Над пропастью глобального ядерного конфликта
Саммит Организации Североатлантического договора в Вильнюсе убедительно подтвердил настрой США и НАТО на наращивание военной мощи Украины с расчётом на долгосрочную перспективу многолетней прокси-войны против России, то есть на эскалацию военного конфликта. Одновременно на саммите был принят комплект планов по подготовке прямого военного столкновения России и Североатлантического союза.
Нового в этой позиции альянса мало. НАТО давно уже движется по спирали эскалации с Россией, однако события на Украине могут послужить своеобразным рубиконом, перейдя который организаторы войны потеряют способность контролировать конфликт. Сдержанность России тоже имеет свои пределы.
Умереть за Львов?
Активизировались желающие поживиться за счёт захвата украинских территорий. Варшава всё настойчивее предлагает союзникам по НАТО ввести миротворцев на запад Украины. Если панове решатся на эту авантюру самостоятельно, то получат отпор российских и белорусских войск. Отсутствие решительных возражений со стороны Вашингтона и Брюсселя против такого шага вовсе не означает, что поляки получат военную поддержку в рамках Пятой статьи, трактовка которой в ряде случаев не исключает невоенного ответа союзников.
Более того, можно предположить, что Польше уже дали понять, что в своих устремлениях заполучить земли Западной Украины, в 1921-1939 гг. оккупированные Варшавой, последняя может полагаться лишь на свои силы и действовать на свой страх и риск без одобрения НАТО.
В странах Запада в новой редакции звучит популярный французский антивоенный политический лозунг «Зачем умирать за Данциг?», направленный против вступления Франции во Вторую мировую войну и оказания Польше военной помощи. Тогда французы и англичане обвинили Варшаву в истеричном поведении и втягивании Европы в ненужную войну, призвали не проливать кровь за безответственных польских политиков и выразили сомнения в способности Польши оказать хоть какое-либо продолжительное сопротивление. Теперь вместо Данцига может быть Львов.
Когда риски зашкаливают
Эскалация действий США и НАТО делает всё более вероятной ситуацию, в которой одна из сторон преднамеренно или непреднамеренно нанесёт другой стороне прямой военный ущерб, что может придать решающий импульс для прямого столкновения.
Сегодня риски начинают зашкаливать. Причина: действия сторон до последнего времени определялись навязанными Вашингтоном стратегией и риторикой, в соответствии с которой США и НАТО безнаказанно решали (и пока продолжают решать) на Украине свои задачи. Потери несут российские и украинские войска.
Ни один американский, английский, французский, немецкий и иной натовский солдат (не считая наёмников, но это другая статья) на поле боя не погиб. Таким образом, была фактически принята предложенная американцами формула прокси-войны: «воюют русские и украинцы, а США и НАТО помогают последним».
Американцы не убили ни одного русского солдата, а использование Киевом поставленного объёма боеприпасов, современного оружия и военной техники якобы дело рук самих украинцев.
Таким образом США уже полтора года безнаказанно ведут войну против России, которая, фактически принимая навязанные англосаксами правила игры, пытается отвечать тем же, оставляя без должного огневого воздействия истинных организаторов и вдохновителей кровавой бойни, террористических актов против «Северных потоков», Крымского моста, объектов стратегических ядерных сил России и баз российского флота.
Только наивный человек может поверить в способность Киева совершать все эти и многие другие преступления без соответствующей помощи натовских специалистов.
Эскалация приводит только к новой эскалации
Специфика современной революции в военном деле (РВД) состоит в том, что она опирается на значительный технологический прорыв в области информационно-коммуникационных технологий. Особую роль в войнах нового типа, когда оружие, стратегии и тактики англосаксы безнаказанно испытывают в степях Украины, играют системы управления и разведки, воздушно-космические средства вооружения, а также высокоточное дальнобойное оружие.
Важно уяснить, что если во времена холодной войны основные усилия сторон концентрировались на стратегическом ядерном сдерживании и улучшении ударных и боевых компонентов вооружённых сил, то сейчас инновационные улучшения затрагивают, в первую очередь, системы управления и разведки.
Техническая сторона современной РВД основана на достижениях в области информатики и электроники, на улучшении характеристик точности и дальности действия оружия, полноте и оперативности разведки и наблюдения, повышении способности противодействовать и подавлять вражескую оборону и эффективно управлять войсками в условиях непрерывного противодействия противника на линии фронта и в тылу.
США и НАТО до последнего времени исходили из того, что чем выше уровень эскалации конфликта, тем сильнее она отрезвляет одну из сторон, которая в какой-то момент должна начать стремиться к деэскалации. Однако нынешняя реальность эту логику уже не подтверждает. Каждый новый шаг эскалации провоцирует ещё большую эскалацию на всех фронтах прокси-войны, которая может спровоцировать прямое столкновение России и НАТО.
Показательной является эволюция взглядов США на эскалацию противоборства по ходу Специальной военной операции, отражённая в двух последовательных открытых докладах корпорации RAND.
1. В июле 2022 г. в исследовании RAND рассматривались «Пути к эскалации российских действий против НАТО в ходе войны на Украине» (Pathways to Russian Escalation Against NATO from the Ukraine War).
2. В декабре 2022 г. уже с учётом опыта СВО RAND обнародовал американскую стратегию эскалации в противостоянии с Россией «Как избежать длительной войны. Политика США в ходе российско-украинского конфликта» (Avoiding a Long War. U.S. Policy and the Trajectory of the Russia-Ukraine Conflict).
