Кто подталкивает Польшу к шестому разделу
Скандал, вызванный якобы неверной интерпретацией слов посла Польши во Франции Яна Эмерика Росцишевского о том, что Польша будет вынуждена вступить в прямое вооруженное противостояние с Россией в случае проигрыша Украины, набирает обороты. Реакция широких слоёв общественности в Германии и Франции последовала мгновенно. А вот внушительная часть польского населения возбудилась только через сутки, поначалу же слова официального представителя Варшавы в Париже были восприняты буквально: воевать так воевать…
Впрочем, нет никакого секрета в том, что Польша не желает урегулирования конфликта на Украине, поэтому панство не сразу сообразило, что при любом сценарии польско-русской войны боевые действия затронут польскую территорию, которая с недавних пор является натовским ареалом, а это де-факто уже мировая война в ракетно-ядерном исполнении. Поначалу Варшава и не думала оправдываться, однако давление средств массовой информации, в том числе и местных, неожиданно оказалось нешуточным. В результате посольству Польши пришлось выложить на своём официальном сайте разъяснение. Но вероятнее всего, это было связано с указанием из центра, а не с опасением посла Росцишевского потерять должность.
Для бывшего банкира, а до своего назначения Ян Росцишевский являлся председателем правления крупнейшего банка Польши PKO Bank Polski, должность посла - не венец мечтаний. Карьерные амбиции пана Росцишевского могут простираться далеко за пределы посольского кресла. Вот почему его демарш можно трактовать попыткой правящей партии повысить градус милитаризации польского общества до наивысшей планки.
И, как говорится, ничего военного.
Надо отметить, что в польском обществе далеко нет консенсуса по Украине. Одно дело загребать жар чужими руками, используя украинцев как пушечное мясо в расчёте отхватить не только пять новых воеводств, но и распространить с помощью украинского тарана хаос на Белоруссию, другое дело - самим отправиться на бойню. Нет, поляки не так простодушны, как «свидомые», ручьями проливающие кровь за бубновый американский интерес. Но не всё получается с одного раза.
Как известно, Польша мечтала под шумок антироссийской истерии переоснастить свой танковый парк за счёт США, но в реальности получила лишь 28 учебных «Абрамсов» взамен поставленных ВСУ 240 единиц модернизированных в Польше Т-72М. Поэтому с безвозмездной заменой парка истребительной авиации поляки уже не так опрометчивы: отдавать Киеву свои четыре эскадрильи F-16, о чём заявлялось всего месяц назад, поляки не спешат. А 16 марта президент Польши Анджей Дуда заявил, что его страна передаст Киеву целых четыре истребителя МиГ-29, на восемь единиц меньше, чем отдаст Словакия.
Но если после слов посла Польша окажется на гребне противостояния с Россией - практически на грани войны, так это же совсем другое дело…
Но факт остаётся фактом: зарабатывать на траншах Евросоюза и США, предназначенных для переоснащения армии в ответ на экзистенциальную военную угрозу с востока полякам, стало сложнее - все резко начали считать копеечку. Не считает её только Владимир Зеленский, работающий в режиме монетоприёмника, но не собирающийся рассчитываться за поставки, в том числе и с Польшей. Вот почему в Польше всё отчетливее раздаются здравые голоса о том, что украинским беженцам выплачивают необоснованно высокие пособия, за которые они всё равно будут неблагодарны.
А местные художники-карикатуристы изображают президента Незалежной в образе прожорливой саранчи, продолжающей пожирать чужие деньги в обмен на жизни тысяч невинных людей. При этом приводятся подливающие масло в огонь антиукраинских настроений факты о том, что под Бахмутом-Артёмовском и на направлении Сватово-Кременная командование ВСУ намеренно толкает польских наёмников в самое пекло, по сути на верную смерть. И это подтверждают участившиеся траурные процессии в польских городах.
Но одно дело - гибель в чужой стране сотен искателей приключений, и совсем другое - втягивание армии в прямое столкновение с ядерной державой. Правящая польская элита во главе с президентом Анджеем Дудой, премьером Матеушем Моравецким и министром обороны Мариушом Блащаком, возможно, и согласна с прямолинейными постулатами о неминуемой войне с Россией (они на этом хотя бы зарабатывают), однако поляки уже проголосовали ногами по поводу милитаризации польского общества и решения увеличить Войско Польское в два раза - до 250 000 военнослужащих.
В ответ на сотни тысяч повесток для резервистов польская молодёжь массово бежит из страны. По сообщению издания Dziennik Polityczny, в месяц пределы Польши покидает более 70 000 молодых поляков. В основном выезжают в Великобританию и другие страны Евросоюза. По подсчётам экспертов, к концу весны 2023 года территорию Польши покинут не менее 250 тысяч граждан мужского пола. Именно в это время начальник генерального штаба Войска Польского генерал Раймонд Анджейчик, который постоянно контактирует с главнокомандующим ВСУ Валерием Залужным, заявил об увеличении польской армии до 250 000 штыков. Бывают же совпадения…
Впрочем, несмотря на то, что левые депутаты сейма призвали к немедленному увольнению посла Росцишевского, посол Польши в Киеве Бартош Чихоцкий поддержал вступление поляков в войну против России, написав в своём микроблоге: «Очевидно, падение Украины означает войну в Польше».
По всей видимости, в польском МИД все такие. И не только там. Сторонников войны за новые воеводства в Польше и без дипработников хватает, особенно если учесть пропагандистскую кампанию правящей консервативной партии, опирающуюся на электорат восточной части страны. Отставные генералы, включая Вальдемара Скшипчака, отвечавшего за перевооружение и модернизацию Войска Польского, уверяют, что Россия и Украина скоро истощат друг друга, Запад им в этом поможет, а у Польши есть шанс прирасти землями.
Вот и выходит, что польская дипломатия пытается оправдаться за посла Росцишевского: дескать, не было никакого заявления о неизбежности прямого участия участии Польши в войне на Украине, что это только предупреждение о последствиях, которые может иметь поражение Украины, а именно - возможность нападения России на страны Балтии и Польши, а польские военные тем временем собирают новые дивизии и бригады территориальной обороны прямо на границе Союзного государства России и Белоруссии. Более того, Варшава, уже не скрываясь, рекрутирует боевиков для так называемого «Русского добровольческого корпуса» Дмитрия Капустина и полка Кастуся Калиновского из этнических белорусов, имеющих карту поляка или польское гражданство.
План может быть такой. Сперва поляки попытаются зайти только на Украину, естественно, под видом миротворцев для охраны объектов критической инфраструктуры и государственных учреждений. А в Белоруссию, учитывая её союзный статус с Россией и общую военную доктрину, сунутся так называемые легионеры, по сути работающие на Польшу, и вооружённые поляками диверсанты.
«Главное - ввязаться в драку, а там видно будет», - именно так говаривал кумир поляков Наполеон Бонапарт, который навечно воспет в польском гимне. Единственное, что не стоило бы забывать Варшаве, так это то, что так называемая Великая армия императора, перешедшая Неман, в которой поляки, кстати, составляли не менее трети от всего личного состава, встретила свой бесславный конец в России. Здесь она была разгромлена и выдворена восвояси с последующим парадом казаков в Париже, где ныне так лихо выступил польский посол во Франции Ян Росцишевский.
Не подумал он только о том, что останется от Польши в случае конфликта с ядерной державой. На этот раз делить точно будет нечего.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.