Эшелон прорыва: кровавая «одиссея» специальных штурмовых соединений ВСУ
В конце 2022 года командование ВСУ, предполагая проведение в течение предстоящей зимы ряда операций наступательного характера, завершило формирование специальной штурмовой бригады, основное боевое предназначение которой было понятно уже из названия соединения.
Не добившись результатов
Третья отдельная штурмовая бригада (войсковая часть А4638) была создана под эгидой запрещённого в России «Азова», и естественно, унаследовала это название. Нельзя сказать, что бригада формировалась только из идейных последователей нацистского «Азова»* - к этому времени многие из них уже сложили головы на полях сражений, поэтому большая часть личного состава оказалась представлена мобилизованными, уровень мотивации которых значительно отличался от мотивации идейных нацистов.
В состав бригады вошли 1-й и 2-й отдельные штурмовые батальоны, 1-й механизированный батальон (сформирован на базе 98-го батальона территориальной обороны «Азов», войсковая часть А7221), 2-й механизированный батальон, танковый батальон. Бригада получила в своё распоряжение мощную артиллерийскую группу, состоявшую из гаубичного дивизиона, противотанкового и противовоздушного батальонов и ряда других ракетно-артиллерийских частей, которые должны были решать огневые задачи в интересах штурмовых и механизированных батальонов.
Учитывая полученный ранее практический опыт, в составе бригады были созданы специальные подразделения «Крылья» и «Хорнет». На их вооружение были приняты разведывательные и ударные коптеры, о значимости которых, к тому времени, сомнений ни у кого уже не оставалось.
Часть личного состава бригады прошла курсы боевой подготовки в Великобритании, где, со слов пленных, они не получили иных тактических знаний, кроме как правильно держать в руках автомат и накладывать жгут. Тем не менее, представители НАТО считали, что для украинских военнослужащих этих курсов «должно было быть достаточно», чтобы «в полном объёме решать штурмовые задачи».
Данное соединение не привлекалось для решения оборонительных задач в районах Соледара и Бахмута. Однако на завершающем этапе «бахмутской мясорубки», 9 мая 2023 года, подразделения бригады были брошены в бой в районе Клещеевки, расположенной юго-западнее Бахмута, где оборону удерживали мобилизованные бойцы 72-й мотострелковой бригады 3-го армейского корпуса ВС РФ.
Первоначальный ход боя вселил в украинское командование уверенность в успехе: работала артиллерия, активно действовали ударные коптеры, штурмовые группы на танках и БМП начали вгрызаться в российскую оборону и даже смогли продавить её на полкилометра… После чего продвижение украинцев застопорилось. Дальнейшие действия бригады состояли в шаблонном повторении атак, в ходе которых было утрачено значительное количество боевой техники, а потери в личном составе оказались катастрофическими настолько, что уже летом в составе бригады началось формирование 3-го штурмового батальона. К концу лета 2023 года 3-я штурмовая бригада «Азов» увязла в боях за Клещеевку, не добившись никаких значимых тактических результатов и не реализовав заложенные в неё штурмовые возможности.
5-я штурмовая плюс «Магура»
Нечто подобное происходило и с 5-й отдельной штурмовой бригадой (войсковая часть А4010), изначально сформированной в мае 2022 года как 5-й отдельный штурмовой батальон. Батальон принимал участие в ряде операций, скажем так, не штурмового характера. Затем осенью 2022 года он был развёрнут в 5-й штурмовой полк, позже переформированный в бригаду.
В состав неё вошли 1-й и 2-й отдельные механизированные батальоны, 1-й отдельный штурмовой батальон, а также 24-й отдельный штурмовой батальон «Айдар» (здесь и далее экстремистская организация, запрещённая на территории РФ) (войсковая часть А3488), переданный в состав штурмового соединения из 53-й отдельной механизированной бригады в начале 2023 года. Также бригада получила танковый батальон и артиллерийскую группу.
В конце весны 5-ю штурмовую бригаду направили в район южнее Бахмута, где, наряду с 3-й бригадой, 5-я оказалась вовлечена в штурмовые действия в районе Клещеевки. Замечу - с точно таким же результатом в виде огромных потерь в личном составе и боевой технике.
Третьим штурмовым соединением ВСУ стала 47-я отдельная механизированная (штурмовая) бригада «Магура» (войсковая часть А4699). Первоначально часть была сформирована весной 2022 года как 47-й штурмовой батальон, который летом 2022 года преобразовали в 47-й штурмовой полк. В декабре на базе полка была развёрнута 47-я отдельная механизированная бригада, вошедшая в состав 9-го армейского корпуса, специально сформированного для решения масштабных штурмовых задач предстоящей весенне-летней кампании 2023 года.
В отличие от 3-й и 5-й бригад, к созданию 47-й штурмовой бригады (которая официально продолжала называться механизированной), командование ВСУ подошло, скажем, так, более ответственно.
Структурно в состав бригады вошли 1-й, 2-й и 3-й механизированные батальоны, 25-й отдельный штурмовой батальон, танковый батальон и мощная артиллерийская группа, объединившая несколько артиллерийских дивизионов и батальонов. После того, как личный состав вновь формируемого соединения прошёл обучение на американской военной базе в Графенвере (Германия), бригада получила на вооружение 99 американских боевых машин пехоты M-2A2 ODS Bradley, британские бронетранспортёры Mastiff, французские бронетранспортёры VAB, две роты германских танков Leopard-2A6 и словенские танки Т-55S (глубокая модернизация советских танков Т-55). Артиллерийские подразделения бригады получили помимо советских 122-мм гаубиц Д-30, 12 американских 155-мм самоходных гаубиц М-109.
Что характерно, обучение украинских военнослужащих на сей раз касалось не только «умения держать в руках автомат», но и эксплуатации достаточно сложных боевых машин, без которых, как на тот момент полагало украинское и западное военное командование, невозможно применение штурмового соединения по своему предназначению.
Две мины в одной лунке
Боевой дебют 47-й штурмовой бригады «Магура» состоялся в первых числах июня 2023 года, когда на начальном этапе летнего «контрнаступления» ВСУ соединение выдвинулось в район Орехово. Согласно первоначальному замыслу подразделения бригады должны были в линии ротных колонн дойти до рубежей развёртывания, после чего применить классическую тактику наступления. Реализовать этот план помешало плотное минирование перед российскими оборонительными позициями - украинские танки и БМП начали подрываться на минах. Темпы продвижения бригады снизились, а некоторые её подразделения и вовсе остановились - задействованное в операции количество украинской техники, оснащённой минными тралами, оказалось катастрофически недостаточным. Та же инженерная техника, что имелась у «Магуры», в своём большинстве вышла из строя ещё в первые дни операции - две противотанковые мины, закладываемые российскими сапёрами в одну лунку, не оставляли украинским катковым минным тралам шансов на «выживание»…
По остановившимся скученным танкам и БМП 47-й штурмовой начала бить российская артиллерия, а также работать операторы ПТУР и FPV-дронов. Комплексное огневое воздействие либо окончательно уничтожало повреждённую минами технику украинцев, либо не позволяло организовать её эвакуацию в тыловые районы.
С наступлением тёмного времени суток себя проявили боевые вертолёты Ка-52, оснащённые оптико-электронными станциями, позволяющими в круглосуточном режиме обнаруживать цели и наводить управляемые ракеты «Вихрь». За один вылет экипажи боевых вертолётов уничтожали по 4-5 единиц вражеской бронетехники.
Успех действий армейской авиации был обусловлен отсутствием у ВСУ выстроенной системы противовоздушной обороны сухопутных войск, в чём усматривается влияние западной военной мысли, делающей ставку на ПВО силами истребительной авиации, а не зенитно-ракетных систем, как это принято в советской/российской военной школе. Поставленные Украине западные зенитно-ракетные средства в ущерб прикрытию сил, действующих в рамках «летнего контрнаступления», были оставлены для защиты Киева и ряда других стратегически значимых для противника районов. Отсутствие эффективной ПВО у наступающих украинских соединений, в совокупности с активными действиями российских боевых вертолётов, способствовало огромным потерям ВСУ.
Тем не менее на третий месяц «контрнаступления» противник ввёл в бой ещё одно штурмовое соединение - 82-ю десантно-штурмовую бригаду, сформированную весной 2023 года. Принадлежность бригады к Десантно-штурмовым войскам ВСУ никого не должна смущать - «лёгкую» десантную технику вы здесь не найдёте: соединение получило 90 американских боевых бронированных машин Stryker, 40 германских БМП Marder и 14 британских танков Challenger 2. Структурно в бригаду вошли три десантно-штурмовых батальона на «Страйкерах», механизированный батальон на «Мардерах», танковый батальон на «Челленджерах» и старых советских танках Т-72. В бригадную артиллерийскую группу вошли два артиллерийских дивизиона с американскими буксируемыми гаубицами М-119, реактивная батарея, противотанковая батарея, зенитно-ракетный дивизион.
Тактика заваливания трупами
Для действий в пригородной и городской застройке готовилась 82-я ДШБр, но воевать ей пришлось в совсем иных условиях. Большие потери в других штурмовых и механизированных соединениях вынудили командование ВСУ использовать 82-ю десантно-штурмовую против первой линии обороны российских сил. В ходе последующих событий 82-я ДШБр практически повторила судьбу 3-й, 5-й и 47-й штурмовых бригад, потеряв на минах и от артиллерийского огня значительную часть своей техники и личного состава.
В дальнейшем оценка и переосмысление обстановки командованием ВСУ привели к изменению тактики применения штурмовых отрядов: отныне наступающим бригадам было предписано беречь боевую технику, решая поставленные задачи силами пехоты, поддерживаемой только артиллерийским огнём. Роль оставшейся у украинских «штурмовиков» бронетехники оказалась, фактически, сведена к функции «такси», доставлявшего пехотинцев на поле боя и вывозившего раненых. Показательно, что Лондон при этом потребовал от ВСУ минимизировать использование на передовой «Челленджеров» - англичане явно хотели избежать репутационного ущерба, подобного тому, который понесли немцы после публикации фото и видео уничтоженных ВС РФ «Леопардов».
Так или иначе, украинские БМП и БТР теперь рывком доставляли «штурмовиков» на исходный рубеж атаки. Затем лёгкая бронетехника отходила назад, а спешившаяся пехота старалась занять лесопосадки, разграничивающие сельскохозяйственные поля. Не прикрытая тяжёлой бронетехникой, пехота противника под ударами российской артиллерии несла большие потери (в том числе и потому, что процесс эвакуации раненых срывался из-за постоянного обстрела со стороны обороняющихся). Успех обозначался лишь тогда, когда ВСУ буквально заваливали телами своих погибших атакуемые рубежи.
Итог использования украинской стороной подобной «тактики» был ужасен. Ценой гибели тысяч «штурмовиков» ВСУ, вместо предусмотренного исходным планом летнего «контрнаступления» взятия Токмака, Мелитополя и Бердянска, к сентябрю 2023 года смогли овладеть лишь несколькими сёлами.
Формирование «штурмовиков» продолжается
На основании изложенного можно констатировать два момента.
Во-первых, западные методики прорыва глубоко эшелонированной обороны неприятеля, которые пытались использовать ВСУ, в реалиях конфликта на Украине оказались несостоятельными.
Во-вторых, единственной тактикой, использование которой позволяло украинским соединениям добиться хоть какого-то продвижения в полосе обеспечения российской обороны, оказалась «тактика мясных штурмов», чреватая для наступающих огромными потерями. Разумеется, такая «тактика» может иметь только локальный успех, исключая успех стратегический в силу физического отсутствия у ВСУ потребного количества человеческого ресурса.
Последний тезис киевский режим прямо сейчас пытается «переиграть» - в офисе президента Украины идут консультации о мобилизации 3 млн человек, с помощью которых ВСУ намерены реализовать свои «наступательные» планы. Объёмы поставок западной техники и вооружения говорят за то, что укомплектовать такую массу войск по штатам существующих бригад Киев не сможет. Очевидно, что речь идёт о формировании стрелковых/пехотных бригад, лишённых боевой техники и вооружённых только лёгким и тяжёлым стрелковым оружием. Понятно, что таким соединениям ставить задачи наступательного характера может только режим, рассматривающий собственных военнослужащих исключительно как «пушечное мясо»…
И всё же формирование штурмовых соединений на Украине продолжается: в августе 2023 года стало известно, что в «штурмовую» переформировывается 92-я механизированная бригада имени кошевого атамана Ивана Сирко (войсковая часть А0501). В состав бригады должны войти три механизированных батальона, 22-й отдельный мотопехотный батальон, танковый батальон и артиллерийская группа.
Можно предположить, что новое штурмовое соединение будет использовано на линии боевого соприкосновения там, где, по мнению командования ВСУ, существует вероятность прорыва первой линии обороны российских войск. Например - в районах Работино и Урожайного.
---
* Террористическая организация, запрещённая на территории РФ.
** Экстремистская организация, запрещённая на территории РФ.