Выборы в Европарламент: новые правые начинают, а старые - выигрывают
Результаты европейских выборов, которые прошли 6-9 июня в 27 странах ЕС, в совокупности оставили большинство мест в Европарламенте за проатлантическими партиями, и скорых тектонических сдвигов единой Европе не обещают. Россия этих подвижек вообще никак не ощутила: ни в санкционном бесновании G7, ни в охоте на «агентов кремлёвского влияния», ни в привычной русофобии евроэлит и СМИ. Только однозначное поражение правящих коалиций во Франции и Германии, странах-основательницах Европейского союза, поменяло там домашний расклад сил и может в перспективе стать фактором эволюции ЕС в сторону самостоятельности и прагматизма.
«Cбитые лётчики»
Президент Макрон и канцлер Шольц должны будут заплатить по счетам своего бездарного правления в русле чужих геополитических интересов и при пренебрежении национальными приоритетами. Эти двое - главные виновники отказа электората поддержать выдвигавшие их когда-то политические партии. Оба лидера - теперь уже «сбитые лётчики» на внутренней политической сцене - тянут за собой в небытие весь центристско-либеральный спектр, который сделал на них ставку. Европейские элиты и чиновничий аппарат боятся реально замаячившей перспективы прихода к власти евроскептиков и грядущей кардинальной смены глобальных ориентиров. Для евроинтеграции это сигнал тревоги: новое поколение открыто сомневается в нужности евробюрократии, идентифицируя себя с национально ориентированными силами.
Выборы в Европарламент являются барометром политических предпочтений европейцев, хотя, как правило, их итоги потом расходятся с выборами на национальном уровне. Более 360 миллионов европейцев в 27 странах выбирали 720 членов Европарламента. Сборная Европейская народная партия (ЕНП) одержала формальную победу на воскресных выборах в ЕП, сохранив общий контроль над законодателями ЕС, несмотря на то, что крайне правые группировки нарастили политический вес и административный задел во многих странах. Но цепной реакции не вызвали.
Итоговый расклад позволяет выдвиженке от ЕНП, известной дружбой с Зеленским и махинациями с вакцинами от ковида, Урсуле фон дер Ляйен претендовать на пост главы Еврокомиссии на второй срок. Для России - это плохая, хоть и ожидаемая новость.
Две оппозиционные фракции в Европарламенте, находящиеся на крайнем правом фланге спектра, «Европейские консерваторы и реформисты» (ECR) и группа «Идентичность и демократия» (ID), получат в сумме 131 кресло. К ним можно смело плюсовать 15 депутатов от «Альтернативы для Германии» (АдГ), 10 венгров партии Фидес Виктора Орбана, шестерых польских конфедератов и трёх членов Партии возрождения Болгарии. Укрепление правящих у себя в стране «Братьев Италии» атлантистки Джорджи Мелони отняло голоса у «Лиги» Маттео Сальвини, считающегося другом России. Некогда одна из основных в группе «Идентичность и демократия» «Лига» утратила две трети евродепутатов. Если бы ультраправые объединились в одну группу, она стала бы второй после ЕНП, но национальному гонору претит дисциплина.
Прогнозы, что крайне правые, суверенисты и евроскептики вот-вот «захватят» Европарламент, совершат революцию и вернут «Европу наций», не подтвердились, хотя евробюрократия пугала всех и пугалась сама.
Экзитполы и вправду подтвердили вертикальный взлёт рейтингов и результатов правых во Франции, Германии, Австрии, Италии, Венгрии и других странах ЕС. Но пока это лишь тренд, набирающий силу. Смена караула в верхах произойдёт позже на национальных выборах, а не на европейских, где партии провели проверку электората боем. Пока контроль в Европарламенте остаётся в руках проатлантического правоцентристского большинства (ЕНП), нацеленного на полномасштабное сдерживание России, хотя его монополия и пошатнулась. Нужно ждать итогов избирательного цикла в ФРГ и Франции.
Британский журнал The Spectator считает, что провальные результаты правящих партий ведущих стран ЕС 9 июня были вполне предсказуемы, а вот долгосрочные последствия этого выбора могут разобщить единую Европу, сделав её «бессильной перед лицом России, ведущей военные действия на Украине».
Разгромное поражение партий Макрона и Шольца на выборах в Европарламент принесёт Киеву большие проблемы, считает издание. Ещё хуже для ВСУ другое - возможная победа Трампа на президентских выборах и вариант сделки между ним и Путиным, которая будет осуществляться без участия европейцев и, прежде всего, украинцев.
Немецкий «канцлер мира» может даже поддержать такой исход, а Макрон будет принципиально против, но ничего не сможет сделать, потому что в Нацсобрании и в правительстве будут преобладать члены «Национального объединения», злорадствует The Spectator.
Упёртый «Светофор» тихо гаснет
Бывший председатель СДПГ Зигмар Габриэль в интервью Tagesspiegel назвал результат выборов в ЕП «громкой пощёчиной» для правящей в ФРГ коалиции «Светофор», призвав тех, кто наделён выборными полномочиями, задуматься о своей ответственности в катастрофе. Канцлер Германии Олаф Шольц признал «плохими» результаты всех трёх партий - СДПГ, «Зелёные» и СвДП - правящей коалиции на прошедшем голосовании. Канцлер не стал отвечать на вопрос о личной ответственности за итоги и о возможности проведения досрочных выборов. Шольц зато подчеркнул необходимость продолжать делать свою работу, чтобы заручиться большей поддержкой избирателей. По его словам, прорыв правых сил не может не беспокоить, а нынешняя ситуация «не должна стать обыденностью».
Политические силы Германии, выступающие против накачки Украины оружием, укрепили своё представительство в европейском законодательном органе, несмотря на огульные обвинения СМИ в расколе западного единства. Сопредседатель партии «Альтернатива для Германии» Алис Вайдель заявила, что партия показала «суперрезультат». В 2019 году «Альтернатива» получила 11% голосов, а в 2024 - уже 15,9%. Партия надеется улучшить свои позиции к следующим выборам, которые состоятся через год. Особенно примечательно, что в бывшей ГДР избиратели чётко делятся на два лагеря: либо они голосуют за «Альтернативу», либо за «Союз Сары Вагенкнехт - за разум и справедливость», который получил 6% голосов.
Однако реальная победа на евровыборах в Германии досталась христианским демократам, пережидающим в оппозиции. Блок Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС) по итогам выборов в ФРГ вернул первое место с 29,6% голосов, уточняет телеканал ARD.
Вопиющим обстоятельством стало то, что партия канцлера Шольца в два раза отстаёт от «Альтернативы для Германии», которую посчитало слишком экстремистской даже руководство французского «Национального объединения». Стало ясно, что на следующих выборах блок ХДС/ХСС триумфально вернётся во власть, даже если его будет подпирать идущая следом популистская партия АдГ.
Социал-демократы канцлера Олафа Шольца, несмотря на рост поддержки христианской оппозиции, оказались на третьем месте после АдГ, показав вдвое худший результат - 13,9%. Лидер ХДС Фридрих Мерц порекомендовал правительству «срочно провести реальную коррекцию курса в интересах страны». Лидер ХСС Маркус Зедер заявил в Мюнхене, что «коалиция "Светофор" де-факто отвергнута гражданами», приглашая к досрочным выборам. Но «Светофор» Шольца и Бербок не думает выключаться, они будут руководить кабинетом до конца мандата. На резкие жесты с отставкой упёртые немцы не пойдут, даже если их последователям достанутся руины.
Обратный отсчёт Макрона
По-настоящему шок от евровыборов испытала только одна страна ЕС - Франция, где правящая партия президента Эммануэля Макрона «Возрождение» в одночасье стала маргинальной политсилой. Её список «Нуждаемся в Европе» получил приговор избирателей в виде 14,6% голосов поддержки. Победила на выборах ещё недавно нерукопожатная крайне правая партия «Национальное объединение» Марин Ле Пен, которая набрала рекордные 31,4% голосов.
Обычно прагматичный Эммануэль Макрон, у которого идёт второй и последний президентский срок, неожиданно решил распустить Нацсобрание и объявить досрочные парламентские выборы с первым туром 30 июня. Премьер-министр Габриэль Атталь, для которого начался обратный отсчёт на посту, был категорически против, так как за три недели до Олимпиады можно с таким кульбитом оказаться в луже или в Сене, но никак не на коне!
Расчёт самовлюблённого Эммануэля Макрона делается на трусость французского обывателя, который, дескать, не рискнёт вручить полноту власти крайне правым. Но если последователи семьи Ле Пен победят, то, мол, французы пожалеют о своём выборе неопытных радикалов, гораздых давать несбыточные обещания. Только амбициозный Макрон, похоже, недооценивает накопленный негатив и презрение массы избирателей к его собственной фигуре. Втягивая страну в прямое участие в конфликте с Россией на Украине, он уже утратил свою харизму в глазах электората, который может проголосовать за тех, кто гарантирует возвращение Европы и Франции к миру и стабильности вместо рискованных угроз эскалации.
Глубокое разочарование испытало даже окружение президента, осознавшее, что их лидер жертвует ими, чтобы потешить обиженное самолюбие. Марин Ле Пен может занять его кресло после отставки хотя бы потому, что она руководствуется национальной программой восстановления уровня жизни, ограничением волны иммиграции, более требовательных отношений с Брюсселем и Вашингтоном. К тому же аппарат Елисейского дворца видит, как формируется правая коалиция на парламентских выборах с единственной целью - отставки Макрона!
После 30 июня Эммануэлю уже не помогут ни Евросоюз, ни заокеанские спонсоры его переизбрания, если Франция проголосует за перемены. Тогда он станет обузой для страны и отработанным материалом для НАТО и Евросоюза. «Бонапарт» с амбициями, но без власти.
Новая электоральная платформа «патриотов», согласно Boulevard Voltaire, открывает огромные перспективы для правых во Франции. Марион Марешаль, победившая во главе «Реконкисты», призвала всех единомышленников к единению ради победы: «Сегодня национальный блок набрал почти 40% голосов. Коалиция правых сил кажется мне более необходимой, чем когда-либо. Надо объединить усилия, забыть годы "перетягиваний каната" и не допустить новых расколов среди партий правой части политического спектра». Марио вскоре исключат за этот призыв из её «Реконкисты», как и Эрика Сиотти из другой партии - «Республиканцев», но они готовы увести наиболее активных участников евровыборов для коалиции с тётей Марин Ле Пен и её преемником в партии Жорданом Барделлой. Если патриоты и евроскептики выкуют антимакроновский кулак, то у них будет серьёзный шанс развернуть эту страну ЕС вспять.
The Spectator подытожил, что европейские выборы могут показаться несущественными, раз Европарламент и Еврокомиссия останутся в руках всё той же центристской общеевропейской коалиции, хотя крайне правые и добились определённых успехов. Но это пока. «Кажущаяся устойчивость конструкции ЕП скрывает многочисленные и очень важные политические сдвиги на национальном уровне. Прежде всего - это резкое ослабление двух главных локомотивов европейской политики: Берлина и Парижа». Сумма всех факторов изменит лицо Евросоюза. «Европейцам, и особенно украинцам, надвигающиеся последствия могут не понравиться».