В других СМИ
Загрузка...
Чем отличаются американские «умные бомбы» от «умных кирпичей»?
© flickr.com/mig3
Бомбам с управляющими комплектами JDAM нужны самолёты.

Чем отличаются американские «умные бомбы» от «умных кирпичей»?

Корпорация «Боинг» навязала киевскому режиму очередное «оружие возмездия». На этот раз воздушного базирования
10 января 2023, 12:17
Реклама
Чем отличаются американские «умные бомбы» от «умных кирпичей»?
© flickr.com/mig3
Бомбам с управляющими комплектами JDAM нужны самолёты.
Читайте нас на: 

С учётом того, что в украинских ВВС осталось от силы две эскадрильи исправных самолётов советского производства, а также тот факт, что командование украинских ВВС перешло к практике боевой работы одиночными самолётами, без прикрытия ведомым, информация о намечающемся поступлении на вооружение Незалежной из Америки «умных бомб» выглядит как минимум странно. Если не сказать большего, поскольку редкие боевые вылеты украинской авиации, как правило, заканчиваются плачевно.

Однако мифы о некоем «призраке Киева», тиражируемые украинской пропагандой, продолжают будоражить мозги оболваненного населения. Так, один из мифов гласит, будто бы некий лётчик-призрак может не только установить господство в небе над столицей Украины, но в любой момент и разбомбить Крым и Донбасс.

Обломок сбитого украинского штурмовика Су-25 в Херсонской области.
© РИА Новости
Обломок сбитого украинского штурмовика Су-25 в Херсонской области.

Как говорится, уже смешно. Тем не менее история обрастает новыми подробностями, а публичное исполнение пропагандистского произведения «Призрак украинской небесной оперы» наполняется новым звучанием. И это не струнные и не смычковые, а скорее духовые инструменты. На сей раз в уши украинской публики дуют «доброжелатели» из-за океана, которые обещают снабдить Украину так называемыми умными бомбами.

На какие подвески и под какие крылья их собираются разместить - вопрос не столько риторический, сколько практический, поскольку до спецоперации Украина имела в наличии всего одно звено средних фронтовых бомбардировщиков Су-24. Причём на начало сентября 2022 года, по данным независимых военных экспертов, не менее 11 украинских Су-24 было уничтожено. Так что с изрядной степенью точности можно предположить, что бомбардировщик у Украины остался всего один. Возможно, он и есть тот самый самолёт-призрак, на который предполагается подвесить все бомбы?

Хотя так, конечно же, не бывает. Теоретически, на оставшийся один самолёт можно подвесить либо 3 авиабомбы ФАБ-1500 (на балочных держателях), либо 10 бомб ФАБ-500, или 14 бомб ФАБ-250, или даже 28 менее габаритных ФАБ-250М. Но с максимальной боевой нагрузкой бомбардировщик может и не взлететь. К тому же, американцы отмечают: чтобы все бомбы стали «умными», то есть более точными, они должны быть оснащены комплектами оборудования Joint Direct Attack Munition (JDAM).

Но, пообещав Киеву поставки JDAM, Пентагон не уточнил, где, в каких именно мастерских обычные фугасные бомбы будут переделывать под «бомбы с мозгами», имеются ли для этого квалифицированные специалисты, соответствующее производство, испытательные полигоны. А самое важное - нужное количество самолётов.

Бомбардировщик Су-24 ВВС Украины.
© flickr.com/53104577@N07
Бомбардировщик Су-24 ВВС Украины.

Бомбы от «Боинга» с комплектом оборудования на основе технологии GPS, преобразующим существующие свободнопадающие «тупые бомбы» во всепогодные корректируемые боеприпасы, совместимы с подвесками стратегического бомбардировщика B-52 Stratofortress, истребителей F-22 и А-35. Обеспечена совместимость таких боеприпасов также с британскими «Харриерами» и французскими «Миражами». Сертифицирован под применение «умных бомб» и «Еврофайтер» и даже беспилотник MQ-9 Reaper. Но вот бывшие советские самолёты для использования «сообразительных боеприпасов» нужно снабдить соответствующим оборудованием, включая бортовое.

То есть привести в соответствие, иначе говоря, переделать нужно не только имеющиеся в наличии у ВВС ВСУ бомбы советского образца, но и соответствующим образом дооборудовать оставшиеся самолёты. Для понимания: JDAM представляет собой комплект из крыльев, крепящихся в средней части бомбы, и хвостового блока с управляемым оперением, позволяющим бомбе маневрировать. В прицепном блоке также размещается компьютер с навигационным оборудованием.

Бомбы, оборудованные таким комплектом, наводятся на цель интегрированной инерциальной системой наведения в паре с приёмником GPS, обеспечивая дальность действия в 28 километров (в три раза дальше действия бомб, которые несёт не совсем заслуженно воспетый на Украине «Байрактар-ТB2»). Величина кругового вероятного отклонения при этом составляет 11 метров. Но кому нужны все эти подробности, если «возить» эти уникальные бомбы не на чем? И разве такие подробности интересны корпорации «Боинг», которая из коммерческих интересов не могла не поучаствовать в дележе очередного пакета военной помощи Украине?

Напомним, что цена вопроса 40 миллиардов долларов. И это именно тот случай, когда танцуют все. «Рэйтеон», например, изо всех сил проталкивает свои комплексы «Пэтриот», неважно кому - украинцам или европейцам по программе кругового обмена. А компания «Боинг» буквально с ножом у горла убеждает Конгресс, что Пентагон просто обязан заказывать тысячи управляющих комплектов JDAM для оснащения старых украинских бомб ещё советского происхождения. Да и как не суетиться, если стоимость контракта на переделку, к примеру, 30 тысяч бомб может составить миллиард долларов?

Совместимость с боевым авиапарком украинских ВВС «Боинг», понятное дело, мало волнует. При этом очевидно, что переделывать бомбы в случае утверждения заказа будет именно «Боинг», а не какие-то мифические украинские авиаремонтные заводы. Да и американские специалисты от греха подальше вряд ли согласятся ехать на Львовский авиаремонтный завод или на Киевский завод «Артём». Догадаться о том, как всё будет на самом деле, не так уж сложно. Просто в один прекрасный день уже готовые к употреблению бомбы неожиданно окажутся в польском Жешуве, ну а всему свету сообщат, будто бомбы переделали сами украинцы подручными отвёртками на токарных станках в подвальных мастерских. Потом такие же умельцы под фанфары мировых СМИ соорудят новые балки и подвески на центропланах и под фюзеляжами оставшихся у украинских ВВС самолётов, включая истребители, которые и полетят бомбить Кремль...

Не исключено, что киевский режим на самом деле верит, что новое вундерваффе поможет одержать победу. Тем более что западные кураторы, очень похоже, убедили Киев, что бомбить Россию можно абсолютно безнаказанно. Как, например, было во время операции НАТО против Югославии, когда бомбардировщики B-2 сбросили более 650 бомб типа JDAM и действительно без потерь поразили все намеченные цели. Но при этом надо учитывать, что на тот момент сербы практически лишились своей ПВО.

Похоже, теперь Пентагон собирается проделать такой же номер с Россией, но уже украинскими руками. Вот только российская ПВО сильно отличается от югославской. Так что не каждый украинский бомбардировщик с «умными бомбами» на борту долетит до российско-украинской границы. Но корпорацию «Боинг» вряд ли интересуют такие подробности. Бюджетные назначения - другое дело, за доллары Украине можно впихнуть что угодно, даже «умные кирпичи». Если помните, в своё время лихие парни торговали таким товаром в тёмных подворотнях.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама