«Великие укры», или Подмена истории по Оруэллу
Сарказм Оруэлла неотразим: «…Национализм - это жажда власти, приправленная самообманом. Каждый националист способен на вопиющую бесчестность, но в то же время (поскольку считает, что служит чему-то большему, чем он сам) он непоколебимо уверен в собственной правоте».
С одной поправкой: слово-понятие «национализм» заменить на «нацизм».
Подоплёка бахвальства Джо Байдена
По Оруэллу, националист - это тот, кто думает исключительно или в основном категориями «состязательного престижа». В каждом событии он видит победу своей стороны, а не поражение ненавистного противника. Некоторые темы оказываются настолько «заражёнными соображениями престижа, что подлинно рациональный подход становится невозможным».
«…Из сотен примеров возьмём такой: кто из великих держав- союзниц - СССР, Британия или США - внёс самый большой вклад в поражение Германии? - вопрошает Оруэлл. - Теоретически можно дать на это здравый и даже исчерпывающий ответ. На практике, однако, необходимые расчёты здесь невозможны… Честный ответ никому не нужен».
В своей речи перед избирателями на Среднем Западе президент США Джо Байден с воодушевлением рассказал о том, как бравые джи-ай, высадившись с десантных кораблей на побережье Ла-Манша, в наступательном порыве разгромили в пух и прах германский вермахт. По мифологии американской исключительности, армия US с её превосходящей мощью освободила от гитлеровской неволи весь Старый Свет.
Какова подоплёка мнимого заблуждения президента США?
Шовинистическая гордыня, бахвальство янки, старческая деменция ни при чём. Старина Байден будто и не слыхивал, что контрудар отборных танковых дивизий СС в Арденнах едва не обратил в бегство англо-американские силы вторжения. Лишь мольба Черчилля, обращённая к Сталину, вызволить союзников из беды, и решение Верховного развернуть генеральное наступление Красной Армии с рубежа Вислы на неделю раньше намеченной Генштабом даты спасли союзников-англосаксов от разгрома.
И ведь ни у кого в Штатах, кроме дерзкого «охальника» Такера Карлсона, духу не хватило высмеять околесицу, басни Байдена про драматические события 1945-го года, исхода Второй мировой войны, когда Красная Армия громила германский нацизм в его логове.
Джордж Оруэлл стоит на своём: «Затроньте нерв национализма, и тогда исчезают интеллектуальные приличия, тогда может быть изменено прошлое и самые очевидные факты могут отрицаться. <...> Каждого националиста неотступно преследует убеждение, что прошлое можно менять. Он подолгу живёт в некоем фантастическом мире, в котором события совершаются так, как им следовало бы, в котором, к примеру, испанская армада добивается успеха или русская революция сокрушается в 1918 году, - и националист, если ему представится такая возможность, обязательно перенесёт часть своих мечтаний в исторические книги. <...> Скорее всего, они верят, будто их версия и есть именно то, что происходило пред лицом господним, и что, следовательно, подобное переписывание истории вполне оправданно».
Миф о великих «украх», сверстников ахейцев Гомера
В сегодняшней пропащей Незалежной в школьные буквари, «скрижали» официозной нацистской идеологии вписана, отчеканена несусветная нелепость, будто Украинская повстанческая армия (УПА, украинская организация националистов - экстремистская организация, запрещённая на территории РФ) под командованием агентов германского абвера Бандеры и Шухевича героически сражалась «зараз» с «москальской» Красной Армией и войском германского вермахта за свободу, государственную независимость Украины. Отступая под натиском Красной Армии из Галиции, немецкое командование вооружило бандеровские многотысячные «курени» автоматическим оружием, пулемётами, полевыми орудиями…
«Историософская» паранойя мифа о великих «украх», сверстниках ахейцев у стен гомеровской Трои, - яркая иллюстрация оруэлловского тезиса «переписывания», подмены истории «избранного» народа. Переяславская Рада, обращение гетмана Богдана Хмельницкого, православного запорожского казачества к российскому государю за покровительством и защитой против ненавистных ляхов и Крымской орды, - якобы небыль, «москальские выдумки». «Писарчуки» киевского Института национальной памяти чохом фальсифицируют историческое прошлое Незалежной. И с неистовством, прямо-таки по Оруэллу, «склоняют людей к самым сумасшедшим верованиям».
Всё ментальное пространство Украины насквозь пронизано нацистским, инфернальным, сумеречным духом «гидности». Все, кто не принадлежит к «титульной» нации, оказываются в определённой категории.
«Под "национализмом" я прежде всего имею в виду привычку считать, что человеческие существа можно классифицировать, как насекомых, и что к миллионам, а то и к десяткам миллионов людей могут быть, ничтоже сумняшеся, приклеены ярлыки "хорошие" или "плохие". Во вторых, - и это куда важнее, - продолжает Оруэлл, - я имею в виду привычку человека отождествлять самого себя с одной-единственной нацией или какой-либо другой группой и ставить её выше добра и зла, не признавая за собой никакого иного долга, кроме служения её интересам».
Национализм не следует путать с патриотизмом - проводит красную черту Оруэлл. «Под "патриотизмом" я понимаю приверженность человека к определённому месту и определённому образу жизни, которые он считает лучшими в мире, но при этом не имеет желания навязать их силой другим людям. Патриотизм, по самой природе своей, имеет оборонительный характер как в военном, так и в культурном отношении».
Идейный, нравственный, ценностный смысл специальной военной операции армии России на Украине в точности отвечают такому, сокровенному, толкованию патриотизма. «Национализм же, напротив, неотделим от стремления к власти, - утверждает Оруэлл. - Каждый националист неизменно стремится достичь всё большей власти, ещё большего престижа, но не для себя, а для НАЦИИ или иной группы, в которой он решил растворить собственную индивидуальность».
В том-то и штука, что записавшийся в «братство» нацистского карательного полка «Азов» (здесь и далее - террористическая организация, запрещённая на территории РФ) «свидомый» питомец Киево-Могилянской академии воображает себя особью, «сверхчеловеком». На поверку личность, индивидуальность, совесть его погашены, стёрты. Духовная отрава захолустного украинского нацизма, в духе мрачных, человеконенавистнических, утопических идей его провозвестника Дмитрия Донцова по-своему прельстительна для «посвящённых». Это такое «таинство», соблазн, когда зло не осознаёт себя злом.
Украинский нацизм поначалу, при «гетманах» Кравчуке и Кучме, напустил на себя благостную, сентиментальную «ауру». До поры не лез на рожон, красовался в вышиванках, заливался горючей слезой по «Неньке», которую клятые «москали» испокон веку будто бы мытарили, угнетали.
Узелок на память
Пишущему эти строки запала в память чудная картина в жаркий полдень в Ялте. Ряженный «кобзарь» с гуслями, седоусый, в вышиванке, синих шароварах, примостившийся в тенёчке возле крыльца Ливадийского дворца. В этом дворце в годы Великой Отечественной войны проходили исторические переговоры Большой тройки, которые определили судьбы послевоенного мира. Явление настырного «украинства» в обличье несуразного квазифольклорного «кобзаря», конечно, никакого зловещего предзнаменования не означало. Однако и трёх лет не минуло, грянуло на весь белый свет: «Москаляку - на гиляку!». Вопили нацистские речёвки, бесновались толпы «свидомых» на площадях Западной Украины. Портреты Степана Бандеры уже лет десять красовались в сельрадах под Ровно и Явором.
После кровавых бесчинств националистов на киевском Майдане, «сакральных» жертв, истерии вокруг мифической «небесной сотни» власть президента Януковича, с «засланными казачками» в аппаратных потёмках Банковой, с позором пала.
«Революция гидности» обнажила подноготную сатанинской природы украинского нацизма - со свастикой, скандинавскими рунами, языческими камланиями. Бригады упырей «Азова» и «Кракена» (террористические организации, запрещённые на территории РФ) - подобие штурмовиков СД в нацистской Германии. «Фюрер» Билецкий свысока, чуть ли не с презрением, поглядывает на клику Банковой, воров и казнокрадов вокруг скомороха Зеленского.
«Если человек в каком-то уголке сознания хранит националистическую преданность или ненависть, то некоторые факты, даже те, что в известной степени признаны истинными, окажутся неприемлемыми», - замечает Джордж Оруэлл. Если судить по украинским пабликам, многие, пусть и не большинство «свидомых», принимают на веру «инсайты» из Крыма, будто бы добрая половина тамошнего населения не чает дождаться возвращения в «европейскую» Украину.
За тридцать лет взращивания Соединёнными Штатами проекта «Анти-Россия» на Днепре плевелы политического украинства на ментальном, даже бытовом уровне, пронизали тёмные глубины самосознания «громадян», которые психологи называют «сферой бессознательного». Обывательская, житейская среда во Львове, Киеве, Житомире, будто лукавый людские души морочит, искушает, крепко уверовала: «Украина - це Европа»! Внушённые нацистским режимом через медиа ненависть и отвращение немалой части «поколения Майдана» к своему русскому первородству - ущербный «комплекс Андрия», сына-предателя Тараса Бульбы, сгубили души новоявленных «свидомых», ослепили разум. Иначе никак не объяснить невероятное упорство державших осаду бригад ВСУ в Авдеевке, сгинувших почём зря морпехов в обречённых вылазках через Днепр в Крынки…
«Падение политического и военного предвидения»
С нашего берега оскопление, затмение сознания бывшего украинца, одной с нами православной веры, кажется непостижимым. «Точно так же есть склад мышления, - размышляет Джордж Оруэлл, - который ныне (30-40 годы в Европе. - Авт.), распространён настолько, что влияет на наши суждения почти по любому поводу, но которому до сих пор не дано своего имени». Далее он пишет: «...стереотип мышления, о котором я веду речь, широко распространён среди английской интеллигенции и более ей свойственен, чем народным массам. <...> Примечательно, что среди "экспертов" всех направлений не нашлось ни одного, кто оказался способен предсказать такое вероятное событие как русско-германский пакт 1939 года». Отсюда, отчасти, заметное падение политического и военного предвидения…
Политические и военные комментаторы, как астрологи, могут пережить едва ли не любую ошибку, потому что их наиболее преданные последователи обращаются к ним не за оценкой фактов, а для того чтобы «стимулировать свои националистические привязанности».
Ровно такое же «падение политического и военного предвидения» постигло руководителей Комитета начальников штабов США. Угодили впросак «синклит» министров обороны Атлантического союза в Рамштайне, «шпак» Столтенберг, незадачливый «спикер брюссельской штаб-квартиры» НАТО.
Все они, в один голос, предсказывали победный венец «контнаступа» ВСУ в Причерноморье, рассечение клиньями «Леопардов» и «Абрамсов» оборонительных редутов российский армии севернее Бердянска, прорыв в Крым… На полном серьёзе, прорицали неминуемую викторию киевской хунты на поле брани с… ядерной сверхдержавой. И, по рутинному «правилу домино», вожделенное крушение «путинского режима», «демократическую» заваруху в Белокаменной, распад российского государства.
Эта вопиющая некомпетентность превзошла предначертания полоумного «стратега» кадета Биглера в сатирической эпопее Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка». Над беднягой Биглером потешались все в штабе маршевой роты.
Слепота, бестолковость американских поводырей Зеленского, в особенности русофобское злопыхательство четырёхзвёздного генерала Бена Ходжеса, бывшего главнокомандующего НАТО, здравому рассудку непостижимы. Штурмовые бригады ВСУ, лишённые воздушного прикрытия на поле боя, в лобовых атаках на эшелонированные линии обороны в районе Токмак-Работино понесли огромные, трагические людские потери… Настоящий знаток военного дела отставной полковник Дуглас Макгрегор изобличил никчемность, обречённость «стратегического» замысла «контрнаступа» ВСУ. Толковый, красноречивый Макгрегор заткнул за пояс весь сонм «стратегов» Пентагона и Белого дома.
Ныне на слуху по обе стороны противостояния на фронтах Украины «стратегическая неопределённость». Но это вовсе не то же самое, что несуразность замыслов «клаузевицев» в штатском на «вашингтонских болотах». Вот как трактует Оруэлл: «Общая неопределённость относительно того, что же происходит на самом деле, легко склоняет людей к самым сумасшедшим верованиям». Западные высокопоставленные политики, военачальники - наглядное тому подтверждение, «тяжёлый случай»…
Помнится, вице-президент РФ Александр Руцкой опубликовал в «Известиях» памфлет «Причастие у Макдональдса». Метафора заголовка прозрачна: американский «Макдональдс» не забегаловка, а настоящее капище. Вкушение «Биг Мака» равновелико, в символическом значении, своего рода святому причастию. «Известия» сопроводили эскападу вице-президента высокомерным, беспомощным, фарисейским редакционным комментарием-отповедью. Мол, Руцкой - вояка, куда ему до осознания миссионерской роли США в становлении «молодой демократии» в России.
Минуло треть века, но наваждение, блажь американщины, превосходства англосаксонского мира над всем отеческим, самобытным, великим, так и не выветрилась. «Продвинутое» холопство - хороший «моветон», старая острота тут к месту - в Барвихе, Москва-Сити, чиновной среде, богеме…
Наши «интеллектуалы» вписываются без зазора в трактовку Оруэллом англомании, франкомании, американомании: «Нет предела благоглупостям, которые будут проглочены, если вы находитесь под влиянием такого рода чувств».
Оруэлл на интригующей ноте завершает своё откровенное полемическое эссе о национализме: «Можно не без успеха доказывать, например (и возможно, это правда), что патриотизм является своего рода прививкой против национализма, что монархия - это защита от диктатуры, а организованная религия - защита от предрассудков».
Пусть так, прок в этом есть, признаёт Оруэлл, но требуется «моральное усилие», чтобы выяснить, кто вы такой на самом деле, каковы в действительности ваши чувства, а потом разобраться в своих привязанностях. «Если вы ненавидите и боитесь России, если вы завидуете богатству и мощи Америки, <...> если вы ощущаете свою неполноценность по отношению к правящему классу Британии, вам не удастся избавиться от этих чувств простым усилием ума. Но, по крайней мере, вы можете осознать, что они у вас есть, и помешать им отравлять вашу духовную жизнь».
Похоже, специальная военная операция на Украине расставила всех по местам…