В других СМИ
Загрузка...
Авиаторы Сикорский, Геннер и Каульбарс (справа налево) на борту самолёта «Русский витязь», 1913 год.

Самолёты Сикорского: как поднимали в небо «Илью Муромца»

Россия на всем протяжении Первой мировой войны была единственной среди союзников и противников державой, которая подняла в воздух тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик собственной конструкции, имевший мощнейшее вооружение, приличную скорость, непревзойденную бомбовую загрузку и живучесть, а кроме того способность осуществлять глубокую разведку и бомбардировку тыла врага, выполнять дневные и продолжительные ночные полёты
22 декабря 2019, 06:01
Реклама
Самолёты Сикорского: как поднимали в небо «Илью Муромца»
© wikipedia.org
Авиаторы Сикорский, Геннер и Каульбарс (справа налево) на борту самолёта «Русский витязь», 1913 год.

В январе 1917 года в Петрограде собралась конференция стран Антанты. Францию представляли министр колоний Поль Думерг, французский посол в Петрограде Жорж-Морис Палеолог и генерал Ноэль де Кастельно; Англию - член кабинета министров и военного совета Мильнер, британский посол Джордж Уильям Бьюкенен, полномочный министр лорд Ревельсток и генерал Вильсон; Италию - член кабинета министров сенатор Шалойя, итальянский посол Карлотти ди Рипарбелла и генерал Руджери-Ладерки; Румынию - председатель румынского совета министров Братиано.

Союзники были уверены в победе над Германией

Столь высокий статус участников свидетельствовал об исключительной важности конференции, созванной для выработки общего плана военных действий против Четверного союза, а также решения дипломатических вопросов, связанных с будущими изменениями политической карты мира.

Справка

Со стороны России в работе конференции принимали участие министры - иностранных дел, военный, морской, финансов, торговли и промышленности, а также управляющий министерством путей сообщения. Представители армии и флота -  генерал-инспектор артиллерии при Верховном Главнокомандующем Великий князь Сергей Михайлович, и.о. (и.д.) начальника штаба Верховного Главнокомандующего генерал от кавалерии  В.И. Гурко, начальник морского штаба при Верховном Главнокомандующем адмирал А.И. Русин, а также члены Государственного Совета - С.Д. Сазонов и А.А. Нератов. Председательствовал министр иностранных дел Покровский, а управление делами конференции было возложено на товарища министра финансов  С.А. Шателена.

Как отмечалось в документах, главы союзных делегаций «единодушно указывали на необходимость установления полного между союзниками единства действий в целях доведения войны до успешного конца и завершения её миром, но не на таких условиях, которым союзники вынуждены были бы подчиниться, а на условиях, которые они сами властно предъявят врагу».

В победе Антанты не было сомнений, хотя для её достижения ещё требовалось приложить немало усилий. В этом смысле уместно провести параллель с Тегеранской конференцией 1943 года, когда поражение Германии стало очевидным, но враг затянул с капитуляцией до мая 1945 года.

Подробное исследование Петроградской конференции займёт, по меньшей мере, несколько монографий, поэтому в статье остановлюсь лишь на одном частном, но, тем не менее, весьма красноречивом моменте.

Технологическое сотрудничество России и западных союзников

Во время подготовки к Петроградской конференции генерал В.И. Гурко обратился к Николаю Второму за разрешением передать союзникам технологии производства самолётов Сикорского типа «Илья Муромец». Обосновывая просьбу, генерал отмечал, что «в области технических изобретений, имеющих, несомненно, большое военное значение, есть два изобретения, в отношении которых отчасти в области идеи (Кегресс), а отчасти в отношении фактического осуществления (Сикорский) Россия стоит впереди своих союзников».

Ответ царя на прошение В.И. Гурко зафиксирован документально: «Собственною Его Императорского Величества рукою написано "Согласен, а также и на всякие другие изобретения, могущие впредь появиться"».

Почему государь император согласился предоставить иностранцам столь высокие технологии, и более того, дал разрешение передавать сведения о будущих отечественных разработках?

Ответы на эти вопросы даёт В.И. Гурко. Дело в том, что Англия и, особенно,  Франция в ходе войны уже неоднократно делились своими техническими секретами с Россией, и пришло время сделать ответный жест.

«Если Англия в этом отношении была значительно более сдержанной и знакомила нас лишь с теми видами различных машин, имеющих военное значение, которые у них уже применялись на фронте, то Франция не только охотно шла нам навстречу, немедленно давая нам образцы тех экземпляров технического снабжения (аэропланы, мины и пр.), которые она собиралась ввести на снабжение своей армии, но даже сообщала идеи в этой области, ещё не получившие осуществления», - сообщает генерал Гурко.

Справка

Между союзниками был налажен обмен технической информацией, а Россия действительно превосходила Англию и Францию в сфере производства многомоторных самолётов, и дальнейшее развитие отечественной авиации шло быстрым темпом.

Становление гения авиации

Разумеется, авиастроение в нашей стране началось ещё до войны. И первый в мире тяжёлый бомбардировщик «Илья Муромец» вырос из проекта пассажирского самолёта.

Справка

Создатель «Ильи Муромца» - Игорь Сикорский родился в 1889 году в семье Ивана Сикорского и Марии Темрюк-Черкасовой. Отец многие годы трудился на благо России, давал бесплатные консультации в лечебнице для больных детей, был председателем Комитета помощи студентам, возглавлял Юго-Западное Общество трезвости, написал ряд научных работ, посвящённых борьбе с алкоголизмом. Профессор Сикорский собрал колоссальную библиотеку медицинской литературы, которую впоследствии завещал Киевскому университету. Мать будущего конструктора имела медицинское образование. Она посвятила себя семье.

Игорь Сикорский учился в киевской гимназии, потом поступил в Морской корпус в Петербурге, в 1906 году окончил общий курс и уехал во Францию, где некоторое время посещал техническую школу. Вернувшись в Россию в 1907 году, поступил в Киевский политехнический институт.

Игорь обратил внимание на достижения Цепеллина, создавшего свои знаменитые дирижабли, и всерьёз заинтересовался возможностями полётов. И вот в 1909 году Сикорский отправился в мировой авиационный центр - Париж, с целью собрать информацию о самолётостроении. Там Сикорский знакомится с известным авиатором Фербером, уже создавшим самолёт собственной конструкции. 

Справка

Интерес И. Сикорского к авиации поддержал создатель отечественной научной авиационной школы, член-корреспондент императорской Академии наук, всемирно известный Николай Жуковский.  Игорь, тогда ещё совсем молодой студент, находился с ним в переписке. А уже в 1910 году Сикорский вместе со своим товарищем - Былинкиным построил самолёт, поднявшийся в воздух.

На успехи конструктора обратили внимание военные, предложившие Сикорскому принять участие в манёврах. Шёл 1911-й год, 22-летний авиатор сам управлял аэропланом и справился с задачами в рамках учений. На этот факт обратил внимание Николай Второй. Император встретился с молодым инженером и лично с ним побеседовал.

В дальнейшем Сикорский на своём самолёте успешно участвовал в авиационных конкурсах, побеждая именитых пилотов. Вся страна узнала его имя. В России появился новый одарённый авиатор, создавший машину, не только не уступающую лучшим мировым образцам, но и нередко побеждающий лётчиков, управлявших иностранными аэропланами. А в 1912 году Сикорский стал главным конструктором авиационного отдела акционерного общества «Русско-Балтийский вагонный завод».

Высокую должность ему предложил председатель совета директоров М.В. Шидловский - успешный бизнесмен, крупный организатор производства. С его именем связано развитие российского моторостроения, начало автомобилизации России, создание первых в мире тяжёлых бомбардировщиков и многое другое.

Справка

Сын помещика, бывший морской офицер, Михаил Владимирович Шидловский в годы Первой мировой вернулся на военную службу, стал первым в нашей стране генералом авиации и успешно руководил действиями бомбардировочной эскадры.

Сейчас авиалайнеры воспринимаются, как нечто повседневное, прочно вошедшее в нашу жизнь, но в начале XX века многие видные специалисты скептически относились к идее постройки большого самолёта. Интересно, что великий Менделеев в последние годы жизни считал, что вряд ли в обозримом будущем появится аэроплан, пригодный для пассажирских перевозок. Конечно, Менделеев не был авиаконструктором, хотя, помимо химии, прекрасно разбирался в математике, но идея тяжёлого самолёта считалась нереальной и среди ряда экспертов по воздухоплаванию.

Россия - основоположник военно-транспортной авиации

Однако, невзирая на мнение скептиков, Сикорский стал первопроходцем в новой, доселе невиданной сфере. Свой проект он представил Шидловскому и, несмотря на то, что реализация идеи была очень дорогостоящей и сопряжённой с огромными техническими сложностями, Шидловский поддержал работу по созданию аэроплана с беспрецедентной грузоподъёмностью.

Справка

Весной 1913 года машина была готова. Она обладала впечатляющими характеристиками: размах крыла - 27 м, вес - свыше 3 т, четыре двигателя по 100 лошадиных сил каждый. Ни в одной стране мира ещё не делали ничего подобного. Самолёт назвали «Грандом», а спустя некоторое время переименовали в «Русского витязя».

Испытания аэроплана прошли успешно, и вновь Николай Второй решил встретиться с конструктором. Император поднялся на борт, а потом стал задавать конструктору вопросы, удивившие Сикорского высоким уровнем инженерной компетенции.

Справка

Ещё будучи наследником престола, Николай получил военно-техническое образование. Лучшие профессионалы империи учили будущего самодержца военной тактике, фортификации, геодезии и топографии. Химию преподавал великий Бекетов, военную статистику - генерал Обручев, боевую подготовку войск - генерал Драгомиров, стратегию - генерал Леер, артиллерийские науки - генерал Демьяненков, военное администрирование - генерал Лобко.

Очевидно, что Николай Второй фактически получил диплом военного инженера и его квалификация позволяла ему вести беседу с гениальным конструктором отнюдь не о балах или погоде.

Как обстояло дело за рубежом

Критики российского гения любят подчёркивать, что на отечественном самолёте-великане стояли-де немецкие силовые установки. Однако на этот факт можно посмотреть и по-другому: даже имея соответствующий двигатель, Германия отстала от России в создании тяжёлого бомбардировщика. Заключение содержится в анализе авторства В.И. Гурко: в конце 1916 г. многомоторные немецкие самолёты «были технически очень несовершенны, будучи неповоротливыми», «с малой скоростью и грузоподъёмностью».

Рассуждая о союзниках, приведу цитату из книги Катышева и Михеева «Крылья Сикорского».

«Если говорить о других странах, то не только соединений тяжёлых кораблей, а к началу войны и самолётов, подобных "Муромцу", у них не было. Самый первый "иностранец" из этой когорты был "Капрони" (Ка-32). Он стал поступать в войска только с августа 1915 г.».

…Годный для боевого применения четырёхмоторный бомбардировщик англичанам удалось построить только в 1918 г. Принять участие в боевых действиях он уже не успел. Не успели наладить до конца войны серийное производство тяжёлых бомбардировщиков и французы. Они так и были вынуждены строить по лицензии трёхмоторный «Капрони». Американцы, как и англичане, только в 1918 г. наладили серийное производство четырёхмоторных самолетов.

Как поднимали в небо первый российский бомбардировщик

Производство силовых установок для «Ильи Муромца» началось в России во время войны. Для того чтобы полностью решить «моторный вопрос», началось создание большого авиамоторного завода в Рыбинске.

В 1916 году руководство нашей страны приняло решение развернуть около Херсона авиационный научно-промышленный комплекс. В нём планировалось построить два серийных завода (двигатели и самолёты) и один опытный завод для реализации новых проектов. Там же должны были начать работу вуз и авиашкола, специальный аэродром для экспериментальных самолётов и лаборатория с аэродинамической трубой, способной исследовать аппараты натуральной величины.

Справка

В 1916 году в Петрограде создавался Русско-Балтийский моторный завод, в Ярославле возводилось сразу два самолётостроительных завода, ещё один - в Таганроге, «Авиаприбор» - в Москве, завод РБВЗ - в Филях.  Это далеко не весь перечень предприятий, которые должны были дать продукцию в ближайшем будущем.

Увы, две революции - Февраль и Октябрь - крайне отрицательно отразились на этом успешно продвигавшемся проекте, как, собственно, и на авиастроении в целом.

Хаос в экономике, развал фронта, Гражданская война надолго затормозили развитие российской авиации.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама