От Брюсселя Брюсселю: и строгий ошейник в подарок
Наступил 2023 год, и Вашингтон куёт пока горячо. Генсек НАТО Йенс Столтенберг, глава Евросовета Шарль Мишель и председатель Европейской Комиссии (ЕК) Урсула фон дер Ляйен скрепили новый уровень синергии солидарного Запада декларацией о военном сотрудничестве между ЕС и Североатлантическим альянсом, по сути, меняющей геополитическую конфигурацию в Старом Свете. Новый «Союз союзов» по определению направлен против России и Китая. Церемония прошла в штаб-квартире НАТО в Брюсселе и транслировалась в прямом эфире на сайте НАТО.
На пресс-конференции после подписания все три функционера прямо подчеркнули, что к углублению партнёрства совершенно разных по первоначальному замыслу организаций их вынудил конфликт на Украине или, в их интерпретации - более широкое противостояние с Россией. «Режим в Москве хочет другую Европу: он хочет контролировать своих соседей, а демократию и свободу воспринимает как угрозы, - напустил страху Столтенберг. - Для нашей безопасности это имеет долгосрочные последствия. Мы должны укреплять жизненно важную трансатлантическую связь в рамках НАТО, укреплять партнёрство между НАТО и Евросоюзом, усиливая нашу поддержку Украине». Различие между европартнёрами-членами и не членами НАТО в ЕС стирается окончательно, а англосаксы получают канал прямого влияния на Брюссель.
Руководящая и направляющая сила Евросоюза
Этот документ стал третьим соглашением между НАТО и Евросоюзом. Но если раньше в «Берлин-плюс» речь шла об использовании натовских инфраструктур европейцами для своих локальных операций, то теперь дошло до общих проектов и единых процедур. Документ готовился в течение двух лет, а его подписание откладывалось из-за трений между Турцией и Кипром, а затем и из-за военного конфликта на Украине. НАТО и ЕС договорились создать Целевую группу по укреплению устойчивости и защите критической инфраструктуры. Эксперты по кибербезопасности НАТО будут следить за проникновением влияния враждебных ботов в ключевые структуры ЕС. Контроль за «дружественным» Евросоюзом будет тотальным. Спецслужбы Франции уже поймали прибывших американских коллег по киберзащите за установкой программ слежения в их информсистемах.
«Мы полны решимости вывести партнёрство между НАТО и Европейским союзом на новый уровень. Декларация НАТО-ЕС, - расставил акценты Столтенберг, - означает, что в основе коллективной безопасности западных стран лежит Североатлантический альянс, жизненно важный элемент обеспечения трансатлантической связки».
Генеральный секретарь озвучил руководящую роль НАТО по отношению к ЕС. Теперь Евросоюз, который создавался после войны, как автономная платформа экономической интеграции собственно европейцев, оказывается легально пристёгнут во внешней политике к военному блоку, во главе которого стоят США.
Основное внимание в документе уделено «растущей геостратегической конкуренции» с Россией и Китаем и защите важнейших инфраструктур. Подписанты готовы более тесно координировать свои действия в космической сфере, в борьбе с изменением климата, «манипулированием информацией и вмешательством из-за рубежа». Де-факто НАТО стремится ослабить Евросоюз и использовать его ресурсы для продления собственного существования, заключает китайское издание Global Times. В отличие от НАТО, ЕС всё ещё пытался вести независимую дипломатию. В планах Вашингтона - обнулить усилия Евросоюза по автономному решению задач безопасности и перенацелить его ресурсы на поддержку своих амбиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Яркой иллюстрацией ограничения военного суверенитета ведущих стран ЕС со стороны НАТО стало сообщение агентства Bloomberg: Германия отменяет запрет на поставки Украине танков Leopard. Правительство ФРГ, скорее всего, разрешит поставку Украине тяжёлой бронетехники ещё до встречи министров обороны НАТО на авиабазе США в Рамштайне 20 января. Канцлер Олаф Шольц, пишет агентство, похоже сдался под давлением союзников и снимет свои первоначальные возражения против реэкспорта Польшей и Финляндией долгожданных танков Leopard на Украину.
Операция госдепартамента США, готовившего 8 лет обострение украинского кризиса до уровня открытого конфликта с Москвой, позволила сплотить Запад вокруг «российской угрозы», заставить европартнёров финансировать их прокси-войну на Украине и беспрецедентным санкционным режимом заставить Евросоюз разорвать все связи с Россией. Теперь Вашингтон ставит более амбициозную задачу - юридически закрепить подчинённое положение Евросоюза по отношению к главному инструменту своей гегемонии - военному блоку НАТО. Начавшаяся институциональная эрозия руководящего звена Евросоюза и его политическая переориентация на евроатлантические механизмы будет иметь неизбежные геополитические последствия для единой Европы.
