Атомный «Пилигрим» накачают газом или только деньгами?
© sudostroenie.info
Проект атомного подводного газовоза «Пилигрим».

Атомный «Пилигрим» накачают газом или только деньгами?

Подводный супергазовоз может заменить «трубу» и позволит сэкономить на ледовой проводке
20 октября 2024, 08:43
Реклама
Атомный «Пилигрим» накачают газом или только деньгами?
© sudostroenie.info
Проект атомного подводного газовоза «Пилигрим».
Читайте нас на: 

Размером с авианосец

От планов, которыми на днях поделился президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук, буквально захватывает дух. Включите воображение и попытайтесь представить себе гигантский подводный атомоход размером с полноценный авианосец, назначение которого одно единственное: на большой глубине и на приличной скорости перебрасывать под арктическими льдами из пункта А в пункт В до 180 тысяч тонн сжиженного газа. Что соответствует примерно полутора миллионам кубов стандартного голубого топлива в природном состоянии.

И это за каждый рейс, максимальная продолжительность которого от Кольского полуострова до основных месторождений в Арктике не превысит 20 суток. Не каждый проложенный по океанскому дну трубопровод имеет такую же производительность. К тому же, как указывают инициаторы идеи, использование подобного атомохода-гиганта для перевозок СПГ с полуострова Ямал в Мурманск позволит значительно сэкономить на ледовой проводке. Которая при таком варианте транспортировки топлива становится совершенно излишней.

Скажете, абсолютно ненаучная фантастика? На самом деле соответствующий проект, уже названный «Пилигримом», ещё с десяток лет тому назад был на полном серьёзе квалифицированно разработан и научно обоснован Санкт-Петербургским конструкторским бюро «Малахит», специализирующимся на создании морской техники с атомными энергетическими установками. В числе его главных детищ - проекты многоцелевых ракетных атомных подводных лодок 885 шифр «Ясень», 971 шифр «Щука-Б», 705 шифр «Лира» (единственной в мире субмарины с жидкометаллическим реактором) и другие.

АПЛ проекта 885 «Ясень».
© malachite-spb.ru
АПЛ проекта 885 «Ясень».

Поэтому необходимый опыт создания чего-то доселе невиданного в Мировом океане у «Малахита», несомненно, имеется. И всё же даже на фоне прежних огромных инженерных достижений питерцев в проектировании нашего атомного подводного флота замысел разработки ещё и подводного супергазовоза с ядерным двигателем по многим причинам выглядит сегодня примерно так же, как попытки, скажем, быстренько снарядить экспедицию на Марс или Юпитер.

Судите сами. Пока существующий лишь в чертежах «Пилигрим» по любым меркам выглядит совершенно футуристически. Длина спроектированного «Малахитом» подводного корабля в чертежах составляет 360 метров, что совершенно не случайно строго укладывается в размеры самого крупного причала порта Сабетта на западном берегу Обской губы Карского моря. Именно оттуда надводными танкерами, следующими в кильватере наших мощных атомных ледоколов, обеспечивается перевалка российского углеводородного сырья с Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения на Ямале в страны Европы, Азии и Северной Америки.

Но продолжим про «Пилигрим». Ширина корпуса подводного газовоза замышляется практически с футбольное поле - 70 метров. Высота - 12 метров, это приблизительно с пятиэтажный дом. Перечисленные параметры почти в точности повторяют главные размерения нашего, увы, погрязшего в бесконечных ремонтах тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». У того разве что высота борта побольше - 31,42 метра в носовой части.

Морской порт Сабетта на западном берегу Обской губы Карского моря.
© РИА Новости
Морской порт Сабетта на западном берегу Обской губы Карского моря.

В движение эта устрашающего вида могучая штуковина, по замыслу «Малахита», должна приводиться сразу тремя ядерными реакторами типа «РИТМ-200», которые серийно производят в России. Те, в свою очередь, должны обеспечить три гребных электродвигателя мощностью по 30 МВт каждый. Всё вместе, как считается, позволит «Пилигриму» в подводном положении развивать приличную скорость - до 17 узлов, что, для наглядности, эквивалентно более чем 31 км/ч.

А с учётом полного отсутствия каких-либо вооружений на замысленном атомоходе для его обслуживания, как утверждают, будет достаточно почти крохотного в сравнении с военными аналогами экипажа - всего в 25-28 человек.

Что ещё важно. Самый, видимо, горячий сторонник воплощения в жизнь проекта «Пилигрим» Михаил Ковальчук ещё в 2019 году на проходившем тогда в Санкт-Петербурге Международном арктическом форуме публично предлагал отбросить всякие сомнения и поскорее браться за это дело. Он заявил: «Я бы предложил такую вещь: если идёт речь о создании добычных подводных комплексов, почему бы не подумать о подводной транспортировке? Представьте, что мы делаем подводный газовоз - корпус подводной лодки с атомным двигателем».

Михаил Ковальчук на международном арктическом форуме «Арктика - территория диалога» в Санкт-Петербурге.
© РИА Новости
Михаил Ковальчук на международном арктическом форуме «Арктика - территория диалога» в Санкт-Петербурге.

Как пояснил пять лет назад Ковальчук, «данный аппарат после заправки на подводном месторождении мог бы, не всплывая, доставлять газ до крупных хабов в режиме шаттла». По мнению директора «Курчатовского центра», такой вариант перевозки куда безопаснее, чем использование в тяжёлых льдах огромных надводных танкеров на 140 тысяч кубических метров сжиженного газа.

Тогда эта идея вызвала бурную дискуссию в обществе. Но дальше горячих слов дело, как известно, не пошло. Вероятно, потому, что идея, предложенная Ковальчуком, действительно казалась слишком фантастичной. Ведь для её реализации, без сомнения, потребовались бы огромные средства из госбюджета. Совершенно точно - многие десятки миллиардов. В такую сумму при иных раскладах государству обошёлся бы новый «приличный» авианосец. Или целая флотилия новейших многоцелевых фрегатов типа «Адмирал Горшков».

Кто последний?

А ещё потому, что единственной в стране верфью, которая хотя бы теоретически могла бы взяться за строительство гигантского «Пилигрима», является северодвинский завод «Севмаш». Где как раз все наши атомные подводные лодки нынче и рождаются. Однако на диво ритмично заработавший в последние годы «Севмаш» сейчас, как говорится, по самые ноздри загружен важнейшими заказами Министерства обороны. Сейчас его главная задача - как можно скорее строить атомные ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта «Борей-М» и уже упомянутые многоцелевые «Ясени» с крылатыми ракетами.

В последние годы там принялись «выпекать» такие корабли почти как горячие пирожки - по два-три атомохода ежегодно. И военно-политическая обстановка в мире не содержит даже намёка, будто этот российский конвейер позволительно будет хоть на самую малость притормозить. 

Кроме того, на единственной северодвинской суперверфи нынче тесно настолько, что в Североморске уже который год ждёт не дождётся давно обещанной постановки в ремонт и на модернизацию тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий». Этот флагман Северного флота, будто старая кляча, уже давно просто загнан предшествующими боевыми службами в самых разных штормовых широтах. И любые продолжительные выходы в море флагману североморцев из-за внушающего законные опасения технического состояния теперь явно противопоказаны. 

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» в Североморске.
© РИА Новости
Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» в Североморске.

Волынка с постановкой в капитальный ремонт и на модернизацию «Петра Великого» так неприлично затянулась, что по властным коридорам уже пошли разговоры: не проще и не дешевле ли списать заслуженный корабль, как принято говорить на флоте, «на иголки»? А всё потому, что с 14 августа 1999 года единственное подходящее место у достроечной стенки «Севмаша» занимает «систершип» «Петра Великого» - почти такой же тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». В советские годы - «Михаил Калинин».

Это «великое стояние» в Северодвинске «Адмирала Нахимова» и его решительная модернизация обошлись стране в неслыханные в подобном случае, способные испугать кого угодно примерно 200 миллиардов рублей. При этом почти завершивший процесс обновления корабль как стоял, так и продолжает стоять в заводе, несмотря на обещания флотоводцев снова вывести его в море до конца 2024 года. Так что финансовый счётчик «Адмирала Нахимова» в Северодвинске продолжает безостановочно вертеться. А «Пётр» так и продолжает томиться в горестном ожидании своей очереди.

Конверсионные «Акулы»

Вот и рассудите: как в этакой толкотне на «Севмаше» отыскать местечко для воплощения в жизнь совершенно новаторской, хотя и дорогущей затеи с «Пилигримом»? Но самое удивительное, возможно, то, что ни член-корреспондент РАН Ковальчук, ни его высокопоставленные единомышленники, судя по всему, даже здесь не видят непреодолимых препятствий. Во всяком случае, Михаил Валентинович заверил, что с «Газпромом» и «Малахитом» достигнута принципиальная договорённость о продолжении работ по проектированию самого необычного транспортного судна для арктических широт.

Если к реализации этого амбициозного проекта подключился «Газпром», то в распоряжение питерских конструкторов хлынут или уже хлынули принципиально иные денежные потоки. Только будет ли от этого практический толк не отдельным личностям и структурам, а всей нашей стране, кстати, воюющей? Абсолютной уверенности почему-то нет…

Самое забавное, что история с проектом «Пилигрим» очень похожа на ту, о которой в 1999 году говорили на Совете безопасности в Кремле. Только тогда в роли основного проектанта выступало питерское ЦКБ «Рубин». А в качестве головного заказчика - РАО «Норильский никель».

Тогда обсуждали, как переоборудовать подлежавшие списанию в утиль построенные ещё в советские времена самые крупные в мире тяжёлые атомные подводные ракетные крейсера стратегического назначения «Архангельск» и «Северсталь» (проект 941, шифр «Акула») в подводно-надводные транспортные суда. Их предполагалось использовать для перевозки руды в глубинах Северного Ледовитого океана из порта Дудинка в Мурманск.

Авторы замысла уверяли, что обе решительно «конверсированные» и переоборудованные «Акулы» смогут за один раз принимать в свои корпуса до 10 тысяч тонн ценнейшего сырья. И преодолевать с ним в надводном положении ледовые поля сплочённостью в 8-10 баллов и толщиной до двух метров. А если больше - «нырять» под лёд.

Атомная субмарина «Архангельск» со срезанными крышками ракетных шахт, 2016 г.
© ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»
Атомная субмарина «Архангельск» со срезанными крышками ракетных шахт, 2016 г.

Но что-то тогда не срослось. Вместо переделки в рудовозы «Архангельск» и «Северсталь» были отправлены в поддерживающий ремонт, который и завершился в 2020 году. С тех пор выведенные из состава Военно-Морского флота и обезоруженные подводные гиганты ожидают решения своей участи в том же Северодвинске.

Поговаривали, что оба заслуженных корабля когда-нибудь попытаются вернуть к жизни и в состав ВМФ. А на каждом разместить по 200 высокоточных ракет большой дальности. Однако и в этом направлении пока что никакого движения.

Но и подводно-надводными рудовозами «Архангельск» с «Северсталью» точно уже не станут. Время ушло. Какие-то деньги на разработку проекта конверсии подводных атомоходов, скорее всего, тоже. В любом случае Совбез во главе с президентом, по всей видимости, не счёл реализацию проекта целесообразной, и переквалифицироваться в подводные рудовозы «Акулам» так и не удалось.

Посмотрим, какие бюрократические приключения ожидают проект «Пилигрим», который взялся профинансировать теперь уже не «Норильский никель», а «Газпром», и как повлияет на судьбу этого, безусловно, дерзкого (в хорошем смысле) проекта высокий авторитет президента Национального исследовательского центра «Курчатовский институт». И только когда наполненный СПГ атомный «Пилигрим» выйдет в море, станет понятно - этот проект про деньги или прежде всего про национальный интерес.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама