Геополитический эффект от диверсии в Исфахане
Атака трёх дронов на оборонный завод в иранском Исфахане нанесла незначительные повреждения. Два БПЛА были сбиты зенитной артиллерией, и только один попал, как можно предположить, в административное здание. Жертв нет, производство никак не пострадало.
Что именно производится на предприятии - официальное военное ведомство Исламской республики Иран по понятным причинам не уточняет. Это могут быть как беспилотники семейства «Шахед» и корректируемые авиабомбы «Садид-345» к ним, так и боеприпасы для основных иранских танков «Зульфикар» и «Каррар», разработанных иранскими конструкторами на основе компонентов советских танков Т-72.
С учётом того, что Корпус стражей исламской революции (КСИР) тщательно маскирует производственные локации иранского оборонпрома, а склады боеприпасов расположены в секретных ангарах глубоко под землёй, атака дронов носила больше политический характер и имела целью не столько нанести ущерб иранскому военпрому, сколько дестабилизировать обстановку в стране.
Все отлично понимают, что Соединённые Штаты и подстрекаемые ими сепаратистские вооружённые группировки в Иране совершенно не устраивает угасание волны протестов, связанных со смертью в сентябре 2022 года молодой девушки Махсы Амини после задержания её полицией нравов. В декабре «Гяшт-э Эршад» (патруль морального руководства, полиция нравов) была упразднена, и, естественно, потребовалась новая искра социального раздора.
Именно поэтому и была предпринята целая серия диверсий помимо атаки дронов. Средства массовой информации также сообщили о взрыве на авиабазе в городе Дизфуль - остана Хузестан, населённой преимущественно курдами и арабами, и о пожарах в городах Хамадан и Решт, где большой процент населения составляют азербайджанцы.
Судя по всему, крупномасштабные диверсии планировались одновременно в нескольких провинциях Ирана, где сильны сепаратистские движения. Это говорит о том, что ситуация в стране раскачивается с целью раскола и провоцирования межэтнической гражданской войны. В общем, Вашингтону в срочном порядке нужен пожар, и чаще всего для таких целей используются инструменты прокси.
При этом надо отметить, что Тель-Авив и без посторонней помощи на дух не переносит Тегеран. Естественно, такой ситуацией моментально воспользовался Вашингтон, и теперь Израиль выполняет такую же функцию в отношении Ирана, как Тайвань в отношении Китая. И хотя израильтяне, скорее всего, о себе самого высокого мнения, на деле получается, что для англосаксов они такие же прокси, как украинцы и тайваньцы.
И можно не сомневаться, что, если потребуется, Вашингтон без тени сомнения подставит Тель-Авив под удар иранских баллистических ракет «Харремшехр» - дальность боевого применения в 2000 км, вес боеголовки в 1,8 тонны. А потом американцы запасутся попкорном и будут с интересом наблюдать, что у них получилось.
Россия в американской конфигурации, ранее игравшая одну из ключевых ролей в примирении сторон, причём как в палестинско-израильском, так и в ирано-израильском противостоянии, из «схемы» категорически исключается. А значит, Вашингтон будет всеми силами стремиться не к урегулированию конфликта, а к прокси-войнам подальше от территории США, полагая, что сам напрямую в войну вовлечён не будет и прокси-формат в реальное столкновение ядерных держав не перерастёт. Очень, надо отметить, удобно.
Только надо знать меру и понимать, что игра и так уже идёт на грани фола. Что, например, произойдёт, если Иран ответит на диверсии более крупномасштабной ракетной атакой, чем та, которая завершилась попаданием одиннадцати иранских баллистических ракет «Фатех-110» и «Киам-1» в объекты США в Ираке авиабазу Айн-аль-Асад и аэродром в провинции Эрбиль?
Вот тогда операция КСИР «Мученик Сулеймани», состоявшаяся в ответ на гибель в Багдаде командующего спецподразделением «Аль-Кудс» генерала Касема Сулеймани, может показаться Соединённым Штатам «шуткой юмора». Особенно, если учесть, что Иран в сентябре 2020 года уже испытал противокорабельную версию баллистической ракеты «Фатех-110» с дальностью действия 700 км.
Ракета получила обозначение «Зольфагар Базир» и достаёт до любого корабля 5-го флота США, даже если он будет дежурить на некотором удалении от Персидского залива. А до военной базы США в Катаре «Эль-Удейд» с самым крупным военным контингентом США на Ближнем Востоке, как, впрочем, и до американской авиабазы принца Султана, расположенной в Саудовской Аравии, долетит даже первая модификация «Фатеха».
Вероятность такого сценария эскалации весьма высока. При этом нельзя не отметить и ещё один фактор, который косвенно влияет на события в Иране. Вернее - хочет влиять и проявился в приступе неописуемой радости советника администрации президента Украины Михаила Подоляка из-за атаки на объект в Исфахане.
Украинский деятель написал в своём Twitter, что атака имеет отношение к событиям на Украине, сопроводив своё откровение словами явной угрозы Тегерану: «Украина вас предупредила». После чего временный поверенный в делах Украины в Иране был вызван в иранский МИД для разъяснений.
Хотя, что тут неясного? Дело в том, что, кормясь из американской казны, Украина давно уже ощущает себя одним из штатов США. И это ощущение настолько вскружило голову обитателям Банковой, что они стали подавать голос даже без команды.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.