Как AUKUSнется, так и откликнется
«Это удар ножом в спину!» - так министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан назвал решение правительства Австралии отказаться от контракта на строительство 12 подводных лодок, подписанный в 2016 году с французской компанией Naval Group.
Во Франции его называли «контрактом века». Стоимостью в 56 миллиардов евро и рассчитанный на 50 лет - это был крупнейший заказ для французской военной промышленности и предмет её особой гордости.
Принимая 15 июня этого года в Елисейском дворце премьер-министра Австралии Скотта Моррисона, президент Эммануэль Макрон назвал контракт на строительство подводных лодок для Австралии «основой партнёрства и доверительных отношений между двумя странами». «Эта программа, основанная на передаче ноу-хау и технологий, свяжет нас на предстоящие десятилетия», - подчёркивал президент Макрон.
Ровно через три месяца от доверительных отношений не осталось и следа. 15 сентября Австралия, Великобритания и США сообщили о создании стратегического партнёрства в сфере безопасности AUKUS, сосредоточенного на Индо-Тихоокеанском регионе.
И первый же проект в рамках нового партнёрства, о котором было объявлено, - строительство для Австралии 8 ядерных подводных лодок по американской технологии, вместо 12 французских дизель-электрических субмарин. «Изменился не наш подход, изменились наши потребности», - объяснил своё решение премьер-министр Австралии.
Такого коварства Париж явно не ожидал. Его не только не пригласили поучаствовать в стратегическом партнёрстве, но даже не удосужились известить о его создании.
И это при том, что на французских заморских территориях, Реюньоне и Майотте в Индийском океане, Новой Каледонии и Французской Полинезии в Тихом проживают два миллиона граждан Пятой Республики и расквартированы семь тысяч военнослужащих.
Так что выбор Канберрой приоритетного сотрудничества с США - удар не только по французскому военно-промышленному комплексу (в конце концов из 56-миллиардного контракта на долю Naval Group приходилось только 8 миллиардов евро), но и по всей тщательно выстраивавшейся в последние годы политике Франции в Индо-Тихоокеанском регионе, направленной на дистанцирование от американо-китайской напряжённости в отношениях.
США далеко не в первый раз принимают решения, не оглядываясь на своих западноевропейских союзников. Достаточно вспомнить начатую ими в 2003 году войну в Ираке, или поспешный вывод войск из Афганистана. Но на этот раз Европа может обидеться всерьёз. Как сообщил официальный представитель главы дипломатии ЕС Жозепа Борреля, Евросоюз даже не был заранее проинформирован о создании нового альянса AUKUS.
Такое поведение союзника заставило главу французского МИД раздражённо заявить: «Это одностороннее, жёсткое, непредсказуемое решение очень похоже на то, что делал господин Трамп».
Прочитано в El Pais
«Великий союз, заключённый Байденом в Тихом океане, усугубляет столкновение с Китаем»
«Стратегический союз Соединённых Штатов, Соединённого Королевства и Австралии , чтобы обуздать китайский экспансионизм между восточным побережьем Африки и восточной части Тихого океана, нарушил международные отношения.
Окончательное освящение «англосферы». Следы зарождающегося неоколониализма, чтобы противодействовать имперской мечте о Новом "шёлковом пути". А также необратимое завершение Брексита благодаря укреплению трансатлантических отношений, которые явно не в интересах Европы.
Есть много возможных прочтений объявления трёхстороннего союза Соединённых Штатов, Соединённого Королевства и Австралии для противодействия силе Китая в Тихом океане, и все они верны. Произошедший государственный переворот с завуалированной ядерной угрозой значительно изменил региональный статус-кво».
Джо Байден попытался подсластить пилюлю, заявив, что Париж останется «ключевым партнёром» в «альянсе, который укрепляет процветание и безопасность» в Индо-Тихоокеанском регионе. А премьер-министр Австралии высказал надежду, что отношения с Францией продолжатся и после того, «что стало для неё трудным и разочаровывающим решением».
«Но моя роль как премьер-министра заключается в том, чтобы действовать наилучшим образом для защиты интересов нашей национальной безопасности. Я знаю, что Франция сделала бы то же самое, и в конце концов мы будем поняты», - добавил Скотт Моррисон.
И он в чём-то прав. Ведь именно так повела себя Франция в 2015 году, неожиданно разорвав контракт на поставку России двух вертолётоносцев «Мистраль».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.