«Возможно, Норвегию приплели к взрывам на «Северных потоках», чтобы за что-то наказать»
- Михаил Викторович, автор нашумевшей статьи «Как Америка уничтожила «Северный поток» Сеймур Хёрш утверждает, будто водолазы, заложившие под трубопровод взрывчатку, прошли подготовку в Центре дайвинга и спасения ВМС США. Согласитесь, понятия «спасение» и «диверсия» совсем не однопорядковые. Что-то здесь не так…
- Скорее всего, это просто «вывеска», легендированное название для оперативного прикрытия другого учреждения, где организована подготовка спецназа ВМС США, где действительно готовят специалистов для выполнения секретных миссий, в том числе обучают обращению со специальными взрывными устройствами. И уже под задачу подбирают и готовят силы и технические средства.
- В статье говорится, что для диверсии на Балтике представитель ВМС США предлагал использовать «недавно введённую в строй подлодку». Не означает ли это, что для выполнения этой операции американцы разработали специальную субмарину?
- Не думаю. Специальная подводная лодка NR-1 водоизмещением всего 410 тонн в составе ВМС США действительно существовала. Её построили в 1969 году, а последнюю свою миссию, как стало известно из открытых источников, она выполнила ещё в 1999 году - вела поиск упавшего в Атлантический океан самолёта.
В дальнейшем американцы отказались от строительства таких субмарин, взяв за основу другую концепцию. К тому же ни одна серийная подводная лодка США не может войти в Балтийское море незамеченной, это утопия.
- Если верить источнику Хёрша, на том же секретном совещании представитель ВВС предлагал сбросить рядом с трубопроводом бомбы, которые потом можно будет привести в действие дистанционно. О каких боеприпасах речь?
- Это вполне возможный вариант. По опыту войны во Вьетнаме американцы разработали морские мины (Quickstrike-ER с блоком управления JDAM-ER) на базе стандартных авиационных фугасных бомб замедленного падения, которые благодаря средствам позиционирования могут применяться на дальности до 75 километров от места установки и могут быть «положены на трубу» с высокой точностью. При весе взрывчатого вещества около 500 килограммов разрыв трубопровода от гидродинамического удара в радиусе 45 метров более чем вероятен. Носителями мин Quickstrike-ER могут быть B-52H, самолёты базовой патрульной и палубной авиации. Автономное, с помощью приборов кратности, срочности и ликвидации, или дистанционное приведение морских мин в боевое состояние и подрыв - это не проблема. Другое дело, что провести скрытно такую воздушную операцию невозможно, поэтому от неё сразу же отказались.
- В расследовании упоминается расположенный далеко на севере Норвегии «усовершенствованный радар с синтезированной апертурой», способный проникать вглубь России, который якобы начал работу в тот момент, когда американская разведка потеряла доступ к ряду станций дальнего прослушивания в Китае. Что за радар имелся в виду?
- Такие радары используются для зондирования поверхности Земли, но только с летательных или космических аппаратов. Скорее всего, речь шла об РЛС, расположенных на севере Норвегии, в том числе и на Шпицбергене. Не секрет, что они предназначены для ведения разведки, а также для контроля пусков баллистических ракет подводных лодок Северного флота, РВСН и космических ракет с космодрома Плесецк.
- В статье фигурирует «недавно отремонтированная база американских подлодок», которые получили возможность в сотрудничестве с норвежскими коллегами шпионить за «русским ядерным редутом на Кольском полуострове». Кроме того, источник Хёрша упоминает некую авиабазу на севере Норвегии.
- Это хорошо известная натовская авиабаза Аннейя на Лофотенских островах, где базируется 333-я патрульная авиаэскадрилья. Много хлопот она нам доставляла в 1990-е годы!
Всплываешь под перископ, а мимо гидроакустический буй плывёт, поднимаешь обзор вверх по горизонту - и вот он, «Илларион», который над тобой вираж закладывает (так мы между собой называли патрульные самолёты «Орион»). По имеющейся информации, после перевооружения на самолёты P-8 Poseidon, эту эскадрилью перебазировали на аэродром Эвенес - на материковую часть Скандинавского полуострова. И сейчас их успешно гоняют лётчики 45-й армии ВВС и ПВО нашего Северного флота.
Что же касается постоянной базы американских подлодок, то её в тех краях никогда не было и, думаю, нет и сейчас. В медиапространстве распространяется информация о том, будто в аренду ВМС США может быть передана бывшая норвежская база подводных лодок в Олавсверне, но согласно законодательству Норвегии, в территориальных водах страны может находиться не более одного корабля с ядерной энергетической установкой. Норвежцы очень трепетно относятся к экологии, может быть, поэтому их фьордами можно любоваться до бесконечности. Но факты заходов американских подводных лодок в норвежские военно-морские базы случались. При этом продолжительность пребывания, как и для любого военного корабля любой страны, регулируется международным правом и национальными законами, и не превышает пяти суток - так называемый деловой заход для отдыха экипажа и пополнения запасов.
Наши подводные лодки тоже ходили с визитами вежливости - в Норвегию дизельные, а во Францию - атомные. Соответственно и они приходили к нам. Жаль, что сейчас эта «вежливость» пропала. Вполне вероятно, что США и Норвегия определились с постоянным местом «перевалочной базы» для подводных лодок США, следующих в Баренцево море и обратно.
- Автор утверждает, будто место для диверсии возле датского острова Борнхольм выбрали норвежцы. На каком основании они хозяйничали в чужих водах?
- Здесь налицо смешение двух понятий - исключительная экономическая зона и континентальный шельф. «Северные потоки» проложены по дну, то есть на континентальном шельфе, в том числе Дании, и одновременно в исключительной экономической зоне (ИЭЗ). В Балтийском море они, находящиеся под юрисдикцией (не путать с суверенитетом) разных государств, смыкаются, и открытого моря, как и международного района морского дна, там нет. Разница заключается в том, что в ИЭЗ (это только «вода», акватория) все гражданские суда и военные корабли, независимо от принадлежности, пользуются правом свободы мореплавания, и никакого разрешения для этого не требуется.
А вот для того, чтобы проложить (или заложить) что-либо на континентальном шельфе, требуется разрешение прибрежного государства. Причём просто так взять и отказать невозможно, поскольку право прокладывать трубопроводы по континентальному шельфу прибрежного государства предусмотрено Конвенцией по морскому праву 1982 года, но согласовывать надо. Вот почему согласование маршрута «Северного потока» продолжалось так долго.
Теперь о непосредственных исполнителях. В учении Baltops 2022 принимали участие авианосец ВМС Великобритании Queen Elizabeth, УДК Kearsarge и десантный корабль-док GunstonHall от ВМС США, это что касается крупных кораблей. Плюс два эсминца УРО, три фрегата УРО, пять корветов и патрульных кораблей, ещё один десантный корабль от Польши и до 15 тральщиков. Любой из этих кораблей мог определить место для диверсии на трубах «Северных потоков». На каком основании на эту роль выбран корабль ВМС Норвегии - большой вопрос. Почему не тральщик Эстонии, например?..
Я не зря употребил слово «заложить», оно как раз относится к тому, чем и как были подорваны «Северные потоки». Нетрудно догадаться, что это было сделано либо с согласия участников процесса, либо их поставили в известность, но в последний момент - и это очень интересная ситуация, поскольку автоматически расширяется круг соучастников.
- Сеймур Хёрш утверждает, будто норвежцы настояли на том, чтобы высокопоставленные чиновники в Дании и Швеции были проинформированы о «возможной водолазной деятельности в этом районе» - у Борнхольма. А как же тогда секретность?
- Участие Норвегии в этой затее, на мой взгляд, выглядит более чем странным. Надо обосновать мотив, а его как раз и не видно… Кроме того, надо обратить внимание на тех, кто организовал утечку об этой операции, которая, как уверяет автор, готовилась в секрете целых девять месяцев. И вот когда цели были достигнуты - Европа лишилась российского газа, а США завладели европейским газовым рынком, кто-то в Белом доме вдруг решил слить информацию об авантюре Байдена…
Согласитесь, для этого нужны очень веские причины, и они были. Во-первых, набирающая обороты антибайденовская кампания с учётом предстоящих президентских выборов в США. Во-вторых, не исключаю, что Норвегию хотят за что-то наказать. Но чтобы подставить своего партнёра по НАТО так грубо - это уже нечто из ряда вон выходящее... Впрочем, некоторые издания утверждают, будто Норвегия неохотно поставляет оружие на Украину и не собирается сворачивать региональное сотрудничество с Россией, которое складывалось десятилетиями.
Вот это похоже на серьёзный мотив - вставить палки в колёса российско-норвежскому сотрудничеству. Ну и в-третьих: не исключается попытка отвлечь внимание от истинных участников и непосредственных виновников этой диверсии.
- А что за гидроакустический буй, при помощи которого, как утверждает автор, и был приведён в действие заряд. Утверждается, будто он был сброшен с норвежского «Посейдона»? Российские средства разведки могли отследить этот полёт?
- Вполне могли, тем более, что такие полёты регистрируются на открытых ресурсах по установленным на летательных аппаратах транспондерам. Что же касается самого гидроакустического буя, то это в первую очередь авиационное средство поиска подводных лодок. Буй, работающий в активном режиме, по принципу гидролокатора, вполне можно использовать и для приведения в действие взрывного устройства. Ну а принадлежность самолёта-исполнителя… Это мог быть самолёт или вертолёт любой из стран НАТО, находящейся в сговоре с США. Фигурантов можно пересчитать по пальцам: Великобритания, Польша и даже претендующие на членство в альянсе Финляндия и Швеция. Почему нет?
- И самый главный вопрос: почему российский ВМФ проглядел установку взрывчатки на трубы «Северных потоков»? Почему мы не услышали сигналы гидроакустического буя? Ведь Балтика - это не безбрежный океан…
- Установка подрывного устройства, да, могла быть не замечена. И это объективно, поскольку контролировать Балтийское море в режиме 24/7 в полном объёме, да ещё на глубине и в водах, находящихся не под нашей юрисдикцией, пока что нереально. Расстояние от российского побережья до мест подрыва составляет порядка 300 километров, и сигналы для активации ВВ были не настолько мощными, чтобы обнаружить их на такой дистанции.
Тем более что операция проводилась скрытно и не должна была оставить никаких улик, иначе американцы её не затевали бы. Вот почему во Всемирной системе навигационных предупреждений район, где произошли взрывы, не был объявлен опасным для мореплавания, о чём свидетельствуют официально опубликованные на сайте российского Минобороны «Извещения мореплавателям».
Лично я не верю в версию про норвежский самолёт. Это как надо закрутить сюжет - одни устанавливают взрывное устройство, другие подрывают!.. Похоже на «разделение труда» в банде, когда кого-то надо повязать кровью. Чтобы всё прошло успешно, ключ от взрывного устройства должен был быть в одних руках. И это точно не норвежцы.