Без главной ёлки в Донецке жизнь дончан продолжается
Авдеевка перешла под контроль Украины в самом начале войны в Донбассе, летом 2014 года. И на протяжении десяти лет оставалась бичом Донецка, Ясиноватой и других населённых пунктов Республики. Отсюда ВСУ непрерывно били по городам, контролировали трассу на Горловку и Донецкую фильтровальную станцию, ключевую в водоснабжении ДНР. Но все десять лет в Авдеевке оставались наши люди. Они ждали прихода России.
И вот в результате блестящей военной операции Авдеевка была, наконец, взята группировкой «Центр» войск России. К Авдеевке подбирались долго. Продвижение наших частей шло медленно, село за селом, улица за улицей, дом за домом - за эти годы всё в округе было превращено Украиной в мощнейший, залитый бетоном укрепрайон. Нередко случалось, что после зачистки большей части одного из окрестных сёл украинские боевики пробирались по подземным коммуникациям и заходили нашим подразделениям в тыл.
Город-призрак, город возрождённый
Вероятно, поэтому и сама Авдеевка, и прилегающие к ней посёлки пострадали куда значительней Мариуполя. Разрушения весной 2022 года производили гнетущее впечатление. Тем радостнее прозвучала новость о том, что строители региона-шефа Ямало-Ненецкого автономного округа реконструировали в Авдеевке первые семь квартир. Значит, уже семь семей встретят Новый год не в подвалах, а в тепле и за праздничным столом.
А на данный момент в городе отстраиваются администрация и две пятиэтажки, уцелевшие лучше других домов. Через десять дней планируется сдача следующего подъезда, и далее, каждые десять дней.
Дорога на Авдеевку сейчас, по сути, отсутствует - она вся изрыта прошедшей здесь военной техникой. Слишком поздняя осенняя распутица едва схватилась тоненькой корочкой от ночных заморозков, потому проехать в город можно только на внедорожнике. Наша машина покидает посёлок Октябрьский на окраине Донецка. За окном мелькают сёла, чьи названия ещё недавно не сходили со страниц военных сводок: Пески, Водяное, Тоненькое… Сейчас от них не осталось камня на камне. На горизонте виднеются трубы Авдеевского коксохима, из которого оборонявшие его радикалы «Азова» (террористическая организация, запрещённая в РФ) ретировались на удивление быстро. Видимо, памятуя печальный опыт мариупольской «Азовстали». В небе слышится шум лопастей улетающих на боевое задание вертолётов - российская армия продолжает наступательные операции.
Мы въезжаем в так называемую «Новую» Авдеевку - часть города, которая была застроена многоэтажками. «Была», потому что теперь от них остались лишь остовы, напоминающие обуглившееся кружево.
Война…
Город-призрак кажется вымершим, хотя по сведениям, полученным от коллег, в нём на сегодняшний день продолжает жить порядка 600 человек. Чуть позже обнаруживается даже небольшой магазинчик с минимальным набором продуктов первой необходимости. Магазин просят не снимать - в городе сохраняется высокая опасность налёта вражеских беспилотников.
Разбитая школа и перед ней неповреждённый дорожный знак «Осторожно, дети». По Мариуполю хорошо запомнилось, что подобные «мелочи» украинских боевиков не останавливали, и школы ими использовались под казармы. Руины огромной многоэтажки и рядом тоже каким-то невероятным чудом уцелевший знак «Стоп». Как напоминание, как предупреждение всему человечеству: «Стоп! Остановитесь! Довольно войн!» Во дворах, почерневших от взрывов пятиэтажек с пробоинами, сохранилась детская площадка, даже не обгоревшая и с не облупившейся краской.
Авдеевка, пережившая ещё одно освобождение
Мы подъезжаем к дому, который и был целью нашей поездки. И сразу замечаем контраст с мрачным окружающим пейзажем. Он пока небольшой, но вполне очевидный. И говорит о том, что жизнь в Авдеевке, пока несмело, осторожно, но потихоньку, начинает возрождаться. В доме вставлены новые окна, рядом лежат стройматериалы, пыхтит трубой модульная котельная, электрики проводят последнюю отладку оборудования, а жители убирают двор.
В квартирах, подготовленных к заселению, есть всё, что нужно на первое время: в кухне - мойка, электроплита, холодильник, стол и табуретки, в санузле - унитаз, рукомойник, ванна и бойлер для нагрева воды, в комнатах - кровати, тумбочки и шкаф. Всё новое, пусть без изысков, но и с тёмным, сырым, холодным подвалом не сравнить. Во всех квартирах тепло, есть свет и горячая вода. Тот минимальный комфорт, с которым и в самом Донецке сейчас регулярно случаются перебои.
- Основную сложность в этом доме представляли выбитые стекла, двери, разрушенная кровля и коммуникации. Всё, включая выгоревшую электропроводку, мы заменили, наладили снабжение водой и канализацию. На объектах задействованы 70-80 человек, как из Ямала, так и местные жители, - прокомментировал проделанную работу первый заместитель директора Дирекции капитального строительства и инвестиций ЯНАО Артём Плешкунов.
Елена Асмолова светится от счастья, осматривая свою будущую квартиру. Её муж, сдержанный и неразговорчивый, деловито проверяет, горячие ли батареи. И это после того, как они по милости ВСУ лишились всего…
- Вначале попало в соседний подъезд, потом наш сложился, всё сгорело, у нас вообще ничего нет.
А у Елены другая боль. Отец. «Мой отец - дитё войны, жил в Белоруссии недалеко от Хатыни. Их деревню тоже должны были сжечь, он чудом спасся. В юности приехал в Донбасс, всю жизнь работал в шахте. Теперь вторую войну переживает. Но уезжать отказывался категорически. И украинскую гуманитарку никогда не брал, ждал Россию. Ему только исполнился 91 год, и тут такой подарок! Мы не ожидали. С собой отца сегодня не взяли, он почти не ходит, но свои три маленьких сумочки уже приготовил».
«Мы даже не знали, что в квартире есть холодильник и табуретки, гадали, как их купить, на что, как привезти. Пенсию мы получаем, на табуретки нам хватит, но надо же как-то сюда доставить», - делится Елена переполняющими её эмоциями.
Елена горестно вспоминает, что не все в Авдеевке Россию дождались, а в магазине по соседству погибло сразу 14 человек.
- Украинцам всё равно было, что с ними станет. Русские военные пригнали технику, разбирать завалы, все тела аккуратно достали. Они и к мёртвым относятся с уважением. Вот только с задания не всегда возвращаются, а мы оплакиваем, - продолжает рассказ Елена.
Елена особо отметила, что продукты, которые семья получает в рамках гуманитарной помощи, отличаются высоким качеством. Всё продумано, и есть даже мясо. А овощи из Белоруссии и Краснодарского края упакованы с любовью.
Новосёлы поневоле
Флорида Трошина, родилась в Таджикистане - родители жили и работали там «по зову партии». Она пришла получить ключи от новой квартиры вдвоём с внучкой-студенткой - дочь погибла во время обстрела.
- Мы в «старой» Авдеевке жили, война снесла полдома. Начинаем сначала.
И Александр Князев рад комфортному жилью:
- Мы тут такого страху натерпелись, не передать. Теперь совсем другое дело: спокойно, жильё вот начали давать. Моя квартира полностью сгорела, только мусор и остался.
Во время разговора с Александром в квартиру забегает будущая соседка Александра и с восторгом сообщает:
- Только что сообщили, сейчас матрасы подвезут, постельное бельё и даже шторы. А тут гадают, как померить окна, где купить. Оказалось, всё будет в качестве гуманитарной помощи от ЯНАО!
Вручал ключи от нового жилья авдеевчанам лично глава Донецкой Республики Денис Пушилин. Он обнял каждого из новосёлов, поблагодарив за мужество, терпение. Тёплые слова нашлись и для строителей.
- Это пока ещё не полноценное восстановление. Мы ставили задачу позволить людям перезимовать в тепле и с горячей водой. У меня к жителям Авдеевки особое отношение, они тут натерпелись. Со следующего года мы будем понимать, как будет проходить развитие донецкой агломерации и Авдеевки в её составе. Но проработка более глобальных планов уже идёт. Мы очень благодарны ЯНАО, за помощь. У нас уже сложились с ними дружеские отношения. Уверен, на долгие десятилетия, - рассказал о планах глава ДНР.
Не без проблем. И в России тоже
Меж тем с освобождением Авдеевки спокойней стало и Донецку. Не все проблемы решены, они глобальны: есть перебои с электричеством, водой и отоплением, не вовремя вывозят мусор. Жильё нуждается в капитальном ремонте, за десять лет войны в Донбассе всё обветшало. Есть острая нехватка кадров, и ЖКХ не исключение. Без помощи Большой России тут не обойтись.
- Без света на данный момент 2000 абонентов Горловки, износ теплосетей чуть больше 70%, - озвучил проблемы Денис Пушилин во время прямой линии 10 декабря.
И всё же, с взятием Авдеевки и продвижением российской армии к западным границам ДНР, Донецк вздохнул и оживает. Сейчас, как и с 2014 года, от обстрелов по-прежнему страдает Горловка.
В Донецкую и Мариупольскую епархию назначен новый митрополит. Владыка Владимир, сорокапятилетний красавец ростом под два метра, прибыл вместо ушедшего по состоянию здоровья на покой митрополита Иллариона из самого Владивостока. На первом богослужении его высокопреосвященство объявил, что революционных потрясений нашу епархию не ждёт, а ждёт совместный кропотливый труд духовенства и прихожан. Церковь по-прежнему будет уделять повышенное внимание социальным проектам, а также займётся восстановлением разрушенных в ходе боевых действий храмов и восстановлением утраченных святынь. Бог в помощь.
Аншлаги
Заработали театры. В «Донбасс Опере» с огромным успехом прошла премьера «Дон Жуана» Моцарта в постановке режиссёра из Омска и Новосибирска Александра Лебедева, который давно и плодотворно сотрудничает с театром. Жизнеутверждающий спектакль выполнен в яркой, необычной сценографии. И прочтение образа главного героя не вполне традиционно: он показан жизнелюбом, способным на мужской поступок, готовым бросить вызов тёмным силам и отдать жизнь за свою позицию. По мнению Александра Лебедева, дончанам этот образ очень созвучен.
В третий раз «Донбасс Опера» с триумфом дала в Донецке «Князя Игоря». До этого из-за обстрелов центра с началом СВО премьеру отложили, а спектакль презентовали на других площадках, включая Крым и Новую сцену Большого театра в рамках фестиваля «Видеть музыку». Каждый раз с большим успехом. Но вот постановку дождались и в Донецке, где зрители более двух лет бережно хранили все купленные билеты. Это уже совсем иной спектакль, чем моцартовский «Дон Жуан». Опера Бородина поставлена с традиционно-русским размахом, в ней звучит исконно русская музыка. Здесь максимально задействован и хор, и балет театра. Действие оперы режиссёр-постановщик, народный артист России Юрий Лаптев, перекомпоновал, приблизив её к авторской концепции. И образ главного героя князя Игоря решён не в канонической манере: из былинного и монументального он стал противоречивым, сомневающимся, но от этого живым и человечным.
А многими любимый в Донецке театр-студия «4 этаж» Дворца молодёжи «Юность» восстановил спектакль «Тёмные аллеи» по циклу рассказов Ивана Бунина. Это третья яркая и самобытная, хотя на этот раз лаконичная по сценографии, постановка в нынешнем театральном сезоне Донецка. Сам дворец, разбитый украинскими «градами» ещё летом 2014 года, сейчас ожидает реконструкции, проект которой утверждён три года назад. Однако все творческие студии, работавшие во дворце, вернулись к очным занятиям, хотя и на других площадках.
Кто-то вспомнит знаменитое изречение: «Когда грохочут пушки, музы молчат». И до театров ли, когда идёт война? Но ведь в блокадном Ленинграде театры работали. Так и дончане не согласны с данным утверждением - билеты расходятся почти мгновенно. Тем более что есть ограничения на число посадочных мест - это связано с вместимостью убежищ. А приобщение к искусству даёт людям глоток воздуха, так необходимый им в непростой жизненной ситуации.
Город готовится отметить Новый год и Рождество. Пока, к огорчению многих, без главной ёлки, но с праздничными иллюминациями. На главной площади Донецка, площади Ленина, они непохожи на те, что устанавливали в прошлые годы.
- Очень красиво и необычно! Такого ещё в Донецке не было, - радуются горожане.
Несмотря ни на что, жизнь в Донецке продолжается.