Зачем ас-Сиси собирается продать Эрдогану легендарную Александрию?
© globallookpress.com
Президенты Египта и Турции.

Зачем ас-Сиси собирается продать Эрдогану легендарную Александрию?

В первую очередь, ради денег, которых катастрофически не хватает египетской экономике. Но прежде чем устанавливать взаимовыгодное партнёрство, не плохо бы встретиться и посмотреть друг другу в глаза
24 сентября 2024, 13:00
Реклама
Зачем ас-Сиси собирается продать Эрдогану легендарную Александрию?
© globallookpress.com
Президенты Египта и Турции.
Читайте нас на: 

Это был первый за двенадцать лет визит президента египтян в Турцию. Абдель Фаттаха ас-Сиси здесь ждали и всячески старались показать, что взаимная напряжённость, некогда омрачавшая двусторонние отношения, исчезла. Для этого службы протокола усадили президентов «по-путински» в один лимузин, который и доставил их из аэропорта в президентский дворец. 

По словам ас-Сиси на совместной с Эрдоганом пресс-конференции, которые приводит агентство Anadolu, этот визит «открыл путь к новому этапу в отношениях между двумя странами». На самом деле, страны начали сближаться ещё в конце прошлого года. А уже в феврале в Каире побывал Реджеп Тайип Эрдоган.

Как заявляют сегодня египетские и турецкие политики, обе страны разделяют твёрдую позицию о необходимости прекращения огня в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан, а также стараются выйти на справедливое решение гуманитарных проблем, которые палестинцы переживают на оккупированных территориях. Между тем такая идиллия в двусторонних отношениях наступила далеко не сразу. Двенадцатилетний период отчуждения был заполнен разногласиями, противоречиями и острой конкуренцией.

Столкновения между сторонниками и противниками свергнутого президента Мурси, август 2013 г.
© globallookpress.com
Столкновения между сторонниками и противниками свергнутого президента Мурси, август 2013 г.

Всё началось в 2013 году, когда генерал ас-Сиси, занимавший тогда пост командующего египетской армией, осуществил военный переворот. В результате этого переворота египетские военные свергли правительство во главе с исламистом Мухаммедом Мурси из числа «Братьев-мусульман» (здесь и далее - террористическая организация, запрещённая на территории РФ) - организации, идеологически близкой правящей в Турции «Партии справедливости и развития», к которой принадлежал Эрдоган.

Но по-настоящему критический момент в двухсторонних отношениях наступил весной 2019 года, когда верховный командующий Ливийской национальной армией Халифа Хафтар начал поход против признанного ООН Правительства национального согласия (ПНС) во главе с Фаизом Сараджем, которое контролировало западную часть Ливии. Осадивший Триполи Хафтар был близок к победе, но на помощь Сараджу пришла Турция. Туркам удалось разгромить силы Хафтара и отбросить их к Сирту. 

В течение нескольких лет страны балансировали на грани войны и мира. Однако в итоге стороны пришли к выводу, что более продуктивно развивать добрососедские отношения. Сегодня турки владеют в Египте более чем 70 средними и крупными заводами и огромным количеством мелких предприятий, которые принадлежат турецким инвесторам.

И Анкара, и Каир крайне заинтересованы в их эффективной работе. Это необходимо для того, чтобы компенсировать ущерб, нанесённый экономикам обеих стран как из-за ошибок предыдущего руководства, так и в результате войны, развязанной Израилем в Газе. В случае с Египтом, ущерб можно чётко разделить на две составляющие: тот, что связан с израильской агрессией против палестинцев, и тот, что образовался из-за традиционных проблем египетской экономики.

Что касается Израиля, то египтяне не могли просто так порвать отношения с еврейским государством, поскольку за эту «дружбу» Вашингтон платил Каиру по 6-7 миллиардов долларов в год в соответствии с Кэмп-Дэвидскими соглашениями, заключёнными ещё в прошлом веке.

Ежегодно Суэцкий канал приносил доход от 7 до 12 миллиардов долларов. Однако, когда йеменские хуситы блокировали морские пути, по которым суда доставляли грузы из Израиля и в Израиль через Красное море и Индийский океан, доходы упали как минимум на 40-45%. В связи с войной сократились и доходы от туризма.

Участие Каира в израильской блокаде сектора Газа также стало причиной убытков для египетской казны. Если сионисты блокировали палестинцев с трёх сторон, то египтяне осуществляли блокаду с четвёртой, при этом применяя меры не менее жёсткие, чем израильтяне. Здесь роль сыграло то, что каирские власти верили, будто исламисты ХАМАС - чуть ли не такие же фундаменталисты, как египетские «Братья-мусульмане», не теряющие надежды свергнуть светский режим ас-Сиси. А «Братья», как известно, идеологически близки к правящей в Турции «Партии справедливости и развития». Какое уж тут сотрудничество…

Доставка гуманитарной помощи в сектор Газа стала более сложной из-за закрытия пограничного перехода Рафах, который соединяет сектор с Египтом, июнь 2024 г.
© globallookpress.com
Доставка гуманитарной помощи в сектор Газа стала более сложной из-за закрытия пограничного перехода Рафах, который соединяет сектор с Египтом, июнь 2024 г.

Но и спустить всё на тормозах невозможно. Дело ещё и в том, что египтяне приняли к руководству весьма амбициозный план строительства новой столицы Египта, что тоже требует огромных затрат. В значительные суммы обходятся Египту создание атомной электростанции, крупные закупки оружия и так далее. А вот с деньгами, по словам Гудрун Харреры, известной австрийской журналистки, которая специализируется на египетской экономике, в стране пирамид плохо. В Египте галопирующая инфляция, наблюдается дефицит продуктов и масса других проблем. Везде нужны деньги, и ещё раз деньги, вопрос лишь в том, где их взять в таком количестве. 

Дошло до того, что относительно недавно египтяне сдали в аренду ОАЭ престижный район Рас-эль-Хикма, расположенный в 350 километрах от Каира, который должен был стать одним из кварталов будущей египетской столицы. Сумма сделки оценивается в 22 миллиарда долларов. Теперь Каир, лихорадочно ищущий деньги, собирается продать или сдать в долгосрочную аренду Александрию - тот самый легендарный город-порт, основанный ещё Александром Великим в 332 году до нашей эры. По слухам, на роль покупателя претендует Турция, которая собирается создать судоходный центр для поставок товаров в Африку.

Посол Турции в Каире Салих Мутлу Сен уверен, что удачная сделка не только укрепит отношения между двумя странами, но и принесёт выгоду как туркам, так и египтянам. Аренда Александрии, уверен посол, может превратить этот город в морские и торговые ворота Африки, которыми смогут пользоваться не только Турция и Египет.

Но и это ещё не всё. Как известно, под покровительством Турции сегодня находится западная часть Ливии, которую контролирует так называемое Правительство национального единства (ПНЕ) во главе с Абдель Хамидом Дбейбой. Но для Анкары крайне важно завоевать доверие Каира, который оказывает влияние на восточный ливийский регион с центрами в Тобруке и Бенгази, которыми управляют генерал Халифа Хафтар, спикер восточного парламента Салех и другие ливийские политики. 

В Ливии интересы двух стран столкнулись в вооружённом конфликте.
© globallookpress.com
В Ливии интересы двух стран столкнулись в вооружённом конфликте.

В прошлом Турция и Египет часто провоцировали вооружённые конфликты между востоком и западом Ливии. Сейчас же они стремятся организовать в Ливии всеобщие выборы, которые, в случае успеха, могут привести к миру и единству страны. Однако прежде чем начать процесс объединения, Каир и Анкара должны договориться о разделе сфер влияния в Ливии. Всё как у классика: прежде чем объединиться, надо размежеваться, то есть провести военно-политическую демаркацию. Вот поэтому ас-Сиси и поехал к Эрдогану.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама