Готовьтесь: русские уже идут!
Удары по тылам, бои в Курской области и Донбассе, победа на выборах Дональда Трампа, выступление Владимира Путина на Валдайском форуме - вот, пожалуй, связанные с конфликтом на Украине основные «реперные точки» прошлой недели.
«Нужно начинать окапывать Киев, а не только Покровск»
Положение дел на украинском ТВД со 2 по 8 ноября характеризовалось следующими моментами.
Во-первых, ВСУ и ВС РФ продолжали обмениваться ударами по тыловой инфраструктуре противной стороны.
Согласно данным Минобороны РФ, со 2 по 8 ноября ВСУ задействовали в ночных налётах не менее 86 ударных беспилотников самолётного типа. Утром 6 ноября «дроны-камикадзе», созданные на основе сверхлёгких самолётов «Аэропракт» А-22, впервые атаковали город Каспийск - главную базу Каспийской флотилии ВМФ России. 8 ноября ударный беспилотник ВСУ был уничтожен над Саратовом, часть обломков упала в промзоне Заводского района.
В свою очередь, ВС РФ на прошлой неделе, по информации ВСУ, «отгрузили» по целям в глубине территории Украины не менее… 587 ударных БПЛА семейства «Герань». Последние, по свидетельствам украинской стороны, всё чаще стали оснащаться не осколочно-фугасной, а термобарической боевой частью.
Помимо «Гераней», российская сторона продолжала активно использовать и ракетное вооружение. Так, в сводке Минобороны РФ от 2 ноября был упомянут ракетный удар по пункту управления националистического формирования «Кракен», находившегося в одном из корпусов харьковской академии Нацгвардии Украины. Вечером 3 ноября сразу четыре квазибаллистические ракеты 9М723 ОТРК «Искандер-М» перепахали пункт временной дислокации 82-й отдельной десантно-штурмовой бригады ВСУ в районе посёлка Кияница, 5 ноября «Искандер» успешно отработал по району сосредоточения 36-й отдельной бригады морской пехоты ВСУ близ населённого пункта Иволжанское, а 7 ноября ОТРК поразил объекты противника в Запорожье (не исключено, что вновь на территории «Мотор Сич»).
Всего же, по данным Минобороны РФ, со 2 по 8 ноября ВС РФ нанесли 38 групповых ударов высокоточным оружием и ударными беспилотными летательными аппаратами, в результате которых были поражены предприятия ВПК Украины, объекты энергетики, использовавшиеся для обеспечения ВСУ, инфраструктура военных аэродромов, цеха производства и места хранения безэкипажных катеров и ударных беспилотных летательных аппаратов, арсеналы, склады боеприпасов и горючего. Кроме того, поражались пункты временной дислокации подразделений ВСУ, националистических формирований и иностранных наёмников, а также бронетехника на станции погрузки на железнодорожный транспорт.
Во-вторых, не стихали тяжёлые бои в Курской области. Отражая неоднократные контратаки противника, подразделения группировки войск «Север» при поддержке армейской авиации и артиллерии вели наступательные действия в районах населённых пунктов Дарьино, Леонидово, Николаево-Дарьино, Новоивановка и Плёхово.
Отсутствие у противника адекватной ПВО на пока ещё контролируемом им участке Курской области превратило этот «балкон» в излюбленное место охоты для операторов российских средневысотных ударных БПЛА «Иноходец». В подтверждение этого Минобороны РФ на минувшей неделе опубликовало два новых видео объективного контроля успешного поражения нашими «Иноходцами» бронетехники ВСУ в приграничном районе Курской области. Также за вражеской «бронёй» охотились операторы российских ударных FPV-дронов, и тоже не безрезультатно. Помимо БПЛА, эффективно работали наши Су-34. Российский разведывательный беспилотник зафиксировал, как сброшенная «Боевым селезнем» ФАБ-3000 с УМПК буквально испарила командный пункт и несколько боевых бронированных машин противника.
Положение дел в Курской области для ВСУ ухудшается. Это заставляет Киев распускать слухи об уже якобы имевших тут место боестолкновениях армии Украины с прибывшими в РФ подразделениями Корейской народной армии, а также делать через СМИ «пробросы» на тему возможного отхода украинских военнослужащих с Курщины, где, мол, «все задачи уже выполнены». Однако реализовать вывод войск с курского «балкона» киевский режим пока не решается.
Показательна оценка, которую действиям ВСУ на курском направлении дал 7 ноября президент России Владимир Путин: «Вот они зашли в Курскую область. Ну потери колоссальные. Потерей больше за три месяца боевых действий, чем за весь прошлый год у киевского режима. Свыше тридцати тысяч [человек]… А почему они там [в Курской области] сидят, неся такие потери? Да потому что приказано, приказано из-за океана любой ценой, именно любой ценой держаться хотя бы до выборов, чтобы показать, что все усилия демократической администрации [США] на киевском направлении, на украинском направлении были ненапрасными. Держаться во что бы то ни стало. Любой ценой… И решения продиктованы не военными соображениями, если по-честному сказать, а соображениями политического характера».
Решение Киева любой ценой держаться на Курщине, о котором говорил Путин, действительно обернулось для ВСУ крайне чувствительными потерями. Минобороны РФ сообщило, что за время боевых действий на курском направлении противник потерял более 30 500 военнослужащих, 189 танков, 121 боевую машину пехоты, 107 бронетранспортёров, 1094 боевые бронированные машины, 829 автомобилей, 262 артиллерийских орудия, 40 пусковых установок РСЗО, в том числе 11 HIMARS и шесть MLRS производства США. Также были уничтожены 11 пусковых установок ЗРК, семь транспортно-заряжающих машин, 59 станций РЭБ, 12 РЛС контрбатарейной борьбы, четыре РЛС ПВО, 26 единиц инженерной и другой техники, включая 13 инженерных машин разграждения, одну установку разминирования УР-77, а также пять бронированных ремонтно-эвакуационных машин и командно-штабную машину.
В-третьих, в то время как наиболее подготовленные подразделения Вооружённых сил Украины всё ещё направлялись в Курскую область, оборонительные позиции ВСУ в Донбассе, испытывающие нехватку подкреплений, продолжали подвергаться атакам со стороны наступающих российских войск.
Ради стабилизации ситуации в Донбассе украинское командование задействовало «пожарные команды», наспех сформированные из переведённых в пехоту авиатехников, специалистов по противовоздушной обороне, медиков (!) и насильно мобилизованных, но остановить продвижение штурмовых отрядов ВС РФ это не помогло. Оперативный кризис, с которым столкнулся киевский режим на Покровском, Кураховском и Южнодонецком направлениях, вызывал всё большую озабоченность у командования ВСУ. А тон заявлений украинских и западных спикеров о ситуации в Донбассе всё больше напоминал крылатую фразу: «The Russians are coming».
«В настоящее время Вооружённые Силы Украины сдерживают одно из самых мощных наступлений россиян с начала полномасштабного вторжения», - сообщил 2 ноября главком ВСУ Александр Сырский на встрече с начальником генштаба Чехии Карелом Ржегкой.
«Ситуация на фронтах характеризуется как тяжёлая, на отдельных направлениях она перерастает в критическую. Наиболее интенсивно ситуация развивается вокруг Курахово, которое охватывается с севера и с юга. Вместе с тем противник не отказывается от главной цели на этом направлении - выхода на Покровск. Усугубилась ситуация на Купянске-Узловом, где группировку нашу разрезали на две части. Продолжаются интенсивные бои в Торецке. Есть тактические продвижения противника в сторону Запорожья», - объявил 4 ноября экс-замначальника генштаба ВСУ генерал-лейтенант Игорь Романенко.
«Нужно начинать окапывать Киев, а не только Покровск. Окапывать всё», - в тот же день заистерил в эфире украинского «Пятого канала» бывший военнослужащий ВСУ Мартин Брест, позже добавивший, что для победы над РФ собственными силами Украине нужно завалить её «мясом», призвав 4 миллиона человек, из которых миллион погибнет.
Россияне наступают на фронте шириной до 65 километров от Селидово до Великой Новосёлки и планируют окружить район Курахово. Украина до конца года может потерять этот город, отметили в американском журнале Newsweek. 5 ноября пресс-офицер 33-й отдельной механизированной бригады ВСУ Назар Войтенков подтвердил, что Курахово находится под угрозой окружения.
«Фронт переживает худший период с весны 2022 года. Мы отступаем», - резюмировал глава фонда помощи ВСУ Тарас Чмут.
Российские войска успешно применяют тактику прорыва на флангах оборонительных позиций ВСУ, что заставляет украинские подразделения отступать, дабы избежать окружения. Остановить продвижение ВС РФ в Донбассе не получается, поскольку там армии Украины не хватает техники и, что самое главное, людей. Об этом сообщил полковник запаса ВСУ Олег Жданов.
7 ноября стало известно, что наши части взяли под огневой контроль последнюю крупную трассу снабжения украинской группировки в Великой Новосёлке, а глава военно-гражданской администрации Харьковской области Виталий Ганчев заявил, что ВС России находятся в нескольких километрах от Купянска. Вечером того же дня Путин сообщил о двух очагах блокирования украинских военных под Купянском общей численностью около 15 тысяч человек.
8 ноября появилась информация о том, что бойцы мотострелковой дивизии 3-го армейского корпуса «Южной» группировки войск взяли под контроль участок канала Северский Донец - Донбасс под Константиновкой. Тогда же украинские ресурсы сообщили, что для превращения Кураховского выступа в «котёл» штурмовым группам ВС РФ к западу от Курахово осталось пройти с севера и юга навстречу друг другу порядка 17 км, и что это пространство уже простреливается российской ствольной артиллерией.
Добавлю, что за минувшую неделю наши части сумели освободить населённые пункты Кураховка, Вишнёвое, Кременная Балка, Максимовка, Антоновка Донецкой Народной Республики, а также населённый пункт Першотравневое Харьковской области. В течение недели на линии боевого соприкосновения сдались в плен 47 украинских военнослужащих.
Оборона ВСУ в Донбассе ещё не разваливается, но определённо всё громче трещит по швам.
Трамп придёт - порядок наведёт?
Безусловно, наиболее заметным политическим событием минувшей недели, способным оказать серьёзное влияние на дальнейший ход конфликта на Украине, стали президентские выборы в США, увенчавшиеся победой кандидата от Республиканской партии Дональда Трампа.
Возвращение Трампа в Белый дом, которое должно состояться после запланированной на 20 января инаугурации, действительно может изменить очень многое. А может и не изменить. Потому что, с одной стороны, есть обещание Дональда Фредовича «закончить войну на Украине за 24 часа», его же заявление «Я собираюсь остановить войны. Больше никаких войн во время моей каденции», предположения аналитиков о возможном сокращении президентом Трампом финансовой и военной помощи Киеву, плюс явный испуг европейских сателлитов Вашингтона, опасающихся, что при Трампе Америка устроит торговую войну с ЕС, переместит фокус внимания с Украины на Ближний Восток, а то и вообще уйдёт из Европы в АТР сдерживать Китай, тем самым оставив европейцев самостоятельно разбираться с украинским кризисом.
С другой же стороны, среди американских республиканцев хватает «ястребов»-русофобов и лоббистов ВПК США, считающих, что война - это отличный бизнес, и намеренных поддерживать конфликт на Украине в «горячем» состоянии как можно дольше. К тому же тезис Трампа «закончить войну на Украине за 24 часа» может «не взлететь» банально из-за того, что Россию не устроят условия прекращения конфликта, которые Трамп предложит Москве. Если предложит. Не следует забывать, что именно Трамп в своё время санкционировал удар «Томагавками» по авиабазе ВВС Сирии Эш-Шайрат, убийство командующего иранским спецподразделением «Аль-Кудс» в составе Корпуса Стражей Исламской революции Касема Сулеймани, а также первые поставки американского летального оружия Киеву. Как мы видим, Трамп ещё тот «друг» Москвы…
Наконец, упомяну намерение Дональда Фредовича навязать Москве и Киеву некое «переосмысление» минских соглашений (что явно не соответствует интересам РФ) и напомню фразу Дмитрия Медведева: «Он [Трамп] упрямый, но система сильнее». То есть Трамп-то, может, и захочет свести к минимуму участие Соединённых Штатов в украинском конфликте. Но не факт, что ему позволят это сделать даже в условиях, когда республиканцы сохранили большинство в Палате представителей и получили его в Сенате.
Дональд Трамп, ставший второй раз президентом США, в украинских раскладах - важный фактор. Однако сейчас это, по большей части, фактор неопределённости - потребуются месяц-два, чтобы в первом приближении понять, как победа Трампа на президентских выборах 2024 года отразится на развитии украинского кризиса. Не исключено, что команда Джо Байдена перед своим уходом с политической сцены устроит какое-нибудь обострение на украинском ТВД, чтобы затруднить Трампу достижение договорённостей о приостановке/прекращении боевых действий. Мало того, механизм эскалации на Незалежной способен запустить и сам Дональд Фредович. Например - для того, чтобы попытаться сделать Москву более сговорчивой при её контактах с новой вашингтонской администрацией.
Словом, гражданам РФ не следует тешить себя иллюзиями касательно того, что победа Трампа на президентских выборах в краткосрочной перспективе приведёт к миру на Украине. Как отметили в МИД РФ, правящая в США политическая элита, независимо от партийной принадлежности, придерживается антироссийских установок и линии на «сдерживание Москвы».
Данная линия не подвержена колебаниям внутриполитического барометра в США. Лишним подтверждением тому является опубликованный 6 ноября в The Wall Street Journal материал, согласно которому окружение Трампа может предложить Киеву отказаться лет на 20 от планов вступления в НАТО в обмен на заморозку конфликта, новые поставки ВСУ американского оружия и создание на Украине по ЛБС «демилитаризованной зоны». Надо полагать, это и есть то самое трамповское «переосмысление» минских соглашений.
Что же до позиции России касательно переговоров по украинской тематике, то её достаточно чётко представил 7 ноября на Валдайском форуме Владимир Путин.
Без нейтралитета Украины, подразумевающего отказ Незалежной от вступления в НАТО, базовых условий для нормализации российско-украинских отношений не будет. Россия готова к мирным переговорам по Украине, но не на базе «хотелок» Киева, а на базе «Стамбула» и реалий сегодняшнего дня. На Украине нужно не перемирие «на полчаса или полгода», чтобы Киеву «подкатили снаряды», а условия для долгосрочного урегулирования, заявил президент РФ.
Подчеркну очевидное. В интересах России добиваться выполнения задач СВО вне зависимости от того, кто в текущий момент в Штатах является хозяином Белого дома. Судя по заявлениям, которые Владимир Путин сделал на Валдайском форуме, в руководстве РФ это прекрасно понимают.