Главный итог недели: Курахово наше!
На минувшей неделе ситуация вокруг конфликта на Украине, явно перетекающего в стадию политического «торга» между Вашингтоном и Москвой, прошла под знаком приближавшейся инаугурации избранного президента США Дональда Трампа.
«Путин и Трамп создают проблемы для европейской безопасности!»
В канун назначенного на 20 января мероприятия стороны стремились ещё раз обозначить свои позиции, попутно завышая требования, дабы иметь возможность их частично «откатить» ради достижения потенциальных компромиссов. Чего-то принципиально нового в этой политической картине, нарисовавшейся ещё до наступления Нового года, не появилось.
В США команда пока ещё действующего президента государства Джо Байдена, поддерживаемая частью американских, британских и европейских элит, наживающихся на украинском кризисе (он, кстати, позволил янки инвестировать аж 70 млрд долларов в развитие своего ВПК), старалась успеть отправить на Незалежную до инаугурации избранного президента Дональда Трампа как можно больше вооружения, а также усиливать санкционный прессинг России.
В то же время команда Трампа, более нацеленная на противостояние с Китаем, чем с РФ, пыталась нащупать возможный вектор договорённостей с Россией и Незалежной, позволяющих как можно быстрее приостановить боевые действия на украинском ТВД. Речь шла о заморозке конфликта по ЛБС, последующем вводе на территорию Украины западными странами некоего «миротворческого контингента», двадцатилетней отсрочке вступления в НАТО для Киева, а также возможном частичном снятии санкций с РФ. Кроме того, Трамп и Ко неоднократно озвучивали намерение переложить все издержки, связанные с дальнейшей поддержкой киевского режима, на европейцев.
«Путин плюс Трамп создают проблемы для европейской безопасности!» - весьма симптоматичный заголовок статьи в британском издании Financial Times. В Великобритании и Европейской комиссии, по-прежнему нацеленных на прокси-войну с РФ «до последнего украинца», на идеи Трампа реагируют, мягко говоря, без энтузиазма. В том числе и в связи с пониманием, что Лондон и ЕС без США поддержку Киева финансами и оружием «не потянут». Соответственно, данным акторам, равно как и персонально Владимиру Зеленскому, очень хочется надеяться на то, что Трампа удастся заставить следовать в отношении Украины курсом Байдена (конфликт не замораживается, масштабная военная/экономическая/политическая поддержка Вашингтоном Киева сохраняется, США отказываются от поиска компромиссов с Россией). Вместе с тем имеются европейские лидеры - премьер Венгрии Виктор Орбан и премьер Словакии Роберт Фицо, которые не боятся говорить о том, что продолжение конфронтации Запада с Россией ведёт к «проседанию» экономики Европы, а также усиливает риски перерастания регионального конфликта на Украине в конфликт глобальный.
«Это решение усугубляет гуманитарную катастрофу в регионе»
Украина. Теоретически предлагаемая Трампом заморозка конфликта выглядит для Киева спасительной, так как она позволит украинской стороне, как минимум, получить время на стабилизацию фронта, укрепление ВСУ и хотя бы частичную реанимацию экономики Незалежной, сейчас полностью зависимой от внешних спонсоров. Практически же такая заморозка немедленно обострит на Украине вопрос о нелегитимности Зеленского как президента государства, тем самым вынуждая Владимира Александровича отменить военное положение и согласиться на проведение выборов, по итогам которых пан Зе с высокой степенью вероятности лишится власти.
Более того, не исключено, что Зеленский, ставший к январю 2025-го в глазах многих представителей западного истеблишмента крайне «токсичным», до выборов после заморозки конфликта может и не дожить. Такой поворот событий позволит Западу и бывшим соратникам Владимира Александровича отделаться-таки от недоговороспособной фигуры бывшего шоумена, попутно сделав из покойного либо безответного «козла отпущения», либо «героически погибшего отца нации».
Просчитывает ли Зеленский такие варианты? Конечно. Поэтому он и стремится продолжать вести боевые действия как можно дольше, так как для Владимира Александровича недопущение прекращения войны с РФ является в буквальном смысле вопросом выживания. И не только политического. Именно этот нюанс объясняет, например:
- стремление Зеленского любой ценой удерживать «балкон» в Курской области. Пока он существует, Москва на официальные переговоры о перемирии/мире не согласится;
- заявления нелегитимного президента Незалежной о согласии Киева прекратить огонь только в случае принятия Незалежной в НАТО или получения Украиной от США гарантий прямого участия американской армии в боевых действиях на стороне Украины «в случае нового вторжения РФ». На предоставление Киеву членства в НАТО, а равно и упомянутых гарантий Вашингтон не согласился при Байдене и тем более не согласится при Трампе. Значит, по мнению Владимира Александровича, Украина будет продолжать воевать, тем более что каждое новое требование Киева принять Незалежную в НАТО лишь укрепляет решимость Москвы не останавливать СВО;
- демонстративно неуважительные высказывания в адрес не только президента РФ, но и всего российского народа, озвученные паном Зе в недавнем интервью американскому журналисту Лексу Фридману. Обсценная лексика Владимира Александровича не только десакрализирует его институт власти, но и «цементирует» невозможность каких-либо контактов Москвы с нелегитимным президентом Незалежной;
- призывы пана Зе ввести на Украину войска стран НАТО ради «принуждения России к миру». Понятно, что реализация этой идеи на практике способна привести лишь к дальнейшей эскалации конфликта.
Россия. Её «план мира» Трампа не устраивает. По крайней мере, не устраивает в том виде, в котором этот «план» командой Дональда Фредовича транслируется. Подписывать какие-то документы о перемирии/мире с нелегитимным президентом Незалежной РФ тоже не собирается. На текущий момент Москва декларирует готовность к переговорам о мире на основе соглашений, достигнутых в Стамбуле, а также с учётом ситуации на «земле» и нюансов, изложенных президентом России на коллегии МИД в июне 2024-го. Что категорически не совпадает с положениями «плана мира» Трампа. Таким образом, предпосылок к приостановке/окончанию боевых действий на украинском ТВД на данный момент не просматривается. То есть и тут пока без изменений.
Вместе с тем следует отметить появление нового фактора на периферии украинского кризиса, фактора, который наши оппоненты обязательно постараются использовать для усиления давления на Москву. Напомню, что Западу, Киеву и руководству Молдовы общими усилиями удалось спровоцировать 1 января 2025 года энергетический кризис в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике. 4 января 2025 года президент ПМР Вадим Красносельский заявил: «Украина, прекратив транзит российского газа, фактически объявила нам энергетическую блокаду. Это решение усугубляет гуманитарную катастрофу в регионе и угрожает жизни сотен тысяч людей».
Приднестровье находится в энергетическом и гуманитарном кризисе, подтвердил 8 января первый вице-премьер непризнанной республики Сергей Оболоник. Он сообщил, что при текущем уровне потребления газа запасов в хранилищах хватит на 24 дня.
Искусственно созданный энергокризис в Приднестровье кардинально цели России в СВО не изменит. Но он способен осложнить их достижение. В своих дальнейших действиях Москве придётся учитывать тот факт, что население ПМР, а также находящиеся на территории Приднестровья российские миротворцы фактически оказались в заложниках у прозападного правительства Молдавии, киевского режима и его иностранных бенефициаров.
«Не исключается скорый обвал обороны ВСУ»
Устойчивая тенденция к ухудшению положения ВСУ на фронте, похоже, лишила надежд на победоносный исход конфликта даже самых упёртых сторонников киевского режима. Показательно, как в январе 2025-го положение дел на украинском ТВД освещалось иностранными СМИ. Вот, например, что писало украинское издание «Страна»: «РФ наступала весь год почти по всей линии фронта. Исключение - Курская область. Однако и там прорыв ВСУ был достаточно быстро остановлен, не достигнув предполагаемой главной цели (Курской АЭС), и сейчас россияне постепенно отвоёвывают территорию. Ни до, ни после повторить курский прорыв ВСУ не смогли, хотя и пытались…
На остальных направлениях у россиян было продвижение. Основных причин успехов россиян три.
Первая - улучшение качества управления боем, боеспособности и дисциплины российских войск, их преимущество в оружии (в первую очередь - корректируемые авиабомбы), а также начавшее проявляться к концу года преимущество в дронах.
Вторая - увеличение численности войск РФ на Украине при уменьшении численности ВСУ.
Третья - падение дисциплины и боевого духа украинских войск из-за непонятных перспектив затянувшейся войны, а также из-за гибели большого числа идейных и мотивированных добровольцев и замены их на низко мотивированных «бусифицированных» новобранцев. Отсюда - рост числа СЗЧ (самовольное оставление части) и случаев отказа выполнять приказ в рядах ВСУ».
Мнение «Страны» о том, что численность ВСУ на украинском ТВД снижается, а численность ВС РФ, напротив, растёт, основывалось отнюдь не на пустом месте. Американская газета The Washington Post со ссылкой на украинских и западных чиновников сообщила, что украинским властям в 2024 году удалось официально мобилизовать в армию 200 тысяч человек. В России же, согласно докладу зампреда Совета безопасности РФ Дмитрия Медведева, за 2024 год заключили контракт с Минобороны почти 440 тысяч человек. При таких обстоятельствах удерживать свои позиции украинской армии было непросто. Цитата из публикации американской газеты The New York Times: «Россия набирает обороты, начиная с августа захватывая всё больше территорий каждый месяц… По словам украинских солдат, расхожее мнение, что Россия не сможет выдержать такой [высокий] темп наступления, оказалось необоснованным… Наиболее критической ситуация остаётся в Донбассе, где русские медленно, но неуклонно продвигаются к Покровску».
Не лишним будет также привести фрагмент сообщения от 3 января пресс-бюро Службы внешней разведки РФ: «По поступающей в СВР информации, в западных политэлитах с тревогой отмечают снижение способности украинской армии противостоять натиску российских Вооружённых сил. Не исключается скорый обвал обороны ВСУ. Уходящая администрация Дж. Байдена стремится не допустить подобного сценария. Основной упор делается на поставки всё более совершенного вооружения, включая ракетные системы повышенной дальности. Однако в Белом доме признают, что одного лишь материально-технического обеспечения ВСУ недостаточно для стабилизации линии фронта. На днях Вашингтон потребовал от "президента" В. Зеленского срочно снизить возраст призыва по мобилизации до 18 лет. Соответствующее решение в Киеве уже подготовлено и будет принято в ближайшее время. Граничащие с Украиной страны Восточной Европы негласно уже готовятся к приёму новых волн украинских беженцев, которые на этот раз будут спасаться не от вымышленной угрозы со стороны России, а от реальной опасности получить билет в один конец на фронт».
«Россия применила более 630 ударных дронов…»
На прошлой неделе ситуация на украинском театре военных действий характеризовалась новыми ударами по тылам, а также не прекращающимися тяжёлыми боями в Курской области и Донбассе.
По информации Минобороны РФ, с 4 по 10 января ВСУ задействовали в ночных/утренних налётах на цели в глубине российской территории не менее 177 ударных беспилотников самолётного типа. 4 января в Брянской области, по сообщению губернатора Александра Богомаза, был сбит реактивный БПЛА ВСУ. Ночь и утро того же дня стали рекордными по количеству уничтоженных с начала СВО БПЛА над территорией Ленобласти - 4 единицы.
5 января украинская сторона атаковала ЗАЭС. «Киевский режим не прекращает провокации с целью создания угрозы техногенной катастрофы на Запорожской АЭС. 5 января ВСУ предприняли очередную попытку атаки атомной электростанции и города Энергодар Запорожской области восемью ударными беспилотными летательными аппаратами самолётного типа. Средствами противовоздушной обороны все беспилотные летательные аппараты уничтожены. При падении одного из сбитых дронов произошёл его взрыв и возгорание на крыше учебно-тренировочного центра Запорожской АЭС. Жертв и разрушений на станции нет. Радиационная обстановка в норме. Персонал Запорожской АЭС продолжает работать в штатном режиме», объявило Минобороны РФ.
Утром 8 января губернатор Роман Бусаргин сообщил о массированной атаке БПЛА ВСУ Саратова и Энгельса. «В связи с увеличением площади возгорания на промышленном предприятии, которое подверглось атаке БПЛА, в Энгельсе будет введён режим чрезвычайной ситуации. К сожалению, в результате ликвидации есть двое погибших - сотрудники пожарной службы МЧС», - добавил позже губернатор Саратовской области. Утром 10 января процесс выгорания топлива на промпредприятии в Энгельсе ещё продолжался.
На воздушный террор ВСУ ВС РФ ответили ночными/утренними налётами не менее 556 ударных БПЛА семейства «Герань». Из-за частой нелётной погоды, затрудняющей действия не только авиации, но и разведывательных беспилотников, ВС РФ после Нового года несколько снизили темпы «отгрузки» по противнику своих ударных БПЛА, ракет и ФАБ с УМПК (последних, по информации Воздушных сил Украины, ВКС РФ к началу 2025 года сбросили на украинском ТВД более 51 тыс. единиц). Однако легче от этого ВСУ не стало.
«На этой неделе Россия применила более 630 ударных дронов, около 740 управляемых авиационных бомб и почти 50 ракет разных типов», - публично пожаловался Зеленский 5 января. В тот же день российский ОТРК «Искандер-М» поразил на Днепропетровщине ЗРК С-300 ВСУ. Ну а 8 января Воздушные силы Украины впервые зафиксировали уже не эпизодическую, а системную и массовую работу ВКС РФ фугасными авиабомбами с универсальным модулем планирования и коррекции по целям на территории Днепропетровской области.
Всего, по данным Минобороны России, с 4 по 10 января ВС РФ нанесли 28 групповых ударов высокоточным оружием и «Геранями», в результате которых оказались поражены инфраструктура военных аэродромов, склады вооружения, цеха сборки, места хранения ударных БПЛА, а также пункты временной дислокации украинских вооружённых формирований и иностранных наёмников.
«Днепр уже нужно готовить к обороне, как Берлин готовили в 1945 году»
«Курщина, хорошие новости, Россия получает то, чего заслуживает», - пафосно сообщил в позапрошлое воскресенье глава офиса президента Украины Андрей Ермак. С выводами Андрей Борисович явно поторопился.
Действительно, 5 января около 9:00 мск, с целью остановить наступление российских войск на курском направлении, противник предпринял контратаку в направлении хутора Бердин, но вот дальше… Под непрерывными ударами БПЛА, артиллерии и авиации группировки войск «Север» авангард украинской ротной тактической группы достиг окраин хутора, где весь и полёг. Последние штурмовики неприятеля, уже лишившиеся техники, были добиты при зачистке Бердина 6 января. В тот же день Минобороны РФ подвело итоги локального украинского «контрнаступа»: «Потери противника составили свыше 150 военнослужащих, 4 танка, 2 БМП, 16 боевых бронированных машин и инженерная машина разграждения».
«О наступательных действиях ВСУ в Курской области уже несколько дней ничего не слышно… На данный момент ситуация такова, что активные наступательные действия в Курской области ведёт российская армия», - были вынуждены признать украинские СМИ 10 января.
Всего за время боевых действий на курском направлении, то есть с 6 августа 2024-го и по настоящее время, по данным Минобороны РФ, противник потерял до 50 600 военнослужащих. Причём это был личный состав наиболее боеспособных подразделений ВСУ, брошенных Киевом на захват/удержание территории Курской области в ущерб устойчивости украинской обороны на других участках фронта.
В Донбассе, где подразделения ВС РФ вели наступательные действия под Купянском, в Часовом Яре, Торецке, Курахово, а также в районах Покровска и Великой Новосёлки, дела у ВСУ шли ещё хуже, чем на Курщине.
«Возьмите среднестатистическую бригаду [ВСУ], которая держит 15 километров, и 30% - это дыры в обороне… У нас 30% фронта с дырами в обороне [из-за нехватки людей]… Когда они [русские] возьмут Покровск, то выйдут напрямую на Днепропетровскую область. Там - все ключевые трассы. Днепр уже нужно готовить к обороне, как Берлин готовили в 1945 году, или как Москву в 1941-м. Так же и Херсон, и Запорожье… Мы рассчитывали, что у нас есть 5 миллионов мобилизационного ресурса, который был мотивирован, патриотичен. Он закончился в 2022-м и начале 2023 года. Теперь мы имеем «бусифицированный» личный состав, который сдаётся в плен и убегает в СЗЧ (самовольное оставление части). На поле боя сейчас складывается критическая ситуация. Возможен обвал фронта», - так описал ситуацию экс-комбриг 53-й отдельной механизированной бригады ВСУ Анатолий Козел.
Выкладки Козела 4 января подтвердил военный обозреватель германской Bild Юлиан Рёпке, отметивший следующее:
- с начала года российская армия заняла восемь деревень к югу от «стратегически важного города Покровск» и, похоже, её продвижение уже не остановить;
- вместо того чтобы атаковать Покровск в лоб, российские части обходят его с юга;
- из-за нехватки солдат ВСУ способны лишь замедлить продвижение противника, но не остановить его;
- уже через несколько недель ВС РФ могут пересечь границу Днепропетровской области - до неё российским войскам осталось 7 км.
5 января обозначился коллапс украинской обороны в Курахово - городе, преграждавшем ВС РФ путь к одному из наиболее крупных административных и индустриальных центров юга Украины - Запорожью. Сутки спустя Минобороны официально объявило о том, что подразделения «Южной» группировки войск полностью освободили Курахово.
«Всего для удержания Курахово командование ВСУ сосредоточило 26 батальонов общей численностью свыше 15 тыс. военнослужащих. В результате профессиональных действий российских войск при освобождении Курахово противник потерял 80% личного состава (более 12 тыс. человек), порядка 3 тыс. единиц различных вооружений и военной техники, включая 40 танков и других боевых бронированных машин… Установление контроля над этим важным логистическим узлом существенно затруднило тыловое и техническое обеспечение группировки ВСУ на донецком направлении, лишив киевский режим возможности вести обстрелы из артиллерийских систем мирного населения города Донецка - столицы ДНР. После взятия Курахово российские войска вышли на оперативный простор. Это позволит нарастить темпы освобождения территории Донецкой Народной Республики», - отметили в российском военном ведомстве.
По мнению украинских аналитиков, в ближайшем будущем следует ожидать утраты ВСУ контроля над Великой Новосёлкой, Торецком и Покровском.
Помимо города Курахово, за минувшую неделю наши части сумели освободить населённые пункты Даченское в ДНР и Надия в ЛНР. В течение недели на ЛБС сдался в плен 91 украинский военнослужащий - рекордная цифра не только для января 2025-го, но и для всего 2024 года.