Разведывательно-ударный БПЛА «Сириус» встал на крыло
Новейший отечественный средневысотный разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат «Сириус» совершил свой первый полёт. Любопытно что, согласно утекшим в сеть в апреле текущего года материалам разведывательных брифингов Объединённого комитета начальников штабов США, первое лётное испытание «Сириуса» состоялось 27 февраля 2023-го. После августовского заявления представителя АО «Кронштадт» факт того, что «Сириус» действительно «встал на крыло», можно считать окончательно подтверждённым.
Сначала появился «Иноходец»
Почему данный факт вызвал столь большой интерес у иностранных и отечественных специалистов? Начать придётся с большого исторического отступления. Иначе непосвящённый человек рискует не понять, как появился «Сириус».
Не секрет, что в России военное направление беспилотной авиации долгое время оставалось в тени стремительно развивающегося гражданского рынка. Боевые НИОКРы шли (КБ Симонова, КБ «Луч», КБ МиГ и другие), но как-то без особого успеха. Ситуация осложнялась отсутствием широкой линейки двигателей отечественного производства, пригодных для установки на БПЛА военного назначения. Увы, но российское двигателестроение всегда было достаточно проблемной отраслью…
Меж тем в 2014 году Россия столкнулась с запретом экспорта поршневых и турбовинтовых двигателей для своей малой и беспилотной авиации. Поскольку большинство опытных образцов российских БПЛА военного назначения оснащались именно зарубежными образцами двигателей (ибо своих почти не было), постольку введённые Западом против нашей страны санкции сразу поставили крест на нескольких проектах российских беспилотников.
В итоге из целой плеяды НИОКРов выжил только проект средневысотного «Ориона», в варианте для Вооружённых сил России получившего название «Иноходец». Сохранился «Орион»-«Иноходец» только потому, что его конструкторы из подразделения компании «Транзас» (позже переименованного в «Кронштадт») пошли по наиболее сложному, но и самому верному пути создания БПЛА с российским двигателем, которым стал АПД-115Т инженерного центра «Итлан» в Рыбинске.
«Иноходец» являлся своеобразной «лёгкой» версией разведывательно-ударного беспилотника MQ-9 Reaper и получил схожий с этим американским аппаратом облик. Данный нюанс не означает, что российские разработчики занимались слепым копированием - сходство было продиктовано похожими задачами американского и российского аппаратов. Показательно, что реализация НИОКР по «Ориону»-«Иноходцу» заняла порядка четырёх лет. Для отечественного авиапрома это можно считать просто отличным результатом.
После начала в 2015 году Россией военной операции в Сирийской Арабской Республике, разведывательно-ударный «Иноходец» успешно прошёл обкатку в боевых условиях над Сирией. 20 апреля 2020 года появилась информация о том, что «Кронштадт» и Минобороны России подписали акт приёмки первого беспилотного комплекса «Иноходец» в составе трёх БПЛА. В апреле 2021-го «Кронштадт», уверенно претендующий на лидерство в национальной беспилотной индустрии, объявил о начале строительства в Дубне первого в России завода по серийному производству БПЛА. Фактически завод был «заточен» под серийное производство «Иноходцев» в интересах ВС РФ. Постройка предприятия шла максимально быстрыми темпами и оказалась завершена уже к концу 2021 года. Ну, а 24 февраля 2022-го началась специальная военная операция на Украине, в ходе которой приняли участие и «Иноходцы».
Не скоро дело делается
«Сириус» проектировался всё тем же «Кронштадтом» в рамках ОКР «Иноходец-РУ» как следующая ступень развития проекта «Орион»-«Иноходец». В отличие от своего однодвигательного предшественника, имевшего взлётную массу в пределах одной тонны, «Сириус» должен был иметь два двигателя (скорее всего - те же АПД-115Т), а также увеличенную взлётную массу.
«С помощью разрабатываемой в настоящее время системы спутниковой связи радиус применения "Сириуса" будет ограничен только запасом топлива на борту и составит не менее 1000 км от места базирования», - сообщала пресс-служба АО «Кронштадт».
Впервые облик «Сириуса» был продемонстрирован широкой общественности в 2019 году. Новая разработка «Кронштадта» по своему внешнему виду совершенно не походила на американский MQ-9 Reaper!
ТТХ
Просочившиеся в средства массовой информации характеристики «Сириуса» выглядели следующим образом: размах крыла - 23 метра, высота аппарата - 3,3 метра, длина - 9 метров, взлётная масса - 2500 кг, максимальная полезная нагрузка - 450 кг, продолжительность полёта - до 20 часов.
27 января 2022 года, во время посещения министром обороны РФ уже нам известного завода в Дубне, гендиректор «Кронштадта» Сергей Богатиков сообщил Шойгу довольно любопытную информацию о «Сириусе».
«Полностью завершён выпуск РКД [рабоче-конструкторской документации]. Сейчас ведётся изготовление лётных образцов. Первый полёт совершаем в мае месяце этого года. Заканчиваем лётные испытания в конце этого года», - доложил Богатиков министру.
Тогда же, 27 января 2022-го, главком ВКС отрапортовал министру обороны о том, что начало серийных поставок «Сириусов» в интересах ВС РФ запланировано на 2023 год.
Следующая новость о «Сириусе» стала достоянием российских СМИ лишь спустя много месяцев.
«Новые разведывательно-ударные беспилотники "Сириус" смогут нести полезную нагрузку в виде управляемых и неуправляемых бомб и ракет, а также оптико-электронную систему», - сообщил 15 сентября 2022 года источник ТАСС, добавив, что уже проходили различные лётные испытания «Сириуса», в ходе которых отрабатывалось взаимодействие БПЛА с пилотируемой авиацией и наземными компонентами комплекса.
После 15 сентября 2022 г. дальнейшая судьба «Сириуса» оказалась скрыта завесой секретности. По крайней мере, какие-то значимые официальные заявления об этом БПЛА после сентября 2022-го и до 15 августа 2023-го в российских СМИ отсутствовали. Однако, ориентируясь на данные, озвученные АО «Кронштадт» на «Армии-2023», можно предположить следующее. Выдержать анонсированный Богатиковым срок совершения «Сириусом» первого полёта в мае 2022 года у создателей БПЛА не получилось, а упомянутые в сообщении ТАСС от 15.09.2022 «различные лётные испытания» аппарата включали в себя рулёжки, пробежки и подлёты, но не первый полёт.
«Специалист широкого профиля»
Иными словами, случился сдвиг вправо графика проведения лётных испытаний «Сириуса». Обидно? Да. Но вполне объяснимо. Начало специальной военной операции заставило отечественный ОПК в первую очередь сконцентрировать усилия на выпуске и ремонте продукции военного назначения в интересах группировки ВС РФ, действующей на украинском театре боевых действий. Из-за этого ожидаемо уменьшилось количество сил и средств, которые российский ОПК мог использовать для «доводки до ума» изделий, ещё не запущенных в серийное производство.
Тем не менее к 15 августа 2023 года «Кронштадт» всё же смог отправить в первый полёт свой новейший отечественный средневысотный разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат. Значение этого события, приближающего момент начала серийных поставок «Сириусов» в интересах ВС РФ, переоценить трудно, особенно - в контексте украинского кризиса и продолжающей усиливаться конфронтации Запада с Россией.
«Сириус»-«Иноходец-РУ» - это летающая платформа для ударного вооружения, способная нести неуправляемые и корректируемые авиабомбы, а также неуправляемые и управляемые авиационные ракеты. Следует ожидать, что используемая «Сириусом» линейка высокоточного вооружения класса «воздух-поверхность» в будущем будет значительно расширена за счёт ввода в неё изделий с увеличенной дальностью полёта. Это гарантирует российскому БПЛА возможность поражения наземных и надводных целей без захода аппарата в зону действия ПВО противника.
Подобно «Ориону», «Сириус» может работать в составе разведывательно-ударного контура с пилотируемой авиацией. Кроме того, средневысотный БПЛА, оснащённый системой спутниковой связи и готовый висеть в воздухе до 20 часов, способен эффективно решать задачи по освещению надводной обстановки в ближней морской зоне, например, своевременно обнаруживая/уничтожая аналоги украинских безэкипажных катеров. Плюс к этому, в случае необходимости, «Сириус» может выступить и в роли поисково-спасательного средства.
Словом, средневысотный БПЛА «Сириус», это в буквальном смысле «мастер на все руки» и «специалист широкого профиля». И теперь понятно, почему официально подтверждённая пресс-службой АО «Кронштадт» информация о первом полёте «Сириуса» привлекла самое пристальное внимание как российских, так и иностранных аналитиков.
Такой БПЛА, как «Сириус», весьма востребован в Вооружённых силах РФ. С высокой степенью вероятности он будет интересен и иностранным покупателям из государств, не являющихся марионетками Запада. Поэтому мы с нетерпением ждём официальных сообщений, подтверждающих факт окончания «Сириусом» лётных испытаний и запуска этого БПЛА в серийное производство.