«Стингер» любой ценой
© РИА Новости
Бойцы спецназа и ещё один захваченный американский ПЗРК «Стингер», май 1988 г.

«Стингер» любой ценой

Злая шутка о том, что после боя обычно начинается наказание невиновных и награждение непричастных, к сожалению, актуальна во все времена. Так было и в Афганистане, где за десять лет войны Героями Советского Союза стали 87 бойцов и командиров. Но, чтобы максимально восстановить справедливость, этот список пришлось пополнять уже в наши времена
16 февраля 2026, 09:43
Реклама
«Стингер» любой ценой
© РИА Новости
Бойцы спецназа и ещё один захваченный американский ПЗРК «Стингер», май 1988 г.
Читайте нас на: 

Действующие лица

Война - понятие одушевлённое. В том смысле, что всё, что происходит и в штабах, и на полях сражений, - дело рук человеческих. Этот рассказ о двух Героях Российской Федерации - Евгении Сергееве и Владимире Ковтуне, а также о непризнанном герое Василии Чебоксарове, проявивших себя ещё на афганской земле в операции, которая вошла в летопись отечественного спецназа. Это благодаря им и только им в руки наших военных специалистов попали три американских переносных зенитных ракетных комплекса (ПЗРК) «Стингер» (Stinger) с документацией, которые на тот момент считались секретными.

Евгений Сергеев родился 17 февраля 1956 года в семье военного. Поступил в Рязанское воздушно-десантное командное училище. Службу проходил в частях специального назначения. С 1984 года майор Евгений Сергеев в должности заместителя командира 186-го отряда специального назначения 22-й отдельной бригады СпН Главного разведуправления принимал участие в боевых действиях в Афганистане. Отличился во многих боевых операциях. Выполнял боевые задачи при минимальных потерях подчинённых.

Его сослуживец и подчинённый по 186-му отдельному отряду Владимир Ковтун родился 27 июля 1960 года в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ). После срочной службы поступил на разведывательный факультет Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища. Офицерскую службу начал в 8-й отдельной бригаде специального назначения. В 1985-1987 годах - заместитель командира роты 186-го отдельного отряда 22-й бригады СпН в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане.

Спецназ готовится к выходу на работу.
© globallookpress.com
Спецназ готовится к выходу на работу.

Василий Чебоксаров родился 4 августа 1961 года в городе Исилькуль Омской области. После срочной службы окончил Рязанское воздушно-десантное командное училище. Начинал командиром разведгруппы в спецбатальоне, который из Прикарпатского округа передислоцировали в Среднеазиатский, принимавший участие в афганской кампании.

Именно эти офицеры, проходя службу в 22-й бригаде СпН, обеспечили 5 января 1987 года захват ПЗРК «Стингер».

Охота началась

С момента ввода советских войск в Афганистан наша авиация господствовала в воздухе, и прибытие к месту боя вертолётов огневой поддержки Ми-24 в подавляющем большинстве случаев предопределяло исход вооружённого противостояния. В 1987 году моджахеды из средств ПВО имели лишь 12,7-мм пулемёты ДШК и 14,5-мм зенитные горные установки китайского производства, созданные на базе советского пулемёта Владимирова, которые были эффективны только при действиях из засад.

Лишить советскую авиацию господства в воздухе - это была главная причина, почему американцы решились на поставку боевикам переносных зенитных ракетных комплексов нового поколения - тех самых «Стингеров». До этого ЦРУ закупало для моджахедов в основном устаревшее оружие: винтовки «Ли Энфильд» британского производства времён Первой мировой войны и автоматы Калашникова АК-47, пулемёты ДШК и гранатомёты РПГ-17 китайского производства.

Закупки, чтобы самим оставаться в тени, осуществлялись через третьи страны. Тогда как «Стингеры» стояли на вооружении армии США, то есть американцам, если бы «Стингеры» оказались у советской стороны, пришлось бы сбросить маски.

С появлением в Афганистане современных ПЗРК советская авиация начала нести большие потери. За тот же 1986 год были сбиты 23 советских самолёта и вертолёта. Захват «Стингера» позволял напрямую обвинить Соединённые Штаты в снабжении моджахедов оружием, а также давал нам возможность разработать средства защиты от этого ПЗРК.

Обломки афганского транспортного самолёта, сбитого ракетой «Стингер», в результате погибло 40 человек.
© РИА Новости
Обломки афганского транспортного самолёта, сбитого ракетой «Стингер», в результате погибло 40 человек.

Справка

FIM-92 «Стингер» (англ. FIM-92 Stinger - Жало) - переносной зенитный ракетный комплекс. Основное предназначение - поражение низколетящих воздушных объектов: вертолётов, самолётов и БПЛА. Созданы три модификации, отличающиеся головками самонаведения. Зона поражения ПЗРК «Стингер» составляет 500-4750 метров по дальности и 3500 метров по высоте. Комплект в боевом положении весит 15,7 кг, а стартовая масса ракеты - 10,1 кг, скорость - 640 м/c.

Первую партию из 260 единиц ПЗРК «Стингер», которую разработала корпорация General Dynamics, американцы ввели в опытную эксплуатацию в середине 1979 года. После этого компании-производителю заказали партию в 2250 единиц, предназначенную для американской армии. Со временем «Стингеры» стали самыми распространёнными в мире ПЗРК, их закупили армии более 20 государств.

Но реноме лучшего этот ПЗРК получил после того, как его стали применять афганские душманы. Боевикам поставили около 4000 зенитных ракет, но при этом много ракетных комплексов оказывались в руках неконтролируемых, а подчас и просто криминальных группировок. Стоит также отметить, что, по подсчётам, к середине 1980-х годов «Стингерами» было сбито порядка 10% всех летательных аппаратов, принадлежащих афганским правительственным войскам и советскому Ограниченному контингенту.

Понятно, что все советские части в то время были ориентированы на то, чтобы любыми путями заполучить хоть один американский ПЗРК. Разрабатывались планы, как купить, похитить или добыть в бою «Стингер». Но реализовать эти планы было непросто, поскольку с подачи американцев душманы принимали строжайшие меры безопасности. Поэтому первым захватившим «Стингер» было обещано звание Героя Советского Союза.

Тот самый бой

Судьба распорядилась так, что решить эту задачу смогла разведгруппа под командованием Евгения Сергеева.

Высадка досмотровой группы.
© РИА Новости
Высадка досмотровой группы.

«5 января 1987 года, - вспоминал Владимир Ковтун, - наша разведгруппа спецназа, которую возглавлял заместитель командира 186-го отряда спецназначения майор Евгений Сергеев, на вертолёте Ми-24 и досмотровая группа на вертолёте Ми-8 на низкой высоте двинулись в район близ пакистанской границы. Мы решили под видом очередного облёта местности выбрать место для засады в Мельтанайском ущелье и подходящее место для десантирования - чтобы затем перехватить и уничтожить один из караванов с оружием, предназначенным для моджахедов.

Я и Сергеев находились в ведущем вертолёте, с нами ещё два-три разведчика, в ведомых вертолётах - бойцы досмотровой группы старшего лейтенанта Василия Чебоксарова. Сначала летели на юго-запад вдоль бетонки. Потом свернули влево, и где-то часов в девять утра вошли в ущелье. Вскоре вертолётчики заметили с воздуха 3 мотоциклистов и группу душманов. Эта была случайность, утром боевики «не работали», не действовала и наша авиация. Видимо, учитывая эти обстоятельства, боевики решили, пользуясь случаем, устроить на одном из холмов противовоздушную засаду с применением ПЗРК.

Как уже позже выяснилось, на мотоциклах к группе боевиков прибыли обученные операторы с ПЗРК «Стингер». Увидев наши вертушки, мотоциклисты остановились, спешились и открыли огонь из стрелкового оружия, а также сделали два беглых пуска из ПЗРК. Лётчики сразу же выполнили резкий вираж. Поскольку обнаруженная группа была небольшая, Сергеев решил, что справится с ней только десантом из ведущего вертолёта. На земле спецназовцы разделились. Евгений Сергеев с одним бойцом побежал по дороге, а я с двумя разведчиками вдоль речки. Одна «двадцатьчетвёрка» прикрывала нас с воздуха, и мы, завязав бой, расстреливали духов почти в упор».

Спецназовцев было пятеро, боевиков - шестнадцать. Но высокая профессиональная подготовка позволила подчинённым майора Сергеева уничтожить двенадцать душманов, а одного взять в плен. По словам Владимира Ковтуна, бой был скоротечным - не больше 15 минут, с учётом погони за одним из боевиков, за плечами которого спецназовцы заметили какую-то трубу, а в руках кейс типа «дипломат».

Прежде всего Ковтуна заинтересовал именно дипломат. Ковтун предполагал, что именно в нём могут оказаться интересные документы. Но моджахед бежал настолько быстро, что можно было его и не догнать. И тогда Ковтун вспомнил, что мастер спорта по стрельбе, и одним выстрелом остановил беглеца. Трофеи из дипломата оказались очень серьёзные.

Чтобы вообще никто не ушёл, Сергеев приказал посадить вертолёт с группой лейтенанта Василия Чебоксарова. Но сдаваться боевики не собирались. Поэтому пришлось их уничтожить. Так у нас в руках оказались два «Стингера».

Группа советского спецназа с захваченными «Стингерами» (2-й ряд, слева направо: 5-й - Ковтун В., 7-й - Сергеев Е., 8-й - Чебоксаров В.).
© wikipedia.org/Dalgeri
Группа советского спецназа с захваченными «Стингерами» (2-й ряд, слева направо: 5-й - Ковтун В., 7-й - Сергеев Е., 8-й - Чебоксаров В.).

Уже в вертолёте по пути на свой аэродром спецназовцы рассмотрели на трубах надпись Stinger, а в кейсе нашли полный пакет документов к новейшему американскому ПЗРК, включая инструкцию по применению и адреса поставщиков оружия. Это была большая удача.

Все трофеи впоследствии показали на пресс-конференции в Министерстве иностранных дел Афганистана как неопровержимое доказательство вмешательства США во внутренние дела страны. А российские Кулибины впоследствии придумали техническое «противоядие» от «Стингера». При этом потери авиации значительно снизились.

Награды и чиновники

К геройскому званию в 1987 году за захват «Стингеров» представили четверых спецназовцев и офицера, командовавшего вертолётами. Но, видимо, кто-то в высоких кабинетах посчитал, что для молодых офицеров это будет слишком. Есть версия, что на пути у Сергеева к Золотой Звезде встали не в меру бдительные политработники, поскольку он имел взыскание по партийной линии за недисциплинированность. Ну а другие, по одной из версий, не получили свои звёзды, возможно, из-за небезоблачных отношений с начальством.

Не исключено, что негативную роль сыграли и рассказы самих участников операции, которые откровенничали в курилках, что никакого геройства, дескать, не потребовалось, что просто-напросто они действовали профессионально - как учили. Но эти версии, скорее всего, из области предположений. К примеру, представление на майора Сергеева было подписано командующим 40-й армией. Казалось бы, чего ещё надо?

Однако Евгений Сергеевич звание Героя, уже Российской Федерации, получил аж через 25 лет посмертно. Ещё позже - через 30 лет Золотая Звезда нашла Владимира Павловича Ковтуна. К званию Героя Советского Союза он представлялся дважды, и дважды вместо Звезды Героя получал ордена Красной Звезды. И только 27 февраля 2019 года на торжественном вечере в честь Дня Сил специальных операций Владимир Путин вручил ему заветную награду.

Президент РФ Владимир Путин вручил Звезду Героя России участнику специальной операции в Афганистане Владимиру Ковтуну, 27 февраля 2019 г. 
© РИА Новости
Президент РФ Владимир Путин вручил Звезду Героя России участнику специальной операции в Афганистане Владимиру Ковтуну, 27 февраля 2019 г. 

А вот в отношении Василия Чебоксарова представление так и не было реализовано. За успешную ликвидацию нескольких караванов с оружием и боеприпасами подряд Василий Агафонович был отмечен орденом Красной Звезды. Сержант Марат Айтбаев из его же группы получил орден Ленина. Не получил геройского звания и капитан Андрей Соболь, командовавший вертолётами во время захвата «Стингеров» и прикрывавшими спецназовцев подкреплениями. Он был удостоен ордена Красного Знамени.

Вместе c тем после захвата «Стингера» в вышестоящих штабах буквально пролился водопад из наград. Настолько обильный, что некоторым кавалерам орденов и медалей пришлось оправдываться: дескать, это наша агентура засекла загрузку партии ПЗРК в США и отследила её разгрузку в Пакистане, это мы вели караван со «Стингерами» по территории Афганистана, а спецназовцам осталось только поставить жирную точку в этой цепочке событий...

Возможно, и в этих рассуждениях есть доля правды. Советская разведка действительно заранее узнала о поставках ПЗРК в Афганистан, о чём свидетельствует приказ министра обороны любой ценой добыть «Стингер». И всё бы так, но немножечко не так… Дело в том, что группу моджахедов с ПЗРК спецназовцы обнаружили самостоятельно, без всяких наводок. Именно поэтому Евгений Сергеев, пока был жив, называл версию о захвате «Стингера» с участием высоких штабов «сказкой Венского леса».

После войны

После Афганистана Евгений Георгиевич Сергеев проходил службу в должности командира батальона 12-й отдельной бригады специального назначения на территории Закавказского военного округа, принимал участие в локализации армяно-азербайджанского межэтнического вооружённого конфликта. Затем была Чечня. В 1995 году Сергеев был уволен из Вооружённых сил РФ по инвалидности. Последние годы жил в Рязани. Скончался в апреле 2008 года после тяжёлой болезни, ставшей следствием ранений и контузий. Благодаря усилиям боевых товарищей по Афганистану удалось восстановить справедливость: 6 мая 2012 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Республике Афганистан, подполковнику Евгению Георгиевичу Сергееву посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Переносные зенитные комплексы, захваченные советскими войсками.
© РИА Новости
Переносные зенитные комплексы, захваченные советскими войсками.

Владимир Павлович Ковтун, пока воевал в Афганистане, получил семь пулевых ранений. Дважды представлялся к званию Героя Советского Союза, но награждён не был. Также был представлен к ордену Ленина, три раза - к ордену Красного Знамени, но получил только два ордена Красной Звезды. После увольнения со службы в 1999 году работал в охранном бизнесе и директором птицефабрики, которую в буквальном смысле поднял из руин. Героем России стал в 2019 году. Награду вручил президент.

Василий Агафонович Чебоксаров после Афганистана служил в 14-й бригаде спецназа на Дальнем Востоке. Уже подполковником принимал участие в чеченской кампании. За боевые операции был награждён орденом Красного Знамени и орденом Красной Звезды. За операцию по захвату «Стингера» ничем так и не был отмечен. Или его награда досталась кому-то другому…

PS. После вывода советских войск из Афганистана американцы попытались наладить выкуп «Стингеров» у моджахедов, опасаясь, как бы оружие не было применено «не по назначению». Однако несколько сотен ПЗРК всё равно исчезли бесследно. На короткое время, и уже с 2001 года, во время войны с НАТО, талибы вполне успешно стали применять американские «Стингеры».

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама