Индонезийская точка опоры
Нет необходимости особо подчёркивать, что интерес держав продиктован местом и ролью Индонезии не только в регионе, но и в мире в целом. Как и то, что эта страна действительно имеет все основания считать себя той самой точкой опоры. Ведь это - крупнейшее государство Юго-Восточной Азии, которое занимает стратегическое положение между двумя континентами, а также находится на пересечении многих торговых путей, что позволяет ему осуществлять контроль над ними.
Что мы знаем об Индонезии
Взять тот же Малаккский пролив, который пролегает между полуостровом Малакка (западная Малайзия) и индонезийским островом Суматра. В год через него проходит около 50 тысяч судов, обслуживающих, по разным оценкам, от одной пятой до одной четвёртой всего морского товарооборота. Количество нефтяных танкеров, заходящих в Южно-Китайское море из Малаккского пролива, в три раза превышает количество нефтяных танкеров, проходящих через Суэцкий канал, и в пять раз превышает количество нефтяных танкеров, проходящих через Панамский канал, что убедительно свидетельствует о его важности.
Конечно же, Индонезия интересна не только этим. Раскинувшаяся на 17 тысячах островов, из которых населены, правда, только 6 тысяч, эта страна насчитывает 274 миллиона человек, что делает её четвёртой по численности населения в мире. В Индонезии в семь с половиной раз больше мусульман, чем в Саудовской Аравии, стране, откуда пришёл ислам. Благодаря этому она является первой страной в мире с мусульманским большинством.
На протяжении последних десятилетий Индонезия демонстрирует стабильный экономический рост. Сейчас Джакарта ставит перед собой цель достичь ВВП на душу населения в 25 тысяч долларов и войти в число великих держав.
Для достижения этой цели она планирует использовать открытую торговую и инвестиционную политику, увеличение внутреннего потребления, изобилие природных ресурсов и растущую квалификацию рабочей силы. Несмотря на рыночный статус экономики, правительство Индонезии регулирует цены на некоторые основные товары, такие как топливо, рис и электричество. Основу для такого развития составляют богатые сырьевые ресурсы страны.
Чем богаты
На территории Индонезии расположены крупные месторождения нефти и газа, каменного и бурого угля, руд железа, меди, никеля, олова, бокситов, серы. Островное государство является крупнейшим экспортёром угля в мире (400 млн тонн в год), входит в топ-10 стран по экспорту сжиженного природного газа (14,6 млн куб. м). Она давно уже стала лидером по добыче никеля (48% от мирового объёма) и может стать вторым по величине производителем кобальта - двух минералов, необходимых для производства аккумуляторов для электромобилей, что свидетельствует о её важности в мировой экономике.
Индонезия является вторым по величине производителем домашней птицы в Азиатско-Тихоокеанском регионе и одним из крупнейших производителей морепродуктов в мире. В её морских водах насчитывается более семи тысяч видов рыб, включая декоративных.
Немалый вклад в ВВП страны вносит и туристический сектор, который развивается в схожей с мировыми тенденциями динамике. Для активизации туристической деятельности министерство туризма и креативной экономики запустило в конце 2022 года электронную визу (e-VOA) и Second Home Visa. Кроме этого, страна начала продвигать спортивный туризм.
Армия и флот
Индонезия также, согласно данным сайта Global Fire Power, является страной с самой сильной армией в Юго-Восточной Азии и по своей военной мощи занимает 16-е место в мире, опередив Саудовскую Аравию (17-е место) и Австралию (19-е место). Вооружённые силы насчитывают около 400 тысяч человек. Большинство из них приходится на сухопутные силы, которые имеют на вооружении 30 миномётов, 12 РСЗО, 160 противотанковых и 370 зенитных средств 332 танка и 1430 бронетранспортёров.
Справка
На вооружении ВВС находятся следующие самолёты: 11 Су-30МК, пять Су-27СК, восемь Т-50I, 42 «Хок» Mk.53, Mk.109 и Mk.209, 36 F-16; 15 EMB-314, семь C-295, 14 CN-235, шесть «Боинг 737-200», 11 C-212, 15 C-130 (различных модификаций), два KC-130B, 11 EC-120B, семь SA-330J, 10 NAS-332 (различных модификаций), шесть EC-725.
Особенностью базирования боевой авиации в Индонезии является то, что истребители, выделенные для решения задач противовоздушной обороны, сосредоточены на острове Ява (авиабаза Исваюди, населённый пункт Мадиун), где находится наибольшее количество важных государственных и военных объектов. Штурмовики же дислоцируются в непосредственной близости от важных проливов.
Береговая линия Индонезии и множество островов делают необходимым особое внимание со стороны властей к развитию Военно-морских сил. В соответствии с долгосрочной программой, принятой в 2005 году, к настоящему времени планировалось иметь в составе ВМС 274 корабля прибрежной и ближней морской зон, включая 12 подводных лодок и 10 авиационных эскадрилий, состоящих как минимум из 137 самолётов и вертолётов.
Однако планы Джакарты по модернизации ВМС, как и вооружённых сил в целом, наталкиваются на ограничения национальной оборонной промышленности, которая не может производить современные высокотехнологичные образцы боевой техники или некоторые виды оружия. Зависимость от военно-технического сотрудничества с другими странами также неблагоприятно сказывается на темпах реализации программы перевооружения. Но государство ставит задачу решить в перспективе и эту проблему.
Следует также отметить, что Индонезия активно проводит внешнюю политику, сотрудничает с другими странами региона в борьбе с терроризмом, контроле над наркотиками и преступностью. Она участвует в региональных форумах по безопасности, где обсуждаются вопросы обороны и безопасности региона. Индонезия вносит значительный вклад в работу различных международных организаций. Она является одним из основателей Движения неприсоединения, членом ООН, ВТО, G20, АСЕАН, Восточноазиатского саммита, D-8 и Организации исламского сотрудничества.
Через один путь - к мировой морской оси
Индонезия неоднократно выражала своё желание стать членом БРИКС, но пока не спешит подавать заявку на вступление в это объединение. По мнению аналитиков, одной из причин этого является её политика лавирования между Китаем и США. Ведь став членом БРИКС, одним из лидеров которого считается Китай, Индонезия могла бы показать свою позицию, а Джакарта предпочитает избегать таких действий.
При этом, однако, её отношения с Китаем носят характер всеобъемлющего стратегического партнёрства и направлены на «совместное построение сообщества единой судьбы». Развивая эти отношения, Китай, следуя своей традиции, делает ставку на развитие экономического сотрудничества и реализацию инфраструктурных проектов, полагая, что таким образом можно достичь влияния на ту или иную страну, включая Индонезию. Тем более, что с её стратегическим положением, Индонезия может поддержать стремление Китая создать торговые пути в рамках инициативы «Один пояс - один путь».
В свою очередь, Индонезия использует эту инициативу Китая для разработки собственной концепции «Индонезия - мировая морская ось». Главная идея этой концепции заключается в том, чтобы сделать Индонезию крупной, сильной и процветающей страной. Для этого необходимо восстановить её идентичность как морской державы, защитить морские интересы, гарантировать безопасность на море и расширить морской потенциал для обеспечения справедливого экономического развития и процветания Индонезии.
Реализация данной концепции требует развития морской инфраструктуры и логистики. Это подразумевает создание международных портов в самых отдалённых регионах в качестве шага к интеграции Индонезии с региональными и глобальными системами логистических сетей. Из 1241 порта она открыла 141 для международной торговли, а также создала ещё 24 стратегических порта, соединяющих восточный и западный континенты.
В сентябре прошлого года Джакарту посетил премьер-министр Китая Ли Цян. В ходе визита Китай обязался инвестировать в экономику Индонезии 21,7 млрд долларов. Также было подписано шесть новых соглашений - в сфере электронной коммерции, промышленной кооперации, поддержки предприятий, сельского хозяйства, науки и технологий, а также рыболовства.
Среди крупных инвестиций Китая за последний период выделяются высокоскоростная железная дорога Джакарта-Бандунг, которая была введена в строй в октябре прошлого года, гидроэнергетический проект Батанг-Тору, завод по производству электромобилей или литиевых батарей в Моровали, плотина Джатигеде, шоссе Медан-Куаланаму и порт Куала-Танджунг. Китай инвестирует работу Индонезии по переходу страны на «зелёную» энергетику.
Стороны также договорились создать механизм диалога 2+2 для министров иностранных дел и министров обороны, который, как ожидается, расширит каналы высокого уровня для стратегического общения и платформы для сотрудничества в области политики, обороны и безопасности.
Вместе с тем нельзя не заметить, что отношения Индонезии с Китаем время от времени омрачаются различными проблемами. В частности, в определённых индонезийских кругах появилось недовольство тем влиянием, которое Китай оказывает, развивая экономические связи со страной. При этом указывается, что Китай контролирует 90 процентов никелевой промышленности Индонезии.
В последнее время отношения между двумя странами в Южно-Китайском море заметно обострились. Это произошло после того, как Индонезия объявила, что одобрила планы по разработке крупного месторождения природного газа вблизи островов Натуна. Китайцы потребовали, чтобы индонезийцы прекратили добычу нефти и газа в этом районе, но правительство Индонезии удвоило планы по созданию особой экономической зоны на острове Натуна.
«Супер щит Гаруда» и сотрудничество со Штатами
Как известно, Джакарта оспаривает притязания Китая почти на всё Южно-Китайское море и постоянно подчёркивает, что оно должно оставаться стабильным и мирным, а международные законы должны соблюдаться и выполняться. При этом Индонезия также пытается сбалансировать действия Китая в этой акватории, проводя совместные с США учения «Супер щит Гаруда».
Справка
Учения проводятся ежегодно с 2009 года, и в прошлом году, впервые в истории, они были расширены до международного формата. В «Супер щит Гаруда» приняли участие не только США и Индонезия, но и военнослужащие из Японии, Австралии, Сингапура, Великобритании и Франции. Кроме того, представители более десятка стран региона присутствовали на учениях в качестве наблюдателей. В рамках учений были проведены воздушно-десантные операции, учения по захвату аэродрома и совместные полевые тренировки, а также боевые стрельбы.
Следует отметить, что проведение этих учений составляет одно из направлений сотрудничества Индонезии и США в области безопасности и военного дела. Именно эта сфера является преобладающей в отношениях между двумя странами, в отличие от сотрудничества Индонезии с Китаем, которое в основном сосредоточено, как уже упоминалось, на развитии экономических связей.
В прошлом году президент Индонезии Джоко Видодо, находясь в Соединённых Штатах в рамках участия в саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, встретился с Джо Байденом. В ходе состоявшихся переговоров обе стороны подчеркнули важность практического взаимодействия для решения современных вызовов в области безопасности. В заявлении также было отмечено, что противостояние терроризму и насильственному экстремизму, а также их предупреждение и противодействие, являются общими приоритетами.
Индонезия и Соединённые Штаты подписали соглашение о сотрудничестве в области обороны, а также выразили намерение совместно поддерживать международное право, повышать возможности по миротворчеству и укреплять сферу безопасности и обороноспособности. Новое сотрудничество охватывает различные области, включая повышение квалификации в сфере обороны, кибербезопасность, военную медицину, космос, совместные учения, восстановление военнопленных и погибших при исполнении служебных обязанностей, а также противодействие химическим, биологическим, радиологическим и ядерным угрозам.
Кстати
Важную роль в развитии сотрудничества между двумя странами в военной сфере играет продажа оружия. Согласно данным, опубликованным Соединёнными Штатами в 2021 году, в период с 2015 по 2019 год Вашингтон экспортировал военной техники на сумму 1,88 млрд долларов, включая истребители F-16C/D Block-25, ударные вертолёты Longbow и Apache Blok-25, а также самолёты Osprey. В 2022 году США продали Индонезии 36 истребителей F-15EX на сумму 14 млрд долларов.
Необходимо подчеркнуть, что, развивая сотрудничество с Индонезией, Соединённые Штаты не оставляют попыток придать ему антикитайскую направленность и побудить Джакарту присоединиться хотя бы к одному из военных альянсов, которые они создают или модернизируют в регионе. В частности, США не скрывают своего желания, чтобы Джакарта стала партнёром в альянсе Quad, в который входят Австралия, Индия и Япония, а также в трёхстороннем пакте безопасности AUKUS, включающем США, Австралию и Великобританию.
Однако Индонезия отказывается от этого, так как не хочет быть втянутой в конфликт или оказаться под влиянием других стран, таких как Соединённые Штаты. Джакарта делает акцент на предотвращении любого конфронтационного сценария посредством переговоров и подчёркивает ключевую роль АСЕАН в этом процессе.
Джакарта не осудила спецоперацию России на Украине
Продолжая балансировать между китайцами и американцами, Индонезия в то же время склоняется в сторону России, видя в ней надёжного экономического и военно-политического союзника. Наша страна одной из первых признала независимость Индонезии. При содействии наших специалистов были построены металлургический завод «Кракатау», сеть автомобильных дорог на Калимантане, научно-исследовательский атомный реактор в Джокьякарте, госпиталь «Дружба» и стадион «Бунг Карно» в Джакарте.
По итогам 2022 года двусторонний товарооборот вырос на 40% и составил 3,3 млрд долларов. Несмотря на санкции, объём товарооборота между двумя странами не снизился и в 2023 году. Россия продолжает активное участие в реализации ряда инфраструктурных проектов Индонезии. В последние годы власти двух стран активно обсуждали вопрос поставки Индонезии плавучих атомных электростанций. А ранее посол России в Индонезии Людмила Воробьёва говорила, что Россия готова построить АЭС в создаваемой новой столице этой страны Нусантаре.
Наши страны активно сотрудничают в военной и военно-технической сферах. В сентябре 2010 года было подписано российско-индонезийское соглашение об укреплении военно-технического сотрудничества между двумя странами. Россия поставила для нужд индонезийских вооружённых сил боевые самолёты, вертолёты, боевые машины пехоты, автоматы Калашникова сотой серии и другую технику и вооружение.
К слову
Интересно, что во время выступления перед военнослужащими в Джакарте в феврале прошлого года министр обороны Индонезии Прабово Субианто заявил, что вооружённые силы страны должны равняться на российскую армию и перенимать её боевой опыт. Он отметил, что российская армия «на порядок выше и лучше» индонезийской, и это обстоятельство стоит использовать для дополнительной мотивации индонезийских военнослужащих, чтобы они совершенствовали потенциал национальных вооружённых сил.
Нельзя не отметить и тот факт, что Индонезия не осудила проведение Россией специальной военной операции на Украине. В июне 2023 года она предложила мирный план по разрешению конфликта. Этот план предусматривал прекращение огня, создание 15-километровой демилитаризованной зоны и размещение миротворческих сил ООН вдоль линии соприкосновения. Кроме того, ООН должна была организовать референдум по спорным территориям, но не уточнялось, по каким именно.
Президент официально не провозглашён, но имя его у всех на устах
Озвучил этот план всё тот же Прабово Субианто, который наряду с двумя другими кандидатами принял участие в борьбе за пост главы государства и победил. Правда, окончательный итог выборов будет подведён только по прошествии 35 дней после их проведения. По предварительным подсчётам он набирает 60% голосов, что свидетельствует о его победе уже в первом туре выборов. В качестве кандидата в вице-президенты в тандеме с ним баллотировался мэр города Суракарта Гибран Ракабуминг Рака. Они вступят в должность в октябре 2024 года. Затем у избранного главы государства будет две недели, чтобы сформировать кабинет министров.
В ходе предвыборной кампании Субианто прямо говорил, что во внутренней политике планирует продолжать курс Видодо и будет сохранять традиционную линию страны в мире, исходя из «философии неприсоединения». При этом он отмечал историческую роль Америки в оказании давления на Нидерланды с целью признания суверенитета Индонезии в 1940-х годах. «Это часть истории, и мы не можем забыть этот долг чести», - подчеркнул Субианто. И добавил, что также высоко оценивает важность Китая для Юго-Восточной Азии. «Китай - великая цивилизация. Она внесла большой вклад, и сейчас она очень, очень активна и вносит большой вклад в нашу экономику», - сказал Прабово Субианто.
Что касается нашей страны, то он неоднократно называл российский народ «другом Индонезии» и подчёркивал, что между двумя государствами сложилось прочное и взаимовыгодное сотрудничество, и что Джакарта имеет право на отношения с Москвой, отличающиеся от подходов Запада к ней. Он также выражал намерение продолжать развивать двусторонние отношения в том же ключе.
Оценивая результаты прошедших выборов, можно с уверенностью утверждать, что Индонезия останется тем важным партнёром между двумя океанами, с которым мы будем развивать сотрудничество на принципах взаимного доверия, уважения и взаимной выгоды. Она также продолжит политику неприсоединения к каким-либо блокам и альянсам.