Разброд и шатание под «Европейским Небесным Щитом»

Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте настаивает на увеличении возможностей ПВО и ПРО альянса на 400%. Об этом говорилось в распространённом его пресс-службой 9 июня тексте, подготовленном для выступления на конференции в Британском Королевском институте международных отношений Chatham House (признан в РФ нежелательной организацией).
«НАТО должна увеличить противовоздушные и противоракетные возможности на 400%», - заявил Рютте, тем самым расписавшись в несостоятельности европейской ПВО и ПРО.
От величия к деградации
К началу 90-х в Западной Европе была создана самая мощная группировка ПВО/ПРО за всю историю НАТО, имевшая наибольшую плотность позиций зенитных ракетных комплексов и авиабаз на территории ФРГ, интегрированная в единую структуру NATINADS/AEGIS (The NATO Integrated Air Defense System, дополненная боевой информационно-управляющей системой Airborne Early Warning Ground Environment Integration Segment) и располагавшая как наземной компонентой (пункты управления, РЛС обнаружения воздушных целей, ЗРК большой, средней и малой дальности), так и воздушной (истребители-перехватчики и многоцелевые истребители, самолёты дальнего радиолокационного обнаружения). Причём развитию воздушной компоненты ПВО в вооружённых силах ведущих западных государств времён холодной войны придавали большее значение, чем развитию компоненты наземной.
Распад СССР и исчезновение Организации Варшавского договора привели к тому, что в Западной Европе началось сокращение военных бюджетов, снижение численности вооружённых сил и масштабное списание военной техники, в число которой попали и компоненты ПВО/ПРО НАТО. Принимаемые на вооружение в армиях государств Западной Европы более современные и совершенные авиационные и наземные комплексы хоть и превосходили предшественников по своим характеристикам, но стоили дороже и закупались в меньших количествах, чем техника времён холодной войны.
На этом фоне происходило расширение Североатлантического альянса на восток, что заставляло НАТО разворачивать свой «зонтик» ПВО/ПРО над новыми территориями. В конечном счёте всё это хоть и привело к географическому увеличению глубины противовоздушной/противоракетной обороны альянса, но одновременно, по мнению западных аналитиков, снизило насыщенность этой обороны средствами обнаружения и поражения.

Маленькая иллюстрация. Далеко не последнюю роль в организации ПВО/ПРО НАТО играли Luftwaffe der Bundeswehr - ВВС Германии. Так вот, если в 1991 году в составе этих ВВС числилось 515 боевых самолётов, то в 2021-м - только 226. Ещё в 2002 году немцы в Luftwaffe der Bundeswehr сократили на 30% численность своих зенитных ракетных формирований и на 50% - подразделений с РЛС, а также тыловых служб.
Деградация была, что называется, налицо. Однако, в условиях отсутствия реальной внешней угрозы европейским государствам или видимости такой угрозы, эта деградация особой озабоченности внутри НАТО до поры до времени не вызывала…
ПВО и ПРО Североатлантического альянса накануне СВО
Пожалуй, следует напомнить, что представляют собой в третьем десятилетии XXI века ПВО и ПРО НАТО в Европе.
Объединённая система ПВО Североатлантического альянса структурно включает в себя систему управления, коалиционную и национальную системы контроля воздушного пространства и управления воздушным движением, дежурные звенья истребительной авиации, а также зенитные ракетные формирования. Общее руководство объединённой системой ПВО возложено на верховного главнокомандующего объединёнными вооружёнными силами НАТО, а непосредственное - на командующего объединёнными ВВС.
Связь и обмен данными между органами управления объединённой системой ПВО альянса осуществляется с использованием объединённой системы связи НАТО, других коалиционных и национальных систем связи и автоматизированных систем управления, а также автоматизированной системы управления объединёнными ВВС и объединённой системой ПВО НАТО ACCS (Air Command and Control System), создававшейся с 1999 года франко-американским объединением Thales-Raytheon Systems, однако из-за конструктивных просчётов до сих пор испытывающей проблемы с надёжностью и стабильностью работы.
Система противоракетной обороны НАТО, де-факто, является европейским сегментом глобальной ПРО США и включает в себя:
- находящиеся на боевом дежурстве и базирующиеся в Роте (Испания) эсминцы УРО ВМС США типа Arleigh Burke, оснащённые многофункциональной боевой информационно-управляющей системой AEGIS и несущие зенитные управляемые ракеты Standard-3;
- развёрнутую в турецком населённом пункте Кюреджик РЛС передового базирования AN/TPY-2, задействуемая в интересах ПРО НАТО;
- два наземных противоракетных комплекса Aegis Ashore. Первый из них был развёрнут в Румынии (Девеселу), а второй, к 2022 году ещё не поставленный на боевое дежурство, - в Польше.
Управление силами и средствами ПРО НАТО также осуществляется по линии верховного главнокомандующего объединёнными вооружёнными силами альянса - командующий объединёнными ВВС.

То обстоятельство, что система противоракетной обороны НАТО есть продукт исключительно американского ВПК, устраивало в Европе далеко не всех. Поэтому в 2019 году Париж запустил международный проект TWISTER (Timely Warning and Interception with Space-based TheatER surveillance), в котором вместе с Францией принимают участие Италия, Нидерланды, Испания и Финляндия. TWISTER предполагал создание специализированных спутников системы предупреждения о ракетном нападении, а также противоракет европейского производства, способных размещаться на наземных и морских платформах.
Спасение утопающих - дело рук самих утопающих
Практика систематического огневого поражения ВС РФ критической инфраструктуры ВСУ в ходе специальной военной операции была проанализирована профильными специалистами НАТО, после чего те пришли к неутешительному выводу: текущее состояние ПВО/ПРО альянса «не отвечает современным вызовам».
На мадридском саммите НАТО в июне 2022 года, с учётом опыта СВО ВС РФ на Украине, развитие ПВО/ПРО в Европейской зоне, и, в первую очередь, усиление наземной компоненты этой обороны, было признано одним из приоритетных направлений совершенствования потенциала объединённых вооружённых сил альянса. Большое значение при этом придавалось увеличению национальных вкладов союзников в усиление ПВО/ПРО НАТО.
Тут необходимо пояснить, что стремление США «оптимизировать», а точнее, минимизировать свои ресурсы, задействованные в обеспечении обороноспособности европейских государств - членов НАТО, проявилось ещё в первое президентство Трампа, когда Дональд Фредович потребовал от всех стран - участниц Североатлантического альянса немедленно довести свои оборонные расходы до 2% ВВП. Также довольно быстро происходило перенацеливание Вашингтоном своих ресурсов с противостояния России на сдерживание КНР, окончательно оформившееся 15 сентября 2021 года посредством создания антикитайского военно-политического блока AUKUS в составе Австралии, Великобритании и США. Словом, летом 2022-го у европейцев уже имелось понимание, что «спасение утопающих - это дело рук самих утопающих» и наращивать потенциал ПВО/ПРО НАТО в Европейской зоне в условиях полыхающей на украинском ТВД прокси-войны Запада с Россией им придётся самим, а не за счёт ресурсов Соединённых Штатов.
Собственно, основное направление работ было понятно - используя уже имеющиеся компоненты объединённой ПВО/ПРО НАТО как некую «несущую конструкцию», «подпереть» и усилить её большим количеством новых зенитных ракетных комплексов.

Отталкиваясь от этого вывода, 29 августа 2022 года канцлер Германии Олаф Шольц озвучил инициативу по укреплению ПВО европейских стран НАТО, получившую название ESSI - сокращение от European Sky Shield Initiative («Инициатива Европейский Небесный Щит»). ESSI подразумевала закупку странами Европы стандартизированных систем противовоздушной обороны трёх категорий:
- ЗРК малого и среднего радиуса действия IRIS-T производства ФРГ или NASAMS производства США и Норвегии;
- ЗРК среднего-дальнего радиуса действия MIM-104 Patriot PAC-3 производства США;
- комплекс ПРО дальнего радиуса действия «Хец-3», он же Arrow 3, производства Израиля и США.
Предполагалось, что страны-участницы ESSI будут совместно приобретать перечисленные системы ПВО, и это позволит сэкономить финансы, а также время на реализацию «Инициативы Европейский Небесный Щит».
«Хотели как лучше, а получилось…»
Дальше получилось в точном соответствии со знаменитым афоризмом Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
На первой стадии - «хотели как лучше» - 13 октября 2022-го к ESSI присоединились Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Латвия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Чехия и Эстония. Европейские политики и военные радостно пожимали друг другу руки и строили грандиозные планы.
Затем, примерно с лета 2023-го, стартовала стадия «как всегда»: к ESSI присоединились Австрия и Швейцария, и уже готова была присоединиться Польша, но… не успела, т.к. в Париже обнаружили, что в число стандартизированных систем ESSI не попал франко-итальянский ЗРК средней дальности SAMP/T, во многом являвшийся прямым конкурентом «Пэтриота», а ещё ESSI мог поглотить те суммы, которые французы и итальянцы надеялись получить от ЕС и освоить в рамках реализации проекта TWISTER.
Французский президент Эмманюэль Макрон тут же выразил недовольство тем, что «Инициатива Европейский Небесный Щит» основывается не только на европейских, но и на американских и израильских разработках, после чего Франция, Италия, Испания и примкнувшая к ним Польша отказались участвовать в ESSI.
Начались разброд и шатание, в ходе которых Греция и Турция после долгих раздумий решили всё же примкнуть к «Европейскому Небесному Щиту», а вот уломать Францию и Ко сделать то же самое ни у руководства НАТО, ни лично у Шольца не получилось. Зато Польша, уяснившая, что Франция, Италия и Испания не горят желанием оплачивать закупку для поляков современных ЗРК, в апреле 2024-го решила сбежать от этой скупой троицы и повторно озвучила намерение присоединиться к ESSI, в рамках которой уже шло заключение контрактов на приобретение европейскими странами систем ПВО «в складчину».

Правда, этот процесс контрактации шёл столь неспешно (внутри ESSI продолжались постоянные споры участников по вопросам, кто, сколько и за кого платит), что в начале июня 2025-го Североатлантический совет даже вынужден был прикрикнуть на участников инициативы, дабы те шевелились быстрее. По следам данного события американское информагентство Bloomberg со ссылкой на осведомлённые источники сообщило, что НАТО настоятельно рекомендовало странам Европы увеличить свою наземную группировку сил и средств ПВО в пять раз. Ну а 9 июня генсек Североатлантического альянса Марк Рютте, как мы уже знаем, стал настаивать на увеличении возможностей ПВО и ПРО НАТО на 400%. В совокупности эти факты указывали на то, что реализация ESSI продвигалась крайне медленно, а имевшийся на текущий момент у армий европейских стран НАТО потенциал противовоздушной/противоракетной обороны не соответствовал даже минимальной достаточности.
Без американцев - никуда!
В европейских СМИ можно прочитать, что реализация «Инициативы Европейский Небесный Щит» позволит Европе стать полностью независимой от США в части организации ПВО и ПРО. Конечно, это не так.
Во-первых, эксплуатация европейцами таких систем, как NASAMS, MIM-104 Patriot PAC-3 и Arrow 3, без разрешения/участия/помощи Штатов невозможна.
Во-вторых, мало иметь ЗРК и зенитные управляемые ракеты к ним. Для создания эффективной ПВО ЗРК должны дополняться системами обнаружения/целеуказания и автоматизированного управления. Подобные системы в Европе есть. Но работают они только в общем контуре объединённой интегрированной системы ПВО/ПРО НАТО, т.е. под контролем США, да ещё и используют компоненты американского производства.
Вывод? С течением времени страны-участники ESSI действительно могут существенно усилить свой потенциал в части противовоздушной и противоракетной обороны. Но при этом без США система ПВО/ПРО европейских государств не сможет функционировать как общеевропейская система.