В обеих работах ответственность за эскалацию военно-политической обстановки на Украине и в сфере международной безопасности уже традиционно для Запада возлагается на Россию. При этом в расчёт не берутся поставки оружия и боеприпасов: от дальнобойных гаубиц и ракетных систем «Хаймерс», «Тень шторма», «СКАЛЬП», танков «Леопард», «Челленжер», средств противобатарейной борьбы, БПЛА, кассетных боеприпасов, а в перспективе американских танков «Абрамс» и самолётов «F-16». Не учитываются поставки средств связи и передача ВСУ данных космической и воздушной разведки.
Четыре сценария одного конфликта
В первом июльском 2022 г. документе прогнозируется следующая последовательность действий России по эскалации конфликта:
Путь 0: Раскручивание спирали эскалации на её начальном этапе.
Путь 1: Упреждение предполагаемого вмешательства НАТО на Украине. Не исключалось прямое военное столкновение России и НАТО с возможным переходом к использованию ядерного оружия.
Путь 2: Предпринимаемые Россией меры по воспрепятствованию военной помощи Украине со стороны НАТО.
Путь 3: Важным фактором усиления агрессивных действий выступает внутренняя нестабильность в России.
Таким образом, в первые месяцы военного конфликта на Украине США и НАТО не исключали перехода к применению ядерного оружия. Кроме того, делалась ставка на провоцирование антиправительственных протестов в России как одного из ключевых факторов успеха поддерживаемой Западом кампании по организации государственного переворота в стране и цветной революции.
Одновременно аналитики RAND допускали, что эскалация не обязательно приведёт к прямому военному столкновению между Россией и НАТО и предлагали активно использовать инструменты гибридной войны: информационно-психологическую войну, цветную революцию и прокси-войну.
Для второго документа характерно рассмотрение более радикальных оценок развития эскалации на Украине в ходе одного из четырёх возможных сценариев военных действий.
В первом сценарии прогнозируется возможный российский удар по военному объекту на территории страны-члена блока и параллельное публичное требование Москвы к Вашингтону о прекращении поставок оружия Украине. Белый дом может отреагировать на это дипломатическим и экономическим давлением или же симметричным ограниченным ракетным ударом по территории РФ. В то же время все эти действия могут способствовать эскалации конфликта или расколу среди американских союзников.
Во втором варианте говорится о целенаправленной российской атаке на объекты Соединённых Штатов, например, на спутник, что также может привести к эскалации и человеческим жертвам. Вашингтон может ответить пропагандистским осуждением, дипломатическим давлением и санкциями.
В третьем сценарии рассматривается целенаправленная атака Россией объектов НАТО. Это ракетные удары по трём авиабазам в Польше и Румынии, с которых ведутся поставки оружия киевскому режиму, из-за чего жертвы будут как среди военных, так и среди мирного населения. В ответ дипломатия и санкции станут только вспомогательными мерами, а главными - ракетные удары по территории России, поскольку Вашингтон должен показать Москве, что противостояние с НАТО - это далеко не конфликт на территории Украины.
В четвёртом варианте предполагается масштабная («менее сдержанная») атака ВС РФ на военные базы США на территории Европы, включая базу Рамштайн и порт в Роттердаме, что повлечёт жертвы среди военных и мирных граждан. Вашингтон ответом должен убедить Москву, что все её действия будут проигрышными, поскольку при эскалации ситуации она якобы проиграет в войне с альянсом, а в случае продолжения поставок оружия ВСУ проиграет и в конфликте на территории Украины.
Таким образом, в отличие от первой из упомянутых работ во втором докладе американские аналитики не рассматривают варианты нанесения Россией удара по территории США и применения ядерного, биологического или химического оружия. Авторы рассуждают об ограниченном неядерном ударе российской армии по входящим в Североатлантический альянс странам Европы или военным объектам США и альянса, в том числе тем, которые находятся в космосе.
Не верь Байдену по деменции много обещающего
Рушатся обещания Джо Байдена о том, что США больше не будут участвовать в длительных войнах. Все действия американской администрации, направленные против России и Китая, свидетельствуют как раз об обратном. В качестве дальнейших шагов по эскалации считается, что Вашингтон мог бы нанести мощные удары по новым российским регионам под предлогом того, что США считают их до сих пор якобы принадлежащими Киеву.
Надо сказать, что администрация США уже пошла дальше этих рекомендаций и санкционировала удары как по новым российским территориям, так и по приграничным областям России и даже по объектам наших стратегических ядерных сил.
Однако трезвая оценка ситуации позволяет России удерживаться от действий, способных привести к неконтролируемому развитию обстановки, к чему Москву усиленно подталкивают Вашингтон и Брюссель.
Сдержанность России воспринимается нашими врагами как неспособность к решительным действиям в ответ на эскалацию США и НАТО конфликта на Украине. Возможно, поэтому Запад всё никак не распрощается с мыслью о возможности нанести Москве стратегическое военное поражение.
Для того, чтобы выбить дурь из их голов, на мой взгляд, необходимо воздействовать комбинированными силовыми и дипломатическими способами. Недавний удачный шаг Москвы: выход из зерновой сделки, удары по объектам в Одессе и Николаеве, заявленная решимость не допустить суда в черноморские порты на побережье Украины - по идее должны отрезвить историческую память новых «крестоносцев». В противном случае на каждый выстрел врага отвечать залпом.