Азиатский «квадроцикл» НАТО
© flickr.com/compacflt
Против Китая: военно-морские учения «Малабар-2020» США, Японии, Австралии и Индии.

Азиатский «квадроцикл» НАТО

Вашингтон сколачивает в Индо-Тихоокеанском регионе стратегический альянс, который Соединённые Штаты намерены использовать в своём противостоянии с Китаем
15 декабря 2020, 06:38
Реклама
Азиатский «квадроцикл» НАТО
© flickr.com/compacflt
Против Китая: военно-морские учения «Малабар-2020» США, Японии, Австралии и Индии.
Читайте нас на: 

«Малабар-2020». Так назывались учения военно-морских сил США, Индии, Австралии и Японии, которые продолжались практически весь ноябрь. Первая их фаза началась 3 ноября в Бенгальском заливе, а вторая – 17 ноября в Аравийском море.  При этом и там, и там решались одни и те же задачи – отрабатывались действия по поиску и сопровождению подводных лодок, спасательные и десантные операции, а также ракетные пуски по различным целям.

Следует отметить, что манёвры «Малабар» при различном составе их участников проводятся с 1992 года и по сути мало чем отличаются от тех многочисленных учений, которые устраивают в регионе США вместе со своими союзниками и партнёрами. Однако на сей раз к ним было приковано повышенное внимание. И вызвано это было тем, что «Малабар-2020» продемонстрировали, как отмечает китайская газета «Хуаньцю шибао», наполнение неформальной стратегической коалиции США, Индии, Австралии и Японии или так называемого Четырёхстороннего диалога по обеспечению безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе QUAD (Quadrilateral Security Dialogue - КВАД) новым содержанием – военной составляющей.

Корабли ВМС Индии, ВМС Австралии и Японии на учениях «Малабар-2020».
© flickr.com/compacflt
Корабли ВМС Индии, ВМС Австралии и Японии на учениях «Малабар-2020».

«Азиатский НАТО» и КНР

Развитие КВАД, или «азиатского НАТО», как ещё называют четвёртку этих стран, шло ни шатко ни валко с 2007 года, когда с инициативой об организации диалога по обеспечению безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе выступил тогдашний премьер-министр Японии Синдзо Абэ. Однако в 2017 году за дело взялись США, для которых к тому времени этот регион стал приоритетным в американской внешней политике.

В принятой в том же году Индо-Тихоокеанской стратегии подчёркивается, что американские действия в регионе продиктованы как минимум двумя моментами. Во-первых, здесь Соединённые Штаты находятся в прямом соприкосновении со своими главными противниками – Китаем и Россией. А во-вторых, по пролегающим через регион морским маршрутам осуществляется транспортировка около половины общемирового объёма контейнерных грузов, а также порядка 70% транспортировок углеводородного сырья. Это побуждает Соединённые Штаты, с одной стороны, наращивать собственное военное присутствие в регионе, а с другой – подталкивать к более тесному взаимодействию в данном направлении своих союзников и партнёров.

С инициативой об организации диалога по обеспечению безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе выступил тогдашний премьер-министр Японии Синдзо Абэ.
© РИА Новости/Михаил Климентьев
С инициативой об организации диалога по обеспечению безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе выступил тогдашний премьер-министр Японии Синдзо Абэ.

В этой связи именно КВАД был признан в Вашингтоне в качестве одного из наиболее эффективных инструментариев для достижения поставленных американских целей в Индо-Тихоокеанском регионе. Спекулируя прежде всего на растущей военной мощи Китая, США стали убеждать членов «четвёрки» в необходимости создания эффективной системы безопасности.  Даже Дональд Трамп при всех его специфических заявлениях и демаршах, в том числе ведших к ослаблению существовавших альянсов, стремился превратить КВАД в многообещающую коалицию в Индо-Тихоокеанском регионе.

Надо признать, что этим действиям США способствовал и ряд региональных факторов. Одним из них является то, что КНР всё явственнее становится главной региональной и глобальной силой, что, несомненно, беспокоит не только Вашингтон, но и его союзников. Частично это было связано с повышением активности Пекина в районе спорных островов Южно-Китайского моря, в частности, размещения ракет типа «земля-воздух» на острове Вуди, а также системы радаров. Несмотря на все заверения Китая, что он никому не создаёт угрозы безопасности, у стран «четвёртки» сформировалось, опять же под влиянием Вашингтона, убеждение, что политика Пекина препятствует обеспечению «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона». 

КВАД был признан в Вашингтоне в качестве одного из наиболее эффективных инструментариев для достижения поставленных американских целей в Индо-Тихоокеанском регионе.
© wikipedia.org/Darouet
КВАД был признан в Вашингтоне в качестве одного из наиболее эффективных инструментариев для достижения поставленных американских целей в Индо-Тихоокеанском регионе.

Кроме того, у каждой страны-члена КВАД есть проблемы в отношениях с Пекином. Так, США, как известно, провозгласили КНР главным американским соперником. И это вылилось в торговые войны и технологическую гонку. США открыто выступают за военную помощь Тайваню и поддерживают протестующих в Гонконге. У Японии существуют территориальные претензии к Китаю. В частности, Токио постоянно выражает протест по поводу спорных островов Сенкаку (китайцы называют их Дяоюйдао), расположенных в Восточно-Китайском море.

Свои территориальные споры осложняют отношения Индии с Китаем. Они серьёзного омрачились летом этого года, когда в очередной раз вспыхнул пограничный конфликт, который привёл к потере Индией не менее 20 военнослужащих и, возможно, сотни километров территории. Что касается Австралии, то у неё нет реального конфликта с Китаем в сфере безопасности. Но не так давно Пекин запретил импорт австралийской говядины, ячменя и других товаров. Предположительно, это могло произойти из-за требований Канберры привлечь Китай к ответственности за пандемию коронавируса.

Токио постоянно выражает протест по поводу спорных островов Сенкаку (китайцы называют их Дяоюйдао), расположенных в Восточно-Китайском море.
© wikipedia.org/Jackopoid
Токио постоянно выражает протест по поводу спорных островов Сенкаку (китайцы называют их Дяоюйдао), расположенных в Восточно-Китайском море.

Всё это вместе привело к тому, что КВАД, или «квадроцикл», как его недавно обозвала The Times of India, ожил и пришёл в движение – США, Индия, Австралия и Япония приступили к активной работе над созданием новой многосторонней структуры, обеспечивающей безопасность в регионе. В октябре госсекретарь США Майк Помпео заявил, что, «как только мы институционализировали совместные действия нашей «четвёрки», мы смогли начать выстраивать подлинную систему безопасности - структуру, способную противодействовать вызову, который Коммунистическая партия Китая бросает нам всем».

Одним из примеров этой деятельности стало проведение упоминавшихся выше учений «Малабар-2020», в которых впервые за последние 13 лет приняла участие Австралия. «Участие в сложных учениях, таких как «Малабар», не только подчёркивает стратегическое доверие между членами, но и укрепляет нашу коллективную способность вносить вклад в региональную безопасность», - заявила министр обороны Австралии Линда Рейнольдс.

В свою очередь военное ведомство Японии в заявлении относительно  этих учений, которое процитировала телекорпорация NHK, отметило, что «Малабар-2020» направлены на укрепление солидарности и взаимодействия вооружённых сил четырёх государств в обеспечении безопасности в Азии и создании «свободной и открытой зоны на Индо-Тихоокеанском театре». Высоко оценили учения и непосредственные их участники. Так, кэптен Элейн Коллинз, командир 9-й эскадры эсминцев, входящей в авианосную ударную группу во главе с авианосцем «Нимиц», подчеркнула: «Учения «Малабар – 2020» предоставили возможности для повышения нашей оперативной совместимости и укрепления наших морских партнёрств с Индией, Австралией и Японией».

Авианосец «Нимиц» на учениях «Малабар-2020» в Аравийском море.
© flickr.com/usnavy
Авианосец «Нимиц» на учениях «Малабар-2020» в Аравийском море.

Дружба дружбой, а интересы у каждого свои

Однако «Малабар - 2020» - это лишь один элемент, пишет английская The Economist, в растущем наборе связей в области безопасности «четвёртки». Между всеми её странами расширяются двусторонние связи по шести направлениям. 17 ноября Австралия и Япония заключили соглашение, которое облегчит проведение совместных военных учений. Америка и Индия подписали соглашение относительно логистической поддержки, специальных средств связи, а также обмена геокосмической информацией, в том числе секретными спутниковыми картами. Дели и Канберра также подписали в этом году соглашение о взаимной логистической поддержке и подняли двусторонние отношения до уровня всеобъемлющего стратегического партнёрства.

Используются и сокращённые «трёхсторонние» форматы. США, Австралия и Япония, к примеру, готовятся к принятию на вооружение новых американских истребителей F-35, что обеспечивает высокую степень взаимодействия между их авианосцами. Кроме того, министры иностранных дел Австралии, Индии и Японии встречаются в формате «трио» без представителей Америки за столом переговоров. «Мы движемся к созданию определённого рода союзнических отношений со странами «четвёрки», - говорит Гурприт Кхурана, представитель ВМС Индии.

Вместе с тем у КВАД пока нет бюрократического оформления, как нет и постоянного секретариата, нет и никаких взаимных обязательств «четвёрки» относительно вмешательства в случае нападения на одну из них, что обычно характерно для сложившегося альянса.

Австралия и Япония готовятся к принятию на вооружение новых американских истребителей F-35.
© navy.mil
Австралия и Япония готовятся к принятию на вооружение новых американских истребителей F-35.

И тому есть свои объяснения. Во-первых, углубляя сотрудничество в области обороны и безопасности, Индия Австралия и Япония явно не готовы к тому, чтобы быть втянутыми в военное противостояние США и Китая. Во-вторых, у каждой страны «четвёрки» свои стратегические интересы. «Для США жизненно важно происходящее в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. То же самое касается и Японии. А для Австралии это уже западный Тихий океан. При этом для Индии КВАД - это в первую очередь Индийский океан, а Южно-Китайское море - как раз вторичная сцена», - сказал в этой связи Грегори Полинг, директор инициативы по морской прозрачности в Азии.

Нельзя также не видеть, что, например, у той же Японии явно растёт стремление освободиться от американской опеки и стать самостоятельным игроком на международной арене в целом и регионе в отдельности. Тем более что за эту опеку Япония вынуждена платить немалые деньги. В частности, она предоставляет 2 млрд долларов ежегодно на содержание 54 тысяч военнослужащих США и закупает 90% своей военной техники у американских компаний. Уже в следующем году должны состояться американо-японские переговоры о нахождении военных баз США в Японии, на которых Токио надеется добиться пересмотра условий пребывания в стране американских военнослужащих.

В-третьих, при наличии всех противоречий с Китаем для некоторых участников КВАД взаимодействие с Поднебесной остаётся одним из приоритетов. Буквально две недели назад Япония и Австралия присоединились к возглавляемому Китаем экономическому партнёрству ВРЭП - соглашению о свободной торговле, которое включает 15 стран. По мнению экспертов, решение Японии и Австралии подписать этот документ говорит об их желании работать с Китаем.

15 ноября 2020 года в Ханое подписано соглашение о создании крупнейшего в мире Всестороннего регионального экономического партнёрства (ВРЭП).
© gov.cn
15 ноября 2020 года в Ханое подписано соглашение о создании крупнейшего в мире Всестороннего регионального экономического партнёрства (ВРЭП).

Ещё больший интерес в этом плане проявляет Индия. Характеризуя недавно отношения двух стран, посол КНР в Дели Сунь Вэйдун заявил: «Китай и Индия являются партнёрами, плывущими в одной лодке, и могут совместными усилиями выиграть битву с коронавирусом. Столкнувшись со вспышками пандемии COVID-19 по всему миру, Китай и Индия стоят бок о бок и помогают друг другу, что подчёркивает важность их взаимодействия во имя всего человечества».

По большинству мировых проблем Китай и Индия выступают практически единым фронтом. Они имеют общее видение многополярного мироустройства, выступают за открытость рынков и поддерживают развитие и распространения технологий. Их позиции совпадают и по вопросам борьбы с климатическими изменениями, обеспечения энергетической безопасности, ряду других глобальных проблем. Китай и Индия активно взаимодействуют в рамках ШОС и БРИКС, что способствует развитию усилий этих организаций в их противостоянии общим мировым вызовам.

Премьер-министр Индии Нарендра Моди и председатель КНР Си Цзиньпин, Китай и Индия активно взаимодействуют в рамках ШОС и БРИКС.
© pmindia.gov.in
Премьер-министр Индии Нарендра Моди и председатель КНР Си Цзиньпин, Китай и Индия активно взаимодействуют в рамках ШОС и БРИКС.

США намерены расширить «четвёрку»

Тем не менее США не отказываются от намерения добиться превращения КВАД в настоящее «азиатское НАТО» и продолжают работу в этом направлении со своими партнёрами по «четвёрке». При этом они стараются убедить их в необходимости создания пока хотя бы «мягкого альянса», свободного от каких-либо договорных обязательств. Именно об этом шла речь на американо-индийской встрече на уровне министров иностранных дел и обороны в формате «два плюс два», которая прошла в Дели 27 октября. Подводя итоги переговоров, тогдашний глава Пентагона Марк Эспер заявил: «Оборонные связи между нашими двумя странами остаются ключевой опорой двусторонних отношений. Основываясь на наших общих ценностях и интересах, мы плечом к плечу поддерживаем свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион для всех, особенно в свете растущей агрессии и дестабилизирующих действий Китая».

Американо-индийская встреча на уровне министров иностранных дел и обороны в формате «два плюс два», которая прошла в Дели 27 октября 2020.
© defense.gov
Американо-индийская встреча на уровне министров иностранных дел и обороны в формате «два плюс два», которая прошла в Дели 27 октября 2020.

Не приходиться сомневаться, что в этом же ключе продолжит действовать и новая американская администрация. Во всяком случае избранный президент США Джо Байден и предложенный им на пост госсекретаря Энтони Блинкен буквально в один голос говорят, что намерены выстраивать отношения с Китаем с позиции силы.  И поскольку сегодня США уже недостачно сильны, чтобы решать эту задачу самостоятельно, то администрация Байдена будет укреплять, в отличие от Трампа, существующие и создавать новые альянсы. И в этом плане особое внимание, несомненно, будет уделено, Японии и Австралии, а также Индии, то есть КВАД. В своём комментарии, опубликованном этим летом, Элай Ратнер, член переходной команды Байдена, подчеркнул: «Прошло время формальных блоков… борьба за симпатии друзей не будет принимать формы строгих союзов; скорее всего, это будет попытка создания коалиции единомышленников по различным вопросам».

Штаб Джо Байдена опубликовал в Twitter список кандидатур на ключевые посты в администрации. На пост госсекретаря выдвинут Энтони Блинкен.
© twitter.com/Transition46
Штаб Джо Байдена опубликовал в Twitter список кандидатур на ключевые посты в администрации. На пост госсекретаря выдвинут Энтони Блинкен.

Естественно, Байдену придётся «выбросить за борт» воинственную риторику Трампа, которая не только вызывала тревогу у стран «четвёрки», но и отпугивала всех тех, кто раздумывал о перспективах присоединения к ней. В этой связи некоторые американские политологи не исключают того, что Вашингтон попытается расширить КВАД за счёт других стран региона. И, в частности, Новой Зеландии, Южной Кореи и Вьетнама, с которыми США проводят регулярные военные учения, а «четвёрка» проявила способность взаимодействовать при обсуждении вопроса о восстановлении экономики, пострадавшей в результате пандемии коронавируса.

Отмечается также, что и ряд европейских стран стал в последнее время проявлять повышенный интерес к Индо-Тихоокеанскому региону. Например, Франция только что назначила посла по индо-тихоокеанским делам, а перед этим обнародовала новую стратегию, подтверждающую важность этого региона для любого стабильного, основанного на международном праве, многополярного мирового порядка. Германия, которая сейчас председательствует в Европейском Совете, стремится выработать Индо-Тихоокеанскую стратегию для Евросоюза. В недавно опубликованных «Руководящих принципах политики» Германия призывает к мерам, которые гарантируют, что в Индо-Тихоокеанском регионе правила будут доминировать над подходами по принципу «кто сильный, тот и прав». А министр обороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр пообещала направить боевой корабль бундесмарине для патрулирования в Индийский океан для защиты миропорядка, также для того, чтобы сдерживать Китай.

Великобритания также планирует отправить новейший авианосец «Королева Елизавета» в Индо-Тихоокеанский регион в начале 2021 года для проведения совместных учений со своими союзниками, включая США и Японию.  Кроме того Лондон, как заявил в начале 2019 года тогдашний министр обороны Великобритании Гэвин Уильямсон, собирается построить в ближайшие пару лет новую полноценную военную базу на Дальнем Востоке. Сейчас у британцев в регионе есть логистический центр ВМС на военно-морской базе Сембаванг в Сингапуре, а также единственная оставшаяся английская военная база в Брунее. Рост военного присутствия в Индо-Тихоокеанском регионе и расширение сотрудничества Великобритании в четырёхугольнике США - Япония - Индия – Австралия будут способствовать, считают в Лондоне, укреплению позиций Соединённого Королевства на мировой арене.

Великобритания планирует отправить новейший авианосец «Королева Елизавета» в Индо-Тихоокеанский регион в начале 2021 года для проведения совместных учений со своими союзниками, включая США и Японию.
© royalnavy.mod.uk
Великобритания планирует отправить новейший авианосец «Королева Елизавета» в Индо-Тихоокеанский регион в начале 2021 года для проведения совместных учений со своими союзниками, включая США и Японию.

Таким образом, сейчас как никогда высока вероятность, что КВАД перейдёт от консультаций и координации своих действий к тому, чтобы превратиться в стратегический - де-факто - альянс, который Соединённые Штаты будут использовать в своём противостоянии с Китаем. Естественно, такое развитие ситуации вряд ли устроит Пекин.

«Мы надеемся, что военные операции соответствующих стран будут способствовать региональному миру и стабильности, а не наоборот», - заявил, комментируя проведение учений «Малабар-2020»,  официальный представитель министерства иностранных дел Китая Ван Вэньбинь.

Однако Пекину, по мнению «Хуаньцю шибао», сложно воспрепятствовать процессу превращения «коалиции КВАД» в основу «азиатской версии НАТО», направленной против Китая. В этой связи не исключается возможность военных столкновений в регионе. «Неизбежные конфликты всё равно возникнут, и мы это понимаем», - подчеркивается в редакционной статье газеты.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама