Владимир Зеленский - человек войны
В режиме тишины
С момента вторжения украинской армии в Курскую область прошло больше месяца, и теперь, пожалуй, можно сделать выводы. Эффект неожиданности наступления ВСУ был достигнут за счёт того, что удар был нанесён на направлении, которое считалось второстепенным. Уже позже из западных средств массовой информации стало известно, что события были неожиданными и для некоторых подразделений ВСУ, которые отводили с передовой якобы для восстановления, но уже на следующий день перебросили в Курскую область.
Как рассказал в интервью ТАСС командир спецназа, заместитель руководителя Главного военно-политического управления Минобороны РФ генерал-майор Апти Алаудинов, киевский режим отправил в наступление самые боеспособные подразделения, оснащённые западной техникой. Этими силами планировалось захватить Курскую АЭС в городе Курчатов, заставить российскую армию снять силы с других участков фронта и принудить Россию пойти на переговоры на условиях Украины. Однако цель не была достигнута.
Пожалуй, стоит отметить, что когда ВСУ зашли на территорию Курской области, украинские власти соблюдали режим информационной тишины. Даже обычно несдержанная на язык депутат Верховной рады Марьяна Безуглая, которая не упускала случая обрушиться с критикой на главкома ВСУ Александра Сырского, на этот раз заявила о необходимости проявить терпение и не торопиться с оценками высшего военного руководства Украины. Хотя прорыв обороны - это уже определённый успех, даже если главную цель сразу достичь и не получилось.
Был такой план
Лишь через два дня советник главы администрации украинского президента Михаил Подоляк прокомментировал вторжение ВСУ в Курскую область и заявил, что Украина преследует цель «улучшения позиций на переговорах с Россией и возможный обмен захваченной территории». С его слов, вторжением Украина собиралась нанести России значительные тактические поражения в дополнение к экономическим и дипломатическим инструментам давления. В интервью британскому изданию The Independent Михаил Подоляк признался, что США и Великобритания были поставлены в известность о планах вторжения в Курскую область, но в частном порядке.
Он пояснил, что своей атакой Украина хотела продемонстрировать, что война пришла на территорию России, и таким образом оказать на россиян психологическое воздействие. Причём с далеко идущими последствиями. Как потом признались некоторые украинские чиновники, в Киеве действительно рассчитывали вторжением в Курскую область «подорвать доверие к высшему политическому руководству России».
Своя версия оказалась и у Владимира Зеленского. В середине августа, когда уже многие высказались, он подтвердил, будто цель вторжения в Курскую область - создание не только буферной зоны, но и зоны напряжения, которое отвлечёт силы армии России от Донбасса. Однако для полного успеха ВСУ западные партнёры Украины «должны разрешить удары дальнобойными системами на максимально возможную глубину по российской территории». Но долго эта версия не продержалась. Вскоре Зеленский заявил, будто благодаря вторжению в Курскую область ВСУ сорвали наступление российской армии в Харьковской области и планы создания буферной зоны в Сумской и Черниговской областях Украины. При этом было подчёркнуто, что страны Запада «не были поставлены в известность о подготовке нападения на Курскую область».
Это весьма сомнительно, поскольку агентство Bloomberg, которое, понятное дело, не имело никакого отношения к планированию наступления, оказалось в курсе, что военное руководство Украины рассматривало несколько вариантов нападения на российскую территорию. Но незатейливее других оказался директор Национального агентства геопространственной разведки США вице-адмирал Фрэнк Уитворт, который заявил, что накануне Украине был предоставлен доступ к базе данных спутниковых снимков российской территории.
Ну а 18 августа британское издание The Times сделало заявление о причастности ещё и Лондона к вторжению в Курскую область, попутно сообщив, что британские танки Challenger 2 на курской земле «не стали неожиданностью для нового премьер-министра Великобритании Кира Стармера». Дескать, он вёл переговоры с министром обороны Соединённого Королевства Джоном Хили о том, «насколько далеко может зайти участие Великобритании в поддержке украинского наступления в Курской области».
При этом The Times открытым текстом заявила, что сообщение о причастности британского премьера было демонстративным - чтобы убедить ключевых союзников оказать больше помощи Украине, что называется, без половинчатых решений. Далее издание прозрачно намекнуло, что единственное британское оружие, которое нельзя использовать на всей территории России, - это крылатая ракета Storm Shadow, но следующие несколько месяцев могут стать решающими в решении и этого вопроса.
Поскольку эта ракета является совместным проектом с французской стороной, для получения разрешения на её использование в глубине территории России необходимо согласие не только Парижа, но и других партнёров по НАТО. Министр обороны Великобритании Джон Хили пообещал оказать соответствующее давление на союзников и уже успел переговорить с главой Пентагона Ллойдом Остином и министром обороны Германии Борисом Писториусом.
На пресс-конференции 27 августа Владимир Зеленский ещё раз подтвердил, будто бы вторжение Украины в Курскую область сорвало планы России создать буферную зону в украинских регионах. Однако, по его словам, это лишь часть плана «победы Украины». В Киеве также рассчитывают на дипломатические меры принуждения России к миру на украинских условиях и на экономическое давление. Украинский план будет представлен не только Джо Байдену, но и Камале Харрис и Дональду Трампу, поскольку в Киеве не знают, кто победит в президентской гонке.
Список Умерова
Пожалуй, теперь уже можно составить достаточно полную картину стратегического замысла Банковой. Как известно, на протяжении 2024 года формировался однозначный тренд поражения Украины на фронте. При этом российские войска продолжали наступление, освобождая новые территории, а обстановка в украинском обществе лишь ухудшалась. Требовался ход, способный переломить ситуацию.
Похожая попытка уже предпринималась. В ноябре 2023 года на телеканале CNN прозвучали многозначительные намёки на то, что после провала «контрнаступа» и неожиданного конфликта между Израилем и ХАМАС Украина практически исчезла из топа новостей и что моральный дух ВСУ, мягко говоря, не высок. Но тут буквально из небытия возник глава офиса украинского президента Андрей Ермак, который заявил, что украинские войска «вопреки всему закрепились» на левом берегу Днепра и создали плацдарм для захвата Крыма.
Сегодня уже хорошо известно, что заход ВСУ в село Крынки Херсонской области закончился весьма плачевно. По официальным данным, 262 украинских военных погибли, 788 пропали без вести. К вторжению в Курскую область ВСУ подготовились более основательно, причём не без участия западных партнёров. Поэтому украинские политтехнологи утверждали, что эта операция кардинально «изменит правила игры». Но дальше как-то не задалось. Стянув с фронта самые боеспособные подразделения, Киев явно рассчитывал на нечто большее, чем взятие районного центра Суджа с населением в пять тысяч человек. Однако российским солдатам удалось остановить продвижение украинских элитных частей, не дав им добраться до более крупных населённых пунктов.
Видимо, именно поэтому заявленные цели вторжения постоянно корректировались по обстановке. Тема обмена территориями и вовсе исчезла из риторики украинских чиновников после заявления российского президента Владимира Путина, что такого обмена не будет никогда. И что же тогда остаётся в активе Владимира Зеленского? Насколько можно судить, в Киеве ещё не теряют надежды получить от Запада под прорыв в Курскую область больше вооружений и разрешение на удары западным оружием вглубь территории России. Либо они рассчитывают шантажировать Запад перспективой потери лица из-за поражения Украины в случае отказа. Скорее всего, именно это имел в виду Зеленский, когда намекал, что только от США зависит, получит Украина необходимое для реализации её плана или нет.
Как известно, 28 августа по запросу Украины было созвано экстренное заседание совета Украина - НАТО, где наверняка обсуждался и этот вопрос. А два дня спустя в Вашингтоне объявился министр обороны Украины Рустем Умеров, который в попытке подтолкнуть США к отмене ограничений на использование американского дальнобойного оружия представил конкретный список целей на территории России. Результат пока что неизвестен.
Без обид
Пока что США свою позицию насчёт ударов по целям в глубине российской территории не поменяли, что один за другим подтвердили пресс-секретарь Пентагона Патрик Рейдер, пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер и координатор стратегических коммуникаций в Совете национальной безопасности США Джон Кирби. Чему есть вполне очевидное объяснение. Из мартовской утечки записи разговора высокопоставленных немецких офицеров уже известно, что полётное задание для западных ракет, переданных Украине, формируется и вводится иностранными военными. В случае с ракетами дальнего радиуса действия ATACMS речь идёт об американских военных. И если в Москву прилетит ATACMS, это будет означать Третью мировую войну. Как говорится, без вариантов. О чём, собственно, и твердит республиканский кандидат Дональд Трамп.
При этом кандидат от Демократической партии Камала Харрис, у которой внешнеполитический опыт практически ничтожный, вообще старается избегать украинскую тему. Но в августе была опубликована программа демократов, где, в частности, указано, что в конфликте на Украине администрация президента Джо Байдена преследовала три основные цели: помочь Украине защитить свой суверенитет, сохранить единство в трансатлантических альянсах и предотвратить перерастание войны в прямой конфликт с Россией, который не обойдёт стороной США и чреват несоизмеримо большими жертвами среди американских граждан.
Поскольку для истеблишмента Демпартии США победа на президентских выборах принципиальна, сейчас Белый дом не может дать разрешение Украине на применение ATACMS и даже Storm Shadow вглубь территории России, так как Дональд Трамп не упустит возможности обыграть этот принципиальный момент в предвыборной борьбе.
Таким образом, план «победы Украины» Владимира Зеленского терпит крах, поскольку главный его смысл - эскалация прямого конфликта между США и Россией. Видимо, он так и не понял, что США могут подкармливать киевский режим, могут вооружать, снабжать разведданными и даже приглашать за общий стол, но гибнуть за Украину, а тем более за амбиции Зеленского, никто не станет.
В общем, без обид. И пожинать плоды вторжения в Курскую область Киеву придётся в одиночку.