«Армата» «Леопарду» и «Абрамсу» не товарищ
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Самый современный танк Т-14 «Армата».

«Армата» «Леопарду» и «Абрамсу» не товарищ

Россия создала боевую машину, не имеющую аналогов в мире
Реклама
«Армата» «Леопарду» и «Абрамсу» не товарищ
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Самый современный танк Т-14 «Армата».
Читайте нас на: 

О создании танка нового - третьего - поколения Россия заявила уже достаточно давно, а в 2015 г. боевая машина была впервые показана широкой публике на Параде Победы 9 мая. Тогда вечные скептики поторопились заявить, что машина-де не просто сырая, а вообще едва ли не «картонная». Критики считали, что ни заявленным двигателем в 1.500 лошадиных сил, ни огневой мощью нового поколения «Армата» не обладает. Также Т-14 (другое официальное название «Арматы») «ставилась в вину» излишняя дороговизна. И, конечно же, злопыхатели не замедлили усомниться в том, что «прототип» (как упорно называли инновационный бронекат) будет когда-нибудь вообще поставлен в войска.

Впервые танк Т-14 «Армата» был продемонстрирован широкой публике на Параде Победы 9 мая 2015 г.
© mil.ru
Впервые танк Т-14 «Армата» был продемонстрирован широкой публике на Параде Победы 9 мая 2015 г.

Не ждали…

И вот, неожиданно для массы российских оппонентов и солидарных с ними зарубежных коллег (искренно надеюсь, что не заказчиков травли новой российской техники), министр промышленности и торговли России Денис Мантуров заявил в середине апреля в эфире телеканала «Россия-1» об успешно проведённых испытаниях «Арматы» в Сирии в боевых условиях.

Одновременно прозвучало, что интерес к «Армате» проявили иностранные заказчики: уже есть опционы на приобретение (неподтверждённые предварительные заявки) на 2021 год, хотя, оговорился министр, представители других стран ждут, когда Т-14 станет серийным танком для российских Вооружённых сил.

По этому поводу отмечалось, что серийные поставки в войска перспективных танков Т-14 на платформе «Армата» начнутся в 2021 году. Причём ещё в 2018 г. заместитель министра обороны России Алексей Криворучко уточнял, что речь может идти о поставке 132 машин. Но всё же первую сотню танков изначально предполагалось поставить в войска до окончания текущего, 2020 года.

Важно, что информация, кстати, совпадает и с предварительным заявлением, сделанным ещё 3 февраля 2020 г. директором «Уралвагонзавода» Александром Потаповым издательству «Ведомости». Тогда руководитель предприятия-изготовителя сообщил о поставках первых единиц танка в 2020 году исключительно «для опытно-войсковой эксплуатации» в Западном и Южном военных округах.

Директор «Уралвагонзавода» Александр Потапов сообщил о поставках первых единиц танка в 2020-м исключительно «для опытно-войсковой эксплуатации» в Западном и Южном военных округах.
© uralvagonzavod.ru
Директор «Уралвагонзавода» Александр Потапов сообщил о поставках первых единиц танка в 2020-м исключительно «для опытно-войсковой эксплуатации» в Западном и Южном военных округах.

Однако даже такое заявление высокопоставленного должностного лица, прозвучавшее по национальному телевизионному каналу, всё равно не обошлось без критики. Теперь, по мнению оппонентов, проблема заключалась в том, что о прошедшей боевой обкатке танка заявило, мол, не Министерство обороны, а почему-то Минпромторг России. Ведуны от оппозиции узрели в этом некую «ведомственную подмену» зон ответственности. Одним словом, насильно мил не будешь, и, если очень хочется найти чёрную кошку в комнате без света, то всё равно найдёшь, даже если её там и нет.

Знакомьтесь: Т-14

Так что же действительно представляет из себя машина, которую серьёзные профессионалы относят на сегодня к единственному в мире представителю танков третьего поколения?

Исходя из технических особенностей конструкции, можно сказать, что «Армата» опередила своих зарубежных бронированных собратьев, как минимум, на 15 лет (многие эксперты считают, что и на все 30). Помимо необитаемой башни, многослойной брони и броневой капсулы - обязательных атрибутов новой боевой машины, - есть у Т-14 и другие преимущества (включая экономику), превращающие его действительно в сильнейшее в своей категории оружие.

Исходя из технических особенностей конструкции можно сказать, что «Армата» заметно опередила своих зарубежных бронированных собратьев.
© uralvagonzavod.ru
Исходя из технических особенностей конструкции можно сказать, что «Армата» заметно опередила своих зарубежных бронированных собратьев.

Так, активная броня танка защищает его от всех видов известных современной военной науке ПТУРов и бронебойных снарядов. Причём защита у него не просто и активная, и пассивная, но ещё и полностью круговая, включая верхнюю полусферу, которая, как правило, более уязвима относительно лобовой брони. Оговорюсь, благодаря, в частности, защите «Малахит» у «Арматы» слабых точек просто нет.

Новый бронекат сохраняет все свои боевые качества даже в условиях ведения ядерной и химической войны. Он обладает повышенной теплоизоляцией и способен фактически на равных вести дуэль с боевыми вертолётами противника (!).

Справка

Т-14 одновременно отслеживает 25 аэродинамических и 40 динамических целей при полностью цифровом управлении системой защиты и противодействия, обеспеченном искусственным интеллектом, максимально слитым с целеуказанием со стороны командира и работой экипажа.

Есть у «Арматы» и ещё одно интересное качество: Т-14 максимально подвижен (при 48 т развивает скорость до 90 км/ч), чего так не хватало в Сирии, к примеру, немецкому «Леопарду» (модификация 2A4), что и привело к массовой потере этих боевых машин.

«Армата» на форуме «Армия-2018».
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
«Армата» на форуме «Армия-2018».

По совокупности характеристик танк, как минимум, на два поколения ушёл вперёд относительно своих конкурентов. В отличие от французского «Леклерка» и немецкого «Леопарда» он использует вообще новую платформу и другие технические решения, чем его предшественник - Т-90.

Справка

Точные характеристики двигателя «Арматы» 2В-12-3А (4-тактный Х-образный дизель) являются секретными данными. Тем не менее известно, что мощность силовой установки может выдать на-гора до 1.800 л.с. Двигатель объединён с автоматической коробкой передач и системой охлаждения в единый модульный блок. А это приводит к упрощённому обслуживанию в случае необходимости замены силового агрегата - ведь не придётся ничего отсоединять и переключать. Операция технически занимает буквально полчаса. У Т-90 время замены двигателя может составить 7-8 часов.

Сильные и слабые стороны немецкой бронетехники

Останавливаясь на «Леопарде» в модификации 2A7V, можно сразу отметить, что немецкие танкостроители и не претендовали на создание новой боевой машины. На это наглядно указывает литера V (от «verbessert» - нем. улучшенный), означающая доработку уже существующей модели. Причём свой потенциал развития немецкий бронекат уже, похоже, давно исчерпал.

Справка

У «Леопарда» максимально улучшены средства защиты и наращена огневая мощь за счёт нового орудия (теперь 140-мм), но вполне закономерно это привело и к росту массы танка, а также утрате им мобильности, что первостепенно для любого реального боя, а не виртуальной симуляции в стиле популярной игры World of tanks.

Leopard 2A7V всего лишь доработка уже существующей модели.
© kmweg.com
Leopard 2A7V всего лишь доработка уже существующей модели.

Конечно, немцы заявили, что 1.500-сильный дизель справится с возросшей массой, но никто не проверял ещё эту версию в боевых условиях. Да и сам бундесвер для того, чтобы получить «новый» танк, просто направляет на модернизацию и перевооружение уже имеющиеся в строю «Леопарды» (модификации 2A4, 2A6 и 2A7).

А что американцы?

Новый американский «Абрамс» М1А2 SEP.v4 пока ещё является фактически секретным проектом ВПК США. Судить о нём затруднительно.

Справка

Из раскрытых изготовителем деталей можно, конечно, упомянуть о создании особого 120-мм снаряда, обладающего характеристиками сразу нескольких видов боеприпасов. Но в военном деле хорошо известно, что попытка создать нечто универсальное, как правило, идёт вразрез с узкой специализацией. И американский истребитель F-35 тому наглядный и скорбный пример.

Кроме того, американцы хотят снабдить свою боевую машину и системой лазерного облучения, и круговой защитой. Но судить о заявленных и пока нигде не проявленных свойствах весьма затруднительно.

А вот дальнобойность российского противотанкового оружия, например, того же 3УБК21 «Спринтер», на порядок превосходит известные средства противодействия «Абрамса» (более 11 км и 4 км соответственно).

Но самый убийственный аргумент (как взгляд со стороны) представили китайские военные аналитики.

Внешне новая модель будет мало отличаться Abrams М1А2 SEP.v3.
© army.mil
Внешне новая модель будет мало отличаться Abrams М1А2 SEP.v3.

Китайские военные эксперты отметили, что детали современных «Абрамсов» и, скорее всего, новой модификации, отливаются в США из марок стали 30-летней давности. Что делает танк заведомо более тяжёлым (приблизительно на 20-25%) относительно российской «Арматы».

Материаловедение в России всегда было на недостижимой для западников высоте (Московский институт стали и сплавов тому наглядное доказательство - за его перспективными разработками и поныне гоняются скупщики мозгов из ЦРУ).

Именно поэтому, по совокупности характеристик, Минобороны России считает, что «Армата» опережает зарубежные аналоги на самом деле не на 15, а, аж, на 30-40 лет, как, в своё время, появившийся на полях Второй мировой Т-34 опережал танки своей категории других воюющих держав.

Почему «Армата» ещё не на вооружении?

Если всё действительно так замечательно, вправе спросить пытливый аналитик, то почему российская армия так неоднозначно относится к откровенно талантливому изобретению уральских (и не только) оружейников?

Кстати

Приблизительная ёмкость внутреннего рынка уже оценена и составляет она для Т-14 порядка 2.300 машин на ближайшие 5-10 лет.

Ответ на этот вопрос весьма прост: у нашего танка просто нет на сегодня конкурентов на планете. Этот бронекат действительно не имеет себе равных по всем основным заявленным и уже подтверждённым параметрам.

Наша армия хорошо укомплектована такими проверенными временем и боями боевыми машинами, как Т-72, Т-80 и Т-90.
© mil.ru
Наша армия хорошо укомплектована такими проверенными временем и боями боевыми машинами, как Т-72, Т-80 и Т-90.

Но, как и любую другую перспективную технику, его предстоит долго и серьёзно обкатывать, внося изменения в конструкцию, дорабатывая, прежде всего, двигатель, а возможно, и другие системы - такие, как чувствительность системы распознавания подлёта боеприпасов противника и т.д. Спешка здесь неуместна и только способна повредить делу.

Наша армия хорошо укомплектована такими проверенными временем и боями боевыми машинами, как Т-72, Т-80 и Т-90. Смысла в дорогостоящей и быстрой замене на новую технику ценой в 250 млн рублей за одну единицу пока просто нет (правда, новый Т-90 стоит не меньше 220 млн руб.).

Зарубежные же заказчики будут терпеливо ждать массового появления новой машины в российских Вооружённых силах и только потом начнут заключать контракты. И произойдёт это, скорее всего, лет через 5-7.

Тем не менее Россия в очередной раз доказала, что в области вооружений мы действительно создаём будущее, подтверждая технический потенциал и обороноспособность нашей нации на десятилетия вперёд.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама