Как бандеровцы подмочили «Абрамсу» репутацию

Ещё бывший бандеровский военный министр Алексей Резников призывал вооружённые силы стран НАТО не стесняться использовать Украину как полигон для испытания своего оружия. Они и не стесняются - бельгийская газета De Tijd сообщает, что оборонная компания Cockerill поставит ВСУ свой ходовой макет основного боевого танка (ОБТ) Leopard 1A5BE C3105 для проведения испытаний на украинской земле. «Изюминкой» этой конструкции должна стать башня C3105, которая уже имела коммерческий успех, будучи использованной на лёгких танках Harimau и Zorowar. Теперь её предлагается использовать для модернизации танков Leopard 1, в том числе и предназначенных для отправки на Украину.
И это не единичный эпизод - практически всё западное оружие, как перспективное, так и уже давно стоящее на вооружении, поучаствовало в боях на Украине. Этот опыт западный ВПК использует для модернизации старых образцов и создания нового оружия.
Урок СВО для Abrams
Так, на основе украинского опыта радикальной модернизации ожидает один из самых разрекламированных западных танков Abrams, который, несмотря на свой солидный возраст, только сейчас прошёл настоящее боевое крещение в условиях полномасштабного конфликта, выявившее большое количество болевых точек этой машины.
M1 Abrams, выпуск которого был начат в 1980 году (и его последующие модернизации), успел поучаствовать в нескольких вооружённых конфликтах на ближневосточном ТВД - в достаточно специфических условиях войны с заведомо более слабым противником. Но и этот опыт выявил ряд проблем как эксплуатационного, так и боевого характера, которые были учтены и частично устранены в последующих модификациях.
Благодаря этому, а также усилиям американских специалистов по PR, Abrams приобрёл репутацию едва ли не самого совершенного танка современности и весьма неплохие коммерческие перспективы. Помимо США, «Абрамсы» стоят на вооружении у Австралии, Ирака, Кувейта, Марокко, Саудовской Аравии. Египет производит танки по лицензии. Также подписаны соглашения о поставках танков в Польшу и для Тайваньской администрации, которые «стоят в очереди» за этими машинами.

Однако эта репутация оказалась серьёзно подмочена в ходе боевого применения американских танков ВСУ. Всего бандеровцам был поставлен 31 «Абрамс» модификации M1A1SA. В отличие от машин, предназначенных для ВС США, эти имеют комбинированное бронирование без «секретных» элементов из обеднённого урана. Но это вполне современные машины, которые получили улучшенный прицел наводчика, а также прибор командира SCWS с тепловизором. Танк обладает системой управления полем боя FBCB2, что существенно облегчает его экипажу взаимодействие с другими подразделениями.
Американские ОБТ поступили на вооружение 47-й механизированной бригады «Магура» и применялись в боях на Красноармейском (Покровском) направлении и в Курской области. Ресурс LostArmour сообщает, что в ходе боёв были уничтожены 19 «Абрамсов», два были захвачены нашими бойцами.
Советник по нацбезопасности ушедшей американской администрации Джейкоб Салливан ранее пытался объяснить неуспех американских танков логистическими проблемами. «Что касается танков "Абрамс", то мы отправили их на Украину... Однако эти танковые подразделения на самом деле не укомплектованы, так что это не самая полезная часть техники для их борьбы», - «объяснил» он.
Спустя год после передачи танков ВСУ военный аналитик Брэндон Вайхерт в своей статье для The National Interest, писал: «Хотя "Абрамс" был создан для манёвренной войны, его уязвимость в условиях Украины, насыщенной беспилотниками и ракетами, сделала его применение дорогостоящей ошибкой <…> более половины танков, о которых идёт речь, были уничтожены менее чем через год после их развёртывания. Конечно, война на Украине носит особенно жестокий характер. Следует ожидать, что в ходе боя будет потеряно большое количество платформ. Но темпы их уничтожения в бою оказались намного выше, чем предполагалось».
Abrams грязи боится
Но никакой «дорогостоящей ошибки» в отправке американских ОБТ на Украину не было. Тридцать один танк - это вполне репрезентативная группа для оценки пригодности этих боевых машин сорокалетнего возраста для участия в широкомасштабных боевых действиях современного уровня. И если Вашингтон заинтересован не только в том, чтобы успешно продавать эту дорогую игрушку союзникам, но и адаптировать машину к реальным условиям современной войны, обеспечив боеготовность собственных сухопутных войск, опыт, полученный при применении и уничтожении «Абрамсов» на территории ДНР и Курской области, бесценен.

Ещё при проектировании этого танка в основу его концепции легла идея высокой степени защищённости. Так, согласно требованию Пентагона, его лобовая броня должна была выдержать попадание с 800 метров бронебойного снаряда советской пушки У-5ТС «Молот», установленной на советском Т-62. С того момента при каждой последующей модернизации защищённость и, соответственно, масса танка возрастали.
Однако украинский опыт показал весьма высокую уязвимость этой машины, несмотря на мощную и тяжёлую броню. В частности, Abrams чувствителен к атакам с воздуха, особенно с верхней, кормовой и боковой проекции, и достаточно легко поражался российскими ПТРК и барражирующими боеприпасами.
Даже дополнение штатной брони комплексами динамической защиты типа «Контакт» не становятся панацеей - FPV-дроны при известном мастерстве пилотов поражают американский ОБТ в вентиляционные решётки и в корму.
Минные тралы способны защитить эту машину разве что от одиночных мин - грамотно поставленные минные поля становятся для него непреодолимыми.
И если защищённость Abrams оказалась недостаточной, то его масса признана категорически неприемлемой. В силу огромного веса обозначились большие проблемы с транспортировкой танка, его проходимостью и эвакуацией с поля боя в случае повреждения.
Для «украинских Абрамсов» остро стоят вопросы логистического и технического обеспечения. Для полноценного функционирования этих ОБТ необходима развёрнутая инфраструктура, которую можно обозначить даже модным понятием «экосистема». Помимо огромного расхода топлива (не дизельного, а авиационного), многие технические решения этого танка и, соответственно, детали уникальны, ряд блоков не разбираются и не ремонтируются, а заменяются целиком. Из-за нехватки полноценного ремонтного парка и запаса необходимых агрегатов украинские ремонтники вынуждены прибегать к техническому каннибализму для ремонта и обслуживания этих машин. Но данным аспектом можно пренебречь, поскольку под две танковые роты никто не станет создавать развёрнутую инфраструктуру материально-технического обеспечения.
Нужно серьёзное лечение
На основе полученного опыта Пентагон заключил контракт с General Dynamics Land Systems - основным производителем оборудования для Abrams - на разработку концепции его глубокой модернизации. Причём поставки машин новой версии M1E3 в войска должны начаться уже через 2,5-3 года. Новый начальник штаба сухопутных войск США генерал Рэнди Джордж обозначил именно такой срок после того, как ему представили график производства, рассчитанный на 65 месяцев.

Причина такого ускорения кроется не только в том, что многие аспекты модернизации и пути их решения подсказаны практическим опытом боёв на Украине, но и осознанием того, что в нынешнем виде американский ОБТ не в состоянии выполнять возложенные на него задачи.
Прежде всего планируется радикально облегчить танк, поскольку большая масса перестала быть синонимом высокой защищённости, но зато значительно снижает мобильность и проходимость машины, осложняет её транспортировку.
Основой же защиты машины должен стать КАЗ (комплекс активной защиты), способный сбивать снаряды, ракеты и дроны, атакующие танк. Высоки шансы, что это будет израильская система Trophy - американские военные знакомы с ней, и её оценки весьма высоки. Однако в нынешнем варианте она не может быть полностью интегрирована с Abrams и требует адаптации к нему.
Планируется обновить двигатель и трансмиссию, новый ОБТ получит гибридно-электрическую силовую установку, которая, как ожидается, снизит расход топлива на 50%. Причём для ускорения работ предлагается широко применять гражданские наработки. Планируются глубокие изменения интерфейса, систему управления намерены сделать «как в кокпите "Формулы-1"».
И, наконец, американцы дозрели до автомата заряжания! Почти полвека они говорили о радикальном преимуществе ручного заряжания орудия, объясняя наличие данного устройства в советских/российских танках тем, что «русские не могут хорошо подготовить квалифицированных заряжающих». Однако реальная война всё расставила на свои места, и новый Abrams получит необитаемую башню, автомат заряжания, а его экипаж сократится на одного человека.
Согласно сообщениям американских источников, General Dynamics Land Systems получил больше свободы в выборе комплектующих и поставщиков, минуя сложные механизмы согласования, связанные с работой лоббистских групп. Причём финансирование на ближайшие пять лет уже выделено.
Танковые сражения никто не отменял
Строго говоря, речь идёт о фактически новом танке, и большой вопрос, сумеют ли американцы уложиться в такие жёсткие сроки при реализации столь амбициозного проекта. Тем более что для этого придётся ломать и традиционные для американского ВПК бюрократические процедуры. Модернизация американского ОБТ, да ещё и столь поспешная, показывает, что, вопреки расхожему мнению, танки продолжают оставаться грозной силой на поле боя, но, конечно, специфика и тактика их применения изменяется с учётом новых форматов боевых действий.

В частности, сообщается о высокой эффективности их применения в режиме самоходных артиллерийских установок, в том числе и при работе с закрытых позиций. Причём на штатных для танковых орудий дальностях они подчас действуют успешнее обычных САУ, демонстрируя прямо-таки снайперскую точность.
При этом с такой задачей весьма успешно справляются и старые танки Т-54/55, Т-62. Танки продолжают оставаться необходимым средством укрепления обороны и огневой поддержки штурмовых действий. Применение ОБТ требует их мощной противодроновой защиты, которая обычно собирается из подручных средств в полевых ремонтных мастерских. Но, возможно, в будущем защита танков будет строиться прежде всего на сочетании КАЗ и систем РЭБ.