Первый в мире бомбардировщик был сделан в России
© russkije.lv
Первый в мире бомбардировщик сделан в России.

Первый в мире бомбардировщик был сделан в России

Авиационная промышленность и авиация в России с Первой мировой войны до сегодняшнего дня страдала от одного и того же
Реклама
Первый в мире бомбардировщик был сделан в России
© russkije.lv
Первый в мире бомбардировщик сделан в России.
Читайте нас на: 

Снайперы бомбометания

Бомбометание с самолёта в те годы производилось вручную. На двухместном самолёте находились пилот и лётчик-наблюдатель, в боевые функции которого входило, в частности, и осуществление бомбометания. При этом лётчик-наблюдатель брал в руки небольшую бомбу (в его кабине их обычно помещалось несколько штук) и, по возможности прицельно, бросал её за борт. Таким же образом он сбрасывал (просто высыпал из ящика) остроконечные стальные «стрелы» - по-своему страшное оружие тех лет: такая «стрела», размером с карандаш или авторучку, падая с высоты 150-200 метров, способна была пробить насквозь всадника вместе с лошадью.

Подобный способ бомбардировки был малоэффективен и не очень удобен. К примеру, 25 августа 1914 г. в районе Равы-Русской наш знаменитый лётчик П.Н. Нестеров вместе с лётчиком-наблюдателем Титовым совершили одну из первых в той войне бомбардировок. Титов сбросил с пилотируемого П.Н. Нестеровым аэроплана две (sic!) специально для того приспособленные трёхдюймовые артиллерийские гранаты. Обе они разорвались в центре площади, занятой вражескими обозами. Несмотря на кажущуюся незначительность удара, атака была признана эффективной!

Пётр Николаевич Нестеровов.
© Фото из архива
Пётр Николаевич Нестеровов.

На следующий день Пётр Николаевич на своём «Моране» совершит первый в истории авиации воздушный таран. Австрийский «Альбатрос» будет сбит, его экипаж (пилот лейтенант барон Фридрих Розенталь и лётчик-наблюдатель унтер-офицер Франц Малина) погибнут, но погибнет и командир XI корпусного авиаотряда штабс-капитан Пётр Николаевич Нестеров…

Что и говорить, две трёхдюймовые гранаты - не тот бомбовый груз, с которым можно было бы нанести серьёзный удар по врагу, хотя и в годы Великой Отечественной войны с тихоходного биплана По-2 (У-2) бомбы сбрасывались таким же образом, а эффект от таких ударов бывал весьма значительным.

«Русский витязь», он же - «Илья Муромец»

За год до войны, 13 мая 1913 г., в воздух поднялся собранный в цехах Русско-Балтийского завода первый в мире четырёхмоторный самолёт. Этот гигант, главным конструктором которого был Игорь Иванович Сикорский, получил название «Русский витязь». Появление такой машины было явлением столь значительным, что с самолётом невиданных размеров пожелал ознакомиться сам государь. Чтобы представить императору это достижение отечественной технической мысли, И.И. Сикорский вылетел на «Русском витязе» в «благословенное Красное Село», где происходил высочайший смотр войск Санкт-Петербургского военного округа. Николай II внимательно осмотрел гигантский аэроплан. Подивиться было чему: размах крыльев - 27 м, длина фюзеляжа - 20 м, несущая площадь - 120 кв. м, собственный вес - 3.000 кг, вес с нагрузкой - 3.400 кг. Государь изволил подняться по лестнице на открытую площадку, находившуюся в носовой части самолёта, зашёл в кабину, поздравив молодого инженера с успехом, император подарил ему на память хронометр, который И.И. Сикорский, говорят, хранил всю жизнь.

Николай II изволил подняться по лестнице на открытую площадку, находившуюся в носовой части самолёта.
© wikimedia.org
Николай II изволил подняться по лестнице на открытую площадку, находившуюся в носовой части самолёта.

«Русский витязь» был доработан и на его основе создан новый воздушный богатырь - четырёхмоторный «Илья Муромец». Размах крыльев у него стал 34,5 м, площадь несущих поверхностей - 182 кв. м, расстояние между нижним и верхним крылом - 2,5 м. Масса самолёта без нагрузки составляла 3.500 кг, а полётная масса (в зависимости от модификации) составляла от 5 до 7,5 тонны. Внутренняя конструкция самолёта поражала ничуть не меньше, чем его внушительные габариты. Так, кроме каюты пилота на борту были гостиная, спальня и, pardon, уборная, что немаловажно, если учесть, что при полной нагрузке самолёт был способен держаться в воздухе до пяти часов.

Заметка на полях

Интимная, но по-своему характерная деталь: следующим отечественным боевым самолётом, оснащённым бортовым туалетом, станет нынешний флагман дальней бомбардировочной авиации России стратегический ракетоносец Ту-160, переданный в войска весной 1987 г.

Вчера и сегодня

Новая машина, казалось бы, произвела на военное ведомство сильное впечатление. Ещё бы! В бомбардировочном варианте «Илья Муромец» нёс на себе (на внутренней подвеске, что не нарушало аэродинамики самолёта) 800 кг бомб и развивал при этом солидную по тем временам скорость - до 135 км/час, поднимаясь при этом на высоту до 4 тысяч метров. На его борту для защиты от истребителей противника устанавливались восемь пулемётов и одна пушка. Бомбовоз оказался удивительно живучим - за всю войну немцам удалось сбить один-единственный самолёт.

В бомбардировочном варианте «Илья Муромец» нёс на себе (на внутренней подвеске, что не нарушало аэродинамики самолёта) 800 кг .
© wikimedia.org
В бомбардировочном варианте «Илья Муромец» нёс на себе (на внутренней подвеске, что не нарушало аэродинамики самолёта) 800 кг .

Но не всё в судьбе «Муромца» было просто. Отечественные промышленники, будучи обычными частными предпринимателями, думали в первую очередь о своей прибыли. А «Илья Муромец», как продукт, был очень высокотехнологичен и даже для тех лет довольно дорог - 150 тысяч рублей. Ну и что, что это уникальная модель? Ну и что, что это первый в мире бомбардировщик, к тому же с весьма комфортабельным салоном (помещения отапливались отработанными газами двигателей)? Ну и что, что на нём установлен целый ряд мировых рекордов, главный - рекорд грузоподъёмности: 1.280 кг груза, 16 пассажиров и одна собака («прабабушка» Лайки, Белки и Стрелки!). В производстве он сложен - это главное. И заказов на него нет. Да и И.И. Сикорский не сразу стал тем удачливым бизнесменом, каким его знают в американский период его жизни, - ему не хватало гибкости, он не умел кланяться тогдашним финансовым тузам.

Всё встало на свои места, только когда клюнул жареный петух: накануне войны и сразу после её начала военные заказали сначала десять «Муромцев», потом ещё 32, потом - ещё. Были сформированы эскадры воздушных кораблей (как звучит!), в которых воевало более 80 машин.

«Муромец»: подобного ему не было

А что же враг?

12 сентября 1916 г. был сбит тот самый единственный «Муромец». Легендарный русский лётчик - генерал-майор В.М. Ткачёв так описывает тот бой: «…"Илья Муромец XVI", углубившись в тыл неприятеля, был встречен и атакован 7 "Фоккерами". Завязался жестокий бой, во время которого разрывными и зажигательными пулями трёх немецких истребителей на "Муромце" был взорван бак с бензином, и корабль, объятый пламенем, упал на неприятельскую территорию недалеко от с. Крево (полоса Западного фронта, - А.Л.). На нём погибли: командир корабля военный лётчик поручик Д.Д. Макшеев, его помощник военный лётчик поручик М.А. Рахмин, артиллерийский офицер поручик Гаибов и корнет Карпов. В перехваченном немецком радио по этому поводу говорилось: "Наконец нам удалось сбить большой русский четырёхмоторный аэроплан, хотя это и стоило 3 наших аэропланов"».

12 сентября 1916 г. был сбит тот самый единственный «Муромец».
© naukatehnika.com
12 сентября 1916 г. был сбит тот самый единственный «Муромец».

Доставшийся им трофей немцы внимательно изучили. На заводе фирмы «Сименс-Шуккерт» (когда-то «Сименс» выпускал и самолёты) была построена точная копия русского бомбардировщика. Но создать что-то подобное «Илье Муромцу» сумеречный германский гений так и не смог.

«Муромцы» с честью прошли Первую мировую войну, повоевали на Гражданской и уже в двадцатых служили военлётам молодой советской республики.

В 1915 г. отечественная промышленность поставила в армию 772 самолёта, из них 18 - бомбардировщики «Илья Муромец»; во Франции было закуплено 208 машин (по другим данным, - 250).

Сравним с противником и союзниками. Германия имела 232 самолёта в 34 авиаотрядах. Во Франции было 138 самолётов, а ведь Франция в ту пору имела самое мощное авиационное производство - достаточно вспомнить такие уже упоминавшиеся нами марки аэропланов, как «Фарман» (Farman), «Блерио» (Blériot), «Ньюпор» (Nieuport). В Англии большинство самолётов находилось не в армии, а в частных руках, и на всю Британию было всего 250 аэропланов всех типов, из них в армии было только 30 самолётов. Столько же - 30 самолётов  было в итальянской армии, в австро-венгерской было 65 машин.

К 1916 г. наметилось отставание русской авиации по числу машин: 360 - у России, 783 - у Франции и 1.600 - у Германии. Для устранения этого отставания на отечественных заводах был размещён крупный заказ на производство самолётов, всего на 1.472 аппарата: на заводе Лебедева - на 410 машин, Щетинина - 280, «Дукс» - 420, Анатра - 235, Слюсаренко - 102 и Терещенко - 25. К концу года было изготовлено 1.384 самолёта и 1.398 моторов.

Сборка аэропланов «Блерио» на авиазаводе ПРТВ.
© airaces.ru
Сборка аэропланов «Блерио» на авиазаводе ПРТВ.

В это время в составе действующей армии находилось 12 авиадивизионов, 15 армейских, 64 корпусных, 3 крепостных и 12 истребительных авиаотрядов и один специальный авиаотряд - для охраны Ставки, всего  774 самолёта.

За период 1917 г. - нач. 1918 г. командование предполагало запросить у тыла 10.065 аэропланов, из них учебных - 485, истребителей - 4.214, «Муромцев» - 120, для армейских авиаотрядов - 895, для корпусных - 4.351.

Кроме того, предполагалось заложить в Херсоне большой казённый завод мощностью до 200 самолётов и моторов в год. Завод должен был стать не только производственной, но и опытно-конструкторской базой отечественной авиации.

Россию авиацией обеспечила империя, а не союзники

На момент прихода к власти большевиков в России было 1.109 боевых самолётов, а поставщики-союзники свои контрактные обязательства не выполнили: из 1.153 заказанных самолётов они поставили только 148.

Не хуже был укомплектован и воздухоплавательный парк Русской армии. Накануне войны в России были изготовлены дирижабли полужёсткого типа «Голубь», «Сокол», «Ястреб», «Кобчик» и «Микст», велись работы по созданию дирижабля «Кречет». Во Франции были приобретены дирижабли «Беркут», «Лебедь» и чуть позже - «Коршун»; в Германии (как ни странно) был закуплен мягкий дирижабль «Парсеваль», переименованный в «Гриф» (объём - 7.600 куб. м). Непосредственно перед войной в России на Ижорском заводе были построены крупные дирижабли «Альбатрос» (9.600 куб. м) и «Гигант» (20.000 куб. м). Тогда же было начато строительство ещё более крупного дирижабля -  «Воздушный крейсер» (32.000 куб. м), но его строительство не было закончено. Так же за границей были куплены дирижабли «Парсеваль XIV» («Буревестник») и «Кондор».

Таким образом, следует признать, что русская авиационная промышленность в годы Первой мировой войны, хоть и испытывала ряд вполне объективных трудностей, но честно и упорно работала над обеспечением действующей армии летательными аппаратами всех типов.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама