Стамбульский провал, или Как Киев готовится к морской войне без правил
© globallookpress.com, Yulii Zozulia
Украина сорвала соглашение по безопасности в Чёрном море.

Стамбульский провал, или Как Киев готовится к морской войне без правил

Отказавшись гарантировать безопасность торгового мореплавания в Чёрном море, Украина получила возможность атаковать не только наши корабли, но и наши гражданские суда
18 апреля 2024, 13:05
Реклама
Стамбульский провал, или Как Киев готовится к морской войне без правил
© globallookpress.com, Yulii Zozulia
Украина сорвала соглашение по безопасности в Чёрном море.
Читайте нас на: 

Зерновая сделка, которую гарантировали ООН и Турция, сорвана. Не договорились…

Удивительный, на первый взгляд, факт: в нашей стране почти никто слыхом не слыхивал, что, как оказалось, почти два месяца в Турции шли и буквально только что завершились оглушительным провалом очередные российско-украинские переговоры. Правда, без глобальной повестки. Обсуждались всего лишь взаимные гарантии обеспечения безопасности плавания торговых судов в Чёрном море в соответствии с конвенцией Монтрё о статусе проливов Босфор и Дарданеллы. О военных кораблях речь не шла вообще.

Однако, согласитесь: в нынешних, кровью окрашенных военно-политических реалиях любой прямой диалог между Москвой и Киевом, даже на нейтральной территории, выглядит почти сенсационно. Тем более странно, что в общественном пространстве РФ об этом не было слышно ни слова. Возможно, это связано с тем, что российское руководство изначально предполагало, что эти переговоры не приведут ни к чему хорошему для нас.

Так и вышло. Как сообщает агентство Reuters, все детали будущего соглашения были согласованы ещё к концу марта нынешнего года. Предполагалось, что Реджеп Эрдоган объявит о заключении российско-украинского соглашения 30 марта, то есть за день до старта местных выборов в Турции.

«В соответствии с соглашением и Москва, и Киев предложили гарантии безопасности торговым судам в Чёрном море, обязуясь не наносить удары, не арестовывать и не обыскивать их», - пишет Reuters. При этом гарантии не распространялись на военные корабли и гражданские суда, перевозящие товары военного назначения.

Договорились? Не тут-то было. В последний момент украинская делегация отказалась подписывать документ. «В самую последнюю минуту Украина внезапно вышла из соглашения, и сделка была сорвана», - сообщил Reuters один из дипломатических источников.

Причём до сей поры Киев никак не объяснил эту свою строптивость, в результате которой усилия двухмесячной напряжённой и сложнейшей работы всех трёх делегаций пришлось выбросить в мусорную корзину.  Хотя столь внезапный разворот украинцев на 180 градусов, исходя из прежнего опыта, означает единственное: в переговорный процесс в самый последний момент решительно вмешалась некая третья сила. Вот она и заставила посланцев Владимира Зеленского перечеркнуть всё.

Кто же этот загадочный «третий»? Эксперты предполагают, что следы развала несостоявшегося соглашения тянутся в Лондон и Вашингтон. Иначе говоря, туда же, куда приводили из той же Турции весной 2022 года, когда наша и украинская делегации в самом начале нашей специальной военной операции пытались найти путь к компромиссному завершению кровопролитного вооружённого конфликта. 

Теперь-то мы знаем, что на Киев два года назад самым циничным образом надавил тогдашний премьер Великобритании Борис Джонсон. И под его личные гарантии военно-технической, политической и экономической помощи предложил нашим врагам не складывать оружие, ничего не подписывать с Москвой, а драться «до последнего украинца».

Возможно, то же самое произошло и в этот раз с обеспечением безопасности мореплавания в Чёрном море. Значит, украинцам, британцам и американцам оно не нужно? Тогда зачем было при тесном посредничестве Эрдогана за столом переговоров целых два месяца «огород городить»?

Истина в «зерне»

Чтобы попытаться разобраться в этом, предлагаю мысленно вернуться к знаменитой черноморской «зерновой сделке», заключённой всё в том же Стамбуле летом 2022 года под эгидой ООН. Одним из основных пунктов того соглашения, напомню, стало наше согласие на возобновление безопасных экспортно-импортных операций продовольствия через украинские порты.

 На долю беднейших стран пришлось менее 3% поставок украинского зерна.
© globallookpress.com, Keystone Press Agency, Tarasov
 На долю беднейших стран пришлось менее 3% поставок украинского зерна.

Основной мотив - борьба с голодом в беднейших странах. Всё же до 2022 года Россия и Украина входили в пятёрку крупнейших продавцов пшеницы в мире и обеспечивали порядка 30% мировых поставок. И полное прекращение поставок зерна из этих стран не могло не сказаться самым губительным образом на мировых рынках.

Сделка предполагала создание безопасного коридора для вывоза по Чёрному морю сельхозпродукции из украинских портов при условии снятия западных ограничений на продовольственный экспорт России. Представители Турции и ООН обязались контролировать, чтобы на судах с зерном не перевозились оружие и боеприпасы. А проверять суда на входе в Чёрное море и выходе из него должен был четырёхсторонний координационный центр.

Взамен Украина дала слово способствовать скорейшему возобновлению экспорта российского аммиака через проходящий по её территории важнейший для Москвы трубопровод «Тольятти - Одесса».

Всё это скрепили подписями министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков, министр обороны России Сергей Шойгу, министр обороны Турции Хулуси Акар и генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. И морской конвейер из Одессы, Ильичевска, Южного и Измаила в направлении Босфора худо-бедно заработал. Но ненадолго.

29 октября 2022 года Россия впервые приостановила участие в сделке, заподозрив, что «зерновой коридор» был использован Киевом для тайной доставки безэкипажных катеров-камикадзе поближе к Севастопольской бухте и внезапной атаки на стоявшие там корабли Черноморского флота. Под давлением ООН сделку мы возобновили лишь 2 ноября того же года - после получения Москвой соответствующих гарантий Киева.

А потом, 5 июня 2023 года, невесть кем (но легко догадаться!) на территории Харьковской области был подорван тот самый стратегический для РФ аммиакопровод «Тольятти - Одесса»…

«Тольяттиазот» - крупнейший в мире производитель аммиака.
© РИА Новости
«Тольяттиазот» - крупнейший в мире производитель аммиака.

Дополнительно к тому времени стало понятно, что все разговоры про борьбу с мировым голодом не более чем ширма для сторонников «зерновой сделки». 17 июля 2023 года МИД России официально заявил, что за время работы «зерновой сделки» 70% грузов отправлены в страны с высоким и выше среднего уровнями доходов, включая государства-члены ЕС. На долю беднейших государств, в частности Эфиопии, Йемена, Афганистана, Судана и Сомали, пришлось, между тем, менее 3% поставок.

Мало того. В Москве усилились подозрения, что международный контроль за выполнением соглашения в Босфоре оказался не слишком эффективным. И никто доподлинно не знал, что на самом деле было скрыто под разрешёнными грузами в почти бездонных трюмах океанских сухогрузов и зерновозов, следующих курсами на Украину.

Однако, как оказалось, даже и такого контроля Киев в действительности не хотел, обоснованно подозревая, что в условиях продолжающихся боевых действий он невыгоден никому, кроме России. Очень похоже: как раз для того, чтобы дополнительно разъярить Москву и подтолкнуть её к одностороннему разрыву соглашения, в последний день его действия (аккурат 17 июля 2023 года) был нанесён удар надводным беспилотником по Крымскому мосту.

Как и в случае с упомянутым ударом безэкипажным катером по Севастопольской бухте, у многих возникло подозрение, что украинский ударный дрон был скрытно доставлен поближе к объекту атаки на одном из иностранных судов, участвовавших в «зерновой сделке».

«Топи их всех!» А как?

Исходя из этого, 17 июля 2023 года Россия официально уведомила украинскую сторону, что возражает против продления соглашения. А спустя два дня, 19 июля, Минобороны РФ сообщило: отныне все суда, идущие в украинские порты, нами будут считаться потенциальными перевозчиками военных грузов. А сами страны, под чьими флагами ходят такие суда, «вовлечёнными в украинский конфликт на стороне киевского режима».

На словах это выглядело грозно, в стиле «Топи их всех!». Однако последующие события показали, что при принятии подобного решения Кремль находился, видимо, в изрядных иллюзиях относительно своих и вражеских истинных боевых возможностей в этом отношении. Ситуация для нас стала только хуже. Суда под самыми различными флагами как шли, так и продолжают пробираться от Босфора в украинские порты. Только теперь вообще без хоть какого-либо нашего пригляда.

Нынче их маршруты проходят под самыми черноморскими берегами в пределах 12-мильных территориальных вод стран-членов НАТО. Если проследить от Босфора, то сначала в водах Турции, потом Румынии и Болгарии. И только у самого устья Дуная суда на очень коротенький срок оказываются в водах Украины, в которых только и может их атаковать наш Черноморский флот, правда не атаковал ещё ни разу. Полагаю, больше всего опасаясь обвинений со стороны международного сообщества в пиратстве и терроризме.  

Так что прошлогодние угрозы наших военных «потенциальным перевозчикам военных грузов» на деле оказались полным пшиком. А Киев обзавёлся дополнительным поводом прокричать об очередной «перемоге» на Чёрном море.

А ведь действительно: руководству Украины есть от чего торжествовать. После нашего не слишком дальновидного и явно самоуверенного выхода из «зерновой сделки» уровень товарооборота через морские порты «страны 404» быстро вышел на довоенный уровень. Согласно официальным данным, за период с августа 2023 года через этот маршрут вывезено впечатляющее количество грузов - 20 миллионов тонн. В том числе - 14,3 миллиона тонн сельскохозяйственной продукции.

И вот тут-то я бы предложил обратить внимание на неупомянутые в этой киевской статистике почти шесть миллионов тонн, остающиеся, получается, за вычетом вывезенного украинского продовольствия. Что это за грузы? От кого? В чей конкретно адрес?

Не удивлюсь, если на самом деле речь исключительно о том, в чём всё острее нуждаются на фронте и в тылу ВСУ. А между тем для перевозки шести миллионов тонн неизвестных нам грузов потребна просто прорва поездов. С привлечением примерно 100 тысяч стандартных четырёхосных железнодорожных вагонов (средней грузоподъёмностью в 68-71 тонну каждый).

Вы только попытайтесь в свете этих рассуждений представить, о какой массе всего самого необходимого украинскому фронту может идти речь! И тогда станет понятно, скажем, отчего не так давно президент Франции Макрон с чего-то вдруг так сильно озаботился грядущей судьбой Одессы в свете весьма возможного русского летнего наступления, что даже пригрозил бросить свои войска на «спасение» города-героя от России.

Выбор целей

А теперь вернёмся к тем самым переговорам в Турции о безопасности торгового судоходства в Чёрном море, которые в последний момент, перед самым подписанием, только что сорвал Киев. Но ему-то, если разобраться, о чём беспокоиться? Морской транспортный конвейер, идущий главным образом через Одессу и Ильичёвск, после демарша России раскручен на полную катушку.

Погрузка зерна в Одесском порту. Какой груз повезёт это судно обратно?
© globallookpress.com, Ukrainian Presidential Press Off
Погрузка зерна в Одесском порту. Какой груз повезёт это судно обратно?

И опытным путём доказано: у русских руки коротки его прервать хоть на мгновение. А наши регулярные ракетные удары по портовым сооружениям Украины, если и доставляют беспокойство противнику, то на итоговые результаты работы портового хозяйства особого влияния не оказывают. Если сомневаетесь, снова взгляните на приведённую выше статистику динамично растущего морского товарооборота «страны 404»…

А вот для России после срыва переговорного процесса в Турции дело вскоре, очень опасаюсь, может обернуться совершенно иначе. Про значение для экономики РФ почти необозримых причалов и терминалов Новороссийска, Туапсе, Таганрога, Ейска, Темрюка, Ростова-на-Дону, Азова нечего и говорить. Это торговые ворота в мир такой важности для Отечества, которые захлопни - и многое у нас в стране просто остановится.

Считаю, что нельзя исключать: осознаём это не только мы. Наши враги тоже не лишены интеллекта. Возможно, именно поэтому они нынешней весной, в союзе с Киевом, отказались подписывать очередные российско-украинские соглашения.

Не исключаю: их к этому мог подтолкнуть пример, допустим, тех же босоногих хуситов, которые сумели даже не самыми совершенными ракетами практически перекрыть проход в Красное море из Индийского океана для всех, кого не сильно любят. Что теперь мешает Киеву с его проверенными и достаточно надёжными надводными ударными беспилотниками поступить точно так же в Чёрном море и с российскими торговыми судами?

«А la guerre comme à la guerre». На войне как на войне. И это Москве отныне тоже придётся учитывать.

Рецепт радикального решения назревающей проблемы только один: поскорее брать Одессу, Измаил, Николаев и Очаков. И превращать Украину в неопасный для нашей страны отрезанный от морского побережья геополитический «обрубок». Вроде той же Молдавии.

Другие варианты, как избежать новую напасть, даже в голову не приходят.  

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама