Почему Гитлер не смог применить ракеты против СССР
© waralbum.ru
Старт немецкой баллистической ракеты Фау-2 (V-2) со стартовой площадки полигона Пенемюнде.

Почему Гитлер не смог применить ракеты против СССР

Основные принципы противовоздушной и противоракетной обороны страны были заложены ещё в годы Великой Отечественной войны - когда разрабатывалась методика защиты от немецкого чудо-оружия
06 января 2022, 09:45
Реклама
Почему Гитлер не смог применить ракеты против СССР
© waralbum.ru
Старт немецкой баллистической ракеты Фау-2 (V-2) со стартовой площадки полигона Пенемюнде.
Читайте нас на: 

Последней надеждой руководства Третьего рейха оставалось так называемое чудо-оружие или оружие возмездия. Правда, с атомной бомбой немцы самую малость не успели, а вот ракетные системы Фау-1 и Фау-2 весьма активно применялись в последний год войны. И первой целью самолётов-снарядов Фау-1 (в современном понимании - крылатых ракет) стал Лондон. Всего же по Соединённому Королевству немцы выпустили порядка 10 тысяч ракет. И хотя устроены Фау были весьма примитивно, их массовое применение приносило немалые жертвы и разрушения.

Фау-1 и камикадзе рейха

В 1944 году, в разгар наступательных операций Красной Армии, уже не оставалось сомнений, что судьба Германии будет решаться на восточном фронте - поскольку благодаря поставкам новой боевой техники советские войска стали обладать огромным военным потенциалом. И у Берлина возникла проблема: как остановить танковые, артиллерийские и пехотные армады, надвигающиеся с востока? На таком оперативно-стратегическом фоне военное руководство Третьего рейха, учитывая свой «британский опыт», активно изучало возможность ракетных ударов по индустриальным центрам СССР с задачей «выбить» промышленность.

В числе потенциальных целей оказались Московский регион с электростанциями, Куйбышев, Челябинск, Магнитогорск, а также важные районы, расположенные за Уралом. Но первым на очереди был Ленинград - и как крупнейший индустриальный город СССР, и как наиболее доступный, по мнению немецкого командования, объект для ударов крылатыми ракетами Фау-1. На первых порах дальность позволяла.

К тому времени блокада с Ленинграда уже была полностью снята, но немцы ещё держали позиции в районе Пулковских высот и могли из поселков Можайское и Стрельна обстреливать Невский проспект дальнобойной артиллерией. В ставке фюрера решили, что лучшее место, где можно построить стартовую площадку для Фау-1, Гдовщина. К тому времени ракетная программа Вернера фон Брауна набрала достаточную силу, и немецкие специалисты считали, что для Фау-1, способной доставить тонну взрывчатки со скоростью 1 700 м/с на дальность в 300 километров, Ленинград будет такой же хорошей мишенью, как и Лондон.

Фау-1 была способна доставить тонну взрывчатки со скоростью 1 700 м/сек на дальность в 300 километров.
© wikipedia.org
Фау-1 была способна доставить тонну взрывчатки со скоростью 1 700 м/сек на дальность в 300 километров.

Однако линия советско-германского фронта стремительно отодвигалась на запад, отдаляясь от важнейших промышленно-экономических и политико-административных центров советского государства, и вскоре вышло так, что реальную угрозу Ленинграду, а тем более другим промышленным центрам СССР Фау-1 могли представлять только в том случае, если бы их запускали с самолётов.

Но поскольку крылатые ракеты фон Брауна имели очень невысокую точность попадания, в Берлине предполагали компенсировать этот недостаток с помощью лётчиков-смертников. Тем более что в 1944 году фанатиков в рейхе ещё хватало.

Параллельно в конце Второй мировой войны в люфтваффе появилась программа «Мистель» (также известна как «Папа и сын»), предусматривавшая применение авиационных комплексов, состоящих из самолёта-бомбы (Ju.88А-4), в носовой части которого размещали до 2 000 килограммов взрывчатки, и пилотируемого самолёта-носителя (Bf.109E-4). На подходе к цели самолёт-бомба отсоединялся и продолжал полёт самостоятельно, а самолёт-носитель возвращался на свой аэродром. Предполагалось, что такая управляемая бомба сможет пробивать семиметровое железобетонное укрытие.

B конце Второй мировой войны в люфтваффе появилась программа «Мистель».
© wikipedia.org
B конце Второй мировой войны в люфтваффе появилась программа «Мистель».

«Противоядие» от Фау

Командование Красной Армии предприняло решительные меры для отражения возможных атак Фау-1 и других «изобретений» люфтваффе. Самое активное участие в определении объектов, которые могли бы попасть под удары самолётов-снарядов в первую очередь, принимал генерал-полковник Михаил Громадин, командовавший Северным фронтом ПВО, а с января 1945 года - Центральным фронтом противовоздушной обороны. И первым наиболее вероятным объектом гитлеровских ракетных ударов, как уже отмечалось, был определён Ленинград.

В 1944 году территория Ленинграда с внутренними водами, промышленными объектами и жилыми массивами - это около 320 квадратных километров. С воздуха город прикрывала Ленинградская армия ПВО (командующие - генерал-майор артиллерии Пётр Рожков, с ноября 1944 года - генерал-лейтенант артиллерии Семён Макеев) в составе 9 зенитных артиллерийских бригад, 1 отдельного зенитного артиллерийского дивизиона, 6 зенитных артиллерийских бронепоездов и 5 полков малокалиберной зенитной артиллерии (около 1 500 орудий). В армию также входил истребительный авиационный корпус ПВО в составе 9 полков, в которых насчитывалось 260 самолётов новейших модификаций. Боевые действия истребительной авиации и зенитной артиллерии обеспечивали 19 радиолокационных станций «Редут» и 38 батарей СОН-2. В пределах городской черты действовало 297 постов аэростатов заграждения.

В пределах городской черты Ленинграда действовало 297 постов аэростатов заграждения.
© waralbum.ru
В пределах городской черты Ленинграда действовало 297 постов аэростатов заграждения.

В общей сложности противовоздушная оборона Ленинграда на один квадратный километр прикрываемой площади в середине 1944 года имела: зенитных орудий - 4,84; самолётов-истребителей - 0,81; радиолокационных станций и станций орудийной наводки - 0,18; аэростатов заграждения - 1,08. То есть возможности противовоздушной обороны Ленинграда перекрывали соответствующие показатели средств ПВО Лондона.

Именно это давало основания предполагать, что при необходимости удастся создать более надёжную систему борьбы с беспилотными средствами воздушного нападения противника, чем имели англичане. Так и вышло. 

Кроме того, советский Генеральный штаб поручил Военному совету и штабу командующего артиллерией Красной Армии разработать предварительные указания по борьбе с самолётами-снарядами, в которых были сформулированы основные принципы организации системы обороны объектов при отражении беспилотных средств нападения противника, давались конкретные рекомендации войскам по использованию имевшихся средств ПВО для уничтожения нового вида оружия.

По сведениям советской разведки, наиболее вероятными районами расположения стартовых площадок Фау-1 могли выступать окрестности населённых пунктов в Эстонии и Финляндии.
© bundesarchiv.de
По сведениям советской разведки, наиболее вероятными районами расположения стартовых площадок Фау-1 могли выступать окрестности населённых пунктов в Эстонии и Финляндии.

Так, по сведениям советской разведки, наиболее вероятными районами расположения стартовых площадок Фау-1 могли выступать окрестности населённых пунктов Раквере, Муставэ (Эстония) и районы Ловиса, Инкеройнен и Лоппенронта (Финляндия). Также предполагалось, что фашисты попытаются применить против Ленинграда Фау-1, используя бомбардировщики Hе.111 и другие типы самолётов-носителей.

Для предотвращения атак Фау-1 предполагалось на наиболее вероятных направлениях ударов самолётов-снарядов создать в пригороде Ленинграда два сектора обороны - со стороны Прибалтики и со стороны Карельского перешейка. Разработку плана борьбы с немецкими беспилотниками вели офицеры штаба армии, а предложения по специальным вопросам готовили командир авиационного корпуса ПВО, командующий зенитной артиллерией армии, начальники ведущих отделов и служб. Суть его была в том, чтобы рационально использовать имеющиеся силы и средства ПВО.

Непробиваемая ПВО

Как позже выяснилось, в разработанном проекте плана зенитная артиллерия не была в достаточной мере массирована на угрожаемых направлениях, а истребительную авиацию предполагалось использовать только с аэродромов, находящихся вблизи города. С другой стороны, аэростаты заграждения были выставлены с недостаточной плотностью и практически отсутствовали над Финским заливом, в результате чего сектор Лисий Нос - Стрельна остался незащищённым. Более совершенной должна бы стать и дислокация службы ВНОС. Эти недостатки были выявлены управлением Главного маршала артиллерии Николая Воронова, который направил начальнику Центрального штаба Войск ПВО страны и командующему Ленинградской армией ПВО свои замечания и потребовал предусмотреть:

  • создание плотных барьеров зенитно-артиллерийского огня в полосах: первая - Левашово, Конная Лахта, Знаменка, Белоостров, остров Котлин, Большая Ижора; вторая - оз. Ваммель-Ярви, Краснофлотск, Кирка-Халила, Шепелевский маяк. В этих полосах, учитывая небольшие высоты полёта самолётов-снарядов (от 600 до 2 500 метров), использовать главным образом МЗА и пулемёты ДШК. Плотность боевого порядка зенитной артиллерии должна позволять ведение огня по каждой цели не менее чем тремя батареями одновременно. Для расстановки зенитных орудий, пулемётов и наблюдательных пунктов следует использовать все форты КБФ, острова и плавучие средства;
  • вынос аэродромов и площадок истребительной авиации вперёд, с расчётом базирования на этих аэродромах и площадках не менее трёх полков истребительной авиации. Для их оповещения и наведения каждый выделяемый полк истребительной авиации должен обеспечиваться станцией «Пегматит».
    Следует выделять полки, вооружённые предпочтительно самолётами типа Ла-5. Зоны действия истребительной авиации должны быть намечены вне зон огня зенитной артиллерии;
  • создание завес аэростатов заграждения в полосе Шувалово, Озерки, Ольгино, Урицк, Левашово, Лахта, Стрельна. Их установку на воде следует произвести на баржах и якорях (поплавках-«огурчиках»), используя опыт применения последних на Балтийском флоте. С началом обстрела Ленинграда самолётами-снарядами аэростаты необходимо постоянно иметь сданными в воздух. Для создания наибольшей плотности заграждения на каждом аэростате целесообразно иметь дополнительные тросы-растяжки;
  • уплотнение наземных НП ВНОС армии ПВО и КБФ, а также использование наблюдательных пунктов зенитной артиллерии и выделение не менее трёх станций «Редут» специально для обнаружения самолётов-снарядов (кроме станций, выделяемых для истребительной авиации), с выдвижением одной станции ближе к линии фронта, а остальных - эшелонировано в глубину. Развёртывание ротных постов ВНОС, располагаемых в коридорах пролёта самолётов-снарядов, следует произвести при КП полков истребительной авиации и зенитной артиллерии.
    Картинка
    Следует выделять полки, вооружённые предпочтительно самолётами типа Ла-5.

Судя по воспоминаниям тех, кто принимал в 1944 году участие в создании непреодолимого барьера для вражеских БПЛА, во всех звеньях армии ПВО и Балтийского флота работа кипела и днём и ночью. Взлётно-посадочные полосы истребительной авиации ПВО были вынесены на довольно значительное расстояние в угрожаемом направлении, чтобы обеспечить перехват Фау-1 ещё на подлёте к Ленинграду. Дополнительно на этих аэродромах разместили два полка истребителей, вооружённых новейшими самолётами марки Ла-5. Количество истребителей, в зонах перехвата, определялось в зависимости от обстановки.

Проводились и учения. Причём в полки зенитной артиллерии намеренно не сообщали, что «обстрел» Ленинграда самолётами-снарядами будет учебным. Тем не менее, ни один истребитель-бомбардировщик Як-9, условно действующий за Фау-1, к городу не прорвался. И здесь самое время отметить, что противовоздушная оборона города на Неве в целом успешно выполнила свою задачу. Всего за годы войны войска ПВО, прикрывавшие Ленинград, отразили свыше 270 воздушных налётов, уничтожив более 1 560 самолётов противника.

Всего за годы войны войска ПВО, прикрывавшие Ленинград, отразили свыше 270 воздушных налётов, уничтожив более 1 560 самолётов противника.
© waralbum.ru
Всего за годы войны войска ПВО, прикрывавшие Ленинград, отразили свыше 270 воздушных налётов, уничтожив более 1 560 самолётов противника.

Подвиг разведчиков

Когда стало понятно, что через заслоны противовоздушной обороны крылатым ракетам Фау-1 к Ленинграду никак не пробиться, в Берлине приняли попытку обстреливать город баллистическими Фау-2 с дальностью пуска до тысячи километров. Ещё 26 февраля 1944 года авиация Ленинградского фронта нанесла удар по вражескому аэродрому возле эстонского города Раквере и вывела из строя лётное поле.

А вот о стартовой площадке Фау-2 возле аэродрома никто и не подозревал, пока полгода спустя в этом же районе не высадилась на парашютах разведгруппа разведотдела Краснознамённого Балтийского флота во главе со старшиной 2 статьи Владимиром Фёдоровым.

За время действий в тылу противника разведчики передали в Центр 120 радиограмм с ценными данными, в том числе сообщение о строительстве в районе Раквере - Верги стартовой площадки, откуда гитлеровцы собирались обстреливать Ленинград баллистическими ракетами Фау-2. В один из дней, на рассвете, два авиаполка советских бомбардировщиков, экипажи которых имели опыт бомбардировки Берлина, совершили налёт на выявленный объект, после которого завершились все попытки применения Фау-1 и Фау-2 на восточном фронте.

А вскоре под бомбами союзной авиации перестал существовать и специальный центр на острове Узедом, откуда брала начало ракетная программа Третьего рейха. А создатель ракет семейства «Фау» Вернер фон Браун перебрался к новым работодателям за океан.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама