Танкисты открывают закрытые позиции
Техника - как добрый конь
«Сенсация! Такого даже в танковом биатлоне не увидишь! Впервые за время специальной военной операции (а может и вообще в мировой истории) танк точным попаданием уничтожил врага на расстоянии 9,5 километра. Автор сенсации - российский Т-80, жертва - американская БМП Bradley».
Такие восторженные строки в последнее время не раз писали о работе российских танкистов. Им удалось освоить не характерный для танков приём стрельбы - с закрытых позиций по навесной траектории. Попадать танкисты умудряются чуть ли не «в пятак»: отправить в лом одинокую Bradley почти в 10 километрах, - под силу только настоящему виртуозу.
Стрельбу с закрытых огневых позиций (ЗОП) сегодня практикуют танкисты на многих участках фронта.
Танк может работать как артиллерия, то есть с закрытой позиции на дальнем расстоянии, - говорит журналистам командир танка Т-80БВ с позывным «Козак». Его экипаж действует на Купянском направлении. - В нашем случае это от 7 до 9 километров. Преимущество ещё в том, что это не прямая наводка, то есть прямого открытого боестолкновения не происходит. Попадаем, да, результат есть. Бывает скопление техники, скопление живой силы, передвижения каких-то группировок, ДРГ. Это мы уже узнаём потом. Стараемся по приезде на позицию танк, как положено, маскировать, чтобы нас и сверху дроны не замечали. Главное - это слаженность экипажа. Ребята дружные, молодцы, друг друга понимаем, как единое целое. Техника добрая, как конь: если за ней ухаживать, она тебе отвечает тем же, не подведёт.
Было, били на удачу
Вообще, огонь с закрытых позиций наши военные начали применять ещё во время Великой Отечественной войны. Однако тогда и сейчас - это совершенно разные вещи. В то время танкисты скорее стреляли на удачу, о высокой точности речи не шло. Прицельное оборудование танка - как в 40-х, так и позже - было рассчитано на работу в пределах прямой видимости. Рассчитать, куда попадёт выпущенный на 8-9 километров снаряд, было практически невозможно из-за большой погрешности.
Учитывая это, танки использовали как артиллерию только во время общей артподготовки перед атакой - «для повышения огневого воздействия на противника». «Бух-бах» из всех стволов, вот и бежит враг, а о том, попал ли танк в конкретную цель, никто и не задумывался.
После войны опыт стрельбы из ЗОП попытались обобщить. Например, в учебнике «Стрельба из танков и самоходно-артиллерийских установок с закрытых огневых позиций», изданном Управлением Начальника бронетанковых войск в 1958 году. Подробные указания содержалось и в «Правилах стрельбы из танков (ПСТ-74)» 1974 года. Однако позже от стрельбы с закрытых позиций военная наука отказалась, сочтя такой способ крайне неэффективным. Почему?
Потому что стрельба с ЗОП, если она не ведётся «куда бог пошлёт», требует серьёзной квалификации и качественного оборудования. Расчёт траектории, координат цели, дальности, азимута, поправки, корректировка - подготовить каждого наводчика к стрельбе «навесом» не представлялось возможным. Одной из идей было приставить к каждому танку по артиллеристу. В мирное время на учениях это можно было осуществить с натяжкой, но в военное - никак.
О танковых ударах с ЗОП забыли на десятилетия. В 2018-м хотели возродить: на полигоне Прудбой прошли специальные учения, рота танков Т-90 соревновалась в стрельбе с закрытых огневых позиций с батареей самоходок «Мста-С». Результаты оказались поразительными со знаком минус. Из трёх задач - поражение одиночных целей на средней дистанции, подавление командного пункта и ведение заградительного огня - танкисты не справились ни с одной. Отклонения по фронту стрельбы достигали 1,7 километра (!), а перелёты и недолёты составляли плюс-минус километр с лишним.
Ура «птичкам» и смартфонам
Спустя всего 5-6 лет ситуация изменилась. Танкисты начали докладывать об успехах - они не просто пугают противника, а точно бьют в цель, уничтожая конкретные единицы вражеской техники. Как же могла произойти такая метаморфоза? К этому, как считают специалисты, привело несколько факторов.
Во-первых, стоит отметить, что массовое использование дронов в качестве разведчиков и корректировщиков огня даёт отличные результаты. Даже если «птичка» не оснащена специальными артиллерийскими «примочками», вид с высоты и возможность подлететь к цели достаточно близко имеют большую ценность. Это позволяет практически в режиме реального времени предоставить информацию о разбросе снарядов и моментально скорректировать огонь. Всего пять лет назад из беспилотной авиации были только «Орланы», и о таком, как «каждому танку - по квадрокоптеру», не могло быть и речи. Поэтому промахи танкистов на полигоне Прудбой исчислялись километрами.
Коптеры, зависнув над целью, могут легко определить её координаты. А это приводит нас к тому, что во-вторых: к возможности с помощью смартфона или планшета, не слишком напрягаясь, вычислить необходимые настройки наведения. Вбиваешь свои координаты и координаты цели в специальное приложение-калькулятор (например, «БРОНЯ»), и вот тебе азимут и боковой уровень. Выстрел - корректировка - снова выстрел… Вуаля!
В-третьих, сегодня танки оборудуются более современными комплексами наведения. Сами по себе они не превращают танк в артиллерийскую установку, но с учётом описанных выше новшеств делают весь процесс быстрым и результативным.
Чем больше летит во врага, тем лучше
Впрочем, споры вокруг танковой стрельбы с ЗОП не утихают. Многие считают, что такие упражнения танкистам приходится выполнять исключительно из-за нехватки артиллерии. Действительно, фронт растянут на тысячи километров, обеспечить присутствие «богов войны» на каждом участке невозможно. Вот и помогают танкисты, превращая свои боевые машины в самоходки. Манёвренности танков любая пушка позавидует: выстрелил, откатился, сменил позицию. В условиях контрбатарейной борьбы это ого какое преимущество.
Есть ещё один аргумент. Ресурс пушки танка - около 1000 выстрелов. Не стоит ли поберечь её для прямых столкновений с противником? Но вот и контраргумент: будет ли у танка на поле боя возможность выпустить 1000 снарядов? Вряд ли. Так что если сейчас есть возможность ударить с закрытой позиции, нужно бить и не сомневаться. Чем больше летит во врага, тем лучше.
Наверное, самое частое сомнение связано с тем фактом, что стрельба с ЗОП для танкистов - это необходимость, вызванная ситуацией, а не просто выбор. Изучая нынешний вооружённый конфликт, многие специалисты сомневаются в будущем танков. Ведь за танками охотятся и спутниковая разведка, и FPV-дроны, и барражирующие боеприпасы, и противотанковые комплексы… Стоит выкатиться из лесополосы, на тебя накидывается целый рой сравнительно дешёвых противотанковых средств. FPV-дроны за 500 долларов могут уничтожить танк стоимостью в несколько миллионов. Поэтому танки прячутся в перелесках, не способные выполнить свою основную функцию - поддерживать атаку пехоты и подавлять огневые точки.
И всё же, большинство специалистов сходятся во мнении, что танки ещё покажут себя, в том числе и в ходе специальной военной операции. Ведь можно стереть в порошок всё, что находится на определённом участке территории, но пока туда не ступила нога пехотинца, считать, что эта территория находится под нашим контролем, нельзя. А пехотинцу без танка - никак.
Нынешнее положение дел обусловлено тем, что в последние месяцы российские войска находятся в активной, но оборонительной позиции. Начиная с июня прошлого года, их главная задача - сдержать так называемое украинское контрнаступление. С этой задачей наши парни, считай, справились. Теперь глядишь - и до наступления не так далеко. И тогда танкисты и их многотонные машины ещё как пригодятся - без всяких закрытых позиций.
- Танки ещё покажут себя в этом конфликте по мере того, как будет меняться его рисунок, - считает военный эксперт Владислав Шурыгин. - Когда мы перейдём от обычных операций к стратегическим, танки снова станут главной ударной силой на поле боя.
С ним согласен главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский:
- Танк - это единственная боевая машина, способная маневрировать и уничтожать цели, находясь под огнём противника. Ни один другой тип наземной боевой техники так действовать не способен. Боевые действия высокой интенсивности невозможно представить без масштабного использования танков. Но надо понимать, что танки особенно эффективны, когда они интегрированы в систему общевойскового боя и действуют совместно с пехотой, артиллерией, мобильной ПВО, армейской авиацией, разведкой, сапёрами, техническим и тыловым обеспечением. В современных конфликтах необходима интеграция каждого танка и танковых подразделений в автоматизированные системы управления войсками и оружием.