Вучич Косово сдал, Боррель Косово принял
© РИА Новости
Настоящие сербы никогда не смирятся с потерей Косово.

Вучич Косово сдал, Боррель Косово принял

Косово - больше не Сербия: официальный Белград практически признал независимость Приштины. Этот однозначный вывод можно сделать по итогам состоявшихся в македонском Охриде под эгидой ЕС переговоров между президентом Сербии и «премьер-министром» непризнанного Косова. Патриотические силы называют результат встречи «предательством»
Реклама
Вучич Косово сдал, Боррель Косово принял
© РИА Новости
Настоящие сербы никогда не смирятся с потерей Косово.
Читайте нас на: 

«Стороны будут обоюдно…»

Пришедшие из македонского Охрида сообщения говорят о том, что результатом состоявшегося там очередного раунда переговоров на высшем уровне между Сербией и непризнанным Косово стало решительное продвижение официального Белграда к признанию независимости Косова. Глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель, под присмотром которого и проходила 12-часовая встреча президента Сербии Александра Вучича и косовского «премьера» Альбина Курти, сказал ясно и чётко: «Соглашение было достигнуто в конце февраля. А сегодня были разговоры о том, как его реализовать. […] Мы договорились о том, как осуществлять реализацию, когда и кто должен её проводить». В принципе, на этом можно было бы поставить точку. Но есть не одно но.

Напомним, 27 февраля в Брюсселе прошла предыдущая встреча Вучича и Курти при посредничестве Борреля. Тогда стороны обсуждали разработанное Евросоюзом «Соглашение о пути к нормализации отношений Косова и Сербии». Боррель по итогам брюссельской встречи заявил, что стороны согласились с текстом документа и что он «не нуждается в дальнейшем обсуждении».

Вучич, похоже, выбрал путь в Евросоюз через предательство своего народа.
© flickr.com/136668338@N03
Вучич, похоже, выбрал путь в Евросоюз через предательство своего народа.

Президент Сербии со своей стороны сказал тогда, что он ничего не подписывал в Брюсселе, оставив, по сути, висящим в воздухе вопрос о том, как он лично, без учёта мнения главы европейской дипломатии, оценивает это соглашение.

Между тем сербское общество назвало брюссельское соглашение «предательством», поскольку в нём Сербия де-факто признаёт независимость Косова. «Стороны исходят из того, что ни одна из двух не может представлять другую сторону на международной арене или выступать от её лица. Сербия не будет выступать против членства Косово в какой-либо международной организации», - говорится в 4-й статье соглашения. Фактически это и является признанием Косова Белградом, поскольку после подписания такого документа Приштина получает прямую дорогу в ООН, членом которой может стать только суверенное государство, чья территориальная целостность и государственность не оспариваются. Кроме того, в 1-й статье соглашения говорится, что «стороны будут обоюдно признавать их документы и национальные символы, включая паспорта, дипломы, номерные знаки и таможенные печати».

Когда согласие в «товарищах» есть

На встрече в Охриде, подчеркнул Боррель, стороны, как и договорились ранее, уже не возвращались к тексту брюссельского соглашения, но обсуждали «приложение» к нему, которое является частью этого соглашения и содержит механизмы его реализации. «Через 12 часов мы договорились о том, как реализовать соглашение. Косово и Сербия договорились о приложении по реализации соглашения, - подтвердил Боррель. - Стороны договорились выполнить все статьи соглашения и выполнить все обязательства без промедления. Соглашение и приложение считаются подтверждёнными и будут объявлены как таковые». 

Боррель заявляет, что все «договорились» и обязались выполнять.
© globallookpress.com
Боррель заявляет, что все «договорились» и обязались выполнять.

Но как тогда понимать слова Вучича о том, что он ни в Брюсселе, ни в Охриде ничего не стал подписывать? А в этом не было необходимости. Вучич сказал своё слово, теперь дело за Евросоюзом. Что и подтвердил Альбин Курти: «Мы приехали в Охрид, чтобы подписать соглашение с приложением по его реализации. Мы достигли публичного согласия о приложении, которое приведёт к реализации основного соглашения... Но другая сторона, как и на последней встрече в Брюсселе 27 февраля, уклонилась от подписания, на этот раз с приложением. Теперь Европейский союз должен найти механизм, чтобы сделать это соглашение юридически обязательным».

При этом Жозеп Боррель подтвердил, что обе стороны отказались подписывать соглашение, но обязались его реализовывать.

А понимать это надо так, что президенту Сербии Вучичу очень трудно признать тот факт, что он сдал Косово. Ему трудно объяснить это собственному народу. В Сербии любой политик, который заговорит напрямую о признании Косова, может ставить на себе крест. Вучич пока на себе крест ставить не собирается. И в этом ему помогает коллективный Запад и… Косово. Получается, что 27 февраля итогом встречи в Брюсселе, как об этом прежде и говорил Боррель, стало то, что стороны на самом деле договорились о тексте «Соглашения о пути к нормализации отношений Косова и Сербии», и к нему больше возвращаться не будут. А комментарии Вучича были лишь словесной ширмой, скрывавшей истинное положение дел.

Нет признания Косова - нет членства в ЕС

Президент Сербии, пытаясь уклониться от прямых ответов на вопрос, признаёт ли Сербия независимость Косова, сказал в Охриде по окончании встречи: «Если мы хотим продолжать идти по европейскому пути, наш прогресс будет оценён». Этот ответ всё объясняет: Сербия намерена вступать в ЕС, а для этого надо признать Косово.

Как ранее отмечали многие политические наблюдатели, все переговоры вокруг Косово, которые когда-либо вёл и ведёт официальный Белград при Вучиче вопреки воле большинства населения, так или иначе приближают официальное признание Косова Сербией. Обращаясь по телевидению к нации в воскресенье, 19 марта, по возвращении из Охрида, президент Вучич снова особо отметил, что «наш европейский путь будет зависеть от этих переговоров».

Альбин Курти надеется, что Европейский союз придумает, как сделать соглашение юридически обязательным.
© globallookpress.com
Альбин Курти надеется, что Европейский союз придумает, как сделать соглашение юридически обязательным.

И далее он произнёс слова, которые оппозиция ему наверняка припомнит: «Любой может сказать, что его не интересует европейский маршрут Сербии, но меня он интересует. Не потому, что у меня идолопоклоннический подход и я считаю, что там всё прекрасно, а потому, что я президент, который должен заботиться о стране и о гражданах, которые не всегда должны это понимать и принимать». Это прямой выпад в сторону тех, кто против обмена Косова на членство Сербии в ЕС.

Накануне встречи в Охриде весь центр Белграда был охвачен массовой манифестацией против переговоров с косовскими албанцами и против признания Косова в любой форме. Вучичу, значит, это мнение не интересно.

Ещё больше проясняет ситуацию текст приложения к соглашению, который и обсуждался в Охриде. Как сообщает сербский портал Danas, в распоряжение которого попал этот документ, в нём «стороны принимают к сведению, что соглашение и приложение о его реализации станут неотъемлемой частью соответствующих процессов присоединения Косово и Сербии к ЕС». Далее в приложении говорится, что «посредник со стороны Евросоюза сразу после принятия соглашения и настоящего приложения начнёт процесс внесения поправок в критерии», выдвинутые Евросоюзом Сербии для вступления в ЕС.

Говоря простыми словами, для Сербии и Косово двери ЕС будут открыты после подписания ими соглашения «о нормализации отношений». Это и означает полноценное и безоговорочное признание Сербией независимости Косова. Это закрепление такого фактического признания, уже содержащегося в основном соглашении.

На встрече в Брюсселе 27 февраля Сербия уклонилась от подписания каких-либо документов.
© 1lurer.am
На встрече в Брюсселе 27 февраля Сербия уклонилась от подписания каких-либо документов.

Как свою победу Вучич преподносит то, что в приложении содержится обязательство косовских албанцев «немедленно начать переговоры при посредничестве ЕС по установлению конкретных договорённостей и гарантий для обеспечения адекватного уровня самоуправления сербской общины в Косово в соответствии с соответствующими предыдущими соглашениями, заключёнными при посредничестве ЕС». Однако это не меняет ситуации. Те немногие сербы, которые всё еще остались в северной части Косова, после формального подписания и реализации соглашения «о нормализации» будут жить в другой стране, но не в Сербии, как это юридически считается сегодня.

Юридический фокус-покус

У сербской патриотической оппозиции складывается убеждение, что Вучич, при поддержке ЕС, вводит в заблуждение сербскую общественность, делая вид, будто борется за соблюдение интересов Сербии, в частности, за сохранение Косова в составе страны, как то предусматривает сербская конституция. Но на самом деле он ведёт страну в ЕС в обмен на отторжение от страны Косова и Метохии - края, который сербы считают колыбелью своей нации и своей православной церкви.

Представители сербской оппозиции утверждают, что «имеют дело с предательством». «Вучич хвастается, что ничего не подписал. Но никто даже не просил его об этом. Коварное предательство продолжается, реализация соглашения будет осуществлена в течение нескольких месяцев», - пишет сербский информационный портал СРБИН.ИНФО.

Профессор юридического факультета Университета в Крагуеваце, доктор юридических наук Зоран Чворович отметил в своём блоге в соцсети, что Вучичу вовсе и не надо было подписывать какие-то бумажки. Достаточно дать устное согласие.

Что и произошло в Брюсселе и Охриде: «Стороны договорились сегодня о Приложении, содержащем план реализации основного Соглашения, по которому стороны договорились ещё 27 февраля. Поскольку Приложение является неотъемлемой частью Соглашения, его принятием подтверждается и принятие всего Соглашения. Согласно Венской конвенции о праве международных договоров от 1969 года, договаривающиеся стороны могут дать своё согласие на соглашение в какой-либо другой форме, а не только поставив подпись. В этом случае стороны дают своё согласие на Соглашение… в соответствии с планом его реализации, который они согласовали сегодня в форме Приложения.

Граффити на одном из домов города Косовская Митровица. Сербы, оставшиеся в Косово, рискуют оказаться в другой, враждебной им, стране.
© РИА Новости
Граффити на одном из домов города Косовская Митровица. Сербы, оставшиеся в Косово, рискуют оказаться в другой, враждебной им, стране.

Поскольку процесс присоединения Сербии к Европейскому союзу служит средством давления на Сербию с целью отказа от Косово и Метохии, Соглашение с Приложением будет принято Советом ЕС на следующей неделе, и его реализация станет обязательной для Сербии и так называемого Косово через механизм евроинтеграции».

Это и есть то, о чём говорил Курти: «Теперь Европейский союз должен найти механизм, чтобы сделать это соглашение юридически обязательным». Буквально через неделю Сербия будет нести «юридическую ответственность за признание Косова», поскольку согласилась с соглашением и приложением к нему - пусть не письменно, а устно. Вот такой юридический фокус-покус. Очень похоже на игру в напёрстки с собственным народом.

Америка пра-здра-вля-yes

Совсем кристальную ясность в понимание произошедшего 27 февраля в Брюсселе и 18 марта в Охриде внёс госсекретарь США Энтони Блинкен. Его заявление, в котором он «воздаёт должное президенту Сербии Александру Вучичу за руководящую роль в достижении этого соглашения», распространил Государственный департамент США. Что-то это напоминает…

«Обрадовались тогда буржуины, записали поскорее Мальчиша-Плохиша в своё буржуинство и дали ему целую бочку варенья да целую корзину печенья.

Сидит Мальчиш-Плохиш, жрёт и радуется».

«Соединённые Штаты будут продолжать активно участвовать в координации с партнёрами по ЕС, в оказании поддержки Сербии и Косово в обеспечении практической реализации в стремлении к предсказуемым и мирным отношениям. Мы будем продолжать поддерживать продвижение стабильности и процветания на Западных Балканах», - пообещал госсекретарь.

Насчёт «стабильности и процветания» Блинкен лучше бы не заикался. С этими же словами США в 1999 году сбрасывали снаряды с обеднённым ураном и кассетные бомбы на военные и гражданские объекты Югославии, целенаправленно уничтожали отрасли экономики страны. Кстати, интервенция НАТО как раз и стала кульминацией Косовской войны - по факту, сепаратистского восстания косовских албанцев, разгоревшегося в феврале 1998 года.

Ну, если американский эмиссар говорит, что всё okay, значит Косово - это уже не Сербия. Осталось только техническая «имплементация» этого свершившегося факта.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама