Тегеранская трагедия, или Как правила ношения платка стали поводом для стихийных протестов
Несчастный случай
Впервые с победы исламской революции в 1979 году власти Ирана сталкиваются с таким размахом протестов, который создаёт реальную угрозу гражданской войны. При этом ключевая роль в организации протестных выступлений, по словам секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева, принадлежит спецслужбам Запада, пытающимся оседлать стихийные выступления, направив их на свержение теократической власти в Тегеране и разрыв с Россией.
Вспыхнувшие два месяца назад акции протеста приобретают всё более масштабный и ожесточённый характер, а поводом для волнений послужила гибель 22-летней Махсы Амини, задержанной полицией нравов за нарушение правил ношения головного платка. В её гибели сразу же обвинили стражей порядка, которые якобы жестоко избили девушку, что и стало причиной смерти. Однако на этой неделе были обнародованы результаты вскрытия. И вот выяснилось, что в восьмилетнем возрасте она перенесла сложную операцию на мозге. Уже в полицейском участке Махса внезапно потеряла сознание, а позже, в больнице, в результате инсульта и сердечного приступа она впала в кому. Так что никто её даже пальцем не тронул.
Между тем смерть Махсы Амини получила большой общественный резонанс: вокруг трагедии сразу же стали раскручивать скандал - власти обвинили в жестокости и дикости. Причём ещё до результатов вскрытия были арестованы задержавшие и допрашивавшие Амини полицейские, а начальник участка уволен. Но это не повлияло на ход событий: страна взорвалась стихийными демонстрациями, участники которых требовали объективного расследовании с привлечением независимых экспертов, а также смягчения наиболее жёстких религиозных правил и требований, отмены вмешательства духовенства в частную жизнь. Чуть позже зазвучали требования замены престарелого и слабого здоровьем рахбара (верховного лидера) аятоллы Али Хаменеи, который считается твердолобым консерватором, а также его единомышленника и такого же консерватора президента аятоллы Ибрахима Раиси на светских политиков.
В первых рядах протестующих, как обычно, шла молодёжь, более всех недовольная ограничениями религиозного характера и сильнее всех пострадавшая от действующих западных санкций, которые привели к росту безработицы и ухудшению условий жизни. В знак солидарности с погибшей девушкой и протеста против подчас драконовских правил жизни, продиктованных духовенством, многие молодые женщины не только в Иране, но и во многих европейских странах, в том числе известные актрисы, художницы и другие представительницы мира искусств, ещё не зная результатов медэкспертизы, обрезали волосы. Правда, акция проходила не на площадях, а в основном на интернет-площадках.
Как бы там ни было, уличные протесты очень быстро охватили 20 из 31 иранских провинций, в основном это была иранская периферия - Курдистан, Хузестан, Систан, Белуджистан на границе с Пакистаном, Западный Азербайджан, Гилян, а также центральные районы вокруг Тегерана, Исфахана, Шираза. Вскоре зазвучали и требования расширения прав национальных меньшинств.
Жестокость
Поначалу власти старались действовать не слишком жёстко. Однако после того, как США, Британия, Франция, Германия, Канада, а также Израиль и Саудовская Аравия, используя ситуацию, начали против Тегерана гибридную войну, Иран перешёл к жёсткому подавлению акций протеста, вплоть до применения оружия. Это ещё больше разозлило улицу. Запад при этом только подливал масла в огонь.
Эксперт Международного дискуссионного клуба «Валдай» Фархад Ибрагимов отмечает беспрецедентный характер попыток иностранного вмешательства в ситуацию. В ход пошли как дипломатическая и политическая поддержка тех сил, которые выступают за свержение теократического режима, так и диверсионно-подрывная и информационно-подрывная деятельность спецслужб и связанных с ними СМИ. Не исключена также поставка западными, израильскими и саудовскими спецслужбами наиболее экстремистски настроенным участникам акций протеста, в том числе и джихадистским группировкам, оружия и взрывчатки.
В качестве косвенного доказательства можно привести участившиеся в последнее время случаи нападения и убийства силовиков, принадлежащих к таким структурам как полиция, КСИР и Басидж («Мобилизационная сила сопротивления»). При этом преимущественно гибнут офицеры. По иранским правительственным данным, число погибших силовиков достигло 55. Кроме того, совершаются нападения на духовных лиц, настоятелей мечетей, особенно на периферии.
Из-за лжи и провокаций, которые стали родовыми признаками западных СМИ, невозможно получить представление о реальном количестве жертв среди протестующих. Западные источники говорят примерно о 370 убитых, в том числе о 60 детях. Поступают сообщения о том, что власти перекрывают доступ в Интернет, что протестующие сожгли старый дом основателя режима аятоллы Хомейни, что протестующие не имеют доступа к адвокатам, и подвергаются психическим и физическим пыткам для дачи ложных показаний.
Обыкновенная ложь
Скоординированный характер действий западных спецслужб особенно наглядно обозначился на прошлой неделе, когда Канада и Британия практически одновременно произвели пропагандистский залп по Тегерану. Представитель Канадской службы безопасности и разведки заявил, будто бы по данным из «заслуживающих доверия источников», Иран готов физически уничтожить целый ряд иранских оппозиционеров, проживающих за пределами Ирана, в том числе в Канаде. В таком же ключе, только применительно к иранским оппозиционерам, находящимся в Британии, говорил и министр иностранных дел Соединённого Королевства Джеймс Клеверли. А генеральный директор печально известной MI5 Кен МакКаллум сообщил, что Лондону пришлось обеспечивать охраной иранцев, работающих на британском телеканале Iran International, вещающем на фарси.
Своих коллег - дезинформаторов поддерживает и спецпосланник США по Ирану Роберт Малли: якобы ему стало известно о подготовке иранскими спецслужбами покушения на бывших высокопоставленных чиновников из администрации экс-президента Трампа Джона Болтона, Майкла Помпео и бывшего главу МИД Саудовской Аравии Аделя Джубейра. Одновременно глава французского МИД Катрин Колонна сообщила, будто иранские власти арестовали за подрывную деятельность семерых французских граждан. Уточним: пойманных за руку с поличным во время вербовки агентов.
Ещё одна особенность борьбы «цивилизованного мира» с Ираном заключается в том, что своего рода роль координатора усилий западных стран взяла на себя, по мнению иранских специалистов, Германия. Нельзя не сказать и об активизации свергнутых революцией 1979 года членов семьи бывшего иранского монарха шаха Резы Пехлеви. Причём «солирует» его вдова Фарах.
Чужими руками
Каковы цели развязанной антииранской кампании? По мнению большинства российских и иранских экспертов, это, во-первых, уничтожение Ирана как государства или, как минимум, смена религиозного режима на светский. Именно такую цель Запад, прежде всего США, а также Израиль, преследуют с самого начала, то есть с победы исламской революции в 1979 году. Больше всех заинтересован в этом, конечно же, Израиль, для которого Иран - экзистенциальная угроза. Это единственное в мире государство, которое, как считают в Тель-Авиве, реально угрожает существованию еврейского государства. И то, что сегодня происходит вокруг Ирана, - редчайший для израильтян шанс избавиться от такой угрозы, причём чужими руками.
Вторая, не менее важная цель - разорвать связи между Тегераном и Москвой в условиях, набирающего силу взаимодействия в военной, технической, политической, экономической и финансовой областях. Здесь наши «партнёры» стремятся убить сразу двух зайцев: одновременно ослабить и Россию, и Иран. По мнению члена учёного Совета Тегеранского университета Фуада Изади, нельзя не замечать связь между давлением на Иран и боевыми действиями на Украине. Цель понятна: сначала добиться, чтобы российско-иранское партнёрство переросло в соперничество, а то и в конфронтацию, а затем и вовсе его разрушить. При этом инструментарий, который используют США и Израиль, чрезвычайно неоднороден и поэтому особенно опасен.
Против Тегерана вводят санкции за санкциями - якобы за поставки иранского оружия в Россию, за то, что Иран якобы передаёт Москве документацию для производства беспилотников и вообще поддерживает в украинском конфликте Москву, за то, что не отказался от идеи создать ядерное оружие. А ещё Вашингтон заявляет, что скорее всего, не будет реанимировать СВПД, то есть «ядерную сделку» - США просто вычёркивают её из повестки дня.
Хотя те же американские эксперты считают, что Байден просто блефует и через какое-то время снова вернётся к этой проблеме, а пока просто пугает Тегеран, устраивая нечто вроде психической атаки. Так что, полностью и окончательно хоронить сделку, возможно, рано.
Ну а Израиль параллельно решил шантажировать Россию. Как передаёт телеканал Кан-11, глава Совета национальной безопасности еврейского государства Эяль Хулата довёл через израильского посла в Москве Александра Бен-Цви до сведения замглавы МИД России Михаила Богданова «глубокую обеспокоенность Тель-Авива распространением иранских баллистических ракет». В частности, господин Хулата заявил: если Россия приобретёт ракеты у Тегерана, Израиль поставит свои высокоточные ракеты киевскому режиму. Вот такие высокие отношения установились у еврейского государства с бандеровской властью.
Однако иранское руководство, надо отдать ему должное, отлично понимает, что любое разногласие между Москвой и Тегераном в условиях объявленной западом гибридной войны может иметь весьма печальные для обеих стран последствия. Тегеран, пишет иранская Hamhsahri, оказался в центре противоборства великих держав, и ситуация требует взвешенных подходов. Остаётся надеяться, что после обнародования причин смерти Махсы Амини, накал страстей пойдёт на убыль. К тому же, в Иране немало людей, которые поддерживают нынешний режим.
Впрочем, не факт, что не найдут другой повод взбудоражить иранское общество. Как известно, есть у революции начало, нет у революции конца. В том числе и у цветной.