Шуты на подмостках ЕС
Происходит переоценка в институтах Евросоюза роли Германии и Франции. На первые роли в них выходят верные иноагенты США - от Польши и прибалтов до Нидерландов и Дании. Эти крохотные страны, отталкивая друг друга, столбят позицию «старшего брата» на площадке ЕС, где больше не принято заикаться об особых европейских или национальных интересах, законных требованиях собственных избирателей, компаний, потребителей. Формально назначаемые странами-членами европейские функционеры - хозяйка Еврокомиссии, шеф Евросовета, - уже стали играть несвойственные им институционные роли, определяя за глав государств приоритеты внешней политики всего ЕС, по странной случайности, точно совпадающие с указаниями штаб-квартиры НАТО и Госдепа США. В Брюсселе можно сэкономить на аренде офисов, устранив дублирование.
Принцип распределения голосов в ЕС согласно доле населения и размеров национального ВВП стран-членов становится анахронизмом, так как Еврокомиссия следует больше установкам НАТО, чем решениям саммитов ЕС, Евросовета и прочих институций на министерском уровне. Сильные экономики Евросоюза не способны объединиться во имя своих интересов, а Вашингтон продавит свои пожелания через свору послушных младоевропейцев.
Если кто-то, как Орбан в Венгрии, захочет заявить особое мнение, то его потравят какое-то время в Брюсселе для демонстрации вредности нарушения «европейского единства», а потом на ближайших «демократических выборах» переизберут. Европарламент сохраняет «демократическую» театральность, но также теряет свой политический азарт, так как размах законотворчества ограничен из-за океана.
Конфликт Евросоюза и США в экономической сфере проигран Брюсселем в результате полной капитуляции. Больше за равенство коммерческих условий и господдержки для европейских производителей бороться некому: всё будут решать ФРС и Министерство торговли США для всей подвассальной территории «большой Америки». Потуги Шольца и Макрона «порешать» через ВТО проблему разных уровней цен на энергоносители для американского и европейского рынков, а также несоответствия антиинфляционных мер в США правилам свободы торговли, теперь вызывают лишь ухмылку на Уолл-стрит. Метрополия должна иметь законные привилегии, а Евросоюз впредь будет следовать приоритетам евроатлантизма и прозябать в качестве придатка.
Похищение Европы
Евросоюз окончательно утрачивает своё объединяющее начало в Европе и становится таким же инструментом гегемонии США, направленным на «сдерживание России» в ущерб своим жизненным интересам. Но теперь НАТО подтягивает Евросоюз к соперничеству с Китаем, переориентируя инвестиционные потоки из Поднебесной и ставя крест на удешевлении европейского производства, локализованного в ЮВА. Европа окончательно отрезает себя от самых перспективных рынков и источников дешёвого стратегического сырья. Отдельной геополитической функции у Евросоюза больше не будет, все «незападные» державы будут рассматривать европейские столицы как периферию империи США.
Проект Еврообороны - автономного военного измерения ЕС, - и, как следствие, политической интеграции единой Европы, окончательно канул в лету. Созданные на бумаге боевые группы (battle groups), Еврокорпус (Eurocorps) и силы быстрого реагирования (Rapid reaction forces) ЕС больше не потребуются даже в теории.
Вся безопасность решается через НАТО, как и закупки американского оружия за счёт европейцев. ЕС не имеет минимального суверенитета, чтобы отстаивать интересы в своей сфере влияния. Да и сферы этой больше нет, как и влияния.
Европейский полюс силы не существует. Если надо что-то обсудить, проще звонить сразу в Вашингтон: оттуда передадут по каналам НАТО. Ждать очередного цикла выборов и смены европейских элит для внесения коррективов в мировую систему безопасности, решения глобальных проблем выхода из кризиса, преодоления планетарных катаклизмов, потеплений и пандемий становится бессмысленно. Президенту Макрону больше не о чем фантазировать перед избирателями: роль Парижа в мировой политике сократилась до величины статистической погрешности. Так же как, впрочем, Рима, Вены и Берлина. После признания Меркель и Олланда в изначальной фальшивости их роли европейских гарантов Минских соглашений, никто с Берлином и Парижем говорить серьёзно не будет. Не о чем. Слова «стратегическое», «углублённое», «нерушимое» из европейского дипломатического словаря ушли надолго, если не навсегда.