В других СМИ
Загрузка...
САУ «Коалиция-СВ» и Caesar 8x8: российский «дальнобой» против незаметного «француза»
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
САУ «Коалиция-СВ» и Caesar 8x8: российский «дальнобой» против незаметного «француза»

САУ «Коалиция-СВ» и Caesar 8x8: российский «дальнобой» против незаметного «француза»

Новая французская самоходная артиллерийская установка отличается эксплуатационной гибкостью, в то время как российский аналог превосходит всех своих конкурентов в дальности стрельбы
06 декабря 2019, 06:12
Реклама
САУ «Коалиция-СВ» и Caesar 8x8: российский «дальнобой» против незаметного «француза»
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
САУ «Коалиция-СВ» и Caesar 8x8: российский «дальнобой» против незаметного «француза»

Министерство обороны Дании сообщило, что на шведском полигоне в Карлслога прошли первые стрельбы самоходной 155-мм гаубицы CAESAR 8×8 для датской армии. Эта установка разработана французской компанией Nexter совместно с чешской компанией Tatra. Известно, что новая САУ находится на вооружении ещё четырёх стран: Франции, Саудовской Аравии, Индонезии и Таиланда. В 2017 году Дания заказала 15 таких гаубиц, а в этом году законтрактовала ещё четыре.

Первые образцы новой гаубицы появились в 1994 году. Изначально 155-мм пушка была выполнена в варианте буксируемого орудия под названием TRF1. «Цезарь» является самоходной версией орудия. Орудие устанавливалось на шестиосные платформы Unimog 6×6 или Renault 6×6. Использование этих моделей шасси было обусловлено необходимостью транспортировки установки с помощью транспортного самолёта C-130. Однако эта совместимость сыграла злую шутку. Проблема заключалась в том, что габариты самолёта ограничивали максимальный перевозимый боезапас орудия, накладывали ограничение на бронирование и механизмы полуавтоматического заряжания. Из-за этого страдала боевая эффективность «Цезаря».

В стремлении расширить боевые возможности своего орудия французы обратились к чешской компании Tatra  с просьбой разработать шасси, без оглядки на необходимость совмещения установки с C-140. Новое шасси 8x8, мощностью 410 л.с. лишено вышеупомянутых недостатков и стало максимально «гибким». Так как Caesar нацелен в первую очередь на рынок вооружений, то разработчикам была важна возможность адаптировать установку под требования заказчика.

Справка

Tatra является регулярным победителем некоторых сложнейших внедорожных ралли и гонок по всему миру, включая оригинальную гонку Париж - Дакар. Высокая проходимость их машин реализована, в основном, благодаря независимой подвеске с качающимися мостами, соединённой с пневматическими амортизаторами, что позволяет получить феноменальный ход колеса и постоянный контакт с грунтом, а следовательно, и оптимальное сцепление.

Несмотря на повышенный интерес к «Цезарю», вероятность того, что он в скором времени заполонит арсеналы разных стран, крайне мала. Дело в том, что у французской компании достаточно малые производственные мощности, которые не сравнятся с такими гигантами индустрии, как General Dynamics и Rheinmetall. Для наращивания объёмов производства САУ французская компания планирует провести слияние с концернами KMW и KANT.

Российская «Коалиция» против НАТО

Комплекс 2с35 «Коалиция-СВ» можно назвать российским аналогом «Цезаря». В первую очередь, из-за орудия - на 2С38 установлена пушка 2А88, калибра 152 мм. Во многом это орудие схоже как по характеристикам с французским, так  и  по предназначению: «Цезарь» и «Коалиция» созданы для уничтожения бронетехники и живой силы противника, а также разрушения фортификаций. Но во многом устройство установок отличается, и каждая из них имеет свои особенности.

САУ «Коалиция» была создана как своеобразный ответ на лучшие образцы артиллерийского вооружения НАТО. В начале 1990-х годов страны НАТО заключили «Совместный меморандум о баллистике». Данный документ регулировал требования к артиллерийским орудиям. Страны альянса приступили к работам над новыми САУ, а также модификацией уже существующих. Например, Германия выпустила САУ PzH 2000, на базе ранее отменённого проекта PzH 70. Россия также приняла меры по модификации своей артиллерии. В частности, в строй были возвращены САУ «Малка»,  известные как «Пион-М».  Были начаты работы по модернизации гаубицы 2С19 «Мста», принятой на вооружение в 1989 году. После принятия меморандума о баллистике «Мста» начала стремительно отставать по характеристикам, и    было принято решение о производстве модифицированной  версии -                      2С33 «Мста-СМ».

В 2002 году начаты работы по созданию новой САУ, которая смогла достойно конкурировать с натовскими. После долгого периода проектирования в 2013 году первые опытные образцы новейшей установки «Коалиция-СВ» покинули стены Уральского завода транспортного машиностроения, а спустя ещё год была выпущена первая партия из 10 установок.

«"Коалиция-СВ" и "Мста" - системы разного направления. В перспективе "Коалиция" - это машина, которая предназначена для отдельных артиллерийских бригад, то есть специальных артподразделений. А "Мста" постепенно перейдёт в мотострелковые и танковые подразделения, отдельные дивизионы и артполки», - сообщает главный конструктор специального конструкторского бюро «Уралтрансмаш» Валерий Кукис.


«Коалиция» сделана на базе шасси танка Т-90. Орудие разработано специально для «Коалиции», на базе гаубицы Б-4. Среди предлагаемых вариантов также рассматривался вариант установки двуствольного орудия. В ходе испытаний, проводимых с 2004-го по 2005 год, от этой идеи пришлось отказаться: одноствольное орудие показало себя гораздо более надёжным и эффективным.

Стоит отметить, что разрабатывается и колёсная версия под названием «Коалиция-СВ-КШ». В качестве шасси будет использоваться доработанная и усиленная база грузового автомобиля КамАЗ-6560. Боевое отделение останется необитаемым, а экипаж будет располагаться в бронированной кабине.

Впервые мир увидел «Коалицию» на Параде в честь 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. После прохода по Красной площади стало известно, что «Коалиция-СВ» поступит на вооружение Российской армии в 2020 году. Первыми новую САУ опробуют солдаты танковых подразделений, дислоцированных в Западном военном округе.

Издание National Interest отмечает, что «Коалиция-СВ» имеет существенное преимущество  даже над самыми модернизированными вариантами M109 версии PIM, так как по дальности стрельбы основная американская САУ, возможно, существенно уступает «Коалиции-СВ», а дальность стрельбы, по мнению экспертов, является решающим преимуществом в артиллерийской дуэли.

Артиллерия нового поколения

Среди основных преимуществ «Цезаря» эксперты отмечают относительную дешевизну производства. Однако это преимущество влечёт за собой и существенные недостатки. Несмотря на дополнительное бронирование, реализованное в новом шасси, общий уровень защиты всё ещё остаётся достаточно низким. В то время как танковое шасси «Коалиции» гарантирует экипажу уровень защиты, аналогичный Т-90. Само орудие тоже хорошо защищено, в отличие от открытой пушки «француза». Но открытая пушка, а также конструкция, которая позволяет наклонить пушку параллельно земле, делают «Цезаря» более незаметным.

Как ни парадоксально, но скрытность французской САУ перестаёт быть преимуществом из-за слабой проходимости шасси по бездорожью. Разработчики отмечают, что 410-сильный двигатель позволяет развить скорость по шоссе до 80 км/ч. Но так как САУ предназначена для дислокации на огневых позициях вдалеке от поля сражения, желательно в местах, обеспечивающих маскировки - лесах и горах, то возникает необходимость преодоления пересечённой местности. А у «Цезаря» с этим проблемы. В то же время «Коалиция» с лёгкостью преодолевает сложные маршруты - за счёт гусеничного шасси. Мощность двигателя «Коалиции» составляет 1.000 л.с. Несмотря на большую, по сравнению с «Цезарем», мощность, скорость хода установки меньше из-за большой массы - 48 тонн против 30 - и гусеничного шасси.

Орудие «Цезаря» также проигрывает «Коалиции». Дальность стрельбы при использовании реактивных снарядов составляет 42 км. Российская САУ может стрелять на 80 км. Точность попадания на столь далёкие дистанции обеспечивается благодаря специальным управляемым снарядам, которые могут корректировать свой курс и ориентироваться по системе ГЛОНАСС.

Российская установка может перевозить почти в два раза больше снарядов - 70 против 40 у Caesar. Что касается скорострельности, то французская модель может совершать 6-8 выстрелов в минуту. Информация о скорострельности «Коалиции» на данный момент засекречена, однако известно, что артустановка может совершить более 10 выстрелов в минуту.

Важно, что электронные системы, установленные в САУ, действуют по схожему принципу. В «Коалиции» и «Цезаре» реализована система   единого                        взаимодействия. За счёт использования современного оборудования установки могут быть интегрированы в единую систему связи, благодаря которой улучшается взаимодействие с командованием и другими подразделениями. Цифровые каналы связи позволяют оперативно отслеживать ситуацию на местности и выполнять автономный расчёт и корректировку стрельбы. Российская и французская системы следуют общемировому тренду на организацию подразделений бронетехники в единую информационную сеть.

Уже сейчас очевидно, что Caesar 8x8 пал жертвой необходимости адаптации установки под суровые требования. Даже несмотря на то, что отпала необходимость «подгонять» габариты машины под возможность транспортировки с помощью самолёта, разработчики всё равно были вынуждены «срезать углы» и адаптировать своё творение под непредсказуемые пожелания зарубежных заказчиков. Российским конструкторам предоставлена определённая «творческая свобода», ограниченная лишь требованиями Министерства обороны России и необходимостью догнать и перегнать обновлённые самоходки НАТО.

«Коалиции» всё ещё значительно превосходит «француза» в дальности стрельбы, носимом боезапасе и мощности. Мощная пушка останется главным преимуществом российской установки, даже когда на свет появится колёсная версия «Коалиции», которой предстоит гораздо более тесное противостояние с «Цезарем».

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама