Белгород уже давно не мирный город
© РИА Новости
Остановка общественного транспорта в Белгороде, укреплённая мешками с песком в связи с обстрелами города со стороны ВСУ.

Белгород уже давно не мирный город

Резоннее всё назвать своими именами, чтобы появилась возможность действовать если не по законам военного времени, то с соблюдением режима прифронтовой полосы. В официальных документах такого термина нет, но все отлично понимают, о чём речь. Когда на кон поставлены жизни наших соотечественников, игра словами неуместна
19 января 2024, 06:42
Реклама
Белгород уже давно не мирный город
© РИА Новости
Остановка общественного транспорта в Белгороде, укреплённая мешками с песком в связи с обстрелами города со стороны ВСУ.
Читайте нас на: 

Англосаксонский стиль

Почему-то именно сейчас власти Дрездена решили удалить надпись на мемориальном комплексе в память о жертвах бомбардировок города американцами и англичанами в феврале 1945 года, когда по различным оценкам погибло до 125 тысяч мирных жителей. Примерно столько же, или всё же меньше - данные разнятся, - погибло после атомной бомбардировки Хиросимы.

Причём никаким оперативно-тактическим смыслом сносить с лица земли Дрезден, где не было военных объектов, объяснить невозможно. Англосаксы, которые считались во время Второй мировой войны нашими союзниками, и не стали, а со свойственной этому этносу цинизмом заявили, что бомбардировка Дрездена была акцией устрашения.

Но самое примечательное то, что целенаправленное уничтожение мирного населения в ходе боевых действий чётко вписывается в культуру так называемого западного мира, о чём свидетельствует статистика безвозвратных потерь Советского Союза в войне 1941-1945 гг.: общие потери составили 26,6 миллиона человек, из них военнослужащих - почти 12 миллионов. Сегодня по такому же принципу ведёт боевые действия и Украина, сделавшая «европейский выбор».

Власти Дрездена назвали удаление мемориальной надписи... частью перепланировки.
© globallookpress.com
Власти Дрездена назвали удаление мемориальной надписи... частью перепланировки.

Уже какую неделю киевский режим терроризирует жителей Белгородской области и других российских регионов ударами беспилотников и реактивных снарядов. Причём, не выбирая средств. Как теперь доподлинно установлено, 30 декабря минувшего года в ракетно-артиллерийском налёте на Белгород в том числе были применены и дальнобойные РСЗО «Ольха», управляемые ракеты которой позволяют расчёту комплекса с высокой точностью поражать цели.

На этот раз целью была выбрана центральная площадь, где стояла новогодняя ёлка и гуляли люди. Тогда пострадало 119 человек, погибли 25, в том числе пять детей. Как заявило наше Минобороны, средствам ПВО удалось перехватить большую часть ракет, по обломкам которых было установлено, что по городу били боеприпасами в запрещённом кассетном снаряжении.

Кассетные боеприпасы, как известно, состоят из контейнера с боевыми поражающими элементами, которые, разлетаясь, способны уничтожить всё живое на большой площади. На этот раз жертвами стали исключительно мирные жители. Запад, естественно, закрыл глаза, а киевские власти по сложившейся традиции заявили, будто удары наносились только по военным объектам города и области, тогда как снаряды и осколки кучно легли в районе спорткомплекса «Динамо», около универмага «Белгород», на Соборную площадь, там был залит каток, и в районе Белгородского технического университета, где нет и в помине не было никаких военных объектов.

…И Байден их благословил

На самом деле ничего удивительного не произошло. Бить по мирному населению Донбасса «кассетами» ВСУ начали с 2014 года. Поначалу отстреливали боеприпасы советского образца, но когда летом 2022 года их запасы у Киева иссякли, «руку помощи» Зеленскому протянули западные союзники. Вскоре у ВСУ появились французско-шведские 155-мм кассетные снаряды BONUS, фрагменты которых впервые были обнаружены на Донецком направлении.
 
Тогда же СМИ сообщили о турецких поставках Киеву кассетных снарядов M483A1 из семейства боеприпасов двойного действия DPICM (Dual-Purpose Improved Conventional Munition) разработки США. Позже стало известно о наличии у ВСУ ещё одного типа боеприпасов из линейки DPICM, это когда в зоне боевых действий «засветились» миномётные мины M971 израильского производства, оснащённые американскими суббоеприпасами M80. Но этого показалось мало, и с декабря 2022 Зеленский стал выпрашивать кассетные боеприпасы у Соединённых Штатов.

Снаряд BONUS Mk II.
© wikipedia.org
Снаряд BONUS Mk II.

По словам Джейка Салливана - советника главного американца Байдена, в Белом доме отдавали себе отчёт, что такие боеприпасы создают риск для мирного населения, поэтому решение об их передаче «откладывали, сколько могли». Но не долго - до июля прошлого года, когда все советники президента США вдруг выступили «за». Как объяснил этот шаг сам Байден, у ВСУ подошли к концу обычные боеприпасы, у НАТО тоже, поэтому держите, хлопцы, «кассеты», пока не наклепаем обычных снарядов в необходимом количестве. Но только одно условие: используйте их «с осторожностью»…

Впрочем, было понятно, что это всего лишь фигура речи. На самом деле Байден дал Зеленскому карт-бланш - благословил, в общем! - на использование англосаксонской тактики террора в отношении мирного населения. И в Киеве этот сигнал поняли правильно.

Напомним, что Владимир Путин расценил обстрел Белгорода как теракт, а Следственный комитет завёл на ВСУ уголовное дело по статьям «убийство», «покушение на убийство» и «умышленное уничтожение/повреждение имущества». ВКС России нанесли удары возмездия по центрам принятий решений и объектам ВСУ в Харькове. Но это было сделано уже постфактум.

И сразу возникает вопрос: если мы знаем, с кем имеем дело, за два года окончательно убедились, что режим в Киеве неонацистский, почему раньше не были приняты меры, чтобы обеспечить надёжную защиту прифронтовому региону? Неужели верили в порядочность Зеленского и его западных кураторов, неужели надеялись, что эта публика станет соблюдать международное гуманитарное право, ограничивающее методы и средства ведения войны? Конечно, можно быть наивными, но не до такой же степени.

Бомбоубежища мирного времени

Как уже говорилось, по жилым кварталам Белгорода ВСУ наносят удары с самого начала специальной военной операции: начинали с атак вертолётов - в частности, по топливной базе «Белгороднефтепродукт», потом в ход пошли начинённые взрывчаткой беспилотники Ту-143 и ракеты ОТРК «Точка-У». В октябре 2022 года из-за очередного налёта произошёл пожар на подстанции, обесточивший часть Белгорода. В марте 2023 года расчёты ПВО сбили над областным центром две ракеты, осколками которых повредило здания Фонда пенсионного и социального страхования, торгового центра «Вокзальный» и стоящие рядом жилые дома…

При этом известно, что регион прикрывает мощный щит ПВО, состоящий из зенитно-ракетных комплексов «Тор», «Бук», С-400 и «Панцирь-1». Но, как объясняют специалисты, в организации эффективной защиты от ударов с воздуха следует учитывать много аспектов: от параметров и характеристик дежурного радиолокационного поля, которое в идеале должно быть сплошным на разных высотах, до постоянной боевой готовности комплексов на момент атаки и работы систем РЭБ, что, к сожалению, не всегда удаётся поддерживать. Да и вообще идеальной системы ПВО в природе не существует, даже разрекламированный израильский «Железный купол», как выяснилось, не даёт абсолютной гарантии.

Убежище на одном из промышленных предприятий Белгорода, предназначенное для укрытия 150 человек и оснащённое электричеством, вентиляцией, водоснабжением, отоплением и канализацией.
© РИА Новости
Убежище на одном из промышленных предприятий Белгорода, предназначенное для укрытия 150 человек и оснащённое электричеством, вентиляцией, водоснабжением, отоплением и канализацией.

К тому же, противник тоже приобретает определённый боевой опыт и совершенствует тактику применения боевых средств для прорыва системы ПВО. Тем более что в распоряжении Киева весь разведывательный арсенал НАТО. И нам хорошо бы вести борьбу с бандеровскими «гостинцами» не только, когда они уже на подлёте, а когда их пусковые установки только выдвигаются в районы огневых позиций, поскольку, учитывая близость региона к украинской границе, времени на отражение ракетной атаки может и не хватить.

Так что защита мирного населения от ракетных и артиллерийских обстрелов задача комплексная, зависящая не только от эффективности системы ПВО, но и от распорядительности гражданской администрации в прифронтовой зоне. В первую очередь речь об оборудовании бомбоубежищ, в которых население может укрыться в случае нанесения противником ракетного или артиллерийского удара по населённому пункту.
 
В декабре прошлого года российское правительство буквально вдогонку - жизнь заставила - приняло решение о введении нового ГОСТа по «переобустройству заглублённых помещений в объекты гражданской обороны», согласно которому подвалы жилых домов, подземные паркинги торговых центров и даже подземные переходы по необходимости должны быть переоборудованы в бомбоубежища. Кстати, в Белгороде ещё со времён холодной войны существуют и штатные бомбоубежища, но их адреса за ненадобностью были позабыты - никто и не предполагал, что на головы горожан снова будут падать снаряды, а теперь ещё и ракеты? К тому же, те бомбоубежища, о которых местные жители имели информацию, в трагический день 30 декабря оказались закрытыми.

Недосмотрели? Не учли?.. Тут, скорее, другое: два года идёт война, которая по интенсивности не уступает Великой Отечественной, а перестроиться на военный лад смогли далеко не все. Ещё летом 2022 года, когда уже можно было разобраться что к чему, начальник ГУ МЧС России по Белгородской области Сергей Потапов неожиданно заявляет, что защитных сооружений гражданской обороны (ГО) для всего населения нет, что все убежища находятся на объектах экономики и медучреждений, которые «в особый период» предназначены для защиты именно работающей смены. В том же году губернатор Вячеслав Гладков заявил, что бомбоубежища будут «всегда» закрыты как необходимая мера в борьбе с терроризмом. 

Кто бы спорил с тем, что бороться с терроризмом необходимо? Но тут появилась угроза артобстрелов, которые, к большому сожалению, продолжаются. В результате в ночь на 3 января мэр Белгорода Валентин Демидов распорядился открыть бомбоубежища в центре города. Об этом в белгородском отделении МЧС сообщили старшему преподавателю НИУ БелГУ Анжелике Заозерской, которая рассказала еженедельнику «Звезда», как теперь обстоят дела с укрытиями в Белгороде: «В МЧС мне дали адреса убежищ, и я обошла в центре города больше семи. Они оказались закрытыми, висят таблички "Ключи в управляющей компании по жилью №7" и указан номер телефона. Я позвонила, спросила, почему закрыты, если мэр дал распоряжение открыть. Диспетчер ответила: мэр не может давать ей никаких распоряжений, только начальник управляющей компании, но отсюда указаний не поступало».

Получается, убежища в городе как бы есть, но нет возможности воспользоваться ими оперативно. Поэтому белгородцам при обстрелах приходится прятаться в подвалах, переходах и на подземных парковках, что, по мнению члена общественной палаты области Вадима Радченко, небезопасно: «При прямом попадании снаряда в дом подвал может превратиться в братскую могилу, поскольку при проектировании взрывоустойчивость не учитывалась. К тому же, в подвалах трубы, и при прилёте может нарушиться контур отопления, тогда всё зальёт кипятком».

Припасы в бомбоубежище Белгорода.
© РИА Новости
Припасы в бомбоубежище Белгорода.

Но самое печальное в том, что и настоящие бомбоубежища, и «самодельные» вряд ли пригодятся при обстрелах города, утверждает Радченко, разве что тем, кто окажется совсем рядом с укрытиями, а не дома на 5-10 этаже. Связано это с коротким подлётным временем вражеских боеприпасов - например, ракета ОТРК «Точка-У» с украинской территории долетает до Белгорода за 2 минуты. За это время оператор РЛС должен связаться с оперативным дежурным дивизии ПВО, тот - с вышестоящим штабом, который даёт команду на включение сирены, а за две минуты сделать это просто невозможно.
 
Кстати, плановое тестирование устройств оповещения и бомбоубежищ, которое проводилось ещё в 2022 году, показало, что ответственным за доступ в убежище только на их открытие требовалось до 5 минут, а подлётное время ракеты с украинской территории, как уже говорилось, вдвое короче. Вот и спрашивается: как жить дальше, если Белгородчина находится практически под постоянным прицелом ВСУ?

По законам военного времени

В регионе практически с начала СВО установлен жёлтый (высокий) уровень террористической опасности, который подразумевает усиление работы силовых структур, повышенную охрану стратегических объектов, досмотры в людных местах, но почему-то не запрещает массовые мероприятия - то есть скопление людей в одном месте. А ведь ситуация в Белгородской области становится всё больше похожей на происходящее в Донбассе, Запорожской и Херсонской областях, которые живут по законам военного положения (ВП). О том, что ввести военное положение целесообразно и на Белгородчине, еженедельник «Звезда» писал ещё год назад.
 
Безусловно, военное положение не «отменит» обстрелы ВСУ, но надо учитывать, что в регион периодически прорываются и украинские диверсанты - с мая по август прошлого года они пересекали нашу границу с полным вооружением шесть раз. Тогда как с введением ВП проводить такие акции будет намного труднее, поскольку установится жёсткий контроль за перемещением транспорта, на дорогах появятся блокпосты, будет введён комендантский час. Но главное, в регионе появится военная администрация, которой будут подчинены местные власти. И кто, если не военные, должны управлять прифронтовой территорией?

Именно потому, что в области, ставшей заложницей войны, до сих пор не приняты меры, отвечающие военному времени, в Белгороде, вплоть до трагедии 30 декабря, столь беспечно, будто нет никакой войны и ракетной опасности, проводились культмассовые мероприятия. Хотя давно можно было обратить внимание на то, что ВСУ «бьют по праздникам» - на Пасху в прошлом году они обстреляли храм с прихожанами в Донецке, перед 9 мая усилили обстрел белгородских приграничных сёл. Правда, тогда местные власти перенесли празднование Дня Победы, однако на Новый год решили порадовать горожан ёлкой на центральной площади. Вот и порадовали…

Многоквартирный жилой дом, частично разрушенный в результате обстрела ВСУ города Шебекино Белгородской области.
© РИА Новости
Многоквартирный жилой дом, частично разрушенный в результате обстрела ВСУ города Шебекино Белгородской области.

Стоит отметить, что ВСУ хоть и атакуют Крым, бьют по Брянской и Курской областям, ситуация там накалена не так сильно, как на Белгородчине, где обстановка явно вступает в диссонанс с требованиями «жёлтого уровня», прописанного для напряжённого мира, но не для войны. Тогда как Белгородская область, что уже очевидно, в нынешней ситуации стала для киевского режима целью №1. Причин много, но главная, как нетрудно догадаться, потому что на Белгородчине киевский режим решил отыграться за провал летнего наступления.
 
К слову, не так давно посол США на Украине Бриджит Бринк заявила, что Вашингтон разрешил ВСУ самостоятельно выбирать дальность нанесения ударов РСЗО HIMARS. А Пентагон ещё в прошлом году «подшаманил» поставляемые Киеву установки залпового огня, чтобы те не могли бить совсем уж вглубь России. При этом США тайно поставили украинцам, «небольшое» количество ракет ATACMS самой старой модификации с дальностью пуска 165 км, хотя Киев ещё с прошлого октября просит администрацию Байдена поставить ATACMS, способные поражать цели на дистанции 320 км.

Если помните, такая же ситуация была и с поставками кассетных боеприпасов: публично вели дискуссию, поставлять - не поставлять, а запрещённые снаряды уже были на фронте. Не исключено, что и дальнобойные ATACMS уже доставлены по назначению, и пустить их в дело можно в любой момент.

И теперь главный вопрос: сколько можно делать вид, что Белгород мирный город? К чему весь этот политический политес, если область и её столица находятся под постоянным прицелом с украинской стороны и регулярно подвергаются обстрелам? Резоннее всё назвать своими именами, чтобы официально появилась возможность действовать если не по законам военного времени, то с соблюдением режима прифронтовой полосы. Пусть в официальных документах и нет такого термина, но все отлично понимают, о чём речь. Когда на кон поставлены жизни наших соотечественников, игра словами неуместна.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама