Американское ракетно-космическое кокетство бесславно закончилось 4 октября 1957 года, когда весь мир услышал позывные первого в мире искусственного спутника (ИСЗ), выведенного на орбиту ракетой Р-7 Сергея Королёва. Пока в Вашингтоне препирались, разрешить ли фон Брауну «взяться за дело», СССР 3 ноября запустил 508-килограммовый второй ИСЗ с собакой Лайкой на борту. Стало ясно, что в Москве всё готово к первому в мире космическому полёту человека.
Через пять дней власти дали-таки фон Брауну формальное разрешение принять участи в запуске первого американского ИСЗ. В специальном пресс-релизе Министерства обороны говорилось: «Министр обороны дал указание министерству сухопутных войск приступить к запуску спутника Земли с помощью модифицированной ракеты "Юпитер-Си"».
Однако желание усидеть на «двух стульях» оказалось для администрации президента Гарри Трумэна и военных сильнее здравого смысла. 6 декабря 1957 года, игнорируя предупреждения фон Брауна, американцы предприняли широко разрекламированную в прессе попытку запустить спутник с помощью ракеты «Авангард», разработанной по заказу ВМС фирмой Glenn L. Martin Company. При огромном стечении пишущей и снимающей журналистской братии ракета поднялась на 1,2 м, затем опрокинулась и взорвалась. Полуторакилограммовый спутник забросило в кустарник, откуда стал доноситься жалобный писк его радиосигнала. Какая-то излишне экзальтированная журналистка не выдержала: «Пойдите же, кто-нибудь, найдите и добейте его!», - рассказывает в своей книге «Вернер фон Браун. Человек, который продал Луну» американский исследователь космических программ Деннис Пишкевич.
31 января 1958 года построенный фон Брауном в рекордные сроки четырёхступенчатый вариант «Юпитера», получивший название «Юнона», выводит в космос первый американский ИСЗ «Экплорер-1».
Больше немцев «не доставали». Через три недели после полёта Юрия Гагарина, 5 мая 1961 года, фон Браун на ракете-носителе «Редстоун-3» отправляет в космос первого американца, Алана Шепарда по программе «Меркурий». И наконец - звёздный час немецкого ракетчика. 16 июля 1969 года до сих пор единственная в своём роде тяжёлая ракета-носитель «Сатурн-5», способная вывести в космос 140 т груза, уносит к Луне первых землян. А 21 июля на лунной поверхности появляются первые следы человека - американского астронавта Нила Армстронга.
Теперь ему можно всё. Он контролирует полбюджета НАСА, запросто встречается с президентам и... мечтает о марсианской экспедиции. Очевидно, что и будущий «челнок», и мощные боевые ракеты, и ракеты-носители существовали в рейхе не только в виде мыслеформ нашего героя. Продлись война чуть дольше, и неизвестно, какие ещё знаки различия украсили бы чёрный эсэсовский мундир американского гражданина, барона Вернера фон Брауна.
А что же Луна? Луна остаётся нашим ближайшим космическим соседом, и не зависит от носителей, кораблей и цвета мундиров эту технику собравших. В этой связи примечательно высказывание сотого космонавта России, Героя России, лётчика-космонавта Олега Котова. «...Луна. Построение долговременной лунной станции, на которой поселятся люди, чтобы заниматься исследованиями. Это приблизит нас к полётам на Марс. Но вначале нам надо научиться жить вне Земли автономно: без «грузовиков» одежды, еды, дополнительного кислорода. Необходимы новейшие технологии, например, такие как гидропоника, с помощью которой можно выращивать растения, дающие кислород и питательную пищу. Так что, возможно, в будущем мы попробуем лунные помидоры!».