От Купянска до Тайбэя: что предстоящие месяцы нам готовят?
Предстоящие месяцы обещают стать очень непростыми для большинства акторов мировой политики. И уж точно наступивший 2024-й, год Дракона по восточному календарю, не будет мирным. Прежде чем заняться прогнозированием его возможных событий, логично оглянуться на год ушедший.
Провал ВСУ, Газа, хуситы
Для Украины 2023-й оказался крайне провальным как на линии фронта, так и на международном треке. В зимне-весенний период ВСУ не смогли реализовать накопленный боевой потенциал и развить ранее достигнутые успехи. Из-за этого под натиском российских сил был утрачен контроль над городами Соледар и Бахмут. Части ВСУ, державшие их оборону, понесли критические потери, что вынудило украинское командование всю весну заниматься формированием новых механизированных бригад и через черноморские порты, в рамках так называемого зернового коридора, пополнять запасы техники и боеприпасов. «Черноморская инициатива» была прикрыта, после чего Россия занялась уничтожением инфраструктуры портов Рени, Измаил, Одесса, Черноморск и других, тем самым в значительной степени затруднив противнику получение западного вооружения.
В мае российские ВКС осуществили первое боевое применение гиперзвуковой ракеты «Кинжал» против переданного Украине ЗРК американского производства Patriot, успешно поразив элементы комплекса, чем заложили на будущее уверенность в эффективности подобных ударов.
Провал летнего наступления ВСУ на Запорожском и Южно-Донецком направлениях, высветивший уязвимость западной боевой техники, стал триггером для охлаждения «эмпатии» Запада в отношении проблем Украины, что, в свою очередь, привело к сокращению финансирования из-за рубежа украинской экономики с последующим признанием невозможности дальнейшей поддержки Киева «на прежнем уровне».
В 2023 году мир получил масштабный военный конфликт в Газе, вылившийся в массовое истребление мирных жителей этой территории израильскими военными, на что достаточно агрессивно отреагировали страны Ближнего Востока, заявившие о необходимости наказания Израиля за содеянное кровопролитие. Действующие в русле этой идеи йеменские хуситы фактически перекрыли Красное море для движения судов, связанных с Израилем и США, чем нанесли серьёзный урон западной экономике - транспортным компаниям пришлось искать альтернативные маршруты, как правило, более длинные и затратные.
На этом расстанемся с 2023 годом и вглядимся в контуры будущего.
Денацификация и не только
Внимание российского общества сейчас, безусловно, сосредоточено на проведении Специальной военной операции и её последствиях, отражающихся на гражданской жизни.
Оценочно, дальнейшие действия РФ по денацификации и демилитаризации Украины могут быть связаны с заявлением президента России Владимира Путина о российской принадлежности и предопределённости Одессы, а также с заявлениями заместителя председателя Совбеза России Дмитрия Медведева о необходимости создания «санитарной зоны» вдоль западных границ нашего государства.
В настоящее время в Вооружённых силах России фактически завершился процесс легитимизации добровольческих формирований и частных военных компаний, которые отошли в подчинение Министерству обороны и Войскам национальной гвардии. Отныне все сотрудники добровольческих формирований подписывают «добровольческие боевые» контракты с государственными структурами, получая соответствующие социальные гарантии. В свою очередь, ряд подразделений БАРС, проявивших себя в ходе выполнения задач СВО, предполагается развернуть в более крупные формирования до уровня полк-бригада, что соответствует общей тенденции стратегического развёртывания Вооружённых сил, о чём уже неоднократно говорил министр обороны Сергей Шойгу.
В наступившем году продолжится формирование крупных воинских соединений и объединений - дивизий, корпусов и общевойсковых армий, которые необходимы для сдерживания агрессивных действий стран НАТО, в число которых недавно вошла Финляндия. Также новые соединения и объединения нужны для наращивания усилий при решении задач Специальной военной операции на территории Украины.
В войсковых частях, принимающих участие в СВО, формируются подразделения БПЛА, в своей боевой работе использующие FPV-дроны, в общевойсковых армиях начался процесс создания десантно-штурмовых бригад, а бригады морской пехоты, входящие в состав флотов, получат дивизионную структуру. Как заявил главком ВМФ России Николай Евменов, уже в самое ближайшее время в РФ будут сформированы пять дивизий и одна бригада морской пехоты.
Очевидно, что реализация курса на формирование крупных воинских объединений невозможна без привлечения должным образом обученного личного состава и подготовленных командных кадров. Поэтому в 2024 году продолжится масштабная работа по приёму на контракт добровольцев, что даст возможность формировать резервы и даже выделять силы для решения боевых задач вне зоны проведения СВО. Например - наращивать численность так называемого Африканского корпуса. Вместе с тем нельзя исключать и возвращения в 2024 году элементов частичной мобилизации, что может быть вызвано необходимостью оперативного восстановления боеспособности частей и соединений в условиях резкой активизации боевых действий на украинском ТВД, дополненных таким «отягчающим» обстоятельством, как рост угроз для нашего государства на иных направлениях.
Войска на линии боевого соприкосновения продолжат работу по продавливанию обороны противника. Основные оперативно-тактические направления останутся прежними - Купянск, Славяно-Краматорская агломерация, Константиновка, Курахово, Угледар, Орехов. Возможно возникновение оперативно-стратегических направлений на Харьков, Запорожье, Николаев и Херсон, которые потребуют значительного наряда сил и средств, большого человеческого ресурса.
Воздушно-космические силы, Военно-морской флот, а также Ракетные войска сухопутных войск продолжат наносить удары высокоточным оружием большой дальности (ракетами и ударными беспилотниками) по важнейшим объектам в тылу противника. В частности, российским военным командованием выбран курс на поражение предприятий военно-промышленного комплекса Украины, занятых производством боеприпасов и военной техники. После фактического сокращения западных военных поставок, части ВСУ смогут поддерживать свою боеспособность на приемлемом уровне лишь за счёт получения вооружения и боеприпасов от предприятий, функционирующих непосредственно на украинской территории. Что и будет пресекаться российской стороной в течение всего 2024 года.
Помимо этого, Россия продолжит наращивать производственные возможности своего оборонно-промышленного комплекса, инвестируя огромные средства в расширение электронной, машиностроительной, химической, автомобильной, авиационной, ракетной и других отраслей. Будет продолжен курс на установление и расширение военно-технического сотрудничества со странами БРИКС, с Северной Кореей и рядом других государств, не желающих следовать в фарватере политики Вашингтона.
В техническом плане следует ожидать дальнейшего совершенствования ударного вооружения, имеющегося в распоряжении ВС РФ. В частности, крылатые ракеты наземного, морского и воздушного базирования получат бортовые комплексы обороны, значительно снижающие вероятность поражения самой ракеты во время её полёта к назначенной цели. Последующее развитие получат беспилотные ударные аппараты типа «Герань», которые будут оснащены реактивными силовыми установками, повышающими скорость и манёвренность аппаратов, что также приведёт к снижению уязвимости от воздействия средств противовоздушной обороны противника.
Отдельно следует упомянуть об Африканском корпусе - соединении нескольких отрядов, размещённых в различных государствах Африки и решающих задачи по обеспечению контроля ресурсов, представляющих интерес для российской экономики, попутно выдавливая с этих территорий прозападные группировки и силы западных государств. Кстати, не исключено, что 2024 год на африканском континенте выдастся более «жарким», чем 2023-й. Это будет связано со стремлением ряда европейских государств вернуть свои позиции и влияние в Африке, ранее утраченные из-за действий Москвы и её африканских союзников.
Перелом возможен уже к лету
Киевский режим и его иностранные бенефициары в 2024 году обречены «пожинать плоды» неудач года 2023-го. Продолжение финансирования Украины со стороны США и Европы встречает всё больше трудностей. Показательно, что после начала известных событий в Газе, Соединённые Штаты постарались полностью переложить бремя содержания киевского режима на Евросоюз. Однако тот, по мере возможности, старается саботировать приказ «вашингтонского обкома», ибо у европейцев сейчас и собственных проблем хватает. При этом элиты Германии и прибалтийских стран-лимитрофов явно стремятся отвлечь своих граждан от внутригосударственных проблем тиражированием нарратива об усилении угрозы со стороны России и необходимости «сдерживания российского агрессора». На этом фоне идёт лихорадочная милитаризация Польши, стремительными темпами превращающейся в главный европейский «плацдарм» США, что подогревает воинственность Варшавы в отношении не только Москвы, но и… Берлина.
На самой Украине продолжится перманентная мобилизация, которая, с принятием Радой нового закона о мобилизации, станет уже, по-видимому, тотальной. В Киеве официально озвучивалась необходимость «отловить» и отправить в армию порядка 500 тыс. человек. В 2024-м эти несчастные будут брошены в бой буквально «с колёс», так как в текущей обстановке, при огромных потерях в живой силе, у киевского режима просто нет возможности дать мобилизованным время на качественную боевую подготовку. Это обрекает мобилизованных украинцев на гарантированную гибель.
Снижение на Незалежной «мобилизационного возраста» с 27 до 24 лет подтолкнёт украинскую молодёжь к массовому выезду за пределы своей страны, насколько это будет возможно на фоне ужесточения условий выезда. Мобилизация на Украине не обойдёт стороной и женщин, которые уже сейчас находятся в окопах на линии боевого соприкосновения.
В совокупности всё это ляжет тяжким эмоциональным грузом на жителей Украины и неизбежно обострит их отношения с собственным руководством.
Нехватка техники, вооружения и боеприпасов, а также низкое качество и столь же низкий уровень морально-психологического состояния мобилизованного человеческого ресурса, приведут к снижению боевой устойчивости украинских войск. Что, разумеется, позитивно скажется на темпах продвижения российских штурмовых подразделений. При полном отказе США поддерживать Украину, очевидный и ощутимый перелом на ЛБС возможен уже к лету, когда боестолкновения постепенно начнут приобретать характер партизанских стычек, а фронт утратит свою монолитность. Однако целиком полагаться на то, что ВСУ «сами развалятся», всё же не следует - российскую армию ждёт тяжелейшая работа по перемалыванию частей противника, закопавшихся в землю и занявших стратегическую оборону.
Американский ковбой на распутье
Похоже, что 2024 год превратит Вашингтон в «ковбоя на распутье», вынужденного одновременно противостоять такому количеству угроз, с которым американское государство ранее никогда не сталкивалось. Продолжающийся наплыв мигрантов, не всегда предсказуемые «зигзаги» экономики, внутрипартийные разборки в Конгрессе, воинствующие BLM и Ко, грядущие президентские выборы - сумма только этих факторов уже способна, фигурально выражаясь, ввергнуть Дядю Сэма в состояние ступора. А ведь «на руках» у Белого дома имеется ещё и внешняя политика, в которой дела идут тоже далеко не блестяще. Pax Americana трещит по швам.
Официально провозгласив своим главным геополитическим противником Китай, Соединённые Штаты ввязались в «бескомпромиссный» прокси-конфликт с Россией. Кавычки я использовал не просто так - РФ, как ни странно, в ноябре 2023 года стала главным экспортёром урана в США, что сильно напоминает тезисы Европы о поставках российского газа «в качестве оружия». Прекратив в какой-то момент поставки урана, Россия вполне способна «выключить» атомную промышленность Америки. Ещё один любопытный нюанс - США наращивают импорт российской нефти, которая поступает за океан через сложные «схемы», позволяющие обойти введённые американцами же антироссийские санкции.
Ситуация в Газе заставила Вашингтон срочно пересмотреть приоритетность поддержки сателлитов, перенаправив свои денежные потоки и партии вооружения/боеприпасов с Украины на Израиль. В принципе, свою задачу на Незалежной Вашингтон может считать выполненной - американцам удалось разжечь кровавую бойню между славянскими народами, которая, даже после прекращения «войсковой» стадии, способна продолжаться в формате действий бандподполья ещё многие годы. С оглядкой на это следует предположить, что США продолжат передачу на «аутсорсинг» государствам Европы украинского конфликта, тем самым высвобождая свои ресурсы для задействования в других горячих точках планеты. Например - в ситуации вокруг Израиля, составной частью которой является не только уже упоминавшаяся конфронтация с хуситами, но и противостояние «творческого дуэта» Вашингтона и Тель-Авива с Тегераном. Причём последний энергично заявляет о своих интересах в регионе, явно не соглашаясь с политикой Вашингтона и имея смелость физически противостоять американской военной машине.
Важнейшим регионом, куда США будут вынуждены проецировать наибольшую группировку своих сил, естественно, станет Тайвань. После выборов президента этой республики, в результате чего на пост главы государства оказался выбран противник воссоединения с КНР, весь мир ожидает активизации действий со стороны Пекина, которые могут привести к вооружённому конфликту. Масла в огонь подливает Вашингтон, расширяя номенклатуру и количество поставок ударного вооружения для Вооружённых сил Тайваня, что обостряет отношения Тайбэя с Пекином. Сами Соединённые Штаты начали завоз топлива и боеприпасов на свои передовые базы на Филиппинах, в Японии и Австралии. Белый дом готовится к битве, которая решит будущее Соединённых Штатов.